Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего
образования
Адаптированная рабочая программа
по биологии
для учащихся 6, 7, 8, 9 классов
VIII вида
| Cоставитель: Чучалина К.В, учитель биологии |
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6-9 классы).
Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым учащимся, об окружающем мире, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством и др.
Основными задачами преподавания биологии являются:
сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воле, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома и hi в школьном уголке природы;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Тематика курса
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания о неживой природе; продолжает формировать представление о мире, который окружает человека.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.
Учащихся невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются (сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания).
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.
Межпредметные связи
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей курсов природоведения 5 класса, биологии 6 класса с курсами биологии 7-9 классов, в ходе которых изучались основные знания о неживой природе; формировались представления о мире, который окружает человека, а так же с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределение внимания;
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
Коррекция слухового и зрительного восприятия
Коррекция произвольного внимания
Развитие самостоятельности, аккуратности
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень | Минимально-необходимый уровень |
6 класс |
Учащиеся должны знать: - отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь: - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. | Учащиеся должны знать: - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь: - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. |
7 класс |
Учащиеся должны знать: - названия некоторых бактерии, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий; - некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать пред бактерий и способы предохранения от заражения ими. Учащиеся должны уметь: - отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения. | Учащиеся должны знать: - некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения. |
8 класс |
Учащийся должны знать: - основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; - общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; - названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь: - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; - устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках). | Учащийся должны знать: - названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь: - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках). |
9 класс |
Учащиеся должны знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своею здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила. | Учащиеся должны знать: - влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - соблюдать санитарно-гигиенические правила. |
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по биологии
Оценка | Базовый уровень | Минимально необходимый уровень |
«5» | Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет. | Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя |
«4» | Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя | Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя |
«3» | Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. | Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. |
Структура курса - 6 класс (Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю).
№ | Тема раздела | четверть | Итого: |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Введение | 1 | | | | 1ч. |
2 | Природа | 8 | | | | 8ч. |
3 | Вода | 8 | 4 | | | 12ч. |
4 | Воздух | | 10 | 4 | | 14ч. |
5 | Полезные ископаемые | | | 16 | 1 | 17ч. |
6 | Почва | | | | 9 | 9ч. |
7 | Повторение | | | | 2 | 2ч. |
8 | Труд на пришкольном участке | | | | 2 | 2ч. |
9 | Экскурсии | 1 | | | 2 | 3ч. |
| Итого: | 18ч. | 14ч. | 20ч. | 16ч. | 68ч. |
Структура курса - 7 класс (Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю).
№ | | Тема раздела | четверть | Итого: |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | | Изучаем живую природу | 2 | | | | 2ч. |
2 | | Знакомство с цветковыми растениями | 1 | | | | 1ч. |
3 | | Цветок. Плод | 4 | | | | 4ч. |
4 | | Семя | 3 | | | | 3ч. |
5 | | Корень | 3 | 1 | | | 4ч. |
6 | | Лист | | 6 | | | 6ч. |
7 | | Стебель | | 3 | | | 3ч. |
8 | | Растение – целостный организм | | 2 | | | 2ч. |
9 | | Споровые и семенные растения | | 2 | 4 | | 6ч. |
10 | | Многообразие покрытосеменных растений | | | 13 | 2 | 15ч. |
11 | | Многообразие бактерий и грибов | | | | 4 | 4ч. |
12 | | Практические работы с комнатными и садовыми растениями | | | | 5 | 5ч. |
13 | | Растения ЕАО | | | | 2 | 2ч. |
14 | | Повторение | | | | 2 | 2ч. |
15 | | Лабораторные, практические работы | 4 | | 2 | | 6ч. |
16 | | Экскурсии | 1 | | 1 | 1 | 3ч. |
| | Итого: | 18ч. | 14ч. | 20ч. | 16ч. | 68ч. |
Структура курса - 8 класс (Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю).
№ | Тема раздела | четверть | Итого: |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Введение | 2 | | | | 2ч. |
2 | Беспозвоночные животные (хар-ка) | 1 | | | | 1ч. |
3 | Черви | 3 | | | | 3ч. |
4 | Насекомые | 8 | | | | 8ч. |
5 | Позвоночные животные (хар-ка) | 1 | | | | 1ч. |
6 | Рыбы | 3 | 3 | | | 6ч. |
7 | Земноводные | | 6 | | | 6ч. |
8 | Пресмыкающиеся | | 4 | | | 4ч. |
9 | Птицы | | 1 | 10 | | 11ч. |
10 | Млекопитающие, или звери | | | 10 | 16 | 26ч. |
| Итого: | 18ч. | 14ч. | 20ч. | 16ч. | 68ч. |
Структура курса - 9 класс (Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю).
№ | Тема раздела | четверть | Итого: |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Введение | 1 | | | | 1ч. |
2 | Общий обзор | 5 | | | | 5ч. |
3 | Опорно-двигательная система | 11 | 3 | | | 14ч. |
4 | Кровеносная система | | 8 | | | 8ч. |
5 | Дыхательная система | | 2 | 5 | | 7ч. |
6 | Пищеварительная система | | | 9 | | 9ч. |
7 | Выделительная система | | | 2 | | 2ч. |
8 | Кожа | | | 3 | 1 | 4ч. |
9 | Нервная система | | | | 8 | 8ч. |
10 | Органы чувств | | | | 6 | 6ч. |
11 | Охрана здоровья | | | | 1 | 1ч. |
12 | Лабораторные работы | 1 | 1 | 1 | | 3ч. |
| Итого: | 18ч. | 14ч. | 20ч. | 16ч. | 68ч. |
Биология - 6 класс (68 часов)
№ | Кол-во час | Тема урока | Словарь | Коррекционная работа |
1 | 1 | Введение | | Развитие наглядно-образного мышления. |
Раздел 1. Природа ( 8 час) |
2 | 1 | Мир вокруг нас | природа | Развитие зрительного восприятия. |
3 | 1 | Живая и неживая природа. Явления природы | изделия |
4 | 1 | Тела и вещества | тела, вещества | Развитие устойчивого внимания |
5 | 1 | Превращение веществ | твердые, жидкие, газообразные тела | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
6 | 1 | Форма и величина Земли | планета, глобус | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
7 | 1 | Смена дня и ночи | | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
8 | 1 | Смена времен года | | Развитие зрительного восприятия. |
9 | 1 | Обобщение по разделу «Природа» | | Развитие познавательных интересов. |
Раздел 2. Вода ( 12 час) |
10 | 1 | Вода в природе | | Развивать самостоятельность, аккуратность. |
11 | 1 | Свойства воды | |
12 | 1 | Способность воды растворять некоторые вещества | | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
13 | 1 | Растворимые и нерастворимые в воде вещества | раствор | Развивать самостоятельность, аккуратность. |
14 | 1 | Прозрачная и мутная вода | |
15 | 1 | Растворы | | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
16 | 1 | Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое | |
17 | 1 | Температура и ее измерение | Температура, термометр | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
18 | 1 | Работа воды в природе | | Развивать самостоятельность, аккуратность. |
19 | 1 | Использование воды человеком | | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
20 | 1 | Охрана воды | |
21 | 1 | Обобщение по разделу «Вода» | | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
Раздел 3. Воздух (14 час) |
22 | 1 | Воздух вокруг нас | атмосфера | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
23 | 1 | Свойства воздуха | |
24 | 1 | Тёплый и холодный воздух | | Обогащение словаря. |
25 | 1 | Теплопроводность воздуха | теплопроводность | Коррегировать речевую деятельность учащихся. |
26 | 1 | Движение воздуха | | |
27 | 1 | Ветер | ветер |
28 | 1 | Работа ветра в природе | ураган | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
29 | 1 | Состав воздуха | кислород, азот |
30 | 1 | Свойства кислорода | |
31 | 1 | Значение кислорода | | Обогащение словаря. |
32 | 1 | Углекислый газ и его свойства | углекислый газ, огнетушитель | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
33 | 1 | Значение воздуха | |
34 | 1 | Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха | | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
35 | 1 | Обобщение по разделу «Воздух» | | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
Раздел 4. Полезные ископаемые (17 час) |
36 | 1 | Горные породы | горные породы | Развитие памяти. |
37 | 1 | Строительные материалы. Гранит | гранит | Развитие зрительного восприятия. |
38 | 1 | Известняк | известняк, мел, мрамор | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
39 | 1 | Песок и глина | глина, песок |
40 | 1 | Горючие полезные ископаемые. Торф | торф | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
41 | 1 | Каменный уголь | каменный уголь |
42 | 1 | Нефть | нефть | Расширять представления об окружающем мире. |
43 | 1 | Природный газ | природный газ |
44 | 1 | Полезные ископаемые, используемые для получения удобрений. Калийная соль | минеральные удобрения | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
45 | 1 | Фосфориты | фосфорит, фосфаты | Развитие мышц мелкой моторики. |
46 | 1 | Рудные полезные ископаемые. Железная руда | железная руда | Обогащение словаря. |
47 | 1 | Черные металлы | чугун, сталь | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
| 1 | Цветные металлы | |
48 | 1 | Алюминий | | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
49 | 1 | Медь | | Обогащение словаря. |
50 | 1 | Охрана недр | | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
51 | 1 | Обобщение по разделу «Полезные ископаемые» | | Развитие зрительного восприятия. |
Раздел 5. Почва (9 час) |
52 | 1 | Почва – верхний плодородный слой Земли | Почва, плодородие | Обогащение словаря. |
53 | 1 | Состав почвы | | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
54 | 1 | Части почвы | |
55 | 1 | Разнообразие почв | чернозём | Расширять представления об окружающем мире. |
56 | 1 | Песчаные и глинистые почвы | |
57 | 1 | Основное свойство почвы | перегной, плодородие | Коррегировать речевую деятельность учащихся. |
58 | 1 | Обработка почвы | культиватор, рыхлитель |
59 | 1 | Охрана почвы | | Коррегировать познавательную деятельность учащихся. |
60 | 1 | Обобщение по разделу «Почва» | | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
61 | 1 | Экскурсия в природу весной | | Коррегировать речевую деятельность учащихся. |
62 | 1 | Виртуальная экскурсия «Полезные ископаемые ЕАО» | |
63 | 1 | Практическая работа на пришкольном участке | | Расширять представления об окружающем мире. |
64 | 1 | Промежуточная аттестация за курс 6 класса | |
Раздел 6. Повторение ( 4 часа) |
65, 66 | 2 | Мир вокруг нас. | | Коррегировать познавательную деятельность учащихся. |
67, 68 | 1 | Живая и неживая природа. Явления природы | |
Биология - 7 класс (68 часов)
№ | Кол-во часов | Тема урока | ИКТ (мультимедиа, презентация) | Словарь | Коррекционная работа |
Глава 1. Изучаем живую природу (2 час) |
1 | 1 | Многообразие растений. | видеофильм | биология | Развитие устойчивого внимания. |
2 | 1 | Значение растений и их охрана | | | |
Глава 2. Знакомство с цветковыми растениями (2 час) |
3 | 1 | Внешнее строение цветкового растения | | корень, стебель, лист, цветок | Развитие зрительного восприятия. Графические упражнения. |
4 | 1 | Лабораторная работа №1. Органы цветкового растения | | | Развитие зрительного восприятия. |
Глава 3. Цветок. Плод (6 час) |
5 | 1 | Цветки и соцветия | презентация | Завязь, тычинки | Развитие зрительного восприятия. |
6 | 1 | Лабораторная работа № 2. Строение цветка | | | Развитие наглядно-образного мышления. |
7 | 1 | Опыление и оплодотворение | | опыление | |
8 | 1 | Разнообразие плодов и семян | | Сочные, сухие плоды | Развитие зрительного восприятия. |
9 | 1 | Распространение плодов и семян | видеофильм | | Графические упражнения. |
10 | 1 | Экскурсия. В природу осенью | | | Развитие зрительного восприятия. |
Глава 4. Семя ( 5 час) |
11 | 1 | Строение семян | видеофильм | Семя, семядоли | Развитие мышц мелкой моторики. |
12 | 1 | Лабораторная работа № 3. Строение семени двудольного растения | | | Развитие зрительного восприятия. |
13 | 1 | Лабораторная работа №4. Строение семени однодольного растения | | | Воспитание усидчивости, самостоятельности. |
14 | 1 | Условия, необходимые для прорастания семян | | | Развитие мышц мелкой моторики. |
15 | 1 | Всхожесть семян | | всхожесть | Развитие зрительного восприятия. |
Глава 5. Корень ( 4 час) |
16 | 1 | Разнообразие и значение корней | | | Повышать интерес к предмету. |
17 | 1 | Корневые системы | презентация | Корневая система |
18 | 1 | Строение корня | | | Развитие мышц мелкой моторики. |
19 | 1 | Видоизменения корней | | корнеплод | Развитие познавательных интересов. |
Глава 6. Лист (6 час) |
20 | 1 | Внешнее строение листа | видеофильм | Черешок, жилки | Развитие мышц мелкой моторики. |
21 | 1 | Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. | | | Развитие зрительного восприятия. |
22 | 1 | Значение листьев в жизни растений | | фотосинтез | Развитие всех видов памяти. |
23 | 1 | Испарения воды листьями | | испарение |
24 | 1 | Дыхание растений | | | Развитие мышц мелкой моторики. |
25 | 1 | Листопад и его значение | видеофильм | | Повышать интерес к предмету. |
Глава 7. Стебель ( 3 час) |
26 | 1 | Строение и значение стебля | презентация | сердцевина, древесина | Повышать интерес к предмету. |
27 | 1 | Передвижение по стеблю воды с растворенными в ней веществами | видеофильм | | Связь с жизнью, проблемные вопросы. |
28 | 1 | Разнообразие стеблей. Видоизменения побегов. | | Корневище, луковица | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
Глава 8. Растение – целостный организм ( 2 час) |
29 | 1 | Взаимосвязь органов растения | | | Развитие зрительного восприятия. |
30 | 1 | Взаимосвязи растений с окружающей средой | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
Глава 9. Споровые и семенные растения (7 час) |
31 | 1 | Мхи. Кукушкин лен | презентация | ризоиды | Развитие устной речи через анализ текста. |
32 | 1 | Торфяной мох сфагнум | | торф |
33 | 1 | Папоротники | презентация | | Развитие устной речи |
34 | 1 | Голосеменные растения | | |
35 | 1 | Ель и сосна – хвойные растения | видеофильм | шишки, хвоинки | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
36 | 1 | Покрытосеменные (цветковые) растения | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
37 | 1 | Экскурсия. В природу зимой | | |
Глава 10. Многообразие покрытосеменных растений |
38 | 1 | Различия однодольных и двудольных растений | | | Развитие познавательного интереса через игры и упражнения. |
39 | 1 | Однодольные растения. Семейство Злаки | | соломина | Развитие познавательного интереса через игры и упражнения. |
40 | 1 | Хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень | | |
41 | 1 | Злаки – овес, кукуруза | видеофильм | | Развитие познавательного интереса через игры и упражнения. |
42 | 1 | Однодольные растения. Декоративные лилейные растения | видеофильм | | Развитие познавательного интереса через игры и упражнения. |
43 | 1 | Однодольные растения. Овощные лилейные растения | | | Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы в учебнике. |
44 | 1 | Лабораторная работа № 5. Строение луковицы | | луковица |
45 | 1 | Двудольные растения. Семейство Паслёновые | | | Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы |
46 | 1 | Картофель – пищевое пасленовое растение | презентация | | в учебнике. |
47 | 1 | Лабораторная работа № 6. Строение клубня картофеля | | клубень | Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы в учебнике. |
48 | 1 | Двудольные растения. Семейство Бобовые | видеофильм | боб |
49 | 1 | Кормовые бобовые растения | | |
50 | 1 | Двудольные растения. Семейство Розоцветные | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
51 | 1 | Особенности выращивания садовых растений | презентация | | Развитие устойчивого внимания через индивидуальные задания и упражнения. |
52 | 1 | Уход за садовыми растениями. | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
53 | 1 | Двудольные растения. Семейство Сложноцветные | | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
54 | 1 | Подсолнечник – пищевое сложноцветное растение | | |
Глава 11. Многообразие бактерий и грибов |
55 | 1 | Разнообразие и размножение бактерий | видеофильм | | Развитие устной речи |
56 | 1 | Значение бактерий в природе и в жизни человека | видеофильм | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
57 | 1 | Строение и размножение грибов | | грибница |
58 | 1 | Разнообразие грибов | видеофильм | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
Глава 12. Практические работы с комнатными и садовыми растениями (6 час) |
59, 60 | 2 | Выращивание комнатных растений | | | Развитие устной речи |
61, 62 | 2 | Работа на пришкольном участке | | | Развитие устной речи |
63 | 1 | Растение – живой организм. Экскурсия. В природу весной. | | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
64 | 1 | Промежуточная аттестация за курс 7 класса | | |
Глава 13. Растения ЕАО (2 час) |
65 | 1 | Лекарственные растения ЕАО. | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
66 | 1 | Растения Красной книги ЕАО. Лотос Комарова. | | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
Глава 14. Повторение (2 час) |
67 | 1 | Многообразие живой природы. | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
68 | 1 | Значение растений и их охрана. | | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
Биология - 8 класс (68 часов)
№ | Кол-во часов | Тема урока | ИКТ (мультимедиа, презентация) | Словарь | Коррекционная работа |
Введение ( 2час) |
1 | 1 | Многообразие животного мира. | видеофильм | зоология | Развитие устойчивого внимания. |
2 | 1 | Значение животных в природе и жизни человека | | | Развитие устойчивого внимания. |
Раздел 1.Беспозвоночные животные |
3 | 1 | Общая характеристика беспозвоночных | | беспозвоночные | Развитие устойчивого внимания. |
Глава 1. Черви ( 3 час) |
4 | 1 | Дождевой червь | презентация | Поясок, щетинки | Развитие мышц мелкой моторики. |
5 | 1 | Черви-паразиты. Человеческая аскарида. Острицы | идеофильм | | Развитие мышц мелкой моторики. |
6 | 1 | Черви-паразиты. Бычий цепень. Печёночный сосальщик | | финна | Развитие мышц мелкой моторики. |
Глава 2. Насекомые ( 8 час) |
7 | 1 | Общая характеристика насекомых | | Дыхальца, куколка | Развитие положительной школьной мотивации. |
8 | 1 | Комнатная муха | | |
9 | 1 | Яблонная плодожорка | | | Развитие волевых качеств. |
10 | 1 | Бабочка-капустница | видеофильм | | Развитие волевых качеств. |
11 | 1 | Майский жук | | линька | Развитие волевых качеств. |
12 | 1 | Медоносная пчела | | | Развитие усидчивости, любознательности. |
13 | 1 | Значение пчел в природе и жизни человека | видеофильм | Трутень, матка, жало, улей |
14 | 1 | Тутовый шелкопряд | презентация | шёлк | Развитие волевых качеств. |
Раздел 2.Позвоночные животные |
15 | 1 | Общая характеристика позвоночных животных | | позвночник, хорда | Развитие мышц мелкой моторики |
Глава 3. Рыбы ( 6 час) |
16 | 1 | Местообитание и внешнее строение рыб | видеофильм | Жабры, плавник | Развитие мышц мелкой моторики. |
17 | 1 | Внутреннее строение рыб | | | Развитие пространственной |
18 | 1 | Размножение и развитие рыб. | | нерест | ориентации. |
19 | 1 | Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб | презентация | | Развитие волевых качеств. |
20 | 1 | Щука | | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
21 | 1 | Окунь | | |
Глава 4. Земноводные ( 6 час) |
22 | 1 | Общая характеристика земноводных | видеофильм | | Развитие мышления через работу с текстом. |
23 | 1 | Внешнее строение лягушки | | веки | Развитие мышц мелкой моторики. |
24 | 1 | Внутреннее строение лягушки | | клоака | Развитие волевых качеств. |
25 | 1 | Размножение и развитие лягушки | | головастик | Развитие мышц мелкой моторики. |
26 | 1 | Жаба | | | Развитие умения работать с дополнительным материалом. |
27 | 1 | Значение и охрана земноводных | видеофильм | | Развитие умения работать с дополнительным материалом. |
Глава 5. Пресмыкающиеся ( 4 час) |
28 | 1 | Общая характеристика пресмыкающихся | | роговые чешуи,шея | Развитие устной речи через анализ текста. |
29 | 1 | Внутреннее строение пресмыкающихся | | | Развитие волевых качеств. |
30 | 1 | Змеи | | | Развитие устной речи через анализ текста. |
31 | 1 | Значение и охрана пресмыкающихся | | | Развитие устной речи через анализ текста. |
Глава 6. Птицы ( 11 час) |
32 | 1 | Внешнее строение птиц | презентация | крылья, клюв | Развитие устной речи через анализ текста. |
33 | 1 | Внутреннее строение птиц | презентация | цевка, киль | Развитие устной речи через анализ текста. |
34 | 1 | Размножение и развитие птиц | | желток, белок, скорлупа | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
35 | 1 | Питание птиц | | |
36 | 1 | Птицы леса. | видеофильм | | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
37 | 1 | Птицы, кормящиеся в воздухе | | |
38 | 1 | Хищные птицы | | |
39 | 1 | Водоплавающие птицы | видеофильм | | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
40 | 1 | Птицы, обитающие возле жилья человека | | |
41 | 1 | Домашние птицы. Птицеводство | видеофильм | птицефабрика, инкубатор | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
42 | 1 | Значение и охрана птиц | | |
Глава 7. Млекопитающие или звери (26 час) |
43 | 1 | Общая характеристика млекопитающих | видеофильм | Шерсть, вибриссы, волосяной покров | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
44 | 1 | Особенности внутреннего строения млекопитающих | | Губы, резцы, клыки |
45 | 1 | Грызуны. | | | Развитие зрительного восприятия |
46 | 1 | Белка | | |
47 | 1 | Бобр | презентация | Плотина, хатка | Развитие внимания |
48 | 1 | Домовая мышь | | | Развитие внимания перед каждой частью изучаемого материала. |
49 | 1 | Зайцеобразные | | кролиководство |
50 | 1 | Хищные звери | | |
51 | 1 | Волк | | | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
52 | 1 | Медведь | видеофильм | берлога |
53 | 1 | Лев. Тигр. Рысь | презентация | кошачьи, прайд | Развитие внимания через постановку вопросов на слух |
54 | 1 | Собака. Кошка | | |
55 | 1 | Пушные звери | | зверофермы |
56 | 1 | Ластоногие | | ласты, гаремы | Развитие мелкой моторики |
57 | 1 | Китообразные | презентация | китовый ус |
58 | 1 | Копытные животные | | копыто | Развитие мелкой моторики |
59 | 1 | Кабан, или дикая свинья. Лось. | | | Развитие мелкой моторики через индивидуальное задание в карточках. |
60 | 1 | Промежуточная аттестация за курс 8 класса | | |
61 | 1 | Корова | | вымя, отёл | Развитие мелкой моторики |
62 | 1 | Овца | | | Повышать интерес к предмету |
63 | 1 | Верблюд | видеофильм | |
64 | 1 | Северный олень | | | Повышать интерес к предмету |
65 | 1 | Свинья | | свиноводство | Развитие мышления |
66 | 1 | Лошадь | презентация | коневодство, конюшня | Повышать интерес к предмету через ролевые игры, викторины, диспуты. |
67 | 1 | Обезьяны | | приматы |
68 | 1 | Значение и охрана млекопитающих | видеофильм | | Развитие мышления |
Биология - 9 класс (68 часов)
№ | Кол-во часов | Тема урока | ИКТ (мультимедиа, презентация) | Словарь | Коррекционная работа |
1 | 1 | Введение. Место человека в живой природе | | анатомия, физиология | Развитие устойчивого внимания |
Глава 1. Общий обзор |
2 | 1 | Клетка | презентация | ядро | Воспитание усидчивости, самостоятельности, любознательности, волевых качеств. |
3 | 1 | Химический состав клетки | | цитоплазма |
4 | 1 | Жизнедеятельность клетки | | |
5 | 1 | Ткани | видеофильм | |
6 | 1 | Органы. Системы органов | | орган, организм |
7 | 1 | Лабораторная работа №1. Устройство светового микроскопа | | | Развитие мышц мелкой моторики |
Глава 2. Опорно-двигательная система |
8 | 1 | Значение опорно-двигательной системы | видеофильм | скелет | Развитие наглядно-образного мышления. |
9 | 1 | Скелет человека. Состав костей | презентация | суставы, связки | Развитие волевых качеств |
10 | 1 | Строение и соединение костей | | | Развитие волевых качеств |
11 | 1 | Скелет головы | | |
12 | 1 | Скелет туловища | | орудная клетка | Развитие зрительного восприятия |
13 | 1 | Скелет конечностей | | |
14 | 1 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах | видеофильм | | Развитие волевых качеств |
15 | 1 | Первая помощь при переломах костей | | | Развитие волевых качеств |
16 | 1 | Строение и значение мышц | видеофильм | сократимость | Воспитание усидчивости, самостоятельности, любознательности |
17 | 1 | Основные группы мышц | | |
18 | 1 | Работа мышц. Утомление | | |
19 | 1 | Гигиена физического труда | | гимнастика | Развитие мышления. |
20 | 1 | Осанка и здоровье человека | | осанка | Развитие всех видов памяти |
21 | 1 | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц | презентация | | Развитие самоконтроля, критичности. |
Глава 3. Кровеносная система |
22 | 1 | Значение крови и органы кровообращения | | кровообращение | Развитие устойчивого внимания. |
23 | 1 | Состав крови | | Плазма |
24 | 1 | Сердце: его строение и работа | видеофильм | Желудочек, предсердие | Развитие эмоционально-волевой сферы. |
25 | 1 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения | | Артерии, вены | Развитие устойчивого внимания. |
26 | 1 | Движение крови по сосудам | | | Развитие мышления. |
27 | 1 | Первая помощь при кровотечении. Переливание крови | видеофильм | донор, группа крови | Развитие познавательных интересов. |
28 | 1 | Предупреждение заболеваний кровеносной системы | | | Развитие познавательных интересов. |
29 | 1 | Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды | презентация | | Развитие устойчивого внимания. |
30 | 1 | Лабораторная работа №2.Подсчёт частоты пульса | | | Развитие познавательных интересов. |
Глава 4. Дыхательная система |
31 | 1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы | | легкие, бронхи, трахеи | Развитие эмоционально-волевой сферы |
32 | 1 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях | видеофильм | |
33 | 1 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания | презентация | Вдох, выдох | Развитие познавательных интересов |
34 | 1 | Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы | | | Развитие устойчивого внимания |
35 | 1 | Болезни дыхательной системы и их предупреждение | | | Развитие познавательных интересов |
36 | 1 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
37 | 1 | Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания | видеофильм | | Развитие устойчивого внимания |
Глава 5. Пищеварительная система |
38 | 1 | Значение и состав пищи | видеофильм | Белки, жиры, углеводы, витамины | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
39 | 1 | Значение пищеварения. Система органов пищеварения | | |
40 | 1 | Строение и значение зубов | | Эмаль, дентин | Повышать интерес к предмету. |
41 | 1 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
42 | 1 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | | | Развитие устойчивого внимания |
43 | 1 | Гигиена и нормы питания | презентация | | Воспитание усидчивости, самостоятельности |
44 | 1 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний | | | Развитие устойчивого внимания. |
45 | 1 | Пищевые отравления | | |
46 | 1 | Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на пищеварительную систему | | | Развитие всех видов памяти |
47 | 1 | Лабораторная работа №3.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке | | | Развитие внимания |
Глава 6. Выделительная система |
48 | 1 | Значение выделения. Строение почек | презентация | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
49 | 1 | Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы | видеофильм | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану |
Глава 7. Кожа. |
50 | 1 | Строение и значение кожи | видеофильм | | Развитие мышления |
51 | 1 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма | | | Развитие устойчивого внимания. |
52 | 1 | Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении | видеофильм | | Развитие мышления |
53 | 1 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви | | | Развитие устойчивого внимания. |
Глава 8. Нервная система |
54 | 1 | Значение и строение нервной системы | видеофильм | Рефлекс, возбудимость, проводимость | Развитие внимания |
55 | 1 | Спинной мозг | | |
56 | 1 | Головной мозг | | | Развитие слухового восприятия через игры и упражнения. |
57 | 1 | Особенности ВНД человека. Речь. | | | Развитие слухового восприятия через игры и упражнения. |
58 | 1 | Промежуточная аттестация за курс 9 класса | | | |
59 | 1 | Эмоции. Внимание и память | видеофильм | | Развитие устойчивого внимания. |
60 | 1 | Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна | | |
61 | 1 | Гигиена нервной деятельности. Режим дня | презентация | | Развитие слухового восприятия через игры и упражнения. |
62 | 1 | Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему | | | Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы в учебнике. |
Глава 9. Органы чувств |
63 | 1 | Значение органов чувств | | | Развитие внимания |
64 | 1 | Орган зрения | | |
| 1 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | | | Развитие познавательных интересов |
65 | 1 | Орган слуха | видеофильм | | Развитие устойчивого внимания |
66 | 1 | Гигиена слуха | | |
67 | 1 | Органы осязания, обоняния, вкуса | | | Развитие слухового восприятия через игры и упражнения. |
Глава 10. Охрана здоровья |
68 | 1 | Здоровье человека и общество Факторы, сохраняющие здоровье | | | Развитие познавательных интересов |
Список использованных источников и литературы
Романов, И.В., Петросова, Р.А. Учебник Биология. 6 кл. для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2011.
Романов, И.В., Козлова, Т.А. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2010.
Романов, Е.Г. Федорова, И.В. Биология. Животные. 8 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида– М.: Дрофа, 2011.
Романов, И.В., Агафонова, И.Б. Биология. Человек, 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2008.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1