СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для учащихся 4- го класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

для учащихся 4- го класса

Цель курса окружающий мир: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.: в процессе освоения программы курса химии для основной школы учащиеся овладевают умениями ставить вопросы, наблюдать, объяснять, классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и интерпретировать выводы на его основе, определять источники химической информации, получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе собственный информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для учащихся 4- го класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 92» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА



РАССМОТРЕНО


на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1 от

«30» августа 2017 года

Председатель МО
____________________
/Селезнева О.В./


ПРОВЕРЕНО


«30» августа 2017 года

Заместитель директора по УВР

__________________
/Медведев В.В./

УТВЕРЖДЕНО


Директор МБОУ Школы №92 г.о. Самара

__________________
/Романенко Р.В./

Приказ № _____ от

«31» августа 2017 года

М.П.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

для учащихся 1-4 х классов



Программа составлена: учитель начальных классов Исаева К.Н.























Самара, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


При составлении данной программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО».


Программа предназначена для учащихся 1-4 начальных классов.


Цель курса окружающий мир: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.: в процессе освоения программы курса химии для основной школы учащиеся овладевают умениями ставить вопросы, наблюдать, объяснять, классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и интерпретировать выводы на его основе, определять источники химической информации, получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе собственный информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию.


Задачи:


1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы по 2 ч. в неделю. Курс рассчитан на 270 ч: в 1 классе – 66 ч (33 учебные недели), во 2 - 4 классах – по 68 ч. (34 учебные недели в каждом классе).

Учебно-методический комплект

Программа: Программа начального общего образования по изобразительному искусству. 1-4 классы. А.А. Плешаков. М., Просвещение, 2015 г.


Учебники:

1. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. А. А.Плешаков. М., Просвещение, 2014 г.

2. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. А. А.Плешаков. М., Просвещение, 2014 г.

3. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. А. А.Плешаков. М., Просвещение, 2014 г.

4. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. А. А.Плешаков. М., Просвещение, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


4 КЛАСС


Тема 1. Земля и человечество


Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.


Тема 2. Природа России


Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.


Тема 3. Родной край – часть большой страны 


Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.


Тема 4. Страницы всемирной истории


Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности. Экскурсия в краеведческий музей.


Тема 5. Страницы истории Отечества


Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).


Тема 6. Современная Россия


Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


4 КЛАСС

Тема

Результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Тема 1. Земля и человечество

Учащийся должен уметь:

характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни; оформлять Календарь памятных дат; рассказывать о структуре Конституции РФ; находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ; определять главу государства, его обязанности перед народом; рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение); рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения); определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства; исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план.

Знать: понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное; о происхождении названий природных объектов; государственную символику России; права и обязанности гражданина России; о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ; имя, отчество, фамилию действующего Президента; понятия «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан»; объекты всемирного природного наследия Беларуси, природные особенности и образ жизни в Монголии; о происхождении названий природных объектов.

Учащийся должен уметь:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; использовать способы решения проблем творческого и по­искового характера; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов.

Тема 2. Наша природа

Учащийся должен уметь:

оформлять и представлять презентацию о выдающихся деятелях культуры уроженцах родного края; составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору); находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике; показывать равнины и горы на карте; описывать полезные ископаемые по плану учебника; находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике; находить по физической карте озера России; находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике; находить по карте зоны арктических пустынь; находить по карте природных зон России тундру;

знать: условные знаки физической карты; формы земной поверхности; полезные ископаемые разных регионов России, их условные знаки; части реки; название крупнейших озёр России; отличия моря и озера по существенному признаку (море-часть океана); природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь; природные условия, растительный и животный мир тундры.

Учащийся должен уметь:


активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Тема 3. Наш край – часть большой страны

Учащийся должен уметь:

находить по карте лесные зоны, определять растения и животных леса; находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей; находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь; находить на карте субтропики; соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; рассказать о древних занятиях одного из народов России; знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы; приводить примеры растений и животных из Красной книги; рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края; знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы; обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории; определять по дате век события; описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике;

знать: понятия зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов; природные условия, растительный и животный мир лесных зон; природные условия, растительный и животный мир степей; природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, пустынь; особенности хозяйственной жизни народов России; особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев; экологические проблемы в разных природных зонах России. растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране; заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах; два значения понятия истории, традиции счёта исторического времени и схематическое представление хронологии; роль археологии в изучении прошлого; особенности работы археологов.

Учащийся должен уметь:

Определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;


Тема 4. Страницы мировой истории

Учащийся должен уметь:

показывать на исторической карте места обитания разных племен; показывать на карте древние торговые пути; составлять схему родственных отношений княгини Ольги; составлять схему родственных отношений древнерусских князей; составлять схему родственных отношений князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

знать:

древнерусскую летопись «Повесть временных лет»; древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство; о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства; об эпохе княжеских междоусобиц и монголо-татарском нашествии; об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во времена правления князя Ивана III.

Учащийся должен уметь: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; применять способы решения проблем творческого и по­искового характера; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Тема 5. Страницы истории Отечества

Учащийся должен уметь:

презентовать рассказы об основании сибирских городов; показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина; характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге; рассказывать о войне 1812 г.; приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижений России на Всемирной выставке в Париже 1900 г.; приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей и художников; описывать полезные ископаемые по плану учебника; рассказывать об особенностях развития страны; характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; характеризовать подвиги советских людей в тылу; : характеризовать документы, воспоминания и реликвии ВОВ в своей семье, приводить примеры таких документов из музеев; рассказывать о земляках-тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи; рассказывать о земляках-тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи;

знать:

о деяниях соотечественников в XVI- XVII вв; события Смутного времени; о преобразованиях в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I; о деятельности великих соотечественников в послепетровское время; ход войны 1812 г., её народный характер. о достижениях России в XIX в; о создании Санкт-Петербургской и Московской консерваторий; важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве; полезные ископаемые разных регионов России, их условные знаки; СССР в период до начала Вов 1941-1945 гг.; основные этапы ВОВ 1941-1945 гг.; понятие «трудовой фронт»; о документах и реликвиях ВОВ 1941-1945 гг., хранящиеся в семьях; масштаб разрушений и жертв военного времени; о героях, о событиях ВОВ своего края, город; достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг.

Учащийся должен уметь:

использовать знаково-символические средства пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активно использовать речевые средства и средства ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


Тема 6. Современная Россия

Учащийся должен уметь:

характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.; приводить примеры благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей; приводить примеры сотрудничества промышленности и науки, в том числе в своём крае; аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества; аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества;

знать: особенности периода перестройки; виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей; значение понятия «социальная ответственность»; выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значения для нашей страны и для других стран мира; о положительном опыте развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности.

Учащийся должен уметь:

Пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


Личностные результаты обучения


Учащийся должен:

знать и понимать:

связи между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

испытывать: более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка; эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

признавать: понимание того, что знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни; ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального при знания;

осознавать: необходимость бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев; готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

проявлять: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении окружающего мира; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


4 КЛАСС (34 ч., из расчета 1ч. в неделю)

Название раздела, темы урока


Количество часов

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 ч.)


1

Мир глазами астронома. Стартовая диагностика

1

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

3

Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» Мир глазами историка

1

4

Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» Мир глазами эколога

1

5

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. . Международная Красная книга Тест № 1

1

ТЕМА 2. ПРИРОДА РОССИИ (7 ч.)


9

Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

10

Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

11

Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

12

Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

13

Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» Лес и человек. Проверочная работа №1

1

14

Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1

15

У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2

1

ТЕМА 3. РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (4 ч.)


16

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» Земля - кормилица

1

17

Жизнь леса и луга. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

1

18

Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

19

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» Животноводство в нашем крае Тест №3

1

ТЕМА 4. СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (3 ч.)


20

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий

1

21

Средние века: время рыцарей и замков Новое время: встреча Европы и Америки

1

22

Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4

1

ТЕМА 5. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (10 ч.)


23

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси

1

24

Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

25

Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья

1

26

Куликовская битва. Иван Третий

1

27

Мастера печатных дел. Патриоты России

1

28

Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов

1

29

Екатерина Великая. Проверочная работа №2

1

30

Отечественная война 1812 года

1

31

Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

32

Великая война и великая Победа Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5

1

ТЕМА 6. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2 ч.)


33

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники

1

34

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) (по Уралу, по северу европейской России) Путешествие по России (по Волге, по югу России)

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!