Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормёжка имени Ф. П. Полынигна
Балаковского района Саратовской области»
«Согласовано» Руководитель МО ________________________ Алексеева Ю. Р. Протокол №______ от «______»__________2024 г | «Согласовано Заместитель директора по УВР Колонцова О.В. «______»___________2024 г. | «Утверждаю» Директор школы ________________________ Овсяницкая Т. А. Приказ №________ от «_____»_________2024 г. |
Адаптированная рабочая программа
По химия
9 класс
(индивидуальное обучение ____________)
на 2023-2024 учебный год
Майоровой Светланы Юрьевны
| Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №____от 202_ года |
2023/2024 учебный год
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для ученицы 9 класса _______, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе с задержкой психического развития ( интеллектуальными нарушениями)
Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 2400013 от 12.01.2024 г.
Адаптированная образовательная программа на 2 часа в неделю (34 часов в год),составлена в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897); Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»); Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189; Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Цели программы: Основные цели изучения химии направлены:
-
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
-
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-
на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа: Данная программа разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, опубликованная издательством «Просвещение» в 2013 году (Сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Габриеляна О.С. для 8-9 классов).
Общая характеристика учебного предмета. В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций.
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Обучение химии дает возможность с использованием системно-деятельностного подхода формировать у учащихся универсальные учебные действия:
-
Личностные – знание основных принципов и правил отношения к живой природе; мотивация, направленная на ее изучение, с помощью новейших технологий, умение доказывать и защищать свои идеи, объективно оценивать работу окружающих, использовать возможности ресурсов единой образовательной информационной среды для самообразования и подготовки к проверочным работам;
-
Регулятивные - умение видеть проблему, ставить учебную задачу, планировать работу и корректировать ее по мере выполнения учебной задачи;
-
Познавательные - умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, работать с разными источниками информации, в том числе с ресурсами сети Интернет, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
-
Коммуникативные – умение работать в паре и в команде, организация совместной работы, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии или представления предметного содержания, представлять информацию в электронном виде с использованием привычных форматов приложений (PowerPoint,Excel,Word).
Планируемые результаты реализации программы «Формирование УУД» средствами предмета химии:
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится: • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
В данной программе учитывается специфика психофизического развития обучающегося с ОВЗ, его различия в стартовых возможностях обучения и разнообразие образовательных потребностей. Данная программа дает возможность обучающемуся с ОВЗ:
- освоить основную образовательную программу основного общего образования (базовый уровень)
- повысить уровень личностного развития и образования;
- восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;
- повысить уровень познавательной и эмоционально
– личностной сферы. и предусматривает:
- организацию без барьерной, развивающей предметной среды;
- создание атмосферы эмоционального комфорта;
- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей обучающегося с ОВЗ;
- использование вариативных форм получения образования;
- участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов.
Учебный процесс обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе АОП ООО при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Целевое назначение АОП для обучающегося с ОВЗ:
1. Содействие получению обучающегося с ОВЗ качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающемуся с ОВЗ и его родителям (законным представителям) в освоении ООП ООО;
3. Социальная адаптация обучающегося с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
4. Формирование социальной компетентности обучающегося с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе; 5.Освоение обучающимся с ОВЗ базового уровня знаний по химии, формирование межпредметных понятий в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии;
6.Формирование общей культуры, духовно – нравственного развития личности обучающегося, его адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Рабочая программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основными методами обучения учащающегося с ОВЗ, являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельности использую метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения. Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу несколько дидактических целей. Новый материал подаю "малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закрепляю, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке обучающийся слушает, читает, пишет, говорит. Для обучаемого с ОВЗ, имеющего малый объем памяти, умение работать с учебной и справочной литературой важно не только для успешного усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовки к профессиональной деятельности.
Программно-методический комплекс по химии полностью соответствует требованиям ФГОС и не отличается от УМК для здоровых детей.
При организации занятий с обучаемым с ОВЗ используются следующие формы и методы - повторения умений и навыков, что должно способствовать выработке динамического стереотипа; - принцип системного чередования нагрузок и отдыха; - принцип активного обучения, который заключается в использовании активных форм и методов обучения:
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
репродуктивный;
частично поисковый (эвристический);
проблемное изложение; исследовательский.
Методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.), предполагается более простая система домашних заданий и в меньшем объеме.
Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, позволяет:
А) Осуществить автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ.
Б) Организовать проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения, ограниченности во времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).
В) Обработать результаты эксперимента.
Обучаемый с ОВЗ имеет слабую краткосрочную память, воспринимает материал, подкрепленный наглядностью, или с опорой на заучивание
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
3. Учебно-тематический план
-
Азот и фосфор-1
-
Углерод и кремний-8
-
Металлы-25
4.Требования к уровню подготовки обучающихся.
Выпускник научится:
-
Объяснять суть химических процессов;
-
Называть признаки и условия протекания химических реакций;
-
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу
-
исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
-
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
-
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
-
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
-
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
-
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
-
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов
-
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
-
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
-
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
-
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
-
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;
-
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
-
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
-
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
-
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение
5.Календарно-тематическое планирование.
Учебник Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: 9-й класс: базовый уровень: учебник.- Акционерное общество «Издательство «Просвещение»,2023
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
Всего |
-
| Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений. Загрязнение природной среды фосфатами | 1 | 16.01 |
-
| Углерод, распространение в природе, физические и химические свойства | 1 | 18.01 |
-
| Оксиды углерода, их физические и химические свойства. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV) | 1 | 23.01 |
-
| Угольная кислота и её соли | 1 | 25.01 |
-
| Практическая работа № 4 по теме "Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ион". Техника безопасности | 1 | 30.01 |
-
| Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода | 1 | 06.02 |
-
| Кремний и его соединения | 1 | 08.02 |
-
| Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения». Техника безопасности | 1 | 13.02 |
-
| Контрольная работа №3 по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения» | 1 | 15.02 |
-
| Общая характеристика химических элементов — металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов | 1 | 20.02 |
-
| Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов | 1 | 22.02 |
-
| Общие способы получения металлов. Сплавы. Вычисления по уравнениям химических реакций, если один из реагентов содержит примеси | 1 | 27.02 |
-
| Понятие о коррозии металлов | 1 | 29.02 |
-
| Щелочные металлы | 1 | 05.03 |
-
| Оксиды и гидроксиды натрия и калия | 1 | 07.03 |
-
| Щелочноземельные металлы – кальций и магний | 1 | 12.03 |
-
| Важнейшие соединения кальция | 1 | 14.03 |
-
| Обобщение и систематизация знаний «Металлы» | 1 | 19.03 |
-
| Жёсткость воды и способы её устранения | 1 | 21.03 |
-
| Практическая работа № 6 по теме "Жёсткость воды и методы её устранения". Техника безопасности | 1 | 02.04 |
-
| Алюминий | 1 | 04.04 |
-
| Амфотерные свойства оксида и гидроксида | 1 | 09.04 |
-
| Железо | 1 | 11.04 |
-
| Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III) | 1 | 16.04 |
-
| Обобщение и систематизация знаний «Важнейшие металлы и их соединения». | 1 | 18.04 |
-
| Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения». Техника безопасности | 1 | 23.04 |
-
| Вычисления по уравнениям химических реакций, если один из реагентов дан в избытке или содержит примеси. Вычисления массовой доли выхода продукта реакции | 1 | 25.04 |
-
| Обобщение и систематизация знаний «Важнейшие металлы и их соединения» | 1 | 30.04 |
-
| Контрольная работа №4 по теме «Важнейшие металлы и их соединения» | 1 | 02.05 |
-
| Вещества и материалы в повседневной жизни человека | 1 | 07.05 |
-
| Химическое загрязнение окружающей среды | 1 | 09.05 |
-
| Роль химии в решении экологических проблем | 1 | 14.05 |
-
| Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний « Количественные отношения в химии» | 1 | 16.05 |
-
| Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний «Важнейшие металлы и их соединения» | 1 | 21.05 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
6. Список литературы.
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: 9-й класс: базовый уровень: учебник.- Акционерное общество «Издательство «Просвещение»,2023
2. Химия: 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
3. Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
4. Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
5. Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
6. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
Список литературы для учащихся:
-
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: 9-й класс: базовый уровень: учебник.- Акционерное общество «Издательство «Просвещение»,2023
-
Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
19