Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающейся 9 класса Матякубовой Виктории (имеющей диагноз «Общее недоразвитие речи II-III степени в системе общего заболевания», VIII вид) составлена на основе:
1. Адаптированной основной образовательной программы ООО МБОУ «Доманичская ООШ» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденной приказом № 66 от 29.08.18 г.
2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный Издательский Центр "Владос", 2011 г.
3. .Учебника Биология. Человек. 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И.В. Романов, И.Б. Агафонова – 5-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2013г.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99- ФЗ, от 23.07.2013 №203- ФЗ)
2.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3.Приказа Департамента образования и науки Брянской области. «О базисных учебных планах образовательных организаций Брянской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам на 2018 – 2019 учебный год»
4.Устава МБОУ «Доманичская ООШ», утверждённым Постановлением администрации Почепского района от 21.12.2015 г. №80, изменениями и дополнениями от 12.10.2017 г. №787 и от 22.03.2018 г. №189.
5.Учебного плана МБОУ «Доманичская ООШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом № 63 от 29 августа 2018 г
6.Календарного учебного графика МБОУ «Доманичская ООШ», утвержденного приказом №64 от 29 августа 2018 г.
Естествознание (биология), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Курс биологии включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и не живой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Программа реализуется в течение одного года.
На изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю)
Основными задачами преподавания биологии являются:
1) сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье
2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и д.р., а также их роль в живой и не живой природе;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как компонента условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
5) приветствие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
Основные направления коррекционной работы
1. Коррекция переключаемости и распределение внимания;
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия
4. Коррекция произвольного внимания
5. Развитие самостоятельности, аккуратности
Содержание учебной программы по биологии
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные части сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личностных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц . 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статистическую и динамическую нагрузку на мышцы; свойствп декальценированных и прокаленных косей.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении. Отрицательное влияние никатина и алкоголя на сердце и сосуды (а чеез кровеносную систему – на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы:
Микроскопическое строение крови
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни. передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выделяемом воздухе.
Пищеварение
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1. обнаружение крахмала в картофеле и хлебе.
2. обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. действие слюны на крахмал.
4. действие желудочного сока на белки.
Почки
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Кажа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спиной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ- инфекция и другие. Меры профилактики.
Обобщающий урок «О вреде курения и употребления алкоголя».
Обобщающий урок «Скажи наркотикам НЕТ!»
Итоговая контрольная работа.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Всего | Теоретических | Экскурсий |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Общий обзор организма человека | 5 | 5 | - |
3 | Опора тела и движение | 13 | 13 | - |
4 | Кровь и кровообращение | 8 | 8 | - |
5 | Дыхание | 7 | 7 | - |
6 | Пищеварение | 9 | 9 | - |
7 | Почки | 2 | 2 | - |
8 | Кожа | 4 | 4 | - |
9 | Нервная система | 8 | 8 | - |
10 | Органы чувств | 6 | 6 | - |
11 | Охрана здоровья | 3 | 3 | - |
12 | Повторение | 1 | 1 | - |
13 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |
| | 68 | 68 | - |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень | Минимально-необходимый уровень |
9 класс |
Учащиеся должны знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; - вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своею здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила. | Учащиеся должны знать: - влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - соблюдать санитарно-гигиенические правила. |
Тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем. Тема урока | Кол-во часов |
Введение - 1 час | |
1 | Место человека в живой природе | 1 |
Тема №1 Общий обзор организма человека- 5 часов | |
2 | Общий обзор организма человека. Клетка | 1 |
3 | Химический состав клетки | 1 |
4 | Жизнедеятельность клетки | 1 |
5 | Ткани | 1 |
6 | Органы. Системы органов. | 1 |
Опора тела и движения – 13 часов | |
7 | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. | 1 |
8 | Строение и соединение костей | 1 |
9 | Скелет головы | 1 |
10 | Скелет туловища | 1 |
11 | Скелет конечностей | 1 |
12 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах | 1 |
13 | Первая помощь при переломах костей | 1 |
14 | Строение и значение мышц | 1 |
15 | Основные группы мышц | 1 |
16 | Работа мышц. Утомление | 1 |
17 | Гигиена физического труда | 1 |
18 | Осанка и здоровье человека | 1 |
II четверть (14 часов) | |
19 | Значение физического упражнения для правильного формирования скелета мышц | 1 |
Тема №3 Кровь и кровообращение – 8 часов | |
20 | Значение крови и органы кровообращения | 1 |
21 | Состав крови. Лабораторная работа. | 1 |
22 | Сердце: его строение и работа. Демонстрация муляжа сердца млекопитающего. | 1 |
23 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. | 1 |
24 | Движение крови по сосудам . Лабораторная работа. | 1 |
25 | Первая помощь при кровотечении. Переливание крови | 1 |
26 | Предупреждение заболеваний кровеносной системы | 1 |
27 | Вредное влияние курения и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды | 1 |
Тема №4. Дыхание– 7 часов | |
28 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы | 1 |
29 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Демонстрация опыта. | 1 |
30 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания | 1 |
31 | Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы | 1 |
32 | Болезни дыхательной системы и их предупреждение | 1 |
III четверть (20 часов) | |
33 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды | 1 |
34 | Первая помощь при нарушении дыхания | 1 |
Тема №5. Пищеварение– 9 часов | |
35 | Значение и состав пищи. Демонстрация опытов. | 1 |
36 | Значение пищеварения. Система органов пищеварения. | 1 |
37 | Строение и значение зубов | 1 |
38 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке | 1 |
39 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 1 |
40 | Гигиена и нормы питания | 1 |
41 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний | 1 |
42 | Пищевые отравления | 1 |
43 | Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему | 1 |
Тема № 6 Выделение – 2 часа | |
44 | Значение выделения. Строение почек | 1 |
45 | Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы | 1 |
Тема №7. Кожа – 4 часа | |
46 | Строение и значение кожи | 1 |
47 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма | 1 |
48 | Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении | 1 |
49 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви | 1 |
Тема №8 Нервная система -8 часов | |
50 | Значение и строение нервной системы | 1 |
51 | Спиной мозг | 1 |
52 | Головной мозг | 1 |
IV четверть (16 часов) | |
53 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь | 1 |
54 | Эмоции. Внимание и память | 1 |
55 | Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна | 1 |
56 | Гигиена нервной деятельности. Режим дня | 1 |
57 | Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систем | 1 |
Тема № 9. Органы чувств – 6 часов | |
58 | Значение органов чувств | 1 |
59 | Органы зрения. Демонстрация модели глазного яблока. | 1 |
60 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 |
61 | Орган слуха. Демонстрация модели уха. | 1 |
62 | Гигиена слуха | 1 |
63 | Органы осязания, обоняния, вкуса | 1 |
Тема № 10. Охрана здоровья – 3 часа | |
64 | Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье. | 1 |
65 | Урок «О вреде курения и употребления спиртных напитков» | 1 |
66 | Урок «Скажи наркотикам НЕТ!» | 1 |
67 | Повторение пройденного материала | 1 |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |