МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРЫБАЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята Педагогическим совете Протокол №1 от «31 августа 2017 г.» | Утверждена Директором МКОУ Сарыбалыкской СОШ ___________ А.А.Свояк Приказ от 31.08.2017 №50-од |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ»
для учащихся
6 классов
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Чумакина Любовь Анатольевна
учитель биологии
с. Сарыбалык
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, примерной программы по биологии, программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой и с учетом возможностей школы, ее учебно-материальной базы, а также с учетом условий современной жизни.
Изучение курса «Биология. Неживая природа» в 6 классе рассчитана на обучающихся коррекционной школы VIII вида и направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о неживой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к неживой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.
Рабочая программа включает в себя сведения о воде, воздухе, почве и полезных ископаемых.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков и не требуют для их проведения дополнительных учебных часов. Демонстрации могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом возможностей образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Программа призвана дать обучающимся основные знания о неживой природе; сформировать представления о мире, который окружает человека.
Основными задачами изучения курса «Биология. Неживая природа» являются:
расширение кругозора обучающихся новыми знаниями об основных элементах неживой природы;
обогащение активного словарного запаса школьников;
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, изменения в природе;
обучение приемам и навыкам проведения простых практических работ, наблюдений, экскурсий;
развитие умения у обучающихся ориентироваться в задании, планировать и контролировать ход его выполнения;
развитие логического мышления, всех видов памяти, эстетического вкуса;
формирование навыков групповой работы и необходимых качеств личности (ответственность за порученное дело, честность, готовность помочь товарищу, работать на общую пользу и др.);
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
проведение через весь курс экологического воспитания и бережного отношения к природе, воспитание устойчивого положительного отношения обучающихся к своей Родине и родному краю, её природным богатствам.
Для проведения занятий по биологии в 6 классе необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различные виды почв, а также в достаточном количестве раздаточный материал.
Программа включает теоретические и практические занятия, экскурсии.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология. Неживая природа»» в 6 классе выделяется 68 часов (34 учебных недель, 2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Биология как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами. Учебный предмет «Биология. Неживая природа» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями. Преподавание биологии в специальной коррекционной школе должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам, связанных с загрязнением окружающей среды, и покорять пути их решения человеком.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Биология как учебный предмет в 6 классе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках обучающиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной среде, учатся любить свой край, беречь и охранять природу, рационально использовать природные богатства нашей Родины. Данный курс наряду с другими предметами коррекционной школы играет значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Основу познавательных ценностей составляют знания, методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов неживой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению,
• знание основных принципов и правил поведения в к природе,
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование экологической куль туры и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
овладение простейшими составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника дополнительной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
В области регулятивных УУД:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, своему здоровью и здоровью окружающих.
В области коммуникативных УУД:
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии являются:
усвоение системы научных знаний о неживой природе и явлениях в природе для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; осознание необходимости действий по сохранению ;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Обучающиеся научатся:
отличать живую и неживую природу, тела, созданные природой и тела, созданные человеком;
распознавать и описывать природные явления;
пользоваться коллекциями полезных ископаемых;
определять почвы по составу;
наблюдать за демонстрационными опытами и собственными экспериментами, делать соответствующие выводы;
наблюдать за природой во время экскурсий и описывать её;
изготовлять макет почвы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять простейшие лабораторные опыты, пользоваться химической посудой и простыми приборами;
выполнять несложные практические работы по обработке почвы на пришкольном участке;
применять полученные знания на практике, бережно относиться к природе.
Формы реализации программы:
фронтальная;
парная;
групповая;
индивидуальная.
Методы реализации программы:
- наблюдение;
Способы и средства:
Формы контроля:
Содержание учебного предмета
1. Введение (3 часа).
Живая и неживая природа. Для чего нужно изучать неживую природу. Тела, созданные природой и тела, созданные человеком.
Предметы и явления неживой природы Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы.
2. Вода (14 часов).
Вода в природе и в быту. Значение воды.
Вода - жидкость. Свойства воды (цвет, запах, вкус, форма тела).
Температура воды и её измерение. Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды».
Измерение уровня воды при нагревании и охлаждении, изменение состояния воды при замерзании.
Лёд - твёрдое тело.
Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе.
Температура воды и её измерение. Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды».
Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества Чистая и мутная вода. Способы очистки воды.
Практическая работа «Растворение веществ в е», Практическая работа «Очистка воды».
Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Водные ресурсы Новосибирской области Контрольная работа за I четверть (1 час).
3. Воздух (13 часов).
Воздух вокруг нас. Л.о. «Обнаружение воздуха в пористых телах» Свойства воздуха (цвет, запах, форма тела). Воздух занимает место. Д.о. «Объем воздуха в какой-либо емкости».
Воздух сжимаем и упруг. Д.о. «Упругость воздуха» Воздух - плохой проводник тепла. Д.о. «Воздух - плохой проводник тепла».
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Д.о. «Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении».
Тёплый воздух легче холодного. Д.о. «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного - в теплую (циркуляция)». Наблюдение за отклонением пламени свечи. Движение воздуха в природе.
Состав воздуха.
Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ.
Применение углекислого газа. Значение воздуха.
Чистый и загрязнённый воздух. Борьба за чистоту воздуха. Контрольная работа за II четверть (1 час)
Полезные ископаемые (19 часов).
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (гранит, известняк, песок, глина).
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа. Образование торфа, его добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Д.о. «Хрупкость каменного угля».
Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Продукты ее переработки. Природный газ. Свойства газа. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений (фосфориты, калийная соль)
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная руда. Внешний вид и свойства.
Медная и алюминиевая руды.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Чугун.
Сталь.
Цветные металлы. Алюминий. Медь и олово.
Полезные ископаемые Курганской области.
Почва
Почва - верхний и плодородный слой земли. Образование почвы. Основное свойство почвы - плодородие.
Состав почвы. Д.о. «Выделение воздуха и воды в почве» Контрольная работа за III четверть – (1 час).
Демонстрация опытов:
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: хрупкость каменного угля.
Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа:
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
6. Почва
Перегной - органическая часть почвы.
Глина, песок, минеральные вещества - минеральная часть почвы Песчаные и глинистые почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать и удерживать ее.
Типы почв Курганской области: названия, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Экскурсия к почвенным обнажениям.
Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке. Контрольная работа за IV четверть (1 час).
Контрольная работа за год (1 час)
Тематическое планирование
№ | Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Введение. Живая и неживая природа. | Распознают тела, созданные человеком и природой, сравнивают живую и неживую природу. |
2 | Предметы и явления неживой природы | Классифицируют. |
3 | Твердые тела, жидкости и газы. | Распределяют. |
4 | Вода в природе и в быту. Значение воды. | Рассуждают о значении воды. |
5 | Вода - жидкость. Свойства воды (цвет, запах, вкус, форма тела) | Наблюдают, делают выводы. |
6 | Температура воды и её измерение. П/р «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды». | Выполняют практические действия, измеряют, делают выводы. |
7 | Измерение уровня воды при нагревании и охлаждении, изменение состояния воды при замерзании. | Измеряют, делают выводы. |
8 | Лёд - твёрдое тело. | Находят сходства и различия со стеклом. |
9 | Превращение воды в пар. Кипение воды. | Рассуждают. |
10 | Три состояния воды в природе. | Сравнивают, делают выводы. |
11 | Вода - растворитель. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и другие). | Классифицируют вещества. |
| |
12 | Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. | Характеризуют водные растворы, рассказывают. |
13 | Нерастворимые в воде вещества | Сравнивают. |
14 | Чистая и мутная вода. Способы очистки воды. | Анализируют. |
15 | П/р «Растворение веществ в воде», П/р «Очистка воды». | Выполняют практические действия, наблюдают, делают умозаключения, выводы. |
16 | Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. | Рассказывают, находят водные объекты на карте. Рассуждают, учатся бережно относиться к воде. |
17 | Водные ресурсы НСО | Рассуждают, учатся бережно относиться к воде. |
18 | Контрольная работа за I четверть | Учатся работать самостоятельно, совершенствовать навык самоконтроля. |
19 | Воздух вокруг нас. Д.о. «Обнаружение | Наблюдают, делают выводы. |
воздуха в пористых телах». |
20 | Свойства воздуха (цвет, запах, форма тела). Воздух занимает место. Д.о. «Объем воздуха в какой-либо ёмкости | Наблюдают, делают выводы. |
21 | Воздух сжимаем и упруг Д.о. «Упругость воздуха». | Наблюдают, делают умозаключения, выводы. |
22 | Воздух - плохой проводник тепла. Д.о. «Воздух - плохой проводник тепла». | Наблюдают, делают выводы. |
23 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие При охлаждении. Д.о. «Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении». | Наблюдают, сравнивают, делают выводы. |
24 | Тёплый воздух легче холодного. Д.о. «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и из холодного в теплую (циркуляция)». Наблюдение за отклонением пламени свечи. | Наблюдают, сравнивают, делают выводы. |
| |
|
|
25 | Движение воздуха в природе. | Наблюдают. |
26 | Состав воздуха. | Запоминают. |
27 | Кислород и его значение в жизни | Работают с учебником, рассуждают. |
растений, животных и человека. |
28 | Углекислый газ. | Работают с учебником. |
29 | Применение углекислого газа. | Приводят примеры из жизни. |
30 | Значение воздуха | Рассуждают. |
31 | Чистый и загрязнённый воздух. Борьба за чистоту воздуха. | Рассуждают. |
32 | Контрольная работа за II четверть | Работают самостоятельно, совершенствуют навык самоконтроля. |
33 | Полезные ископаемые и их значение. | Рассуждают. |
34 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве. | Классифицируют. |
35 | Гранит. | Описывают, работают с коллекциями. |
36 | Известняки. | Описывают, работают с коллекциями. |
37 | Песок и глина. | Описывают, работают с коллекциями. |
38 | Горючие полезные ископаемые. | Устанавливают причинно-следственные связи. |
39 | Торф. | Описывают, работают с коллекциями, устанавливают причинно-следственные связи. |
40 | Каменный уголь. Д.о. «Хрупкость каменного угля». | Наблюдают, делают умозаключения. |
41 | Нефть. | Работают с учебником и картой. |
42 | Природный газ. | Вспоминают правила обращения с газом. |
43 | Полезные ископаемые, из которых получают удобрения. | Знакомятся с новыми полезными ископаемыми. |
44 | Калийная соль. | Описывают по внешнему виду и свойствам. |
45 | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения | Работают с коллекциями. |
46 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. | Работают с коллекциями. |
47 | Железные руды | Запоминают новые слова. |
48 | Чёрные металлы. Чугун. | Работают с таблицей, рассуждают, зарисовывают. |
49 | Сталь. | Сравнивают сталь и чугун по плану. |
50 | Медная и алюминиевая руды. П/р «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов». | Распознают образцы. |
51 | Полезные ископаемые Новосибирской области. | Узнают о полезных ископаемых родного края. |
52 | Почва - верхний и плодородный слой земли. Образование почвы. Основное свойство почвы - плодородие. | Запоминают новые слова, учатся использовать их в своей речи. |
53 | Состав почвы. Д.о. «Выделение воздуха и воды в почве». | Наблюдают, делают умозаключения, выводы. |
54 | Контрольная работа за III четверть. | Работают самостоятельно, совершенствуют навык самоконтроля. |
55 | Перегной - органическая часть почвы. | Сравнивают. |
56 | Песок и глина - минеральная часть почвы. | Сравнивают. |
57 | Минеральные соли в почве. | Работают с учебником, ищут ответы на вопросы. |
58 | Различие почв по составу. | Составляют таблицу. |
59 | Водные свойства песчаных глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать и удерживать ее. Испарение воды из почвы. | Сравнивают, наблюдают, делают выводы. |
60 | Весенняя (предпосевная) обработка почвы. | Сравнивают. |
61 | Осенняя обработка почвы | Сравнивают. |
62 | Охрана почв. | Рисуют экологические знаки |
63 | Типы почв Новосибирской области: названия, краткая характеристика. | Характеризуют, сравнивают |
64 | Практическая работа «Обработка почвы на пришкольном участке». | Обрабатывают почву |
65 | Контрольная работа за IV четверть. | Работают самостоятельно |
66 | Экскурсия к почвенным обнажениям. | Наблюдают, описывают |
67 | Практическая работа «Обработка почвы на пришкольном участке» | Обрабатывают почву. |
68 | Контрольная работа за год | Работают самостоятельно, совершенствуют навык самоконтроля. |
Материально- техническое обеспечение:
I. Нормативные документы:
1.Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения. М.: «Просвещение», 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011.
II. Учебно-методическая литература:
1.Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. В 2 ч. - М.: «Просвещение», 2011.
2. Программы для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. /Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2001.
III. Учебники и тетради для учащихся:
Никишов А.И. Биология. Неживая природа.: учеб.для спец.(корр.) образоват. учреждений VШ виды/ А.И. Никишов. -М.: Просвещение,2009.
IV. Иллюстративный материал к урокам.
Таблицы по биологии: 6 класс.
Растения зимой и летом.
Опорный сигнал по теме: «Полезные ископаемые».
Воздух.
Работа ветра.
Выветривание.
4. Почвы.
5. Вода в природе.
6. Три состояния воды.
7. Работа воды.
Наглядные пособия:
Тема: «Полезные ископаемые.
1.Коллекции металлов - 3.
2.«Чугун и сталь».
3.«Коллекция стройматериалов» - 2.
4.Демонстрационная коллекция «Полезные ископаемые к курсу природоведения» - 2.
5.«Известняки» - 3.
6.«Гранит, составные части».
7.Топливо - 2.
8.Торф - 2.
9.Набор удобрений - 2.
10.«Минеральные и горные породы» - 2.
11.«Основные виды промышленного сырья» - 1.