Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) школа-интернат» на 2022-2023 учебный год;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) школа-интернат».
4. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель:
- развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;
- формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и подготовки к социально трудовой адаптации.
Задачи изучения предмета:
- совершенствование техники чтения и понимания художественных произведений;
- овладение различными формами пересказа;
- развитие умений грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме;
- расширение и активизация словарного запаса;
- формирование нравственных качеств у учащихся;
- коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Форма организации образовательного процесса: урок.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Приёмы обучения: осуществление индивидуального дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей.
Технологии обучения: игровые, здоровье сберегающие, информационно – коммуникационные, проблемно – поисковые.
За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.
Общая характеристика учебного предмета
Чтение - один из основных предметов в обучении школьников. Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам школы.
Тематика произведений подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Изучаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме народа, что влияет положительно на формирование патриотических качеств личности обучающихся.
Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.
Меняются и формы организации. Наряду с коллективной работой над выразительностью чтения, школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приѐмы обучения, применяются ТСО.
Также уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении. Называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 6 классе рассчитана на 136 ч. в год (4 ч. в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
-читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения; синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания; -читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания; -участвовать в обсуждении темы и текста; -оценивать поступки героев с помощью учителя; -отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану | - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения; - читать « про себя»; - выделять тему и идею произведения с помощью учителя; - формулировать вопросы к тексту; - делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно; - составлять простой план под руководством учителя; - характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам; - выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя); - производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ; - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников); - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту; -выучить наизусть 8-10 стихотворений. |
Формирование базовых учебных действий
Личностными результатами в 6 классе является формирование следующих умений:
- формировать понимание важности процесса обучения;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;
- формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- развивать умение составлять тексты в устной форме;
- развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- совершенствовать мотивации к систематическому , самостоятельному чтению.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- с помощью учителя давать самооценку своей деятельности;
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Коммуникативные:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других;
- вступать в диалог на уроке и в жизни;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации).
Предметные:
- читать текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя;
- делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);
- определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
- пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.;
- самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;
- понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);
- заучивать наизусть стихотворения, басни;
- совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.)
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество
Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры-игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла.
Люблю природу русскую
Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.
О далеком прошлом России
Рассказы, стихи. Научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России.
Животные в нашем доме
Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт.
Будь человеком, человек!
Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.
Они прославили Россию
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России
Смешное и веселое
Юмористические произведения разных жанров.
Вечный свет подвига
Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.
Писатели мира - детям
Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях – целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.
Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте. Выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 6 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущая проверка по чтению проводится на материале изучаемых программных произведений на каждом уроке в основном в форме индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); выразительное чтение, чтение наизусть.
Также используются самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы, которая проводится в рамках нетрадиционных уроков: уроки – праздники, уроки – драматизации, уроки – путешествия.
Итоговый контроль проводится в конце учебных четвертей и в конце года в форме проверки техники чтения и осознанности прочитанного.
Для проверки навыков чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты. Их объём и словарь соответствуют индивидуальным возможностям обучающихся.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения контрольных, самостоятельных, творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке знаний и умений по предмету используется и традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
При оценке устных ответов по чтению принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
«5» ставится ученику, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
- соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
-пересказывает прочитанное с использованием вопросов и видов плана полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» не выставляется из-за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
36 | 28 | 40 | 32 | 136 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы и темы программного материала | Всего часов | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Раздел I | 25 | | |
2 | Раздел II | 32 | 1 | |
3 | Раздел III | 22 | | |
4 | Раздел IV | 50 | 1 | |
5 | Из внеклассного чтения | 9 | | |
Итого | | 136 | 2 | |
Поурочное планирование по предмету «Чтение» в 6 классе
№ урока | Разделы | Тема (6 класс) | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные |
1 | Раздел 1 | Инструктаж по ТБ Чтение и анализ рассказа В. Пескова «Отечество» | 1 | | Уметь анализировать и выражать свое отношение | Адекватная мотивация |
2 | | Выразительное чтение стихотворения М. Ножкина «Россия» | 1 | | Уметь видеть красоту Родины | Самостоятельная и личная ответственность к Родине |
3 | | Знакомство с рассказом М. Пришвина «Моя Родина» | 1 | | Уметь отвечать на вопросы | Интерес к чтению, потребность в чтении |
4 | | Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Сентябрь» | 1 | | Уметь видеть красоту родного края | Прививать любовь к родной приро природе |
5 | | Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем расписной» Заучивание наизусть | 1 | | Уметь видеть скрытый, переносный смысл стихотворения | Стремиться к совершенствованию собственной речи |
6 | | Чтение и обсуждение рассказа Ю. Качаева «Грабитель» | 1 | | Уметь отвечать на вопросы по содержанию | Интерес к чтению |
7 | | Знакомство с I частью рассказа Б. Житкова «Белый домик» | 1 | | Уметь анализировать поступки героев | Уметь осознавать и определять свои поступки |
8 | | Чтение и анализ II части рассказа Б. Житкова «Белый домик» | 1 | | Уметь анализировать поступки героев | Адекватная мотивация |
9 | | Чтение пересказ I части рассказа А. Беларусец «Звонкие ключи» | 1 | | Уметь понимать содержания прочитанного | Адекватная мотивация |
10 | | Чтение и обсуждение II,III части рассказа А. Белорусец «Звонкие ключи» | 1 | | Уметь высказывать свое отношение | Интерес к чтению, потребность в чтении |
11 | | Обобщающий урок по теме: А. Беларусец. «Звонкие ключи» | 1 | | Уметь обобщать, анализировать | Работа по инструкции |
12 | | Знакомство с I частью рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» | 1 | | Уметь наблюдать за развитием событий | Мотивация к творческому труду = |
13 | | Чтение и пересказ II части рассказа «Заячьи лапы» | 1 | | Уметь наблюдать за развитием событий | Интерес к чтению |
14 | | Обобщающий урок по теме: К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | | Уметь анализировать изученное | Уметь работать по инструкции |
15 | | Внеклассное чтение. Чтение русской народной сказки. Каша из топора | 1 | | Уметь выражать собственное отношение к поступкам героев | Уметь чувствовать красоту художественного слова |
16 | | Чтение и обсуждение рассказа И. Тургенева «Осенний бал в берёзовой роще» | 1 | | Уметь отвечать на вопросы по содержанию | Уметь работать по инструкции |
17 | | Чтение и пересказ рассказа Е. Носова «Хитрюга» | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного | Адекватная мотивация |
18 | | Е. Носов «Хитрюга». Обобщающий урок | 1 | | Уметь обобщать, анализировать | Интерес к чтению, потребность в чтении |
19 | | Знакомство и обсуждение рассказа В. Бианки «Октябрь» | 1 | | Уметь соотносить рассказа с темой и главной мыслью | Адекватная мотивация |
20 | | Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Будь человеком» | 1 | | Уметь отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героя | Уметь развивать самостоятельность |
21 | | Чтение и обсуждение стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает» Заучивание наизусть | 1 | | Уметь отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героя | Мотивация к творческому труду |
22 | | Чтение и анализ сказки по Д. Биссету «Слон и муравей» | 1 | | Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев | Уметь развивать самостоятельность |
23 | | Чтение и пересказ сказки по Д. Биссету «Кузнечик Денди» | 1 | | Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев | Адекватная мотивация |
24 | | Знакомство с рассказом Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
25 | | Знакомство с рассказом Дж. Родари «Пуговкин домик» | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
26 | | Обобщающий урок по теме Дж. Родари «Пуговкин домик» | 1 | | Уметь обобщать и высказывать свое отношение | Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика |
27 | | Внеклассное чтение. В. Бианки. Голубые лягушки. | 1 | | Уметь выражать свое отношение к поступку героя | Адекватная мотивация |
28 | Раздел 2 | Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | 1 | | Уметь различать виды устного народного творчества и находить, сравнивать, характеризовать героя | Осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат |
29 | | Выразительное чтение стихотворения Ф. Глинки «Москва» | 1 | | Уметь видеть красоту нашей столицы | Уметь развивать самостоятельность |
30 | | Знакомство и обсуждение рассказа В. Бианки «Ноябрь» | 1 | | Уметь наблюдать за развитием и последовательностью событий | Уметь чувствовать прекрасное, воспринимать красоту природы |
31 | | Знакомство с рассказом С. Алексеева «Без Нарвы не видать и моря» | 1 | | Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
32 | | Выразительное чтение рассказа С. Алексеева «На берегу Невы» | 1 | | Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
33 | | Знакомство с рассказом С. Алексеева «Рассказы о русском подвиге» | 1 | | Научить понимать, содержание прочитанного, высказывать свое отношение | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
34 | | Обобщающий урок по рассказу С. Алексеева «Рассказы о русском подвиге» | 1 | | Уметь обобщать поступки русских героев | Развивать самостоятельность |
35 | | Чтение и обсуждение рассказа по Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь» | 1 | | Уметь выразить основные черты характера героя | Уметь наблюдать за развитием событий |
36 | | Чтение и обсуждение рассказа Е. Холмогоровой «Боевое крещение» | 1 | | Уметь выразить основные черты характера героя | Уметь наблюдать за развитием событий |
37 | | Чтение и обсуждение рассказа Е. Холмогоровой «День рождения Наполеона» | 1 | | Уметь находить, сравнивать и характеризовать поступки героев | Адекватная мотивация |
38 | | Чтение и анализ рассказа Е. Холмогоровой «В дни спокойные» | 1 | | Уметь высказывать свое отношение | Уметь наблюдать за развитием событий |
39 | | Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи» (I часть) | 1 | | Знать главные качества человека | Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика |
40 | | Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи» (II часть) | 1 | | Уметь высказывать свое отношение к главному герою | Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика |
41 | | Чтение и анализ сказки Е. Пермяка «Тайна цены» | 1 | | Уметь пересказывать по плану | Мотивация к творческому труду |
42 | | Чтение и анализ отрывка из рассказа «Здравствуйте!» | 1 | | Отвечать на вопросы по содержанию | Развивать самостоятельность |
43 | | Внеклассное чтение. Родная природа в стихах поэтов XX века | 1 | | Уметь читать выразительно | Чувствовать красоту художественного слова |
44 | | Выразительное чтение стихотворения А. Никитина «Встреча зимы» | 1 | | Уметь читать выразительно | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию к собственной речи |
45 | | Чтение и анализ рассказа А. Дорохова «Тёплый снег» | 1 | | Уметь видеть скрытый и переносный смысл рассказа | Чувствовать красоту художественного слова |
46 | | Чтение и анализ стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» Заучивание наизусть | 1 | | Уметь выразительно читать и понимать прочитанное | Адекватная мотивация |
47 | | Знакомство с биографией А.С.Пушкина | 1 | | Знать биографию великого поэта | Интерес к чтению |
48 | | Чтение и обсуждение рассказа Д. Хармса «Пушкин» (I часть) | 1 | | Уметь находить и сравнивать черты характера героя | Адекватная мотивация |
49 | | Чтение и обсуждение рассказа Д. Хармса «Пушкин» (II часть) | 1 | | Уметь находить и сравнивать черты характера героя | Развивать самостоятельность |
50 | | Чтение и обсуждение рассказа В.Бианки «Декабрь» | 1 | | Уметь отвечать на вопросы | Наличие мотивации к учебе |
51 | | Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Ель» (I часть) | 1 | | Уметь находить, сравнивать | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
52 | | Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Ель» (II часть) | 1 | | Уметь находить, сравнивать | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
53 | | Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Ель» | 1 | | Уметь обобщать и отвечать на вопросы | Развивать самостоятельность |
54 | | Знакомство с биографией А.П. Чехова | 1 | | Уметь отвечать на вопросы и выражать свое мнение | Интерес к чтению, потребность к чтению |
55 | | Чтение и обсуждение рассказа А. П. Чехова «Ванька» | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Развивать самостоятельность |
56 | | Контрольная работа . Выполнение тестов. | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Интерес к чтению |
57 | | Выразительное чтение стихотворения И. Никитина «Весело сияет солнце над селом» | 1 | | Уметь видеть скрытый смысл стихотворения | Стремится к совершенствованию собственной речи |
58 | | Выразительное чтение по произведениям И. Сурикова Заучивание наизусть | 1 | | Уметь читать выразительно | Уметь чувствовать прекрасное |
59 | | Внеклассное чтение по произведениям А.С.Пушкина | 1 | | Отвечать на вопросы, пересказывать, выражать свое мнение | Уметь самостоятельно работать |
60 | Раздел 3 | Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Январь» | 1 | | Уметь отвечать на вопросы | Наличие мотивации к учебе |
61 | | Е.Благинина «Новогодние загадки» | 1 | | Научить различать виды устного народного творчества малые и большие жанры | Адекватная мотивация |
62 | | Знакомство с рассказом М. Зощенко «Лея и Минька» | 1 | | Научить находить, сравнивать и характеризовать героев | Уметь самостоятельно работать |
63 | | Чтение и обсуждение рассказа Ю. Рытхэу «Пурга» | 1 | | Научить находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, составлять план для краткого пересказа | Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика |
64 | | Чтение и пересказ рассказа Ю.Дмитриева «Таинственный ночной гость» | 1 | | Уметь оказывать помощь в трудных ситуациях, отвечать на вопросы и выражать свое мнение | Развивать самостоятельность |
65 | | Знакомство со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного | Адекватная мотивация |
66 | | Чтение и обсуждение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
67 | | Чтение и обсуждение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Чувствовать красоту художественного слова |
68 | | Обобщающий урок по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Уметь чувствовать прекрасное |
69 | | Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (I часть) | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
70 | | Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (I часть) | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
71 | | Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (III часть) | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Уметь самостоятельно работать |
72 | | Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (IV часть) | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Наличие мотивации к учебе |
73 | | Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (V часть) | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Уметь самостоятельно работать |
74 | | Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (VI часть) | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Уметь самостоятельно работать |
75 | | Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (VII часть) | 1 | | Уметь обобщать и отвечать на вопросы | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
76 | | Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (VIII часть) | 1 | | Уметь выразить основные черты характера героя | Интерес к чтению |
77 | | Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | 1 | | Уметь выразить основные черты характера героя | Уметь самостоятельно работать |
78 | | Урок внеклассного чтения С. Я. Маршак. Почта военная | 1 | | Уметь обобщать и отвечать на вопросы | Интерес к чтению |
79 | | Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Февраль» | 1 | | Уметь пересказывать по плану | Чувствовать красоту художественного слова |
80 | | Чтение и анализ стихотворения С. Смирнова «Первые приметы» Заучивание наизусть | 1 | | Уметь видеть скрытый смысл стихотворения | Чувствовать красоту художественного слова |
81 | | Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Март» | 1 | | Отвечать на вопросы по содержанию | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
82 | | Чтение рассказа В. Пескова «Весна идёт» | 1 | | Уметь читать выразительно | Уметь чувствовать прекрасное |
83 | Раздел 4 | Чтение и обсуждение рассказа М. Пришвина «Жаркий час» | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Интерес к чтению |
84 | | Чтение и пересказ сказки Г. Скребицкого «Весенняя песня» (I часть) | 1 | | Уметь находить, сравнивать | Стремится к совершенствованию собственной речи |
85 | | Чтение и пересказ сказки Г. Скребицкого «Весенняя песня» (II часть) | 1 | | Уметь находить, сравнивать | Интерес к чтению |
86 | | Чтение и пересказ сказки Г. Скребицкого «Замечательный сторож» | 1 | | Уметь пересказывать по плану | Уметь самостоятельно работать |
87 | | Чтение и анализ стихотворения В. Жуковского «Жаворонок» Заучивание наизусть | 1 | | Уметь читать выразительно | Чувствовать красоту художественного слова |
88 | | Внеклассное чтение.П. Ершов Конек-Горбунок | 1 | | Уметь читать выразительно | Чувствовать красоту художественного слова |
89 | | Чтение и обсуждение рассказа А. Толстого «Детство Никиты» | 1 | | Уметь выразить основные черты характера героя | Стремится к совершенствованию собственной речи |
90 | | Чтение и анализ стихотворения А. Твардовского «Как после мартовских метелей…» | 1 | | Уметь читать выразительно | Уметь самостоятельно работать |
91 | | Выразительное чтение стихотворения А. Плещеева «И вот шатёр свой голубой…» | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного | Интерес к чтению |
92 | | Чтение отрывков из книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда» | 1 | | Знать главные качества человека | Стремится к совершенствованию собственной речи |
93 | | Чтение отрывков из книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда» | 1 | | Знать главные качества человека | Развивать самостоятельность |
94 | | Чтение отрывков из книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда» | 1 | | Знать главные качества человека | Адекватная мотивация |
95 | | Чтение отрывков из книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда» | 1 | | Знать главные качества человека | Адекватная мотивация |
96 | | Чтение и обсуждение рассказа В.Бианки «Апрель» | 1 | | Уметь обобщать и отвечать на вопросы | Уметь чувствовать прекрасное |
97 | | Внеклассное чтение рассказов из книги М. Азмекея | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Уметь самостоятельно работать |
98 | | Знакомство со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» (I часть) | 1 | | Отвечать на вопросы по содержанию | Уметь чувствовать прекрасное |
99 | | Знакомство со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» (II часть) | 1 | | Знать главные качества человека | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
100 | | Чтение и обсуждение сказки К. Паустовского «Стальное колечко» | 1 | | Уметь пересказывать по плану | Уметь самостоятельно работать |
101 | | Знакомство со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» (III часть) | 1 | | Уметь пересказывать по плану | Адекватная мотивация |
102 | | Обобщающий урок по сказке К. Поустовского «Стальное колечко» | 1 | | Уметь обобщать и отвечать на вопросы | Уметь чувствовать прекрасное |
103 | | Урок вне классного чтения по книге К.Г.Паустовского «Сивый мерин» | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика |
104 | | Чтение и обсуждение рассказа В.Астафьева (Злодейка) | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Развивать самостоятельность |
105 | | Чтение и обсуждение рассказа В.Астафьева (Злодейка) | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Уметь самостоятельно работать |
106 | | Чтение рассказов про зверей по Е.Барониной | 1 | | Уметь отвечать на вопросы и выражать свое мнение | Чувствовать красоту художественного слова |
107 | | Чтение рассказов про зверей по Е.Барониной | 1 | | Уметь отвечать на вопросы и выражать свое мнение | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
108 | | Чтение и обсуждение сказки Д.Хармса «Заяц и ёж» | 1 | | Отвечать на вопросы по содержанию | Чувствовать красоту художественного слова |
109 | | Чтение и обсуждение сказки Д.Хармса «Заяц и ёж» | 1 | | Отвечать на вопросы по содержанию | Уметь чувствовать прекрасное |
110 | | Выразительное чтение басни И.Крылова «Зеркало и обезьяна» | 1 | | Уметь находить, сравнивать и обобщать | Стремится к совершенствованию собственной речи |
111 | | Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (I часть) | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Адекватная мотивация |
112 | | Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (II часть) | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Уметь самостоятельно работать |
113 | | Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (III часть) | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Развивать самостоятельность |
114 | | Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (IV часть) | 1 | | Отвечать на вопросы по содержанию | Интерес к чтению |
115 | | Чтение и обсуждение сказки Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (V часть) | 1 | | Уметь читать выразительно | Адекватная мотивация |
116 | | Чтение и обсуждение сказки Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (VI часть) | 1 | | Отвечать на вопросы по содержанию | Наличие мотивации к учебе |
117 | | Обобщающий урок по сказке Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» | 1 | | Уметь обобщать и отвечать на вопросы | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
118 | | Урок внеклассного чтения по книге Е.А.Пермяка «Волшебная правда» | 1 | | Уметь высказывать свое отношение | Чувствовать красоту художественного слова |
119 | | Выразительное чтение стихотворения В.Набокова «Дождь пролетел и сгорел на лету…» Заучивание наизусть | 1 | | Уметь читать выразительно | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
120 | | Чтение стихотворений марийских поэтов о природе | 1 | | Уметь видеть красоту | Уметь чувствовать прекрасное |
121 | | Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Май» | 1 | | Уметь пересказывать по плану | Уметь чувствовать прекрасное |
122 | | Выразительное чтение стихотворения М.Дудина «Наши песни спеты на войне» | 1 | | Уметь читать выразительно | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
123 | | Чтение и пересказ сказки В. Медведева «Звездолёт Брунька» | 1 | | Уметь обобщать и отвечать на вопросы | Интерес к чтению |
124 | | Чтение и пересказ сказки В. Медведева «Звездолёт Брунька» | 1 | | Уметь находить, сравнивать | Интерес к чтению |
125 | | Обобщающий урок по сказке В. Медведева «Звездолёт Брунька» | 1 | | Уметь обобщать и отвечать на вопросы | Интерес к чтению |
126 | | Чтение и обсуждение рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (часть I) | 1 | | Уметь читать выразительно | Уметь чувствовать прекрасное |
127 | | Чтение и обсуждение рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (часть II) | 1 | | Отвечать на вопросы по содержанию | Чувствовать красоту художественного слова |
128 | | Обобщающий урок по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Контрольная работа. Выполнение тестов. | 1 | | Уметь пересказывать по плану | Чувствовать красоту художественного слова |
129 | | Чтение и обсуждение сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 1 | | Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
130 | | Чтение и обсуждение сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 1 | | Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
131 | | Чтение и анализ главы «Зорькина песня» из повести В. Астафьева «Последний поклон» | 1 | | Уметь выразить основные черты характера героя | Наличие мотивации к учебе |
132 | | Чтение и анализ главы «Зорькина песня» из повести В. Астафьева «Последний поклон» | 1 | | Уметь выразить основные черты характера героя | Адекватная мотивация |
133 | | Чтение и обсуждение рассказа В. Астафьева «Зачем я убил коростыля?» | 1 | | Отвечать на вопросы по содержанию | Интерес к чтению |
134 | | Урок внеклассного чтения по книге А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино» | 1 | | Уметь обобщать поступки русских героев | Чувствовать красоту художественного слова |
136 | | Выразительное чтение стихотворения Н. Рыленкова «Нынче ветер, как мальчишка, весел… » Заучивание наизусть | 2 | | Уметь видеть скрытый смысл стихотворения | Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Базовый учебник:
-
Чтение. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост.И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020
Литература для учителя:
-
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках чтения в 5 – 7 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
-
Белов, Н.В. Большая хрестоматия по чтению для начальной школы. 1-4 класс / Н.В. Белов. - М.: Харвест, 2014.
-
Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
-
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
-
Времена года. Стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе. - М.: Академия развития, 2007.
-
Гурцкой, А. А. В мире чудес. Пособие для внеклассного чтения в начальной школе и не только... / А.А. Гурцкой. - М.: Феникс, 2007.
-
Дорофеева, Г. В. Литературное чтение. 1-4 классы. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Тестовые тренировочные задания / Г.В. Дорофеева. - М.: Эксмо, 2013. - 783 c.
-
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты. Ч. - Москва: Огни, 2014
-
Жукова, О. С. Готов ли ребенок к школе? Тесты. Проверяем речь и навыки чтения / О.С. Жукова. - М.: Астрель, Астрель-СПб, 2012.
-
Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.
-
«Обучение учащихся 5-9 классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.
-
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.
-
Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва « Уроки чтения во 2 классе», Москва, «Просвещение», 2002 год.
-
Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.
-
Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.
-
. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». М.: Просвещение, 2010.
-
Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.
-
«Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
-Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения
Читаем слова
Подбери нужный предлог
-Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
-Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).
-Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 2007.
- Я познаю мир: детская энциклопедия:Литература.–М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Литература для родителей:
-
Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.
-
Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -№ 5. –с.28-41.
-
Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.
-
С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
-
Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009.
-
Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения
Читаем слова
-
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
-
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
-
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.