Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бутиковская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕЖДНО
на заседании МО на заседании приказом №_____
Протокол от_____ №___ педагогического совета школы
Протокол от _____ г. №___ от ____________ г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020-2021 учебный год
по изобразительному искусству
Класс 5
2022 г.
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Илюшинской средней общеобразовательной школы, с учетом Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Илюшинской средней общеобразовательной школы.
Адаптированная рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями детей, исходя из структуры их нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства отводится в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
На контрольные работы отводится 2 часа (контроль входной и итоговый).
Срок реализации рабочей программы - 1 год.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, электронных дневников, социальных сетей и других форм.
Особенности преподавания учебного предмета для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Из общего количества учащихся 5 класса 1 ученик прошёл обследование ПМПК и учится по адаптированной общеобразовательной программе обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрительно-моторная координация, преобладают специфические проявления в области эмоционально-волевой сферы, отмечается низкий уровень учебной мотивации. Поэтому возникла необходимость в создании рабочей программы, адаптированной к их возможностям. Разработанные интегрированные карточки-задания адаптированы к возможностям детей данной категории, основаны на принципах коррекционно-развивающего обучения, имеют практическую и пропедевтическую направленность, что позволяет повысить учебную мотивация и интерес детей к предмету изобразительное искусство. Необычность и доступность заданий активизируют их деятельность, повышает веру в себя.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.
. В адаптированной рабочей программе проведение контрольных работ предусмотрено в облегченной форме: карточки, конкретная практическая работа, перфокарты и др..
II. Содержание программы
5 класс (34 часа)
Рисование с натуры
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
III. Учебно- тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов |
|
Рисование с натуры | 13 |
Декоративное рисование | 11 |
Рисование на темы | 4 |
Беседы об изобразительном искусстве | 6 |
Итого | 34 |
№ уро ка | Наименование раздела, темы, урока | кол-во ча-сов | Краткое содержание | Практическая работа (опыт творческой деятельности) | информ. сопрово-ждение | Дата (план) |
| Раздел: Рисование с натуры | 13 | | | | |
1. | Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. | Картина «Золотая осень»(гуашь, акварель, исти, бумага) | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
2 | Самостоятельное составление узора в полосе из растительных элементов. | 1 | Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук. | Картина «Золотая осень»(гуашь, акварель, исти, бумага) | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
3 | Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Декоративная композиция «Осенний букет» | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
4 | Рисование геометрического орнамента в круге (круг по шаблону). | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Декоративная композиция | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
5 | Рисование геометрического орнамента в круге . | 1 | Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. | Натюрморт | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
6 | Рисование симметричного узора по образцу. | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Орнамент | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
7 | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Орнамент | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
8 | Рисование на тему: «Осень за моим окном». | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Проект | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
9 | Рисование на тему: «Цвета осенних листьев». | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Узор | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
10 | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (крутой спуск). | 1 | Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. | Рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
11 | Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Палех). | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. | Графический рисунок. | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
12 | Оформление пригласительного билета 15\20 см. | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. | Графический рисунок. | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
13 | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Графический рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
| Раздел: Декоративное рисование | 11 | | | | |
14 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. | Рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
15 | Рисование карнавальной, новогодней маски. | 1 | Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. | Рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
16 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. | | | |
17 | Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Гжель). | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. | Проект | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
18 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. | Графический рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
19 | Рисование на тему: «Зимние развлечения». | 1 | Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. | Рисунок «Зимние забавы» | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
20 | Рисование с натуры объемного предмета (часы). | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Рисунок дымковской игрушки. | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
21 | Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (стрекоза и цветок тюльпана). | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
22 | Декоративное рисование открытки «С Новосельем». | 1 | Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. | Пейзаж | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
23 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 | Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. | Декоративная композиция | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
24 | Рисование на тему: «Народные праздники». | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Рисунок «Сказочное дерево» | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
| Раздел: Рисование на темы | 4 | | | | |
25 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (коробка). | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. | Рисунок сказочного героя. | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
26 | Рисование на тему: «Удивительный транспорт». | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. | Композиция из весенних цветов | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
27 | Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Дымково). | 1 | Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. | Изображение радуги | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
28 | Рисование на тему: «Весна красна!» | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. | Пейзаж | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
| Раздел: Беседы об изобразительном искусстве | | | | | |
29 | Рисование на тему: «Мы за мир!». | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. | Проект | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
30 | Беседа на тему: «Мудрость старости». | 1 | Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. | Проект | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
31 | Рисование на тему: «Я и мои друзья». | 1 | Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. | Рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
32 | Декоративное рисование открытки «День Победы!». | 1 | Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. | Рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
33 | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. | Рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
34 | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | 1 | Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. | Рисунок | Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. | |
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу изучения программы учебного курса «Изобразительное искусство» обучающемуся предоставляется возможность научиться:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
-различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.
- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности
- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими
между ними связями, отношениями, зависимостями.
К концу 5 класса учащиеся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.