Содержание (раздел) | Цель | Требования к результатам обучения и освоению содержания курса |
Введение | Познакомиться со следующими темами: - Место человека в живой природе | Знать следующие понятия: Место человека среди млекопитающих Заметные части сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личностных наблюдений и знаний о млекопитающих животных). |
Общий обзор | Рассмотреть темы: -Общий обзор организма человека. Клетка -Химический состав клетки -Жизнедеятельность клетки -Ткани -Органы. Системы органов. | Усвоить следующие понятия: Строение клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств и др.). |
Опорно-двигательная система | Рассмотреть темы: -Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. -Строение и соединение костей -Скелет головы -Скелет туловища -Скелет конечностей -Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах -Первая помощь при переломах костей -Строение и значение мышц -Основные группы мышц -Работа мышц. Утомление -Гигиена физического труда -Осанка и здоровье человека -Значение физического упражнения для правильного формирования скелета мышц | Знать следующие понятия: Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. |
Кровеносная система | Рассмотреть темы: -Значение крови и органы кровообращения -Состав крови. -Сердце: его строение и работа. -Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. -Движение крови по сосудам -Первая помощь при кровотечении. Переливание крови -Предупреждение заболеваний кровеносной системы | | - Влияние курения и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды | Знать следующие понятия: Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм). |
Дыхательная система | Рассмотреть темы: -Значение дыхания. Органы дыхательной системы. -Строение легких. Газообмен в легких и тканях. -Дыхательные движения. Регуляция дыхания -Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы -Болезни дыхательной системы и их предупреждение -Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды -Первая помощь при нарушении дыхания | Знать следующие понятия: Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни. передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. |
Пищеварительная система | Рассмотреть темы: -Значение и состав пищи. -Значение пищеварения. Система органов пищеварения. | | -Строение и значение зубов -Пищеварение в ротовой полости и в желудке -Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ -Гигиена и нормы питания -Профилактика желудочно-кишечных заболеваний -Пищевые отравления -Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему | Знать следующие понятия: Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. |
Выделительная система | Рассмотреть темы: -Значение выделения. Строение почек -Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы | Знать следующие понятия: Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний. |
Кожа | Рассмотреть темы: -Строение и значение кожи -Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма -Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении -Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви | Знать следующие понятия: Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. |
Нервная система | Рассмотреть темы: -Значение и строение нервной системы -Спиной мозг -Головной мозг -Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь -Эмоции. Внимание и память -Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна -Гигиена нервной деятельности. Режим дня -Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему | Знать следующие понятия: Строение и значение нервной системы (спиной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. |
Органы чувств Значение органов чувств Органы зрения. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней Орган слуха. Гигиена слуха Органы осязания, обоняния, вкуса | Рассмотреть темы: -Значение органов чувств -Органы зрения. -Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней -Орган слуха. -Гигиена слуха -Органы осязания, обоняния, вкуса | Знать следующие понятия: Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. |
Охрана здоровья | Рассмотреть темы: -Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье. -Урок «О вреде курения и употребления спиртных напитков» -Урок «Скажи наркотикам НЕТ!» | Знать следующие понятия: Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ- инфекция и другие. Меры профилактики. |
2 часа повторение и обобщение | | |
№ | Тема урока | Тип урока | Основные вопросы | дата |
1 | Введение (1 ч) Место человека в живой природе | Урок открытия нового знания | Науки, изучающие человека. | |
2 | Общий обзор (5 часов) Общий обзор организма человека. Клетка | Урок открытия нового знания | Клетка, органоиды клетки | |
3 | Химический состав клетки | Урок открытия нового знания | Вещества клетки | |
4 | Жизнедеятельность клетки | Урок открытия нового знания | Основные свойства клетки | |
5 | Ткани | Урок открытия нового знания | Типы тканей, строение и роль в организме | |
6 | Органы. Системы органов. | Урок открытия нового знания | Орган, системы органов | |
7 | Опорно-двигательная система (13 часов) Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. | Урок открытия нового знания | Строение, значение, химический состав | |
8 | Строение и соединение костей | Урок открытия нового знания | Виды костей, типы соединений костей | |
9 | Скелет головы | Урок открытия нового знания | Мозговой и лицевой отделы черепа, строение | |
10 | Скелет туловища | Урок открытия нового знания | Строение, отделы, роль костей туловища | |
11 | Скелет конечностей | Урок открытия нового знания | Скелет верхних и нижних конечностей | |
12 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах | Урок открытия нового знания | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах | |
13 | Первая помощь при переломах костей | Урок открытия нового знания | Закрытые и открытые переломы, наложение шины | |
14 | Строение и значение мышц | Урок открытия нового знания | Виды мышц, строение мышц и значение | |
15 | Основные группы мышц | Урок открытия нового знания | Мышцы головы, туловища, конечностей | |
16 | Работа мышц. Утомление | Урок открытия нового знания | Мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели. Утомление | |
17 | Гигиена физического труда | Урок общеметодологической направленности | Рабочая поза, режим и ритм работы | |
18 | Осанка и здоровье человека | Урок общеметодологической направленности | Осанка, предупреждение искривления позвоночника, предупреждение плоскостопия | |
19 | Значение физического упражнения для правильного формирования скелета мышц | Урок рефлексии | Развитие опорно-двигательной системы, значение, значение тренировки мышц | |
20 | Кровеносная система (8 часов) Значение крови и органы кровообращения | Урок открытия нового знания | Значение крови, органы кровообращения | |
21 | Состав крови. | Урок открытия нового знания | Плазма крови, клетки крови | |
22 | Сердце: его строение и работа. | Урок открытия нового знания | Строение, работа сердца | |
23 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения | Урок открытия нового знания | Артерии, вены, капилляры, круги кровообращения | |
24 | Движение крови по сосудам | Урок открытия нового знания | Кровяное давление, пульс, перераспределение крови в организме | |
25 | Первая помощь при кровотечении. Переливание крови | Урок открытия нового знания | Свертываемость крови, первая помощи при кровотечениях | |
26 | Предупреждение заболеваний кровеносной системы | Урок открытия нового знания | Влияние физического труда и спорта на сердце и сосуды | |
27 | Вредное влияние курения и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды | Урок открытия нового знания | Вредное влияние курения и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды | |
28 | Дыхательная система (7 часов) Значение дыхания. Органы дыхательной системы | Урок открытия нового знания | Значение, органы дыхательной системы | |
29 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | Урок открытия нового знания | Строение легких, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, обмен газов в легких и в тканях | |
30 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания | Урок открытия нового знания | Дыхательные движения. Вдох, выдох. Регуляция дыхания. | |
31 | Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы | Урок открытия нового знания | Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы | |
32 | Болезни дыхательной системы и их предупреждение | Урок открытия нового знания | Туберкулез и рак легких, грипп, болезни, передающиеся через воздух. Вредное влияние курения на органы дыхания. | |
33 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды | Урок открытия нового знания | Необходимость свежего воздуха, борьба с пылью, охрана воздушной среды. | |
34 | Первая помощь при нарушении дыхания | Урок открытия нового знания | Искусственное дыхание, оказание помощи утопающему. | |
35 | Пищеварительная система (9 часов) Значение и состав пищи. | Урок открытия нового знания | Значение пищи. Состав. | |
36 | Значение пищеварения. Система органов пищеварения | Урок общеметодологической направленности | Система органов пищеварения. Значение пищеварения. | |
37 | Строение и значение зубов | Урок рефлексии | Строение и значение зубов. Уход | |
38 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке | Урок открытия нового знания | Пищеварение в ротовой полости и в желудке | |
39 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | Урок открытия нового знания | Изменение пищи в тонком кишечнике. Всасывание. Значение толстого кишечника | |
40 | Гигиена и нормы питания | Урок открытия нового знания | Правила приема пищи. Аппетит. Режим питания. Расход энергии. Нормы питания. | |
41 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний | Урок открытия нового знания | Желудочно-кишечные болезни. Глистные заболевания | |
42 | Пищевые отравления | Урок открытия нового знания | Первая помощь. Причины | |
43 | Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему | Урок открытия нового знания | Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему | |
44 | Выделительная система (2 часа) Значение выделения. Строение почек | Урок открытия нового знания | Строение почек. Работа почек | |
45 | Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы | Урок открытия нового знания | Причины почечных заболеваний, их предупреждение. | |
46 | Кожа (4 часа) Строение и значение кожи | Урок открытия нового знания | Строение и значение кожи | |
47 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма | Урок открытия нового знания | Кожа-орган терморегуляции. Кожа-орган теплоотдачи. Закаливание организма. | |
48 | Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении | Урок открытия нового знания | Тепловой и солнечный удар. Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении | |
49 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви | Урок открытия нового знания | Уход за кожей, ногтями, волосами. Гигиена одежды и обуви | |
50 | Нервная система (8 часов) Значение и строение нервной системы | Урок открытия нового знания | Значение и строение нервной системы | |
51 | Спиной мозг | Урок открытия нового знания | Строение, значение | |
52 | Головной мозг | Урок открытия нового знания | Строение. Функции отделов | |
53 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь | Урок рефлексии | Врожденное и приобретенное поведение | |
54 | Эмоции. Внимание и память | Урок открытия нового знания | Эмоции. Внимание и память | |
55 | Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна | Урок открытия нового знания | Значение сна. Сновидения. Гигиена сна | |
56 | Гигиена нервной деятельности. Режим дня | Урок открытия нового знания | Гигиена нервной деятельности. Режим дня | |
57 | Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему | | Вредное влияние курения и алкоголя на нервную систему | |
58 | Органы чувств – 6 часов Значение органов чувств | Урок общеметодологической направленности | Значение органов чувств | |
59 | Органы зрения. | Урок открытия нового знания | Значение зрения, строение глаза | |
60 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | Урок открытия нового знания | Нарушения зрения. Гигиена зрения. Травмы глаз | |
61 | Орган слуха. | Урок открытия нового знания | Значение слуха. Строение органа слуха | |
62 | Гигиена слуха | Урок открытия нового знания | Гигиена слуха | |
63 | Органы осязания, обоняния, вкуса | Урок открытия нового знания | Органы осязания, обоняния, вкуса. Совместная работа органов чувств. | |
64 | Охрана здоровья – 3 часа Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье. | Урок открытия нового знания | Здравоохранение и охрана труда в российской федерации. Факторы, сохраняющие здоровье. | |
65 | Урок «О вреде курения и употребления спиртных напитков» | Урок общеметодологической направленности | Урок «О вреде курения и употребления спиртных напитков» | |
66 | Урок «Скажи наркотикам НЕТ!» | Урок общеметодологической направленности | Вред наркотиков | |
67 | Повторение и обобщение (2 часа) Повторение пройденного материала | Урок рефлексии | Повторение пройденного материала | |
68 | Итоговая контрольная работа | Урок рефлексии | Обобщение изученного в 9 классе | |
1. Программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида «Естествознание (6 - 9 классы)» Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой.
2. Учебник.