СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для обучающейся 2 класса (вариант 7.2)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для обучающейся 2 класса (вариант 7.2)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5 г. Конаково Тверской области


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области: _____ С. Н. Фадина «31» мая 2022 г.

«Утверждаю»

Приказ № 154 от «18» июля 2022 г.

Директор МБОУ гимназии №5 г. Конаково Тверской области __________________С. Н. Кузьмичёва









Адаптированная рабочая программа

по изобразительному искусству

для обучающейся 2 класса (вариант 7.2)

Нагапетян Ангелины

на 2022/2023 учебный год




Учитель: Фадина С.Н.,

учитель начальных классов





г. Конаково, 2022


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса с ЗПР (вариант 7.2) разработана на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • ФГОС обучающихся с ОВЗ, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 и N 1599.

  • Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках ФГОС ОВЗ. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. № 07 – 818.

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

  • Авторской программы (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2015.

Цель курса: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Задачи курса:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисо-вания;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость опреде­ляются нацеленностью на развитие способностей и творческо­го потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школь­ников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рацио­нально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-об­разного, художественного типа мышления, что является усло­вием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Тема 2 класса - «Искусство и ты». Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.

Художественное развитие ребёнка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе – злое, взаимоотношение реальности и фантазии в творчестве художника.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение программы по изобразительному искусству в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится 8 часов, из расчета 0,25 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

  • познавательная мотивации к изобразительному искусству;

  • чувства уважения к народным художественным традициям России;

  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

  • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

  • выполнять работу по заданной инструкции;

  • использовать изученные приёмы работы красками;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

  • вносить коррективы в свою работу;

  • понимать цель выполняемых действий,

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

  • решать творческую задачу, используя известные средства;

  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные:

Ученик научится:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;

  • находить нужную информацию в словарях учебника;

  • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

  • различать цвета и их оттенки,

  • соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,используя справочные материалы учебника;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства;

  • группировать произведения народных промыслов по их характерным

  • особенностям;

  • конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные:

Ученик научится:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

  • взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, де-коративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

  • способы и приёмы обработки различных материалов;

  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • составлять композиции с учётом замысла;

  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

  • конструировать из природных материалов;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки.















Содержание учебного предмета

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности худо­жественного творчества: художник и зритель. Образная сущ­ность искусства: художественный образ, его условность, пере­дача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художе­ственной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Вос­приятие и эмоциональная оценка шедевров русского и миро­вого искусства. Представление о роли изобразительных (плас­тических) искусств в повседневной жизни человека, в органи­зации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломас­тер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображе­ние деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообра­зие природы, человека, зданий, предметов, выраженные сред­ствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живо­писного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с плас­тическими скульптурными материалами для создания вырази­тельного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульп­туры. Основные темы скульптуры. Красота человека и живот­ных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн Разнообразие материалов для художественного конструирования и моде­лирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выра­зительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художе­ственного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украше­ние жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в приклад­ном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в Рос­сии (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, верти­каль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в компо­зиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмо­циональном звучании и выразительности образа. Эмоциональ­ные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персона­жа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летя­щие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художе­ственный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и переда­ча их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представ­ление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Спо­собы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и при­родных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи раз­ных географических широт. Использование различных художе­ственных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами ми­ра, представляющими разные народы и эпохи (например, Древ­няя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных на­родов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в харак­тере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразитель­ного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказа­ниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духов­ной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ челове­ка в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портре­та. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробужда­ющих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, состра­дание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материа­лов и средств для создания проектов красивых, удобных и вы­разительных предметов быта, видов транспорта. Представле­ние о роли изобразительных (пластических) искусств в по­вседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирова­ние и оформление помещений и парков, транспорта и посу­ды, мебели и одежды, книг и игрушек.






























Тематическое планирование


п/п

Наименования разделов и тем

Кол – во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Чем и как работает художник – 2 часа

Три основных цвета.

1



Выразительные возможности ап­пликации.


1



Реальность и фантазия – 2 часа

Украшение и фантазия.

1



Постройка и фантазия.

1



О чем говорит искусство – 2 часа

1.

Изображение природы в раз­личных состоя­ниях.

1



2.

О чем говорят украшения. Подарок другу.

1



Как говорит искусство – 2 часа

1.

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

1



2.

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

1




ИТОГО:

8 часов















Описание материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  1. С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство» 2кл. (поурочные планы)

  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1- 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»; Методические рекомендации. Под ред. Шпикаловой Т.Я. - М.: Мозаика - Синтез. 1996г.

  4. О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

  5. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

Печатные пособия.

  • Портреты русских и зарубежных художников.

  • Пейзажи художников (И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Левитан)

  • Таблицы по цветоведению.

  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  • Дидактический раздаточный материал.

Модели и натурный фонд.

1. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

2. Предметы быта.

3. Природные формы (пчелиные соты, ракушки)

4. Гербарий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!