СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Бутиковская средняя общеобразовательная школа»








РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕЖДНО

на заседании МО на заседании приказом №_____

Протокол от_____ №___ педагогического совета школы

Протокол от _____ г. №___ от ____________ г.










АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2020-2021 учебный год


по изобразительному искусству

Класс 5

















2022 г.


I. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Илюшинской средней общеобразовательной школы, с учетом Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Илюшинской средней общеобразовательной школы.

Адаптированная рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями детей, исходя из структуры их нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства отводится в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

На контрольные работы отводится 2 часа (контроль входной и итоговый).

Срок реализации рабочей программы - 1 год.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, электронных дневников, социальных сетей и других форм.

Особенности преподавания учебного предмета для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Из общего количества учащихся 5 класса 1 ученик прошёл обследование ПМПК и учится по адаптированной общеобразовательной программе обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.

У  детей с ограниченными  возможностями здоровья, как правило, плохая  память, слабая мыслительная деятельность  (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрительно-моторная координация, преобладают специфические проявления в области эмоционально-волевой сферы, отмечается низкий уровень учебной мотивации. Поэтому возникла необходимость в создании рабочей программы, адаптированной к  их возможностям. Разработанные  интегрированные карточки-задания адаптированы к возможностям детей данной категории, основаны на принципах коррекционно-развивающего обучения, имеют практическую  и пропедевтическую  направленность, что позволяет  повысить  учебную  мотивация и интерес  детей к предмету  изобразительное  искусство. Необычность и  доступность заданий активизируют их деятельность, повышает веру в себя.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.

 Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.

. В адаптированной рабочей программе проведение контрольных работ предусмотрено в облегченной форме: карточки, конкретная практическая работа, перфокарты и др..

II. Содержание программы


5 класс (34 часа)


Рисование с натуры

Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование.

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).

Рисование на темы.

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.






















III. Учебно- тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов


Рисование с натуры

13

Декоративное рисование

11

Рисование на темы

4

Беседы об изобразительном искусстве

6

Итого

34


уро

ка

Наименование раздела, темы, урока

кол-во ча-сов

Краткое содержание

Практическая работа (опыт творческой деятельности)

информ. сопрово-ждение

Дата (план)


Раздел: Рисование с натуры

13





1.

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

Картина «Золотая осень»(гуашь, акварель, исти, бумага)

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.



2

Самостоятельное составление узора в полосе из растительных элементов.

1

Умение  применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.

Картина «Золотая осень»(гуашь, акварель, исти, бумага)

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.



3

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Декоративная

композиция

«Осенний букет»

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


4

Рисование геометрического орнамента в круге (круг по шаблону).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Декоративная композиция

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


5

Рисование геометрического орнамента в круге .

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

Натюрморт

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


6

Рисование симметричного узора по образцу.

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Орнамент

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


7

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Орнамент

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


8

Рисование на тему: «Осень за моим окном».

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Проект

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


9

Рисование на тему: «Цвета осенних листьев».

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Узор

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


10

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (крутой спуск).

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

Рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


11

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Палех).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

Графический

рисунок.

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


12

Оформление пригласительного билета 15\20 см.

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

Графический

рисунок.

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


13

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Графический

рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.



Раздел: Декоративное рисование

11





14

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

Рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


15

Рисование карнавальной,  новогодней маски.

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

Рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


16

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.




17

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Гжель).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

Проект

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


18

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

Графический

рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


19

Рисование на тему: «Зимние развлечения».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

Рисунок «Зимние

забавы»

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


20

Рисование с натуры объемного предмета (часы).  

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Рисунок дымковской игрушки.

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


21

Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (стрекоза и цветок тюльпана).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


22

Декоративное рисование открытки  «С Новосельем».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

Пейзаж

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


23

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

Декоративная

композиция

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


24

Рисование на тему: «Народные праздники».

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Рисунок

«Сказочное

дерево»

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.



Раздел: Рисование на темы

4





25

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (коробка).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

Рисунок сказочного героя.

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


26

Рисование на тему: «Удивительный транспорт».

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

Композиция из

весенних цветов

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


27

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Дымково).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

Изображение радуги

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


28

Рисование на тему: «Весна красна!»

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

Пейзаж

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.



Раздел: Беседы об изобразительном искусстве






29

Рисование на тему: «Мы за мир!».

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

Проект

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


30

Беседа на тему: «Мудрость старости».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

Проект

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


31

Рисование на тему: «Я и мои друзья».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

Рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


32

Декоративное рисование открытки  «День Победы!».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

Рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


33

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

Рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.


34

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

Рисунок

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.



IV. Требования к уровню подготовки обучающихся


К концу изучения программы учебного курса «Изобразительное искусство» обучающемуся предоставляется возможность научиться:

  • В познавательной сфере:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

-различать изученные виды и жанры искусств;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства

- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации

- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.

  • В коммуникативной сфере:

- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).

  • В эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;

- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.

  • В трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности

- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими

между ними связями, отношениями, зависимостями.


К концу 5 класса учащиеся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны уметь:

- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!