Пояснительная записка.
Нормативные документы.
Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 года №2573.
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарущениями).
Примерная программа по биологии Пасечника В.В. (учебник по биологии Пасечник В.В. )- 68 часов
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) формирование готовности к самостоятельной жизни;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Нормы оценки знаний обучающихся с умственной отсталостью
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он; знает основные биологические события и понятия. Устанавливает причинно- следственные связи, умеет пользоваться учебником, излагает изученный материал близко к тексту с опорой, по плану.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: в основном знает основные биологические события и понятия с помощью учителя устанавливает причинно- следственные связи, умеет пользоваться учебником , допускает неточности при изложении материала с опорой, по плану.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: недостаточно знает основные биологические события и понятия, затрудняется устанавливать причинно- следственные связи с помощью учителя работает с учебником, допускает ошибки при изложении изученного материала с опорой, по плану.
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он: не знает основные биологические события и понятия, не устанавливает причинно-следственные связи, не умеет пользоваться учебником, не пересказывает.
Содержание учебного курса.
Введение. (1 час).
Науки, изучающие организм человека.
Происхождение человека. ( 2 часа).
Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы.
Строение организма (5 часов)
Клеточное строение. Общий обзор организма. Ткани. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Опорно-двигательная система. ( 7 часов).
Значение ОДС, её состав. Строение костей. Скелет человека. Скелет поясов, соединение костей. Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Внутренняя среда организма. (3 часа).
Кровь и остальные компоненты внутренней среды. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья.
Кровеносная и лимфатическая системы. (7 часов).
Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхательная система. (4 часа).
Значение дыхания. Заболевания дыхательных путей. Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания.
Пищеварительная система. (7 часов).
Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения.
Обмен веществ и энергии. ( 3.часа).
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Витамины.
Энерготраты человека и пищевой рацион.
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (5 часов).
Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей. Гигиена. Болезни кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. Выделение.
Нервная система. (3 часа).
Значение нервной системы. Спинной мозг. Строение головного мозга. Функции переднего мозга. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Анализаторы. Органы чувств. (5 часов).
Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Болезни. Слуховой анализатор. Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (4 часа).
Вклад учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные программы поведения. . Сон и сновидения. Особенности ВНД человека. Воля, эмоции, внимание.
Эндокринная система. (3 часа).
Роль эндокринной системы. Функции желёз внутренней секреции.
Индивидуальное развитие организма. (7 часов).
Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода.. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путём. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, способности, склонности.
Тематическое планирование. Биология 8 класс.
№п\п | Тема | Содержание |
1. | Тема 1. Введение. | 1. Науки, изучающие организм человека. |
2. 3. | Тема 2. Происхождение человека. | 1. Систематическое положение человека. 2. Историческое прошлое людей. Расы. |
4. 5. 6. 7. 8. | Тема 3. Строение организма. | 1. Уровни организации. 2. Общий обзор организма. Клеточное строение. 3. Ткани. 4. Рефлекс и рефлекторная дуга. 5. Урок-обобщения по теме «Происхождение человека, строение организма». |
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Тема 4. Опорно-двигательная система. | 1. Значение ОДС, её состав. Строение костей. 2. Скелет человека. Скелет поясов, соединение костей. 3. Строение мышц. 4. Работа скелетных мышц и их регуляция. (прак\работа). 5. Осанка. Предупреждение плоскостопия. 6. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. 7. Урок-обобщения по теме «ОДС». |
16. 17. 18. | Тема 5. Внутренняя среда организма. | 1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды. 2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. 3. Иммунология на службе здоровья. |
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. | Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы. | 1. Транспортные системы организма. 2. Круги кровообращения. (прак\работа). 3. Строение и работа сердца. 4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. (прак\работа). 5. Гигиена сердечно-сосудистой системы. 6. Первая помощь при кровотечениях. 7. Урок-обобщения по теме «Кровеносная и лимфатическая системы». |
26. 27. 28. 29. | Тема 7. Дыхательная система. | 1. Значение дыхания. Заболевания дыхательных путей. 2. Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях. 3. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. 4. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. |
30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. | Тема 8. Пищеварительная система. | 1. Питание и пищеварение. 2. Пищеварение в ротовой полости. 3. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. (прак\работа). 4. Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. 5. Регуляция пищеварения. 6. Гигиена органов пищеварения. 7. Урок-обобщения по теме «Дыхание и пищеварение». |
37. 38. 39. | Тема 9. Обмен веществ и энергии. | 1. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. 2. Витамины. 3. Энерготраты человека и пищевой рацион. (прак\работа). |
40. 41. 42. 43. 44. | Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 1. Покровы тела. Строение и функции кожи. 2. Уход за кожей. Гигиена. Болезни кожи. 3. Терморегуляция организма. Закаливание. 4. Выделение. 5. Урок-обобщения по теме «Обмен веществ, покровные органы, выделение». |
45. 46. 47. | Тема 11. Нервная система. | 1. Значение нервной системы. Спинной мозг. 2. Строение головного мозга. Функции переднего мозга. 3. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. |
48. 49. 50. 51. 52. | Тема 12. Анализаторы. Органы чувств. | 1. Анализаторы. Зрительный анализатор. 2. Гигиена зрения. Болезни. 3. Слуховой анализатор. 4. Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы. 5. Урок-обобщения по теме «Н.С. и анализаторы». |
53. 54. 55. 56. | Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 1. Вклад учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. 2. Врожденные и приобретенные программы поведения. (прак\работа). 3. Сон и сновидения. Особенности ВНД человека. 4. Воля, эмоции, внимание. |
57. 58. 59. | Тема 14. Эндокринная система. | 1. Роль эндокринной системы. 2. Функции желёз внутренней секреции. 3. Урок-обобщения по теме «ВНД и Эндокринная система». |
60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. | Тема 15. Индивидуальное развитие организма. | 1. Размножение. Половая система. 2. развитие зародыша и плода.. Беременность и роды. 3. наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путём. 4. Развитие ребенка после рождения. 5.Становление личности. (прак\работа). 6. Интересы, способности, склонности. 7. Итоговый срез. Резерв- 2 часа. |