ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена для образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также на основе дидактического пособия «Информатика и ИКТ 9 класс» для школьников, обучающихся по адаптированной программе.
Введение учебного предмета «Информатика, ИКТ» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет даёт целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.
Цели изучения курса:
общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространённой частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребёнка;
технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере;
коррекционная цель – способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения и др.).
Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.
Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.
Введение в программу обучения умственно – отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и общеразвивающего содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребёнка. В целом можно сказать, что обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.
В работе с умственно – отсталыми подростками особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С учётом этого рабочей программой предусмотрено обучение, которое целиком отводится на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, текстовым редактором MS Word, знакомство с глобальной сетью Интернет и её возможностями, закрепление ранее приобретённых навыков.
Программой предусмотрено проведение:
Требования к уровню подготовки обучающихся учебного курса «Информатика и ИКТ» специальных (коррекционных) классов VIII вида
Учащиеся должны:
знать \ понимать
предмет изучения информатики;
ТБ и правила поведения в кабине информатики и при работе за компьютером;
состав основных устройств компьютера, их назначение;
элементы диалогового окна;
объекты Рабочего стола;
элементы окна программы;
назначение текстовых редакторов;
основные объекты текстового редактора;
основные режимы работы текстового редактора (ввод, редактирование, форматирование, работа с файлами);
назначение графического редактора;
назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, панели инструментов, палитры, меню команд;
назначение и роль Интернета в развитии общества;
технологию поиска информации в Интернете;
иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;
историю и перспективы развития компьютерных техники;
иметь представление о социальных сетях;
правила общения в социальных сетях.
уметь
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
приводить примеры информации;
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой, мышью;
запускать программы с помощью Главного меню;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, работать с окнами;
пользоваться программами для обработки символьной и числовой информации;
выполнять основные операции над текстом: ввод, редактирование, форматирование;
перемещаться по тексту;
сохранять текст;
пользоваться клавиатурой, мышью при работе с текстом;
создавать изображение в среде графического редактора;
сохранять графические изображения;
искать информацию с помощью поисковых систем;
пользоваться электронной почтой;
пользоваться социальными сетями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Повторение – 9 ч.
Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК. Операционная система Windows. Основные действия с папками и файлами. Стандартные программы Windows.
Практикум
Устройство персонального компьютера.
Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола.
Создание папки.
Стандартные программы Windows.
Информационные технологии обработки текстовой информации – 17 ч.
Текстовый редактор MICROSOFT WORD. Создание документов в MS Word. Маркированные и нумерованные списки. Построение таблиц. Работа с рисунком. Вид документа. Печать документа.
Практикум
Ввод и редактирование документа.
Работа с фрагментом текста.
Форматирование текста.
Создание списков.
Создание и редактирование таблицы.
Форматирование таблицы.
Занесение данных в таблицу.
Работа с рисунком.
Вид документа.
Печать документа.
Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч.
История развития компьютерных сетей. Поисковая служба Интернета. Электронная почта. Социальные сети.
Практикум
Поиск информации в Интернете.
Создание электронного ящика.
Общение в социальных сетях.
Учебно-тематический план
Сроки | Всего часов | Практических | Отметки о выполнении |
КР | ПР | Всего часов | КР |
I четверть | 9 | 1 | 4 | | |
II четверть | 7 | - | 4 | | |
III четверть | 10 | - | 6 | | |
IV четверть | 8 | 1 | 3 | | |
Год | 34 | 2 | 17 | | |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Дата контроля |
| Входная контрольная работа | |
| Итоговая контрольная работа | |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Дата |
| Практическая работа №1. Устройство персонального компьютера | |
| Практическая работа №2. Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола | |
| Практическая работа №3. Создание папки | |
| Практическая работа №4. Стандартные программы Windows | |
| Практическая работа №5. Ввод и редактирование документа | |
| Практическая работа №6. Работа с фрагментом текста | |
| Практическая работа №7. Форматирование текста | |
| Практическая работа №8. Создание списков | |
| Практическая работа №9. Создание и редактирование таблицы | |
| Практическая работа №10. Форматирование таблицы | |
| Практическая работа №11. Занесение данных в таблицу | |
| Практическая работа №12. Работа с рисунком | |
| Практическая работа №13. Вид документа | |
| Практическая работа №14. Печать документа | |
| Практическая работа №15. Поиск информации в Интернете | |
| Практическая работа №16. Создание электронного ящика | |
| Практическая работа №17. Общение в социальных сетях | |
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства:
компьютер;
проектор;
принтер;
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства:
операционная система Windows;
текстовый редактор MS Word;
приложение Калькулятор;
графический редактор Paint;
Web –браузер;
текстовый редактор WordPad.
№ | Тема урока | КЧ | Элементы содержания | Образовательные задачи | Коррекционо – развивающие задачи | Дата | | | | | |
Повторение материала, изученного в 8 классе – 9 ч | | | | | |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК | 1 | ТБ. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь. Принтер. Сканер. Многофункциональное устройство (МФУ). Акустические колонки. Модем. Веб – камера. | Повторить с учащимися с правилами поведения в кабинете информатики; архитектуру ПК | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 4.09 | | | | | |
2 | Практическая работа №1 Устройство персонального компьютера. ТБ | 1 | Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь. | Знать основные составляющие ПК (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 11.09 | | | | | |
3 | Операционная система Windows | 1 | Рабочий стол. Специальные объекты Windows: Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина. Элементы управления: Панель задач, Пуск | Знать элементы управления Рабочего стола, специальные объекты Windows | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 18.09 | | | | | |
4 | Практическая работа №2 Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола. ТБ | 1 | Пуск. Главное меню. Вложенное (скрытое) меню. Тема Рабочего стола. Фон Рабочего стола. Выключение компьютера | Уметь пользоваться элементами управления: Пуск, Панель задач; устанавливать тему и фон Рабочего стола; выключать компьютер | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 25.09 | | | | | |
5 | Основные действия с папками и файлами | 1 | Файл. Имя файла. Тип файла. Расширение. Значки файлов. Операции с файлами. Папка. Вложенная папка. | Сформировать представления о понятиях «файл» и «папка»; познакомиться с основными операциями над файлами и папками | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 2.10 | | | | | |
6 | Практическая работа №3 Создание папки. ТБ | 1 | Операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование | Уметь выполнять операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 9.10 | | | | | |
7 | Стандартные программы Windows | 1 | Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint | Знать стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint; их возможности и назначение | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 16.10 | | | | | |
8 | Практическая работа №4 Стандартные программы Windows. ТБ | 1 | Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint | Уметь пользоваться стандартными программами операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint | Развитие устойчивого внимания, памяти. Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 23.10 | | | | | |
9 | Входная контрольная работа | 1 | Контрольная работа в формате тестирования | Уметь применять полученные знания и навыки | Развитие чувства времени и длительности его. | 6.11 | | | | | |
Текстовый редактор MICROSOFT WORD – 17 ч | | | | | 16.11 |
10 | Текстовый редактор MICROSOFT WORD | 1 | Текстовый редактор: возможности, назначение, основные элементы. Основные действия с текстом. | Расширить представления о текстовом редакторе и его возможностях | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 13.11 | | | | | |
11 | Создание документов в MS Word | 1 | Основные элементы среды Microsoft Word. Создание текста. Ввод текста в документ. Абзац. Редактирование текста. Удаление текста. Форматирование текста. Атрибуты форматирования. Выравнивание текста. | Знать основные элементы среды Microsoft Word; приёмы работы с текстом в Microsoft Word | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 20.11 | | | | | |
12 | Практическая работа №5 Ввод и редактирование документа. ТБ | 1 | Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Проверка правописания. Сохранение документа. Закрытие программы Word | Продолжить работу над формированием навыков ввода текста и его редактирования; сохранять документ | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 27.11 | | | | | |
13 | Практическая работа №6 Работа с фрагментом текста. ТБ | 1 | Запуск программы Word. Открытие ранее сохранённого документа. Редактирование ранее созданного документа. Сохранение документа. Закрытие программы Word | Продолжить работу над формированием навыков редактирования ранее созданного текста; сохранять документ | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 7.12 | | | | | |
14 | Практическая работа №7 Форматирование текста. ТБ | 1 | Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Форматирование текста. Сохранение документа. Закрытие программы Word | Продолжить работу над формированием навыков форматирования текста по образцу; сохранять документ | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 14.12 | | | | | |
15 | Маркированные и нумерованные списки | 1 | Приёмы создания текстового документа. Нумерованный список. Маркированный список. Примеры. Создание списков | Иметь представление о списках. Знать отличия маркированного списка от нумерованного; правила создания списка | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 21.12 | | | | | |
16 | Практическая работа №8 Создание списков. ТБ | 1 | Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Оформление текста в виде списка. Сохранение документа. Закрытие программы Word | Уметь оформлять текст в виде списка; сохранять документ | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 28.12 | | | | | |
17 | Построение таблиц | 1 | Приёмы создания текстового документа. Таблица. Вставка таблицы в документ Microsoft Word. Построение таблица. Операции с таблицей. Внесение данных в таблицу. | Иметь представление о таблице как о форме представления текстовой информации. Знать правила построения таблицы, операции с ней; правила внесения данных в таблицу | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 18.01 | | | | | |
18 | Практическая работа №9 Создание и редактирование таблицы. ТБ | 1 | Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word. Вставка строки \ столбца в имеющуюся таблицу. Сохранение документа. Закрытие программы Word | Уметь строить таблицу в текстовом документе; вносить в таблицу данные; добавлять \ удалять строки \ столбцы; сохранять документ | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 25.01 | | | | | |
19 | Практическая работа №10 Форматирование таблицы. ТБ | 1 | Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word. Создание бланка документа по образцу. Сохранение документа. Закрытие программы Word | Продолжить работу над формированием навыков форматирования таблицы; сохранять документ | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 1.02 | | | | | |
20 | Практическая работа №11 Занесение данных в таблицу. ТБ | 1 | Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Заполнение бланка документа данными Сохранение документа. Закрытие программы Word | Продолжить работу над формированием навыков внесения данных в таблицу; сохранять документ | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 8.02 | | | | | |
21 | Работа с рисунком | 1 | Приёмы создания текстового документа. Коллекция клипов Microsoft Office. Надписи и объекты WordArt. Панель инструментов Рисование. Вставка рисунка из графического файла. Изменение положения рисунка в документе. Изменение цвета рисунка. Выбор стиля рисунка. Удаление рисунка | Знать правила создания и работы с рисунком в текстовом документе | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 15.02 | | | | | |
22 | Практическая работа №12 Работа с рисунком. ТБ | 1 | Запуск программы Word. Создание нового документа. Создание рисунка по образцу. Сохранение документа. Закрытие программы Word | Уметь создавать рисунок в текстовом документе; сохранять документ | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 22.02 | | | | | |
23 | Вид документа | 1 | Приёмы создания рисунка в текстовом документе. Режим просмотра документа. Режим чтения. Параметры просмотра. Дополнительные элементы | Иметь представление о виде документа | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 29.02 | | | | | |
24 | Практическая работа №13 Вид документа. ТБ | 1 | Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Изменение вида текстового документа в соответствии с требованиями. Сохранение документа. Закрытие программы Word | Продолжить работу над формированием навыков работы с текстом; сохранять документ | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 7.03 | | | | | |
25 | Печать документа | 1 | Принтер. Настройка параметров страницы для печати. Раздел печати документа. Окно печати документа. Печать документа. | Знать, какие устройства используются для печати документа; настройку параметров страницы для печати | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 14.03 | | | | | |
26 | Практическая работа №14 Печать документа. ТБ | 1 | Открытие ранее созданного документа. Предварительный просмотр. Печать документа | Продолжить работу над формированием навыков печати документа | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 21.03 | | | | | |
Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч | | | | | |
27 | История развития компьютерных сетей | 1 | История развития компьютерных сетей. Этапы развития. Компьютерная сеть. Назначение. Интернет как средство для обмена информацией. | Познакомить с историей развития компьютерных сетей | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 4.04 | | | | | |
28 | Поисковая служба Интернета | 1 | Поисковая служба Интернета. Яндекс. Google. Рамблер. Mail. Назначение поисковых систем. | Знать поисковые службы Интернета: Яндекс. Google. Рамблер. Mail; их возможности и назначение | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 11.04 | | | | | |
29 | Практическая работа №15 Поиск информации в Интернете. ТБ | 1 | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых служб | Уметь выполнять поиск информации в Интернете с использованием поисковых служб | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 18.04 | | | | | |
30 | Электронная почта | 1 | Назначение поисковых систем. Электронная почта: возможности, назначение. Схема доставки сообщения. Преимущества и недостатки e-mail. Почтовый адрес | Иметь представление об электронной почте, её возможности, назначение, схеме доставки сообщений, достоинства и недостатки | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 25.04 | | | | | |
31 | Практическая работа №16 Создание электронного ящика. ТБ | 1 | Создание электронной почты на www.yandex.ru, www.mail.ru | Уметь создавать электронную почту на www.yandex.ru, www.mail.ru | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 2.05 | | | | | |
32 | Социальные сети | 1 | Назначение поисковых систем. Социальная сеть. Основные функции социальных сетей. | Иметь представление о социальных сетях, их возможностях и назначении | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 16.05 | | | | | |
33 | Практическая работа №17 Общение в социальных сетях. ТБ | 1 | Социальные сети: Одноклассники, ВКонтакте, Мой мир и др. правила общения в социальных сетях | Знать . правила общения в социальных сетях | Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям | 23.05 | | | | | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольная работа в формате тестирования | Уметь применять полученные знания и навыки | Развитие чувства времени и длительности его. | 30.05 | | | | | |