СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по биологии для учащихся 6, 7, 8, 9 классов VIII вида

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6-9 классы).

Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым учащимся, об окружающем мире, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии для учащихся 6, 7, 8, 9 классов VIII вида»

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего

образования







Адаптированная рабочая программа

по биологии

для учащихся 6, 7, 8, 9 классов

VIII вида







Cоставитель: Чучалина К.В,

учитель биологии


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6-9 классы).

Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым учащимся, об окружающем мире, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.

Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.

Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством и др.

Основными задачами преподавания биологии являются:

  1. сообщение учащимся знаний об основных элементах нежи­вой природы (воле, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об орга­низме человека и его здоровье);

  2. формирование правильного понимания таких природных яв­лений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жиз­ни растений и животных;

  3. проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, не­обходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

  4. первоначальное ознакомление с приемами выращивания не­которых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома и hi в школьном уголке природы;

  5. привитие навыков, способствующих сохранению и укрепле­нию здоровья человека.

Тематика курса

В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания о неживой природе; продолжает формировать представление о мире, который окружает человека.

Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащими­ся коррекционной школы.

Учащихся невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, кото­рые можно наглядно показать по цветным таблицам.

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленно­сти животных к условиям их жизни.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма челове­ка учащимся сообщаются (сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания).

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.

Межпредметные связи

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей курсов природоведения 5 класса, биологии 6 класса с курсами биологии 7-9 классов, в ходе которых изучались основные знания о неживой природе; формировались представления о мире, который окружает человека, а так же с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределение внимания;

  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия

  4. Коррекция произвольного внимания

  5. Развитие самостоятельности, аккуратности

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Базовый уровень

Минимально-необходимый уровень

6 класс

Учащиеся должны знать:

- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песча­ной и глинистой почвы;

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на при­мере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжа­тие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Учащиеся должны знать:

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на при­мере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжа­тие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

7 класс

Учащиеся должны знать:

- названия некоторых бактерии, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных расте­ний, особенно местных;

- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать пред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папорот­ников, голосеменных);

- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоц­ветных, сложноцветных);

- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме­ры однодольных и двудольных растений;

- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения.

Учащиеся должны знать:

- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных расте­ний, особенно местных;

- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.


Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоц­ветных, сложноцветных);

- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме­ры однодольных и двудольных растений;

- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

различать грибы и растения.


8 класс

Учащийся должны знать:

- основные отличия животных от растений;

признаки сходства и различия между изученными группами животных;

- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

места обитания, образ жизни и поведение тех животных, кото­рые знакомы учащимся;

- названия некоторых наиболее типичных представителей изучен­ных групп животных, особенно тех, которые широко распростране­ны в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельс­кохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагмен­тах, чучелах, живых объектах);

- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жиз­ни изученных животных;

- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой оби­тания: приспособления к ней, особенности строения организма и по­ведения животных;

- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйствен­ными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Учащийся должны знать:

- названия некоторых наиболее типичных представителей изучен­ных групп животных, особенно тех, которые широко распростране­ны в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельс­кохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагмен­тах, чучелах, живых объектах);

- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйствен­ными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).


9 класс

Учащиеся должны знать:

- названия, строение и расположение основных органов организма человека;

элементарное представление о функциях основных органов и их

систем;

- влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

- применять приобретенные знания о строении и функциях чело­веческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своею здоровья;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила.


Учащиеся должны знать:

- влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать санитарно-гигиенические правила.



Критерии и нормы оценки знаний учащихся по биологии

Оценка

Базовый уровень

Минимально необходимый уровень

«5»

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет.

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя

«4»

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя

«3»

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.


Структура курса - 6 класс (Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю).

Тема раздела

четверть

Итого:

1

2

3

4

1

Введение

1




1ч.

2

Природа

8




8ч.

3

Вода

8

4



12ч.

4

Воздух


10

4


14ч.

5

Полезные ископаемые



16

1

17ч.

6

Почва




9

9ч.

7

Повторение




2

2ч.

8

Труд на пришкольном участке




2

2ч.

9

Экскурсии

1



2

3ч.


Итого:

18ч.

14ч.

20ч.

16ч.

68ч.

Структура курса - 7 класс (Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю).


Тема раздела

четверть

Итого:


1

2

3

4

1


Изучаем живую природу

2




2ч.

2


Знакомство с цветковыми растениями

1




1ч.

3


Цветок. Плод

4




4ч.

4


Семя

3




3ч.

5


Корень

3

1



4ч.

6


Лист


6



6ч.

7


Стебель


3



3ч.

8


Растение – целостный организм


2



2ч.

9


Споровые и семенные растения


2

4


6ч.

10


Многообразие покрытосеменных растений



13

2

15ч.

11


Многообразие бактерий и грибов




4

4ч.

12


Практические работы с комнатными и садовыми растениями




5

5ч.

13


Растения ЕАО




2

2ч.

14


Повторение




2

2ч.

15


Лабораторные, практические работы

4


2


6ч.

16


Экскурсии

1


1

1

3ч.



Итого:

18ч.

14ч.

20ч.

16ч.

68ч.

Структура курса - 8 класс (Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю).

Тема раздела

четверть

Итого:

1

2

3

4

1

Введение

2




2ч.

2

Беспозвоночные животные (хар-ка)

1




1ч.

3

Черви

3




3ч.

4

Насекомые

8




8ч.

5

Позвоночные животные (хар-ка)

1




1ч.

6

Рыбы

3

3



6ч.

7

Земноводные


6



6ч.

8

Пресмыкающиеся


4



4ч.

9

Птицы


1

10


11ч.

10

Млекопитающие, или звери



10

16

26ч.


Итого:

18ч.

14ч.

20ч.

16ч.

68ч.

Структура курса - 9 класс (Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю).

Тема раздела

четверть

Итого:

1

2

3

4

1

Введение

1




1ч.

2

Общий обзор

5




5ч.

3

Опорно-двигательная система

11

3



14ч.

4

Кровеносная система


8



8ч.

5

Дыхательная система


2

5


7ч.

6

Пищеварительная система



9


9ч.

7

Выделительная система



2


2ч.

8

Кожа



3

1

4ч.

9

Нервная система




8

8ч.

10

Органы чувств




6

6ч.

11

Охрана здоровья




1

1ч.

12

Лабораторные работы

1

1

1


3ч.


Итого:

18ч.

14ч.

20ч.

16ч.

68ч.

Биология - 6 класс (68 часов)

Кол-во

час

Тема урока

Словарь

Коррекционная работа

1

1

Введение


Развитие наглядно-образного мышления.

Раздел 1. Природа ( 8 час)

2

1

Мир вокруг нас

природа

Развитие зрительного восприятия.

3

1

Живая и неживая природа. Явления природы

изделия

4

1

Тела и вещества

тела, вещества

Развитие устойчивого внимания

5

1

Превращение веществ

твердые, жидкие, газообразные тела

Корригировать речевую деятельность учащихся.

6

1

Форма и величина Земли

планета, глобус

Корригировать познавательную деятельность учащихся.

7

1

Смена дня и ночи


Корригировать речевую деятельность учащихся.

8

1

Смена времен года


Развитие зрительного восприятия.

9

1

Обобщение по разделу «Природа»


Развитие познавательных интересов.

Раздел 2. Вода ( 12 час)

10

1

Вода в природе


Развивать самостоятельность, аккуратность.

11

1

Свойства воды


12

1

Способность воды растворять некоторые вещества


Корригировать речевую деятельность учащихся.

13

1

Растворимые и нерастворимые в воде вещества

раствор

Развивать самостоятельность, аккуратность.

14

1

Прозрачная и мутная вода


15

1

Растворы


Формировать умение работать по словесной

инструкции, алгоритму.

16

1

Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое


17

1

Температура и ее измерение


Температура, термометр

Корригировать речевую деятельность учащихся.



18

1

Работа воды в природе



Развивать самостоятельность, аккуратность.

19

1

Использование воды человеком



Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

20

1

Охрана воды



21

1

Обобщение по разделу «Вода»


Корригировать речевую деятельность учащихся.

Раздел 3. Воздух (14 час)

22

1

Воздух вокруг нас

атмосфера

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

23

1

Свойства воздуха


24

1

Тёплый и холодный воздух



Обогащение словаря.

25

1

Теплопроводность воздуха


теплопроводность

Коррегировать речевую деятельность учащихся.

26

1

Движение воздуха



27

1

Ветер

ветер

28

1

Работа ветра в природе

ураган

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

29

1

Состав воздуха

кислород, азот

30

1

Свойства кислорода


31

1

Значение кислорода


Обогащение словаря.



32

1

Углекислый газ и его свойства


углекислый газ,

огнетушитель

Корригировать речевую деятельность учащихся.

33

1

Значение воздуха


34

1

Чистый и загрязненный воздух.

Охрана воздуха


Корригировать познавательную деятельность учащихся.

35

1

Обобщение по разделу «Воздух»


Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

Раздел 4. Полезные ископаемые (17 час)

36

1

Горные породы

горные породы

Развитие памяти.

37

1

Строительные материалы. Гранит

гранит

Развитие зрительного восприятия.

38

1

Известняк

известняк, мел, мрамор

Развивать диалогическую и монологическую речь.

39

1

Песок и глина

глина, песок

40

1

Горючие полезные ископаемые. Торф

торф

Корригировать речевую деятельность учащихся.

41

1

Каменный уголь

каменный уголь

42

1

Нефть

нефть

Расширять представления об окружающем мире.

43

1

Природный газ

природный газ

44

1

Полезные ископаемые, используемые для получения удобрений. Калийная соль

минеральные удобрения

Корригировать познавательную деятельность учащихся.

45

1

Фосфориты


фосфорит, фосфаты

Развитие мышц мелкой моторики.

46

1

Рудные полезные ископаемые. Железная руда

железная руда

Обогащение словаря.

47

1

Черные металлы

чугун, сталь

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.


1

Цветные металлы


48

1

Алюминий


Корригировать познавательную деятельность учащихся.

49

1

Медь


Обогащение словаря.

50

1

Охрана недр


Корригировать познавательную деятельность учащихся.



51

1

Обобщение по разделу «Полезные ископаемые»


Развитие зрительного восприятия.

Раздел 5. Почва (9 час)

52

1

Почва – верхний плодородный слой Земли

Почва, плодородие

Обогащение словаря.

53

1

Состав почвы


Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

54

1

Части почвы


55

1

Разнообразие почв

чернозём

Расширять представления об окружающем мире.

56

1

Песчаные и глинистые почвы


57

1

Основное свойство почвы

перегной, плодородие

Коррегировать речевую деятельность учащихся.

58

1

Обработка почвы

культиватор, рыхлитель

59

1

Охрана почвы


Коррегировать познавательную деятельность учащихся.

60

1

Обобщение по разделу «Почва»


Развивать диалогическую и монологическую речь.

61

1

Экскурсия в природу весной


Коррегировать речевую деятельность учащихся.

62

1

Виртуальная экскурсия «Полезные ископаемые ЕАО»


63

1

Практическая работа на пришкольном участке


Расширять представления об окружающем мире.

64

1

Промежуточная аттестация за курс 6 класса


Раздел 6. Повторение ( 4 часа)

65,

66

2

Мир вокруг нас.


Коррегировать познавательную деятельность учащихся.

67,

68

1

Живая и неживая природа. Явления природы












Биология - 7 класс (68 часов)


Кол-во часов

Тема урока

ИКТ

(мультимедиа, презентация)

Словарь

Коррекционная работа

Глава 1. Изучаем живую природу (2 час)

1

1

Многообразие растений.

видеофильм

биология

Развитие устойчивого внимания.

2

1

Значение растений и их охрана





Глава 2. Знакомство с цветковыми растениями (2 час)

3

1

Внешнее строение цветкового растения


корень, стебель, лист, цветок

Развитие зрительного восприятия.

Графические упражнения.

4

1

Лабораторная работа №1. Органы цветкового растения



Развитие зрительного восприятия.

Глава 3. Цветок. Плод (6 час)

5

1

Цветки и соцветия

презентация

Завязь, тычинки

Развитие зрительного восприятия.

6

1

Лабораторная работа № 2. Строение цветка



Развитие наглядно-образного мышления.

7

1

Опыление и оплодотворение


опыление


8

1

Разнообразие плодов и семян


Сочные, сухие плоды

Развитие зрительного восприятия.

9

1

Распространение плодов и семян


видеофильм


Графические упражнения.

10

1

Экскурсия. В природу осенью



Развитие зрительного восприятия.

Глава 4. Семя ( 5 час)

11

1

Строение семян

видеофильм

Семя, семядоли

Развитие мышц мелкой моторики.

12

1

Лабораторная работа № 3. Строение семени двудольного растения



Развитие зрительного восприятия.

13

1

Лабораторная работа №4. Строение семени однодольного растения



Воспитание усидчивости, самостоятельности.

14

1

Условия, необходимые для прорастания семян



Развитие мышц мелкой моторики.

15

1

Всхожесть семян


всхожесть

Развитие зрительного восприятия.

Глава 5. Корень ( 4 час)

16

1

Разнообразие и значение корней



Повышать интерес к предмету.

17

1

Корневые системы

презентация

Корневая система

18

1

Строение корня



Развитие мышц мелкой моторики.



19

1

Видоизменения корней


корнеплод

Развитие познавательных интересов.

Глава 6. Лист (6 час)

20

1

Внешнее строение листа

видеофильм

Черешок, жилки

Развитие мышц мелкой моторики.

21

1

Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев.



Развитие зрительного восприятия.

22

1

Значение листьев в жизни растений


фотосинтез

Развитие всех видов памяти.

23

1

Испарения воды листьями


испарение

24

1

Дыхание растений



Развитие мышц мелкой моторики.


25

1

Листопад и его значение

видеофильм


Повышать интерес к предмету.

Глава 7. Стебель ( 3 час)

26

1

Строение и значение стебля

презентация

сердцевина, древесина

Повышать интерес к предмету.

27

1

Передвижение по стеблю воды с растворенными в ней веществами

видеофильм


Связь с жизнью, проблемные вопросы.

28

1

Разнообразие стеблей. Видоизменения побегов.


Корневище, луковица

Связь с жизнью, проблемные вопросы

Глава 8. Растение – целостный организм ( 2 час)

29

1

Взаимосвязь органов растения




Развитие зрительного восприятия.

30

1

Взаимосвязи растений с окружающей средой



Связь с жизнью, проблемные вопросы

Глава 9. Споровые и семенные растения (7 час)

31

1

Мхи. Кукушкин лен

презентация

ризоиды

Развитие устной речи через

анализ текста.

32

1

Торфяной мох сфагнум


торф



33

1

Папоротники

презентация


Развитие устной речи

34

1

Голосеменные растения



35

1

Ель и сосна – хвойные растения

видеофильм

шишки, хвоинки

Связь с жизнью, проблемные вопросы

36

1

Покрытосеменные (цветковые) растения



Связь с жизнью, проблемные вопросы

37

1

Экскурсия. В природу зимой



Глава 10. Многообразие покрытосеменных растений

38

1

Различия однодольных и двудольных растений



Развитие познавательного интереса через игры и упражнения.

39

1

Однодольные растения. Семейство Злаки


соломина

Развитие познавательного интереса через игры и упражнения.

40

1

Хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень



41

1

Злаки – овес, кукуруза

видеофильм


Развитие познавательного интереса через игры и упражнения.

42

1

Однодольные растения. Декоративные лилейные растения

видеофильм


Развитие познавательного интереса через игры и упражнения.

43

1

Однодольные растения. Овощные лилейные растения



Развитие умения сравнивать и

анализировать таблицы и схемы в учебнике.

44

1

Лабораторная работа № 5. Строение луковицы


луковица

45

1

Двудольные растения. Семейство Паслёновые



Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы

46

1

Картофель – пищевое пасленовое растение

презентация


в учебнике.

47

1

Лабораторная работа № 6. Строение клубня картофеля


клубень

Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы в учебнике.

48

1

Двудольные растения. Семейство Бобовые

видеофильм

боб

49

1

Кормовые бобовые растения



50

1

Двудольные растения. Семейство Розоцветные



Связь с жизнью, проблемные вопросы

51

1

Особенности выращивания садовых растений

презентация


Развитие устойчивого внимания через индивидуальные задания и упражнения.

52

1

Уход за садовыми растениями.



Связь с жизнью, проблемные вопросы



53

1

Двудольные растения. Семейство Сложноцветные



Развитие устной речи через

составление рассказа по плану.

54

1

Подсолнечник – пищевое сложноцветное растение



Глава 11. Многообразие бактерий и грибов

55

1

Разнообразие и размножение бактерий

видеофильм


Развитие устной речи

56

1

Значение бактерий в природе и в жизни человека

видеофильм


Развитие устной речи через

составление рассказа по плану.

57

1

Строение и размножение грибов


грибница

58

1

Разнообразие грибов

видеофильм


Связь с жизнью, проблемные вопросы

Глава 12. Практические работы с комнатными и садовыми растениями (6 час)

59,

60

2

Выращивание комнатных растений



Развитие устной речи

61,

62

2

Работа на пришкольном участке



Развитие устной речи

63

1

Растение – живой организм. Экскурсия. В природу весной.



Развитие устной речи через

составление рассказа по плану.

64

1

Промежуточная аттестация за курс 7 класса



Глава 13. Растения ЕАО (2 час)

65

1

Лекарственные растения ЕАО.



Связь с жизнью, проблемные вопросы

66

1

Растения Красной книги ЕАО. Лотос Комарова.



Развитие устной речи через составление рассказа по плану.

Глава 14. Повторение (2 час)

67

1

Многообразие живой природы.



Связь с жизнью, проблемные вопросы

68

1

Значение растений и их охрана.



Развитие устной речи через составление рассказа по плану.







Биология - 8 класс (68 часов)

Кол-во часов

Тема урока

ИКТ

(мультимедиа, презентация)

Словарь

Коррекционная работа

Введение ( 2час)

1

1

Многообразие животного мира.

видеофильм

зоология

Развитие устойчивого внимания.

2

1

Значение животных в природе и жизни человека



Развитие устойчивого внимания.

Раздел 1.Беспозвоночные животные

3

1

Общая характеристика беспозвоночных


беспозвоночные

Развитие устойчивого внимания.

Глава 1. Черви ( 3 час)

4

1

Дождевой червь

презентация

Поясок, щетинки

Развитие мышц мелкой моторики.

5

1

Черви-паразиты. Человеческая аскарида. Острицы

идеофильм


Развитие мышц мелкой моторики.

6

1

Черви-паразиты. Бычий цепень. Печёночный сосальщик



финна

Развитие мышц мелкой моторики.

Глава 2. Насекомые ( 8 час)

7

1

Общая характеристика насекомых


Дыхальца, куколка

Развитие положительной

школьной мотивации.

8

1

Комнатная муха



9

1

Яблонная плодожорка



Развитие волевых качеств.

10

1

Бабочка-капустница

видеофильм


Развитие волевых качеств.

11

1

Майский жук


линька

Развитие волевых качеств.

12

1

Медоносная пчела



Развитие усидчивости,

любознательности.

13

1

Значение пчел в природе и жизни человека

видеофильм

Трутень, матка, жало, улей

14

1

Тутовый шелкопряд

презентация


шёлк

Развитие волевых качеств.

Раздел 2.Позвоночные животные

15

1

Общая характеристика позвоночных животных


позвночник, хорда

Развитие мышц мелкой моторики

Глава 3. Рыбы ( 6 час)

16

1

Местообитание и внешнее строение рыб

видеофильм

Жабры, плавник

Развитие мышц мелкой моторики.

17

1

Внутреннее строение рыб



Развитие пространственной

18

1

Размножение и развитие рыб.


нерест

ориентации.



19

1

Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб

презентация


Развитие волевых качеств.

20

1

Щука



Развитие устной речи через

составление рассказа по плану.

21

1

Окунь



Глава 4. Земноводные ( 6 час)

22

1

Общая характеристика земноводных

видеофильм


Развитие мышления через работу с текстом.

23

1

Внешнее строение лягушки


веки

Развитие мышц мелкой моторики.

24

1

Внутреннее строение лягушки


клоака

Развитие волевых качеств.

25

1

Размножение и развитие лягушки


головастик

Развитие мышц мелкой моторики.

26

1

Жаба



Развитие умения работать с дополнительным материалом.

27

1

Значение и охрана земноводных


видеофильм


Развитие умения работать с дополнительным материалом.

Глава 5. Пресмыкающиеся ( 4 час)

28

1

Общая характеристика пресмыкающихся


роговые чешуи,шея

Развитие устной речи через анализ текста.

29

1

Внутреннее строение пресмыкающихся



Развитие волевых качеств.

30

1

Змеи



Развитие устной речи через анализ текста.

31

1

Значение и охрана пресмыкающихся




Развитие устной речи через анализ текста.

Глава 6. Птицы ( 11 час)

32

1

Внешнее строение птиц

презентация

крылья, клюв

Развитие устной речи через анализ текста.



33

1

Внутреннее строение птиц

презентация

цевка, киль

Развитие устной речи через анализ текста.

34

1

Размножение и развитие птиц


желток, белок, скорлупа

Развитие мышления через

анализ иллюстраций в учебнике.

35

1

Питание птиц



36

1

Птицы леса.

видеофильм


Развитие мышления через

анализ иллюстраций в учебнике.

37

1

Птицы, кормящиеся в воздухе



38

1

Хищные птицы



39

1

Водоплавающие птицы

видеофильм


Развитие мышления через

анализ иллюстраций в учебнике.

40

1

Птицы, обитающие возле жилья человека



41

1

Домашние птицы. Птицеводство

видеофильм

птицефабрика, инкубатор

Развитие мышления через

анализ иллюстраций в учебнике.

42

1

Значение и охрана птиц



Глава 7. Млекопитающие или звери (26 час)

43

1

Общая характеристика млекопитающих

видеофильм

Шерсть, вибриссы, волосяной покров

Развитие мышления через

анализ иллюстраций в учебнике.

44

1

Особенности внутреннего строения млекопитающих


Губы, резцы, клыки

45

1

Грызуны.



Развитие зрительного

восприятия

46

1

Белка



47

1

Бобр

презентация

Плотина, хатка

Развитие внимания

48

1

Домовая мышь



Развитие внимания

перед каждой частью

изучаемого материала.

49

1

Зайцеобразные


кролиководство

50

1

Хищные звери



51

1

Волк



Развитие мышления через

анализ иллюстраций в учебнике.

52

1

Медведь

видеофильм

берлога



53

1

Лев. Тигр. Рысь

презентация

кошачьи, прайд

Развитие внимания через

постановку вопросов на

слух

54

1

Собака. Кошка



55

1

Пушные звери


зверофермы

56

1

Ластоногие


ласты, гаремы

Развитие мелкой моторики

57

1

Китообразные

презентация

китовый ус

58

1

Копытные животные


копыто

Развитие мелкой моторики

59

1

Кабан, или дикая свинья. Лось.



Развитие мелкой моторики через индивидуальное

задание в карточках.

60

1

Промежуточная аттестация за курс 8 класса



61

1

Корова


вымя, отёл

Развитие мелкой моторики

62

1

Овца



Повышать интерес к предмету

63

1

Верблюд

видеофильм


64

1

Северный олень



Повышать интерес к предмету

65

1

Свинья


свиноводство

Развитие мышления

66

1

Лошадь

презентация

коневодство, конюшня

Повышать интерес к предмету

через ролевые игры, викторины, диспуты.

67

1

Обезьяны


приматы

68

1

Значение и охрана млекопитающих

видеофильм


Развитие мышления

Биология - 9 класс (68 часов)


Кол-во часов

Тема урока

ИКТ

(мультимедиа, презентация)

Словарь

Коррекционная работа

1

1

Введение. Место человека в живой природе


анатомия, физиология

Развитие устойчивого внимания

Глава 1. Общий обзор

2

1

Клетка

презентация

ядро

Воспитание усидчивости,

самостоятельности,

любознательности, волевых

качеств.

3

1

Химический состав клетки


цитоплазма

4

1

Жизнедеятельность клетки



5

1

Ткани

видеофильм


6

1

Органы. Системы органов


орган, организм

7

1

Лабораторная работа №1.

Устройство светового микроскопа



Развитие мышц мелкой моторики

Глава 2. Опорно-двигательная система

8

1

Значение опорно-двигательной системы

видеофильм

скелет

Развитие наглядно-образного мышления.

9

1

Скелет человека. Состав костей

презентация

суставы, связки

Развитие волевых качеств

10

1

Строение и соединение костей



Развитие волевых качеств

11

1

Скелет головы



12

1

Скелет туловища



орудная клетка

Развитие зрительного восприятия

13

1

Скелет конечностей



14

1

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах

видеофильм


Развитие волевых качеств

15

1

Первая помощь при переломах костей



Развитие волевых качеств

16

1

Строение и значение мышц

видеофильм

сократимость

Воспитание усидчивости,

самостоятельности,

любознательности

17

1

Основные группы мышц



18

1

Работа мышц. Утомление





19

1

Гигиена физического труда


гимнастика

Развитие мышления.

20

1

Осанка и здоровье человека


осанка

Развитие всех видов памяти

21

1

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц

презентация


Развитие самоконтроля, критичности.

Глава 3. Кровеносная система

22

1

Значение крови и органы кровообращения


кровообращение

Развитие устойчивого внимания.

23

1

Состав крови


Плазма

24

1

Сердце: его строение и работа

видеофильм

Желудочек, предсердие

Развитие эмоционально-волевой сферы.

25

1

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения


Артерии, вены

Развитие устойчивого внимания.

26

1

Движение крови по сосудам



Развитие мышления.

27

1

Первая помощь при кровотечении. Переливание крови

видеофильм

донор, группа крови

Развитие познавательных интересов.

28

1

Предупреждение заболеваний кровеносной системы



Развитие познавательных интересов.

29

1

Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды

презентация



Развитие устойчивого внимания.

30

1

Лабораторная работа №2.Подсчёт частоты пульса



Развитие познавательных интересов.

Глава 4. Дыхательная система

31

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы


легкие, бронхи, трахеи

Развитие эмоционально-волевой сферы

32

1

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

видеофильм




33

1

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

презентация

Вдох, выдох

Развитие познавательных интересов

34

1

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы



Развитие устойчивого внимания

35

1

Болезни дыхательной системы и их предупреждение



Развитие познавательных интересов

36

1

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды



Связь с жизнью, проблемные вопросы

37

1

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания

видеофильм


Развитие устойчивого внимания

Глава 5. Пищеварительная система

38

1

Значение и состав пищи

видеофильм

Белки, жиры, углеводы, витамины

Связь с жизнью, проблемные вопросы

39

1

Значение пищеварения. Система органов пищеварения



40

1

Строение и значение зубов


Эмаль, дентин

Повышать интерес к предмету.

41

1

Пищеварение в ротовой полости и в желудке



Связь с жизнью, проблемные вопросы

42

1

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ



Развитие устойчивого внимания

43

1

Гигиена и нормы питания

презентация


Воспитание усидчивости, самостоятельности

44

1

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний



Развитие устойчивого внимания.

45

1

Пищевые отравления



46

1

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на пищеварительную систему



Развитие всех видов памяти

47

1

Лабораторная работа №3.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке



Развитие внимания

Глава 6. Выделительная система

48

1

Значение выделения. Строение почек

презентация


Связь с жизнью, проблемные вопросы

49

1

Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы

видеофильм


Развитие устной речи через составление рассказа по плану

Глава 7. Кожа.

50

1

Строение и значение кожи

видеофильм


Развитие мышления

51

1

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма



Развитие устойчивого внимания.


52

1

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении

видеофильм


Развитие мышления

53

1

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви



Развитие устойчивого внимания.

Глава 8. Нервная система

54

1

Значение и строение нервной системы

видеофильм

Рефлекс, возбудимость, проводимость

Развитие внимания

55

1

Спинной мозг



56

1

Головной мозг



Развитие слухового восприятия через игры и упражнения.

57

1

Особенности ВНД человека. Речь.



Развитие слухового восприятия через игры и упражнения.

58

1

Промежуточная аттестация за курс 9 класса




59

1

Эмоции. Внимание и память

видеофильм


Развитие устойчивого внимания.

60

1

Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна



61

1

Гигиена нервной деятельности. Режим дня


презентация


Развитие слухового восприятия через игры и упражнения.

62

1

Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему



Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы в учебнике.

Глава 9. Органы чувств

63

1

Значение органов чувств



Развитие внимания

64

1

Орган зрения




1

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней



Развитие познавательных интересов

65

1

Орган слуха

видеофильм


Развитие устойчивого внимания

66

1

Гигиена слуха



67

1

Органы осязания, обоняния, вкуса




Развитие слухового восприятия через игры и упражнения.

Глава 10. Охрана здоровья

68

1

Здоровье человека и общество

Факторы, сохраняющие здоровье



Развитие познавательных интересов


Список использованных источников и литературы

  1. Романов, И.В., Петросова, Р.А. Учебник Биология. 6 кл. для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2011.

  2. Романов, И.В., Козлова, Т.А. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2010.

  3. Романов, Е.Г. Федорова, И.В. Биология. Животные. 8 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида– М.: Дрофа, 2011.

  4. Романов, И.В., Агафонова, И.Б. Биология. Человек, 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2008.

  5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!