СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с

  • адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год;
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению 3 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Чтение

Класс: 3

Учебный год: 2020-2021

Учитель: Финаева Ольга Сергеевна

Квалификационная категория: первая













с.Новая Брянь

2020


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с

  • адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель предмета: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями коммуникативно – речевых умений, способствующее их адаптации в современном обществе, коррекция недостатков речевого опыта обучающихся.

Задачи обучения чтению в младших классах:

1.Воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу.

2.Формирование техники чтения: от правильного, выразительного и осмысленного чтения доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения.

3.Формирование у детей навыков сознательного чтения.

4.Развитие коммуникативных умений.

5. Воспитание нравственных, эстетических ценностей.

Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.



Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций:

  • умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

  • умение планировать деятельность;

  • умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

  • умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления;

5. Коррекция недостатков речевого развития:

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • уточнение и обогащение словаря.

6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

  • расширение представлений об окружающем мире.

Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.

Во 2-4 классах закладываются основы формирования навыков чтения и развития связной речи в процессе выполнения различных упражнений. Наличие пропедевтических периодов в младших классах подготавливает обучающихся к беглому, осознанному чтению произведений в старших классах, обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта детей, в том числе исправление различных нарушений речи.

В программе выделены разделы «Чтение», «Развитие речи», «Внеклассное чтение». Содержание этих разделов реализуется при изучении каждой лексической темы.

В основе расположения произведений лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется предложенная тематика. Тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для регулярного повторения усвоенных тем. В содержание материала включены лексические темы, которые в каждом классе сквозные, и имеют лишь различие в названиях. Они составляют один из разделов программы и являются основой разработки для тематического планирования. После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.

В рабочей программе по чтению в 3 классе увеличено количество часов на изучение предмета за счет одного часа из части Учебного плана ГБОУ «Новобрянская СКОШИ», формируемой участниками образовательных отношений. Это обусловлено следующими причинами:

1.Изучение русского языка, требующего усвоения правил русской (родной) фонетики, орфоэпии, представляет для умственно отсталых обучающихся наибольшую трудность.

2.Короткий период дошкольной речевой практики обучающихся не позволяет достичь им необходимого уровня речевого развития, который обеспечивает успешное освоение знаний в области языка.

3. Низкий уровень общего развития, мыслительной деятельности, познавательной активности обучающихся данного класса.

Увеличение количества часов в предметной области «Язык и речевая практика» направлено на восполнение пробелов в знаниях обучающихся по предмету «Чтение», их систематизацию; достижение ими необходимого для продолжения образования уровня читательской, коммуникативной компетентностей и общего речевого развития.

Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по чтению – 1 год.


Общая характеристика учебного предмета

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на формирование нравственных позиций поведения ещё раз подчёркивает практическую значимость обучения чтению обучающихся с нарушениями интеллекта.

Обучение чтению в 3 классе решает следующие задачи:

  • формирование навыка правильного чтения и подготовка к овладению чтением про себя;

  • работа над орфоэпическим чтением слов, которые обучающиеся могут читать целиком;

  • продолжение работы над дикцией и выразительностью устной речи; обучение чтению по ролям;

  • формирование навыка осознанного чтения;

  • формирование умений осмысленно воспринимать почитанный текст.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, так как в силу особенностей психического развития умственно отсталые школьники овладевают им с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.

Беглое чтение формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык совершенствуется. Слова, сложные по слоговой структуре, включаются в этап речевой зарядки. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе при переходе на чтение целыми словами. В 3 классе обращается внимание на авторские характеристики, речь персонажей, вводится чтение по ролям.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Поэтому проводится систематическая работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей.  От класса к классу обучающиеся становятся более самостоятельны в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, план (картинный, коллективно составленный). С 3 класса вводится словесное иллюстрирование.   

В процессе внеклассного чтения формируется читательская самостоятельность обучающихся. У детей идет развитие интереса к чтению, они знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, что способствует формированию умения выбирать книгу по интересу, читательской культуры, развитию желания посещать библиотеку.

Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи. Обучение чтению идет параллельно на уроках русского языка и речевой практики и в тесной взаимосвязи с ними: формируется внимание к слову, как основной единице языка, что создает основу для расширения словарного запаса; развиваются навыки диалогического общения, когда обучающиеся учатся не только отвечать на вопросы, но и задавать их.

Основной формой организации процесса обучения является урок.

Процесс обучения чтению предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

  • практические – упражнения, игры.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • методы стимулирования.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный,

  • урок-игра,

  • урок-викторина,

  • урок – путешествие;

  • урок – драматизация;

  • урок – праздник.

Виды и формы организации работы на уроке:

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также используются:

  • групповая;

  • работа в парах;

  • индивидуальная работа.

Элементы образовательных технологий:

  • здоровьесберегающая технология ;

  • технология игрового обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проблемного обучения.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 170 ч. в год (5ч. в неделю) :

136 ч. в год (4ч. в неделю)– обязательная часть Учебного плана,

34 ч. (1час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностныерезультаты:

Обучающиеся научатся осознавать себя как гражданина России, уважительно и бережно относиться к людям труда.

У обучающихся будут сформированы:

  • представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; о многообразии окружающего мира, о духовных традициях русского народа;

  • понятия об устной речи как показателе индивидуальной культуры человека;

  • практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);

  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 3-го года обучения);

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 3-го года обучения).

  • интерес к языковой и речевой деятельности;

2.Предметные результаты по учебному предмету «Чтение» на конец обучения в 3 классе:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся научатся:

  • слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел? Что там делал?»);

  • правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;

  • соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

  • пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно – символическому плану к каждому предложению;

  • выразительно читать наизусть 5-7небольших стихотворений.

Получат возможность научиться:

  • слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

  • читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

  • активно участвовать в анализе произведения;

  • пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

  • высказывать своё отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

  • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений;




3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

  • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • читать;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.


Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Содержание учебного предмета

Чтение. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песенки.

Небольшие рассказы, стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

Лексические темы: «Здравствуй, школа», «Осень наступила», «Учимся трудиться», «Ребятам о зверятах», «Зимушка-зима», «Так нельзя, а так можно», «Чудесный мир сказок», «Весна идет», «Веселые истории», «Родина любимая» «Здравствуй, лето!»

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение. Чтение с интонацией и паузами, соответствующими знаками препинания в предложении. Чтение с интонацией, соответствующей характеру героя, после предварительной подготовки. Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки. Чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на образец учителя.

Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Нахождение в тексте информации по заданию учителя или заданию, представленному в учебнике. Объяснение поступков действующих лиц и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт. Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы с помощью наводящих вопросов. Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение и личный опыт. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения с опорой на вопросы учителя.

Развитие речи. Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей, использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Внеклассное чтение. Выбор из библиотеки книг, связанных с произведениями, читаемыми на уроке; самостоятельное их прочтение. Название автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги.

Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и её заглавию. Прогнозирование содержания книги по её основным элементам. Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг по темам (о животных, о природе, о праздниках) и жанрам ( сказки, рассказы, стихи).


Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по чтению проводится на материале изучаемых программных произведений на каждом уроке в основном в форме индивидуального или фронтального устного опроса:

чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); выразительное чтение, чтение наизусть.

Также используются самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы, которая проводится в рамках нетрадиционных уроков: уроки – праздники, уроки – драматизации, уроки – путешествия.

Итоговый контроль проводится в конце учебных четвертей и в конце года в форме проверки техники чтения и осознанности прочитанного.

Для проверки навыков чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты. Их объём и словарь соответствуют индивидуальным возможностям обучающихся.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения контрольных, самостоятельных, творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:

  • «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

  • «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

  • удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке знаний и умений по предмету используется и традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

При оценке устных ответов по чтению принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

«5» ставится ученику, если он:

  • читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;

  • соблюдает синтаксические паузы;

  • отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

  • пересказывает прочитанное с использованием вопросов и видов плана полно, правильно, последовательно;

  • твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

  • читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;

  • допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

  • допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

  • допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

  • затрудняется в чтении по слогам трудных слов;

  • допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

  • отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

  • обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» не выставляется из- за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.





Тематическое планирование.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Основные виды

учебной деятельности


Здравствуй, школа!

10


1

М. Садовский «Сентябрь»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам; рассматривание иллюстрации; ответы на вопросы, установление причинно – следственных связей; заучивание наизусть.

2

По В. Воскобойникову «Весёлая улица»

1

Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос.

Объяснение названия рассказа, трудных слов с опорой на личный опыт.

3

В. Берестов «Первое сентября»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам; оценка настроения персонажей стихотворения; выборочное чтение, составление устного рассказа о празднике 1 сентября.

4

По В. Драгунскому «Завтра в школу»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам; ответы на вопросы по содержанию; установление причинно – следственных связей между поступками героя; формулирование элементарных суждений и умозаключений.

5

По Э. Шиму «Пятёрки».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам; ответы на вопросы по содержанию; пересказ фрагмента текста по заданию учителя; устное составление подписей к иллюстрациям.

6

В. Бирюков «Кто лучшим будет».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение для подтверждения ответа; формулирование элементарных суждений и умозаключений на основе личного опыта.

7

По В. Хомченко «Обида»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; определение эмоционального состояния героя по содержанию рассказа;

Элементарная оценка поступков героев; формулирование своего мнения о возможном поведении героев рассказа.

8

А. Аксёнова «Наша учительница»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; пересказ текста по иллюстрациям; выборочное чтение.

9

Школьные загадки

1

Соотнесение иллюстрации и содержания загадок, обобщение слов-отгадок по области применения; воспроизведение загадок по памяти; работа в парах и малых группах.

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!»

1

Определение общей темы раздела по стихотворению; сравнение произведений, одинаковых по теме; выразительное чтение стихов; формулирование личной оценки о произведениях раздела; пересказ текста по заданию; выборочное чтение; формулирование элементарных суждений и умозаключений


Осень наступила…

16


11

О. Высотская «Осень»

1

Рассматривание иллюстраций, называние признаков осени, занятий людей; работа со стихотворением (заучивание наизусть); ответы на вопросы с использованием иллюстрации.

12

По Ю. Ковалю «Последний лист».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; ответы на вопросы по содержанию; пересказ текста по иллюстрациям;

13

А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».

1

Объяснение смысла образных выражений; выразительное чтение стихотворения; графическое рисование.

14

По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; уточнение признаков времени года по содержанию стихотворения; подбор синонимов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.

15

В. Степанов «Воробей».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; уточнение представлений о перелётных и зимующих птицах; подбор синонимов; ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе личного опыта.

16

По А. Баркову «Лето на верёвочке».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; уточнение признаков времени года; объяснение смысла образных выражений; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.

17

Е. Благинина «Улетают, улетели..»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; уточнение названий перелётных птиц; ответы на вопросы по содержанию; заучивание наизусть.

18

По Л. Воронковой «За кормом для птиц».

1

Рассматривание иллюстраций; уточнение названий ягод и семян растений; Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; объяснение смысла образных выражений; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений на основе текста и личного опыта.

19

Г. Ладонщиков «В октябре».

1

Чтение трудных по структуре слов; установление причинно- следственных связей между природными явлениями и действиями людей; определение интонации стихотворения; выразительное чтение.

20

По Н. Сладкову «Страшный невидимка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений на основе содержания текста.

21

А. Плещеев «Осень наступила»

2

Ответы на вопросы с использованием иллюстраций, уточнение признаков осени; уточнение смысла нового слова после объяснения учителя; эмоциональная оценка настроения, вызванная прочтением стихотворения. Выразительное чтение, заучивание наизусть.

22

По Н. Абромцевой «Сказка об осеннем ветре».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений на основе содержания текста и личного опыта.

23

Н. Майданик «Доскажи словечко».

1

Соотнесение иллюстрации и содержания загадок, нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета; объяснение смысла нового слова.

24

Повторительно – обобщающий урок по теме «Осень наступила…»

1

Определение общей темы раздела по стихотворению; сравнение произведений, одинаковых по теме; выразительное чтение стихов; уточнение признаков времени года; объяснение смысла пословиц и образных выражений; устный рассказ о помощи зимующим птицам на основе личного опыта; классификация признаков ранней и поздней осени; пересказ сказки по иллюстрациям.

25

Внеклассное чтение по теме «Осень наступила» (подборки книг из библиотеки)

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора.


Учимся трудиться

15


26

Ю. Тувим «Всё для всех».

1

Рассматривание иллюстраций;уточнение названий профессий; объяснение смысла пословиц; выборочное чтение; объяснение смысла новых слов и названия стихотворения; ответы на вопросы по содержанию.

27

По Д. Габе«Работа».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; пересказ по иллюстрациям; определение характера главного героя по его поступкам.

28

В. Орлов «Мои помощники».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе содержания; объяснение смысла нового слова.

29

По А. Потаповой «Бабушка и внучка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; определение характера главного героя по его поступкам; работа с иллюстрациями, подбор к ним отрывков из текста.

30

Б. Заходер «Повара».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; выразительное чтение.

31

По М. Дружининой «Сюрприз».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла новых слов; выразительное чтение слов мальчика с нужной интонацией; составление рассуждений на основе содержания текста.

32

О. Высотская «Маргаритка».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; устный рассказ, близкий по теме стихотворению.

33

По В. Хомченко «Пуговица».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; эмоциональная оценка поступков героев.

34

Г. Ладонщиков «Портниха».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; заучивание наизусть.

35

В. Осеева «Пуговица».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений по содержанию текста.

36

По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассказа по картинкам; нравственная оценка поступка героя.

37

По С. Бараздину «Как Алёшке учиться надоело».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла пословиц; чтение диалога по ролям с соответствующей интонацией.

38

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».

1

Чтение трудных по структуре слов;уточнение названий профессий ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; уточнение смысла слов; объяснение образных выражений;

39

Повторительно – обобщающий урок по теме «Учимся трудиться»

1

Уточнение названий профессий; формулирование элементарных суждений о необходимости помогать взрослым; эмоциональная оценка стихотворений, выразительное чтение понравившегося стихотворения; объяснение понятия «трудолюбие», составление рассуждения «Зачем люди трудятся».


Ребятам о зверятах

17


40

По Е. Чарушину «Лисята».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.

41

Е. Тараховская «Заяц».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выразительное чтение с нужной интонацией; самостоятельное рисование по теме стихотворения.

42

По М. Пришвину «Ёж»

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление суждений на основе текста и собственного опыта.

43

По А. Баркову «Материнская защита».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение образного выражения; работа с иллюстрациями, подбор к ним соответствующих отрывков из текста.

44

По Г. Снегирёву «Белёк».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.

45

В. Приходько «Пин и Гвин»

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; устный рассказ на основе собственного опыта заучивание стихотворения.

46

По Б. Житкову «Галка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение образного выражения; установление причинно – следственных связей между событиями в рассказе; составление рассказа по иллюстрации.

47

По В Гаранжину «Куриный воспитанник».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение смысла образных выражений самостоятельно; объяснение названия рассказа.

48

По М. Тарловскому «Добрый волк».

1

Рассматривание иллюстрации; ответы на вопросы по иллюстрации; ответы на вопросы по содержанию объяснение смысла пословицы; пересказ сказки по иллюстрации.

49

По Н. Носову «Живая шляпа».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение смысла названия рассказа; чтение диалога по ролям; пересказ по иллюстрации.

50

По Н. Павловой «Котята».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; определение характера героев по их поступкам; рассматривание иллюстраций.

51

В. Берестов «Кошкин щенок».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение смысла нового слова с помощью учителя; устный рассказ по теме, близкой содержанию стихотворения.

52

По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений на основе собственного опыта и прочитанного; чтение сказки по ролям.

53

Повторительно обобщающий урок по теме «Ребятам о зверятах»

1

Уточнение названий диких животных и названий рассказов, в которых о них говорится; выборочное чтение; выразительное чтение; разгадывание загадок; эмоциональная оценка произведений раздела; самостоятельное рисование; сравнение произведений, близких по теме.

54

Внеклассное чтение книг Н. Сладкова и Е. Чарушина по теме «Ребятам о зверятах»

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора.


Чудесный мир сказок

11


55

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

Рассматривание иллюстраций. Эмоциональная оценка и пересказ, ответы на вопросы, выборочное чтение, определение поступков героев, объяснение новых слов нравственного смысла сказки.

56

Русская народная сказка «Храбрый баран».

1

Прослушивание текста с установкой на осмысление содержания. Ответы на вопросы по содержанию.

Выборочное чтение для ответа на вопрос. Работа над пересказом с опорой на иллюстрации. Нравственная оценка поведения главного героя.

57

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; чтение сказки по ролям.

58

Украинская народная сказка «Овечка и волк».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; придумывание продолжения сказки.

59

Башкирская народная сказка «Медведь и пчёлы».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; определение нравственного смысла сказки.

60

Таджикская народная сказка «Тигр и лиса».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; определение характера героев сказки по их поступкам.

61

Французская народная сказка «Лиса и куропатка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; подбор синонимов; пересказ сказки по иллюстрациям.

62

Абхазская народная сказка «Куцый хвост».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; эмоциональная оценка поступков героев; нравственная оценка смысла сказки и пословицы.

63

Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; установление причинно – следственных связей между событиями в сказке, пересказ по иллюстрациям.

64

Повторительно – обобщающий урок по теме «Чудесный мир сказок»

1

Эмоциональная оценка произведений, составление суждений о сказках; уточнение названий народов, сказки которых есть в разделе; сравнение сказок, одинаковых по теме; пересказ сказки с использованием иллюстраций; определение сказки по отрывку, пересказ окончания сказки, определение нравственного смысла сказки.

65

Внеклассное чтение по теме «Чудесный мир сказок»

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ сказки, не входящей в раздел.


Зимушка- зима

28


66

Русская народная песня «Ой ты, зимушка – зима!»

1

Рассматривание иллюстраций, уточнение признаков зимы, занятий людей; работа со стихотворением (заучивание наизусть); подбор синонимов.

67

По В. Бианки «Заяц косач, медведь и Дед Мороз»

2

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; самостоятельное рисование на основе содержания; пересказ по вопросам.

68

М. Садовский «Декабрь».

1

Уточнение представлений о зимнем празднике; устный рассказ по теме стихотворения; заучивание наизусть.

69

По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; пересказ текста с использованием иллюстраций.

70

С. Попов «В новогоднюю ночь».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения; заучивание наизусть.

71

По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; самостоятельное рисование на основе содержания.

72

По А. Потаповой «Такой вот герой».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; эмоциональная оценка поведения героя; пересказ с использованием иллюстраций; самостоятельное рисование сценок из своей жизни.

73

С. Есенин «Зима»

1

Уточнение названий зимних забав; устный рассказ о любимых зимних забавах; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения самостоятельно или с помощью учителя.

74

С. Суворова «Подарок».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; устный рассказ по теме стихотворения.

75

По В. Голявкину «У Ники новые лыжи».

1

Ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе личного опыта и прочитанного.

76

И. Шевчук «С прогулки».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; определение жанра стихотворения; выразительное чтение стихотворения с нужной интонацией.

77

По М. Быковой «Неудачная находка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; рассматривание иллюстраций и подбор отрывков к ним.

78

И. Суриков «Детство».

1

Уточнение представлений о зимних забавах; ответы на вопросы по содержанию; объяснение образного выражения; нравственная оценка поступков героев; заучивание наизусть.

79

По Е. Чарушину «Что за зверь?».

2

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; подбор соответствующих отрывков к иллюстрациям.

80

По Э. Шиму «Не стучать – все спят!».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; чтение рассказа по ролям; пересказ с использованием иллюстраций.

81

В. Степанов «Зайка».

1

Уточнение представлений о животных, впадающих в спячку; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.

82

По Н. Сладкову «Еловая каша».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения.

83

З. Александрова «Снежок».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения; заучивание наизусть.

84

По С. Бараздину «Коллективная печка».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла названия рассказа.

85

В. Аникин, Н. Майданик«Доскажи словечко (зимние загадки)».

1

Соотнесение иллюстрации и содержания загадок, нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета; объяснение смысла нового слова.

86

Повторительно – обобщающий урок по теме «Зимушка- зима»

1

Уточнение признаков зимы в лесу и в городе; уточнение представлений о подготовке диких животных к зиме и зимней спячке; выразительное чтение понравившегося стихотворения наизусть; устный рассказ по теме, близкий содержанию рассказов.

87

Внеклассное чтение. В.Осеева «На катке»

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ рассказов, не входящих в раздел.


Так нельзя, а так можно

15


88

По А. Ягафаровой «Снегирь и синичка».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения; эмоциональная оценка поступков героев; пересказ с опорой на иллюстрацию.

89

По В. Хомченко «Птица – синица».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения; установление смысловых связей между поступками героев; нравственная оценка поступков героев.

90

Г. Ладонщиков «Дельный совет».

1

Ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе личного опыта и прочитанного.

91

По Л. Толстому «Косточка».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение нравственного смысла понятий «правда», «ложь» с опорой на вопросы.

92

По С. Георгиеву «Праздничный стол».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе личного опыта; эмоциональная оценка поступков героев.

93

В. Берестов «За игрой».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение образного выражения; устный рассказ по теме стихотворения; заучивание наизусть.

94

С. Баруздин «Бревно».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла образного выражения; нравственная оценка поступков героев.

95

А. Седугин «Как Артёмка котёнка спас».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение нравственного смысла понятий «забота», «внимание»

96

По В. Осеевой «Подвиг».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; определение характера поступков героев; нравственная оценка поступков героев; объяснение нравственного смысла понятий «храбрость», «трусость» с опорой на текст.

97

По В. Бирюкову «Лесные доктора».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение смысла образного выражения; пересказ с опорой на иллюстрации.

98

Повторительно – обобщающий урок по теме «Так нельзя, а так можно»

1

Устный рассказ по теме; пересказ с использованием иллюстраций; объяснение смысла пословиц, определение рассказов, к которым они относятся; определение произведения по отрывкам; пересказ понравившегося рассказа.

99

Внеклассное чтение. Л.Толстой. Рассказы о детях (подборка книг по теме).

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ рассказов, не входящих в раздел.


Весна в окно стучится

26


100

Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…»

2

Рассматривание иллюстраций, уточнение признаков весны, занятий людей; чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию;заучивание стихотворения наизусть; подбор синонимов.

101

По В. Бирюкову «Весенняя песня».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.

102

Украинская народная песня «Веснянка».

1

Уточнение признаков ранней и поздней весны; ответы на вопросы по содержанию;выборочное чтение.

103

По Э. Шиму «Сосулька».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла образного выражения; самостоятельное рисование картинок к рассказу.

104

Русская народная песня «Выгляни, солнышко»

1

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Объяснение нового слова.

105

С. Вербова «Мамин портрет».

2

Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Рассматривание иллюстрации, подбор соответствующего отрывка из текста. Самостоятельное рисование картинки к 8 Марта.

106

П. Синявский «Разноцветный подарок».

1

Ответы на вопросы по стихотворению. Выборочное чтение; установление причинно-следственных связей между поступками героев и их результатом.

107

А. Седугин «Тихо – тихо».

1

Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Определение интонаций, характерных для эмоционального состояния героев рассказа. Чтение текста по ролям с соответствующей интонацией.

108

Р. Сеф «Лицом к весне».

1

Уточнение признаков весны по стихотворению и иллюстрации. Составление суждений на основе собственного опыта. Эмоциональная оценка собственного отношения к весне. Определение интонации, характерной для стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

109

С. Вербова «Ледоход».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Уточнение смысла нового слова по содержанию стихотворения. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного стихотворения. Объяснение образного выражения. Выборочное чтение.

110

По Р. Фархади «Сон медвежонка».

1

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение.

111

Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».

2

Ответы на вопросы по стихотворению. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных связей между событиями стихотворения. Определение жанра прочитанного стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть.

112

По В. Бианки «Заяц на дереве».

2

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение образных выражений самостоятельно и с помощью учителя. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Пересказ текста с использованием иллюстраций.

113

С. Погореловский «Наши гости».

1

Составление рассуждений на основе стихотворения. Объяснение образного выражения. Выразительное чтение стихотворения с соответствующей интонацией.

114

По Г. Скребицкому «Скворушка».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Объяснение смысла строк и названия стихотворения.

115

И. Белоусов «Весенняя гостья».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение.

116

По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках».

2

Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение для подтверждения ответа.

117

По А. Баркову «Тюльпаны».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выборочное чтение. Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков текста. Самостоятельное рисование по теме рассказа.

118

Е. Савельева «Доскажи словечко» (весенние загадки)

1

Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания загадок. Нахождения в тексте слов, определяющих признаки предмета. Уточнение названий весенних месяцев. Самостоятельное рисование отгадок к загадкам.

119

Повторительно – обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится»

1

Уточнение признаков весны. Эмоциональная оценка произведений раздела, составление суждений о прочитанных стихотворениях и рассказах. Сравнение стихотворений, близких по теме. Отгадывание загадки. Выразительное чтение стихотворения о празднике, отмечаемом в марте. Установление причинно-следственных связей между явлениями природы весной и жизнью животных. Рассматривание иллюстраций, определение рассказов, к которым они относятся. Пересказ текстов с использованием иллюстраций.

120

Внеклассное чтениеИ. Соколов-Микитов «Весна».

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ рассказов, не входящих в раздел.


Весёлые истории

9


121

Р. Фархади «Перепутаница».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выборочное чтение. Определение реальности происходящих в стихотворении событий. Рассматривание иллюстраций, определение «правильных» и «перепутанных» картинок.

122

По Г. Остеру «Эхо».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Устный рассказ по теме, близкой к теме рассказа.

123

В. Шибаев «Кто кем становится».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы с использованием строк стихотворения.

124

А. Усачёв «Волшебный барабан».

1

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для. Определение интонации, характерной для стихотворения. Выразительное чтение.

125

М. Пляцковский «Шишки».

2

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Объяснение образного выражения. Пересказ сказки с использованием иллюстраций.

126

По Ю. Степанову «Портрет».

1

Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение для. Предположение о возможных дальнейших событиях. Составление суждений на основе прочитанного рассказа.

127

М. Бородицкая «Булочная песенка».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение смысла слов. Ответы на вопросы с использованием иллюстрации.

128

Повторительно – обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

1

Эмоциональная оценка произведений раздела, составление суждений о прочитанных стихотворениях и рассказах. Сравнение произведений, одинаковых по теме. Ответы на вопросы по содержанию текстов. Объяснение поговорки, определение рассказа, к которому она относится. Пересказ других известных рассказов, близких по теме к произведениям раздела.


Родина любимая

10


129

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

1

Рассматривание иллюстрации. Описание ситуации, изображенной на картинке. Уточнение смысла новых слов. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Объяснение смысла пословицы.

130

По К. Ушинскому «Наше Отечество».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для. Устный рассказ на тему, близкую содержанию текста.

131

По Т. Кудрявцевой «Флаг России».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для. Иллюстрирование текста.

132

М. Ильин «Главный город страны».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для. Объяснение образного выражения. Составление рассуждений на основе собственного опыта.

133

В. Степанов «Песня».

1

Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков из стихотворения. Объяснение смысла образного выражения. Составление собственного суждения о главной идее стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть.

134

А. Усачёв «День Победы».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Устный рассказ на тему, близкую содержанию стихотворения. Объяснение значения нового слова с использованием иллюстрации. Самостоятельное рисование открытки ко Дню Победы.

135

По С. Баруздину «Страшный клад».

2

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для. Объяснение нового слова на основе прочитанного. Пересказ текста с использованием иллюстраций.

136

По С. Алексееву «Тульские пряники».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение.

137

Повторительно – обобщающий урок по теме «Родина любимая»

1

Объяснение смысла поговорки, определение произведения их раздела, к которому она относится. Объяснение смысла пословиц. Уточнение представлений о празднике Победы, о символах государства. Ответы на вопросы по содержанию рассказов.


Здравствуй, лето!

13


138

А. Усачёв «Что такое лето?».

1

Рассматривание иллюстрации. Уточнение представлений о лете. Составление рассуждений о признаках разных времен года. Объяснение смысла образного выражения. Устный рассказ на тему, близкую содержанию стихотворения.

139

По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?».

2

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Уточнение смысла нового слова. Эмоциональная оценка поступков героев.

140

Контроль техники чтения в рамках промежуточной аттестации.

1

Правильное, осознанное, выразительное чтение предложенных текстов.

141

М. Дружинина. «Земляника».

1

Выборочное чтение. Уточнение смысла нового слова. Подбор подходящего отрывка стихотворения к иллюстрации.

142

По В. Хомченко «Куда исчез гриб?».

1

Ответы на вопросы по содержанию текста. Подбор подходящего отрывка из текста к иллюстрации. Выразительное чтение по ролям.

143

По В. Бианки «Ёж – спаситель».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию с использованием иллюстраций. Объяснение образных выражений. Пересказ с использованием иллюстраций.

144

Р. Фархади «Жарко».

1

Уточнение признаков лета по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть.

145

По Э. Шиму «Верное время».

2

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно – следственных связей между событиями рассказа. Подбор подходящего отрывка из текста к иллюстрации.

146

Е. Савельева «Доскажи словечко» (летние загадки)

1

Соотнесение иллюстрации и содержания загадок, нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета; объяснение смысла нового слова. Уточнение представлений о летних явлениях природы. Самостоятельное рисование отгадки к загадке.

147

Внеклассное чтение. Подборка рассказов о лете.

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ рассказов, не входящих в раздел.

148

Повторительно – обобщающий урок по теме «Здравствуй, лето!»

1

Уточнение названий летних занятий по строчкам стихотворений; устный рассказ на тему, близкую теме раздела.


ИТОГО

170






Материально – техническое обеспечение.


Средства обучения и воспитания учебного предмета «Чтение» включают:

Учебно-методический комплект:

1.Ильина С.Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2019.

2.Ильина С.Ю., Богданова А.А., Головкина Т.М. Методические рекомендации. Чтение. 2-4 классы. Учебное пособие для учителей, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2017.

3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

Методическая литература для учителя:

1. Аксёнова А. К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

Учебно-практическое оборудование: комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями).

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

Литература для учителя:

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

  2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в  1 – 4 классах вспомогательной школ ы ». – М., 2008.

  3. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.

  4. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

  5. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в  1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

  6. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.

  7. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.

  8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.

  9. Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва « Уроки чтения во 2 классе», Москва, «Просвещение», 2002 год.

  10. Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.

  11. Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.

  12. Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.

  13. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». М.: Просвещение, 2010.

  14. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.

  15. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.



Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов)

1. www.detstvоpress.ru издательство «Детство – пресс».

2. www.uchitel.avtlg.ru – издательство «Учитель»

3. http://pedmir.ru. - издательство СМИ «Педагогический мир»

4. www.km.ruleducation - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» .



Дополнительная литература для учащихся:

  • Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

Подбери нужный предлог

  • Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  • Л.Н. Зуева и др. «Логопедия для дошкольников- занимательного упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

  • Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.

  • Я познаю мир: детская энциклопедия: Литература.–М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Литература для родителей:

  1. Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

  2. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -№ 5. –с.28-41.

  3. Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.

  4. С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

  5. Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009.

  1. Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  2. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  3. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!