СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработка адаптированной программы по варианту 7.1. для обучения ребенка в классе
Календарно-тематическое планирование литературное чтение
3 класс
2018-2019 учебный год
4 часа в неделю /136 часов в год
№ | Дата | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат (в соответствии с ФГОС) | Информационно методическоеобеспечение | Домашнее задание и ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристика деятельности учащихся (УУД) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I четверть - 36 ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (12 часов) Часть 1. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
| Знакомство с учебником.
| 1 | Комбинированный | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг | Предметные: Уметь составлять устный рассказ о летнем отдыхе; выразительно читать, передавать нужную интонацию. Межпредметные: Знать структуру учебника «Литературное чтение», информацию, помещенную на титульном листе, развороте, в предисловии, оглавлении; названия и авторов литературных произведений. работать с дополнительной литературой, словарями Личностные: Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; уважение к культуре разных народов; способность к самооценке |
| Учебник, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2
3 |
| К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Чтение текста.
К. Г.Паустовский «Барсучий нос». Беседа по вопросам. Подробный пересказ.
| 1
1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения Научно-популярные произведения для детей. | Предметные:Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей; рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Межпредметные:Демонстрировать результаты творческой работы; пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём Личностные: бережное отношение к природе; умение оценивать свое отношение к учебе | П. К. Г. Паустовский (презентация - биография) | С. 3—9 ответы на вопросы, краткий пересказ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
| Работа с научно-популярной статьёй «Барсук» | 1 | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | Предметные: давать характеристику собственным переживаниям Межпредметные:анализировать главную мысль произведения передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров. Личностные:Актуализация собственных переживании, вызванных разными родами искусства | Энциклопе-дия - детская | стр. 118-121 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
| И. А. Бунин «Листопад». Рабата над рифмой, подготовка к выразительному чтению.
| 1 | Комбинированный | Деление текста
| Предметные:привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи Межпредметные:анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Личностные: наблюдать за окружающим миром, дифференцируя чувственные впечатления: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные | И. А. Бунин (презентация - биография) Галерея «Осень» - русские художники | С. 10—12 наизусть отрывок из стихотворения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
| М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук». Чтение текстов, сравнение рассказов
| 1 | Комбинированный | Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту | Предметные: передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства Межпредметные: Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему Личностные: Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями
| М. М. Пришвин (презентация - биография) | С.13-14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
| М. М. Пришвин «Недосмотренные грибы». Чтение текстов, сравнение рассказов | 1 | Комбинированный | Научно-популярные произведения. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. |
| С. 15
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
| Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки». Анализ стихотворения, ответы на вопросы.
| 1 | Комбинированный | Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях | Предметные: подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям; определять и оценивать позиции литературных героев Межпредметные:Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг Личностные: уважение к культуре разных народов |
| С. 16—17 наизусть
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9
10 |
| К. Г. Паустовский «Подарок» Чтение рассказа, беседа по вопросам Входная административная контрольная работа (В.М.). | 1
1 | Комбинированный
Контроль | Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. | Предметные: выявлять главную мысль произведения; находить сравнения в тексте произведения Межпредметные: анализировать эмоциональную окрашенность лирического произведения. Личностные: способность к самооценке | К. Г. Паустовский (презентация -биография) | С. 18—23
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
| Работа с научно-популярными текстами «О живописи». Составление плана текстов. | 1 | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опросы | Предметные: давать характеристику собственным переживаниям Межпредметные:анализировать главную мысль произведения передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров. Личностные:Актуализация собственных переживании, вызванных разными родами искусства | Энциклопе-дия - детская | стр. 118-121 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
| Картинная галерея. И. И. Левитан «Лесное озеро». Работа с иллюстрацией
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Связь произведений литературы с произведениями живописи | Предметные: рассказывать, каким представляешь лесное озеро Межпредметные: передавать свои впечатления, полученные при восприятии произведений различных видов искусства и явлений жизни Личностные: наблюдать за окружающим миром | Презентация - И. И. Левитан картины Галерея «Осень» - русские художники | С. 24,25 описание картины по плану | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
| Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей. Анатолий Жигулин, А. Фет и др. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность. Иллюстрация | Предметные: сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме; сравнивать настроение, в разных произведениях Межпредметные:соотносить свои действия с поставленной целью; планировать свои учебные действия Личностные: бережное отношение к природе | Конкурс чтецов | Читальный зал с. 26-27
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
| Тестовая работа по теме: «Уж небо осенью дышало» Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | 1 | Проверочная работа | Предметные: Уметь определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Межпредметные: планировать свою учебную деятельность Личностные: способность переживать героям произведений
|
| -тест Уж небо осенью дышало | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (17 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15
16
17 |
| Народные сказки. «Семь Симеонов» (русская народная сказка). Главная мысль произведения.
Народные сказки. Пересказ фрагмента произведения «Семь Симеонов» близко к тексту.
Проверочная работа умений и навыков чтения. Работа с текстом. | 1
1
1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, основные мысли прочитанных произведений | Предметные: Знать особенности языка и композиции народных сказок. Уметь пересказывать фрагменты произведений близко к тексту Межпредметные:сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли; участие в диалоге Личностные: уважать культуру разных народов | ПР «Сказка-ложь» - викторина | С. 28—36
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18
19 |
| «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Произведения устного народного творчества.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Различение жанров произведений. План текста. | 1
1 | Комбинированный | Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений | Предметные: составлять план пересказа; называть основные качества воеводы Межпредметные: самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных Личностные:способность переживать героям произведений |
| С. 37—45 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20
21 |
| «Царевна - Лягушка» (русская народная сказка). Пересказ по плану.
«Царевна - Лягушка» (русская народная сказка). Чтение по ролям. | 1
1
| Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность | Предметные: читать зачин, концовку сказки; выделять сходства с другими русскими народными сказками Межпредметные:Составлять оценочные высказывания о прочитанном произведении Личностные:способность к самооценке |
| С. 64—75 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
| Картинная галерея В. М. Васнецов. «Иван-царевич на сером волке». Анализ произведения изобразительного искусства по плану.
| 1 | Комбинированный | Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине | Предметные:определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений Межпредметные: самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных Личностные: уважать культуру разных народов | ПР «Картины Васнецова» | С. 62, 63 описание картины | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
| Внеклассное чтение. Русские народные сказки. «В стране сказочных героев» – викторина. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность. Иллюстрация | Предметные: сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме; сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях Межпредметные:соотносить свои действия с поставленной целью; планировать свои учебные действия Личностные: бережное отношение к природе | ПР «В стране сказочных героев – викторина» |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
|
Жаба-королева» (литовская народная сказка). Продолжаем сюжет произведения.
|
1 |
Комбинированный |
Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур |
Предметные: Уметьпересказывать фрагмент сказки; сравнивать литовскую сказку «Жаба-королева» и русскую сказку «Царевна-лягушка» Межпредметные:рассматривать иллюстрации в книге Личностные: способность переживать героям произведений |
ПР «Литва» |
С. 47—49 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25
26 |
| «Птица Кахна» (таджикская народная сказка). Образные выражения.
«Как юноша любимую искал»( Китайская народная сказка). План рассказа. | 1
1 | Комбинированный | Формировать умения подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение слов и выражений «дрожать как осиновый лист», «оставить с носом», «держать язык за зубами», «глашатай», «падишах»; делить сказку на смысловые части. | Предметные: Уметь подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение слов и выражений Межпредметные: анализировать главную мысль произведения умение работать с книгой Личностные: способность к самооценке | ПР «Таджикистан»
«Китай» | С. 50—53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
| «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Ориентировка в сборниках произведении. | 1 | Комбинированный | Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | Предметные: Уметь определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Межпредметные: планировать свою учебную деятельность Личностные: способность переживать героям произведений | ПР «Китай» | С. 76—79 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28
29 |
| Внеклассное чтение «Мастер Али» (казахская народная сказка). Подбор репродукции картин на заданную тему.
Тестовая работа по теме: «Народные сказки» | 1
1 | Комбинированный | Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки: наличие двух миров (земного и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника) | Предметные: делить сказку на смысловые части Межпредметные: различать тип книги, пользоваться исходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг Личностные: уважать культуру разных народов | ПР «Казахстан» | С. 54—61
С.14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
| Проектная деятельность по теме «Народные сказки». Народные и авторские сказки. Малая конференция. | 1 | Практическая работа «Народные сказки» | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли | Предметные: Знать название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события Межпредметные:подбирать материал к проекту, продумывать этапы деятельности, оформлять свою работу. Личностные:способность к самооценке |
| Проект С. 81
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
| А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок). Чтение сказки и работа по произведению. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного | Предметные: Уметьвыразительно читать лирическое произведение Межпредметные: составлять сравнительный анализ литературного и художественного произведений Личностные: Формироватьпредставления о нравственных категориях (добре и зле) | ПР «У лукоморья», биография Пушкина. | С. 82 – 83 наизусть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
| Ю. Мориц «Песенка про сказку». Анализ стихотворения.
| 1 | Комбинированный | Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства | Предметные: понимать авторскую позицию и выражать собственные впечатления от прочитанного Межпредметные:определять своё впечатление от прочитанного, выявлятьавторскую позицию Личностные: Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. |
| С. 84—85 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
| «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) | 1 | Комбинированный | Формировать умения объяснять значение словосочетаний «хлебнуть горя», «хлебнуть воды», «хлебнуть страху», «поднялся плач», «поднялся ветер», «поднялся со стула»; высказывать свои переживания; читать стихотворение по ролям | Предметные: давать характеристику собственным переживаниям Межпредметные:участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений Личностные:Актуализация собственных переживании, вызванных разными родами искусства |
| С.86 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
| Г. Сапгир «Сны». Выявление особенностей немецкой сказки. | 1 | Комбинированный | Формировать умения объяснять значение словосочетаний «хлебнуть горя», «хлебнуть воды», «хлебнуть страху», «поднялся плач», «поднялся ветер», «поднялся со стула»; высказывать свои переживания; читать стихотворение по ролям | Предметные: давать характеристику собственным переживаниям Межпредметные:участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений Личностные:Актуализация собственных переживании, вызванных разными родами искусства |
| С. 88—89
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
| Внеклассное чтение. Сказки Братья Гримм. Работа с дополнительной литературой, ориентирование в книге. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Формировать умения пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения | Предметные:выразительно читать произведение; анализировать отношение автора к героям произведения Межпредметные:Соотносить свои действия с поставленной целью Личностные: Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. | ПР «Братья Гримм и их сказки» Выставка книг по теме. | Братья Гримм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
| Тестовая работа по теме: «Поэтические страницы». (Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | 1 | Контрольный | Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | Предметные: Уметь определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Межпредметные: планировать свою учебную деятельность Личностные:способность переживать героям произведений |
| С. 25-27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II четверть - 27 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (12 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 |
| В. Белов «Верный и Малька». Характеристика литературного героя, своё и авторское отношение к нему. | 1 | Комбини-рованный | Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным | Предметные: Уметь давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему Метапредметные: понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность Личностные: Формировать представления о нравственных категориях | ПР «В. Белов биография» | С.91-93 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
| В. Белов «Малька провинилась». Характеристика героя. | 1 | Комбини-рованный | Бытовые сказки. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность | Предметные: Уметь давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему Межпредметные: понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность Личностные:Формировать представления о нравственных категориях |
| С.93 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
| В. Белов «Еще про Мальку» . Характеристика литературного героя, своё и авторское отношение к нему.
| 1 | Комбини-рованный | Бытовые сказки. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность | Предметные: Уметь давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему Метапредметные: понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность Личностные:Формировать представления о нравственных категориях | ПР «О собаках» | С.94-96 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
| И. С. Тургенев «Воробей». Внутреннее состояние литературных героев, рассказ по плану. | 1 | Комбини-рованный | Формировать умения объяснять значение слов «благоговеть», «трепетал на ветру», «трепетал от ужаса»; рассказывать, что произошло в саду; передавать чувства героев рассказа; определять главную мысль произведения | Предметные: объяснять внутреннее состояние литературных героев Межпредметные: умение пользоваться библиотекой; находить необходимые книги Личностные: бережное отношение к животным | ПР «И. Тургенев – биография» | С. 97—98 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41
42
43 |
| Н. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Подбор синонимов, характеристика героев.
Н. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Вопросы к прочитанному. План текста.
Проверочная работа умений и навыков чтения. Работа с текстом. | 1
1
1 | Комбини-рованный | Формировать умения подбирать синонимы к словам «невероятный», «неистовый»; рассказывать кратко историю, которая произошла с Жучкой; делить текст на части; придумывать названия ко всем частям рассказа; выполнять выборочное чтение; объяснять поступки героев произведения | Предметные:рассказывать кратко историю, которая произошла с Жучкой; делить текст на части; придумывать названия ко всем частям рассказа Межпредметные: работа с аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг Личностные:анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки | ПР «Н. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»» | С. 99—108 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
| Работа с научно-популярными текстами «Больше, чем просто собака» |
|
|
| Предметные: давать характеристику собственным переживаниям Межпредметные: анализировать главную мысль произведения передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров. Личностные:Актуализация собственных переживании, вызванных разными родами искусства | Энциклопе-дия - детская | стр. 118-121 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
| Л. Н. Толстой «Прыжок». Чтение текста, составление характеристики героев, сравнение героев. | 1 | Комбини-рованный | Формировать умения объяснять значение словосочетаний «перенести вещи», «перенести болезнь», «перенести страх», «перенести обиду»; анализировать чувства героев; анализировать переживания отца мальчика; сравнивать двух мальчиков: героя рассказа Толстого и Тёму из произведения Гарина-Михайловского; объяснять мотивы поведения героя | Предметные: ;сравнивать двух мальчиков: героя рассказа Толстого и Тёму из произведения Гарина-Михайловского Межпредметные: сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр). Личностные: Формировать представления о нравственных категориях | ПР «Л.Н. Толстой», «Прыжок» | С. 109—112 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45
46 |
| А. Платонов «Сухой хлеб». Внутреннее состояние литературных героев.
А. Платонов «Сухой хлеб». Главная мысль произведения. | 1
1 | Комбини-рованный | Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев | Предметные: рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения Межпредметные: высказывание оценочных суждений; участие в диалогической речи Личностные: бережное отношение к животным | ПР «Платонов– биография» | С. 113—117 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 |
| Внеклассное чтение Е. Шварц, Е. Каверин. Нравственная оценка поступкам литературных героев. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг | Предметные:рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения Межпредметные:высказывание оценочных суждений; участие в диалогической речи Личностные: бережное отношение к животным |
| Е. Шварц, Е. Каверин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 |
| Тестовая работа по теме: «О мужестве и любви ». | 1 | Проверочная работа | Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | Предметные: Давать характеристику происходящим событиям произведения. Межпредметные: планировать свою читательскую деятельность; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Личностные:анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки. |
| Тест с 26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49
|
| С. Есенин «Разгулялась вьюга...». Знакомство с понятием «олицетворение», чтение и расстановка ударений в стихотворении.
| 1 | Комбини-рованный | Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства. | Предметные:анализировать значение слова в контексте литературного произведения Межпредметные: производить сравнительный анализ русской и зарубежной поэзии Личностные: Привлекать собственный жизненный опыт | ПР «Есенин» | С. 4—5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 |
| А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок). Высказывание оценочных суждений.
| 1 | Комбини-рованный | Формировать умения отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение | Предметные:сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений Межпредметные: находить в библиотеке книги заданной тематики Личностные:Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. |
| С.6-7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 |
| А. С. Пушкин «Зимнее утро». Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.
| 1 | Комбини-рованный | Формировать умения объяснять значения слов «куртины», «нега», «аврора», «нынче», «янтарь»; отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение | Предметные: сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений Межпредметные: находить в библиотеке книги заданной тематики Личностные: Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. | ПР «Зимнее утро» | 8 – 9 наизусть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 |
| А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок). Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.
| 1 | Комбини-рованный | Формировать умения находить в тексте ответы на вопросы; выразительно читать, соблюдать знаки препинания; анализировать чувства поэта; объяснять значения слов «ямщик», «версты полосаты»; | Предметные:сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений Межпредметные: находить в библиотеке книги заданной тематики Личностные: Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. |
| С. 10 – 11 наизусть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 |
| Работа с научно-популярными текстами «Ледяное дыхание Арктики». Развитие внимания к деталям описания природы в научно популярном тексте. | 1 | Комбини-рованный | Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | Предметные:определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Межпредметные: участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения Личностные:Анализировать собственные переживания и находить их причины. | энцикл | С.118-119 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 |
| Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...». Умение сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. | 1 | Комбини-рованный | Формировать умения объяснять значения слов «ослепительная красота», «чудный», «мещет»; анализировать чувства автора; сравнивать переживания, выраженные Тютчевым и Пушкиным в стихотворениях «Чародейкою Зимою…» и «Зимнее утро» | Предметные: отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения Межпредметные: литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения Личностные:Анализировать собственные переживания и находить их причины. | ПР «Тютчев» | С. 12 – 13 наизусть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 |
| Картинная галерея. Н. Крылов «Зима». Связь произведений литературы с произведениями живописи. Тестовая работа
| 1 | Урок-презентация | Обогащение знаний об особенностях народного быта | Предметные:анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение Межпредметные:рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения Личностные: Привлекать собственный жизненный опыт. | ПР «Картины Крылова» | С. 14 – 15 описание картины Тест С.34 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 |
| Зима в произведениях разных жанров. Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте Самостоятельная работа | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Предметные: Давать характеристику происходящим событиям произведения. Межпредметные: высказывание оценочных суждений Личностные:Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. | ПР «Зима в произведениях разных жанров» | С. 16—18
С.36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (17ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57
58
59
60
61 |
| А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Понимание содержания произведения.
Полугодовая административная контрольная работа (В.М.).
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Тема, главная мысль, события. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Анализ произведения. Выборочное чтение.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение наизусть отрывка. | 1
1
1
1
1 | Комбинированный | Объясняют поведение и описывают внутреннее состояние литературных героев, выявляют авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивают иллюстрации к произведениям
Объясняют поведение и описывают внутреннее состояние литературных героев, выявляют авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивают иллюстрации к произведениям | Предметные: выполнять выборочное чтение; вспоминать народные сказки, в которых природа помогала герою; придумывать вопросы к сказке А. Пушкина Межпредметные: привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения Личностные:Формироватьнравственное чувство и нравственное сознание
Предметные: выполнять выборочное чтение; вспоминать народные сказки, в которых природа помогала герою; придумывать вопросы к сказке А. Пушкина Межпредметные: привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения Личностные:Формироватьнравственное чувство и нравственное сознание | ПР «Сказки Пушкина» | С. 19 – 47 отрывок наизусть по выбору | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 |
| Проверочная работа умений и навыков чтения. Работа с текстом. | 1 | Контроль | Осмысление цели чтения |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 |
| Любимая сказка А.С.Пушкина (на выбор). Краткий обзор. | 1 |
|
|
| Внеклассное чтение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III четверть - 41 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65
66
67 |
| Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Тема, главную мысль произведения.
Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Отношение автора к героям. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». План рассказа. | 1
1
1 | Комбинированный | Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев. | Предметные: составлять план рассказа о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке и его возвращении домой Межпредметные: понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность Личностные: Внимательно относиться к переживаниям других людей | ПР «Х.-К. Андерсен» | С. 48—56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 |
| Л. Н. Толстой «Царь и рубашка». Сюжет с позиции одного из героев, ответы на вопросы. | 1 | Комбинированный | Формировать умения выразительно читать произведение; определять главную мысль произведения; отвечать на вопросы | Предметные:определять тему и главную мысль произведения Межпредметные: участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения Личностные:Формироватьнравственное чувство и нравственное сознание |
| С. 57—58 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69
70 |
| Х.-К. Андерсен «Штопальная игла». Работа с книгой.
Х.-К. Андерсен «Штопальная игла». Чтение по ролям . | 1
1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Предметные: описывать внешний вид героев произведения Межпредметные:пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника Личностные: привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения |
| С. 59 – 63 чтение по ролям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
71 |
| С. Седов «Король красуется». Анализ содержания, работа с книгой. | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Предметные:воспроизводить сюжет с позиции одного из героев Межпредметные: участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения Личностные:Внимательно относиться к переживаниям других людей |
| С.64-65 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72
|
| Внеклассное чтение «Викторина по сказкам Андерсена» | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Название, содержание и жанр произведения | Предметные: Давать характеристику происходящим событиям произведения. Межпредметные: Планировать свою читательскую деятельность и деятельность при реализации проекта Личностные:Формироватьнравственное чувство и нравственное сознание | «Викторина по сказкам Андерсена»
| Внеклассное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73 |
| Тестовая работа по теме: «Авторские сказки ». Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | 1 | Контроль | Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | Предметные: Уметь определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Межпредметные: планировать свою учебную деятельность Личностные:способность переживать героям произведений |
|
Тест С.38 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БАСНИ (8 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
74 |
| О. Мандельштам «Муха», Эзоп «Мухи» , «Кошка и мыши». Чтение басни, определение морали.
| 1 | Комбинированный | Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом | Предметные: Знать особенности басни как жанра. Межпредметные:осмысление цели чтения пользоваться библиотекой Личностные:Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках | ПР «Басни» | С. 66-67 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 |
| Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун». Чтение произведений Л. Толстого. Выяснение морали басни.
| 1 | Комбинированный | Формировать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом; перечитывать и объяснять мораль басни; объяснять значение выражений «согласиться с кем-то», «жить в согласии», подбирать синонимы к словам «хитрить», «обманывать»; придумать и записать мораль к данной басни | Предметные:сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни Межпредметные:рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения Личностные: анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки | ПР «Басни Толстого» | С. 69—70 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
76 |
| И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Связь смысла морали басни с собственным жизненным опытом | 1 | Комби |
| Формировать умения объяснять мораль басни; придумывать историю, в которой можно использовать поговорку «А воз и ныне там» | Предметные: делать обобщающие выводы, опираясь на собственный жизненный опыт наблюдений за поступками других людей Межпредметные:сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли Личностные:Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках | ПР « И. А. Крылов» | С. 71 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
77 |
| И. А. Крылов «Слон и Моська». Связь смысла морали басни с собственным жизненным опытом.
| 1 | Комбиниров | Формировать умения рассказывать о событиях на городской улице, которые описал Крылов; выполнять выборочное чтение; анализировать отношение автора к Моське; читать басню по ролям; сравнивать Моську из басни Крылова с Малькой из рассказа Белова |
| С.72-73 наизусть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
78 |
| И. А. Крылов «Две Бочки». Связь смысла морали басни с собственным жизненным опытом. Пословицы. Смысл пословиц; выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни. | 1 | Комбинированный | Формировать умения объяснять значения слов «плестись», «нестись», «плести», «нести»; объяснять мораль басни своими словами; сравнивать героев басен Крылова «Слон и Моська» и «Две Бочки»; сочинять историю из жизни ребят, которая поможет понять смысл слов «Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку» | Предметные: делать обобщающие выводы, опираясь на собственный жизненный опыт наблюдений за поступками других людей Межпредметные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли Личностные:Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках |
| С.74-75 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
79 |
| Пословицы. Федр «Лягушка и мышь» Толстой «Комар и лев» Крылов.И. «Мышь и крыса» | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг | Предметные: понимать смысл пословиц, использовать их для выражения сути жизненной ситуации Межпредметные:работая в паре, аргументируют свою точку зрения Личностные:анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки | ПР «Пословицы» | С. 76-77 Внеклассное чтение. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80
81 |
| Проект «Басни». Малая конференция, выставка, афиша, творческие работы.
Тестовая работа по теме: «Басни». Смысл, мораль басен. | 1
1 | Практическая работа
| Предметные: понимать смысл пословиц, использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни, сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц; выделять пословицы, близкие по смыслу Межпредметные: выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», планируют свою читательскую деятельность Личностные: анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки. | ПР «Басни Крылова» | С. 79
С. 43 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (16 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
82
83
84
85 |
| А. П. Чехов «Белолобый». Осмысленное чтение текста.
А. П. Чехов «Белолобый». Приёмы, использованные писателем для создания произведения.
А. П. Чехов «Белолобый». Герои произведения. Проверочная работа умений и навыков работы с текстом. | 1
1
1
1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения Герои произведения. Восприятие | Предметные: объяснять свое отношение Межпредметные:объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы Личностные:Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. | Пр. Чехов | С. 80—87 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
86
87
88 |
| М. М. Пришвин «Лимон». Иллюстрирование произведения. Пословицы из текста.
М. М. Пришвин «Лимон». Составление словесного портрета героев.
М. М. Пришвин «Лимон». Сравнения в описании. Прием сравнения. | 1
1
1 | Комбинированный | Современные произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста
| Предметные: находить сравнения в описании наружности Лимона; находить в тексте пословицы и объяснять их смысл Межпредметные: обогащать словарь, определяющий внутреннее состояние человека; объяснять мотивы поведения героев произведения Личностные:Внимательно и бережно относиться к живой природе | Пр. Пришвин | С. 88—93 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
89 |
| Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Слова, определяющие внутреннее состояние человека. План рассказа.
| 1 | Комбинированный | Связь названия | Предметные: составлять план рассказа по предложенной теме; определять тему и главную мысль произведения Межпредметные: участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Личностные: Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию | Пр. Толстой | С. 94—95 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
90
91 |
| К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Чтение рассказа, беседа по вопросам.
К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Своя история.
| 1
1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие | Предметные:рассказывать, как менялось поведение кота; анализировать чувства автора; определять приемы, которыми пользовался Паустовский, рассказывая о коте Межпредметные: соотносить свои действия с поставленной целью Личностные:Внимательно и бережно относиться к живой природе | Пр. Паустовский | С. 96 – 101 придумать свою веселую историю | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
92 |
| Работа с научно-популярными текстами. «Кошка». Знакомство с жанром научно-популярной литературы. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Предметные:определять тему и главную мысль произведения Межпредметные:анализировать главную мысль произведения; передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров Личностные: Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию |
| с.119-121. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
93 |
| Саша Чёрный «Ослёнок» А.И. Куприн «Завирайка». Наблюдение за описанием поведения и состояния животных. | 1 | Комбинированный | Тема, идея произведения. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Предметные: Формирование умения характеризовать отношения между персонажами Межпредметные:рекомендовать понравившуюся книгу, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Личностные: Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию | ПР. Куприн | С. 104 – 107 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
94 |
| Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой». Создание рассказа о персонажах картины. | 1 | Комбинированный . | Связь произведений литературы с произведениями живописи
| Предметные: Формирование умения характеризовать отношения между персонажами Межпредметные:соотносить свои действия с поставленной целью Личностные: Внимательно и бережно относиться к живой природе | Пр. Б. Мурильо «Мальчик с собакой» | С. 108, 109 описание картины | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
95
96 |
| Промежуточная административная контрольная работа (В.М.)
Внеклассное чтение. Книги о животных. Наблюдение за описанием поведения и состояния животных. | 1
1 |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Тема, идея произведения. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Предметные: Формирование умения характеризовать отношения между персонажами Межпредметные:рекомендовать понравившуюся книгу, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Личностные: Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию |
|
Книги о животных Внеклассное чтени | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
97 |
| Проверочная работа по теме: «Братья наши меньшие». Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | 1 | Контроль | Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | Предметные:определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения. Межпредметные:соотносить свои действия с поставленной целью; планировать свою читательскую деятельность и деятельность при реализации проекта. Личностные:Внимательно и бережно относиться к живой природе
|
| С.47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (15 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
98
99 |
| Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Привлечение внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения.
Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Усвоение нравственных представлений. | 1
1 | Комбини-рованный | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг | Предметные:анализировать смысл слова в контексте литературного произведения; давать анализ нравственных качеств героев литературного произведения Межпредметные: участие в диалоге о прочитанном произведении; слушать и слышать собеседника Личностные: Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним |
| С. 110—117 по ролям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100
101
102 |
| А. Платонов «Разноцветная бабочка». Связь названия
А. Платонов «Разноцветная бабочка». Оценка поступков героев с опорой на личный опыт.
А. Платонов «Разноцветная бабочка». Чтение по ролям. | 1
1
1 | Комбини-рованный | Участие | Предметные: описывать характер главного героя; определять главную мысль рассказа Межпредметные: умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Личностные: формировать представления о нравственных и безнравственных поступках | Пр. Платонов | Учебник ч. 3 С. 3 – 15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
103
104 |
| Проверочная работа умений анализа текста.
Произведения о совести и долге. Краткий обзор книги. Оценка поступков героев с опорой на личный опыт.
| 1
1 |
Комбини-рованный |
Участие | Предметные: описывать характер главного героя; определять главную мысль рассказа Межпредметные:умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Личностные: формировать представления о нравственных и безнравственных поступках |
|
Внеклассное чтение. с. 30-34 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
105 |
| Работа с научно-популярными текстами. «Бабочки рядом с человеком». Знакомство с жанром научно-популярной литературы, работа с такими видами текста. | 1 | Комбини- | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Предметные:определять тему и главную мысль произведения Межпредметные:анализировать главную мысль произведения; передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров Личностные: Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию |
| с.87-88 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV четверть - 32 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
106 |
| А. Кешоков «Мне больно, мальчики». План текста.
| 1 | Комбини-рованный | Соотнесение поступков героев с нравственными нормами, высказывание своего суждения о нравственной ценности художественного текста | Предметные: составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние Межпредметные: иллюстрация Личностные: передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
| С. 16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107
108
109 |
| К. Г. Паустовский «Теплый хлеб», работа над текстом.
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Творческие задания.
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение по ролям. | 1
1
1 | Комбини-рованный | Творческие задания, работа над текстом. | Предметные:передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей; выполнять письменно творческое задание Межпредметные: формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников Личностные: Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним |
| С. 17 – 29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
110 |
| Работа с научно-популярными текстами. «Лошадь». | 1 | Комб |
| Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
|
| с.87-88 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
111
112 |
| Сказки К. Г. Паустовского. Определение авторского отношения к героям. Выборочное чтение.
Тестовая работа по теме: «О совести и долге.» | 1
1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Эмоционально-нравственные переживания героев | Предметные: выполнять выборочное чтение; озаглавливать все части рассказа; составлять план одной из частей Межпредметные: эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Личностные:формировать представления о нравственных и безнравственных поступках | Пр Сказки К. Г. Паустовского
| Тест С. 30—34 Внеклассное чтение Тест с.53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЕСНА ПРИШЛА (6 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
113 |
| «Жаворонушки…», «Березонька» (народные песни). Чтение стихотворения. Работа над выразительностью.
| 1 | Комбини-рованный | Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Предметные: Знать жанры устного народного творчества. Уметь привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения Межпредметные:умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг Личностные:Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств |
| С. 35, 36 наизусть по выбору | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 |
| А. А. Фет «Весенний дождь». Объяснение понятий «сравнение», «метафора», «олицетворение».
| 1 | Комбини-рованный | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Предметные: выявлять переживания автора и передавать их при чтении Межпредметные:эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения Личностные: выражать своё отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках | Пр. Фет А.А. | С. 37 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
115 |
| М. М. Пришвин «Лесная капель». Современные произведения про животных для детей. | 1 | Комбини-рованный | Рефлексия собственных переживаний, вызванных произведением искусства. Чтение наизусть отрывка из прозаического произведения | Предметные:анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать Межпредметные:передача при помощи интонации своего отношения к персонажам Личностные:Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств |
| С. 38, 39 наизусть отрывок по выбору | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
116 |
| Работа с научно-популярными текстами. «Изменение погоды». Жанр научно-популярной литературы. | 1 | Комбини-рованный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Предметные: объяснять мотивы поведения героев произведения Межпредметные:соотносить свои действия с поставленной целью; планировать свои учебные действия Личностные: выражать своё отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках |
| с.87-88 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
117 |
| К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка» А. А. Фет «Рыбка». Юмористические произведения для детей. Проведение литературоведческого анализа текста.
| 1 | Комбини-рованный | Рефлексия собственных переживаний, вызванных произведением искусства. | Предметные:определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения Межпредметные: планировать свою читательскую деятельность; выполнять учебные действия в устной и письменной форме Личностные:Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств | Пр. К. Д. Бальмонт
| С. 40, 42 ответ на вопрос 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
118 |
| Внеклассное чтение Виктор Астафьев «Весенний остров», О Дриз «Как сделать утро волшебным»
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Предметные: Давать характеристику происходящим событиям произведения. Межпредметные:передавать свои впечатления, полученные при восприятии произведений различных видов искусства и явлений жизни Личностные: выражать своё отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках.
|
| С. 43—45 Внеклассное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (18 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
119 |
| Шутки-прибаутки. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения. | 1 | Комбинированный | Предметные: определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица Межпредметные: осмысление цели чтения интересоваться детской периодической печатью Личностные: эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Пр. Фольклор | С. 46 – 47 наизусть по выбору | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
120 |
| Болтливая баба» (русская народная сказка). Герои произведения. Восприятие
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Анализ и классификация произведений устного народного творчества. Объяснение термина "юмористическое произведение" | Предметные: Читать произведение с соблюдением литературных норм, выражая таким образом понимание прочитанного, выделять основную мысль, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне Межпредметные:Анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной и письменной форме Личностные:Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность |
| С. 48 – 53 чтение по ролям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
121
122
123 |
| А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Описание персонажей и их поступков. Выборочный пересказ.
А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Обоснование своего мнения фрагментами текста, рассуждениями.
Итоговая административная контрольная работа (В.М.). | 1
1
1 | Комбини-рованный | Жанры произведений. Тема и главная мысль произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Предметные:Пересказывать текст выборочно, высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции Межпредметные:Планировать собственную читательскую деятельность, корректно строить речь при решении коммуникативных задач Личностные: Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, понимать чувства других людей и сопереживать им | Пр. А. Линдгрен
| С. 54—61 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
124 |
| Внеклассное чтение . А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Поиск и отбор книг заданной тематики. Составление отзывов о прочитанных произведениях, презентация книги | Предметные:Составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами Межпредметные:Планировать собственную читательскую деятельность, корректно строить речь при решении коммуникативных задач Личностные:Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, понимать чувства других людей и сопереживать им |
| Ответы на вопросы Внеклассное чтение
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
125 |
| С. Маршак «Про двух соседей». Описание персонажей и их поступков. Развитие чувства юмора.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста. Пересказ текста. Деление текста на смысловые части Современные произведения для детей. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Предметные: Читать произведение с соблюдением литературных норм, выражая таким образом понимание прочитанного, выделять основную мысль Межпредметные:Анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы Личностные:Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, понимать чувства других людей и сопереживать им | Пр. С. Маршак
| С. 62—63 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
126 |
| С. Маршак «Старуха, дверь закрой». Развитие чувства юмора.
| 1 | Комбини-рованный |
|
|
| С. 64—65 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
127
128
129
|
| М. Зощенко «Великие путешественники». Определение главной мысли произведения.
М. Зощенко «Великие путешественники». Понимание внутреннего состояния персонажа.
М. Зощенко «Великие путешественники». Выборочный пересказ.
| 4 | Комбини-рованный | Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведений Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Предметные: Пересказывать текст выборочно, высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции Межпредметные: Анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме Личностные:Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, понимать чувства других людей и сопереживать им | Пр. М. Зощенко
| С. 66—75 чтение по ролям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
130 |
| Тестовая работа по теме: «И в шутку и всерьез». | 1 | Контрольный Индивидуальный | Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | Предметные: Уметь определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Межпредметные: планировать свою учебную деятельность Личностные:способность переживать героям произведений |
| С. 58 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
131 |
| Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом». Связь произведений литературы с произведениями живописи.
| 1 | Комбини-рованный | Изучение творчества конкретного художника, описание картины с учетом деталей, внимание к особенностям быта персонажей картины | Предметные: Создавать устное высказывание с выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения Межпредметные:Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия Личностные:Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой |
| С. 76, 77 описание картины | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
132 |
| Проверка техники чтения. Административный контроль. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
133 |
| А. Усачёв «На чём держится земля». Наблюдение над словом, иронией автора, юмором.
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Предметные:передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров. Межпредметные:планировать свою учебную деятельность; соотносить свои действия с поставленной целью Личностные: передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
| С. 78 – 80 чтение по ролям Внеклассное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
134 |
| А.Дорофеев «Укушенные». Наблюдение над словом, иронией автора, юмором. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Предметные: Составлять личное мнение о литературном произведении. Межпредметные: Планировать собственную читательскую деятельность, корректно строить речь при решении коммуникативных задач Личностные:Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. |
| С. 81 – 83 чтение по ролям Внеклассное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
135
136 |
| Детская периодическая печать.
Список литературы для прочтения на летних каникулах, обзорная «экскурсия» по миру книг. | 1
1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Название, содержание и жанр произведения, автор и главные герои, основная мысль произведения. | Предметные:интересоваться детской периодической печатью Межпредметные:пользоваться библиотекой; находить необходимые книги Личностные: выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Скоро лето». |
|
|
Разделы | № п/п | Внеклассное чтение | № п/п | Тест | № п/п | Проект Техника чтения | ||
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (12 часов) | 11 | Осень в произведениях русских писателей | 12 | + | 5 | Техн.чтен. | ||
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (17 ч) | 21 28 | Русские народные сказки Сказки народов мира |
|
| 29 | Проект «Народные сказки» | ||
ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (7 ч) | 33 | Братья Гримм. Сказки | 34 | + |
|
| ||
О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (12 ч) | 47 | Е. Шварц, Е. Каверин | 48 | + |
|
| ||
ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч) | 55 | Зима в произведениях разных жанров | 62 | + | 63 | Техн.чтен. | ||
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (17ч) | 72 | Х.-К. Андерсен | 73 | + | 80/81 | Проект «Басни» | ||
БАСНИ (8 ч) | 79 | Пословицы |
|
|
|
| ||
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (16 ч) | 95/96 | Книги о животных | 97 | + |
|
| ||
О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (15 ч) | 111/112 | К. Г. Паустовский |
|
|
|
| ||
ВЕСНА ПРИШЛА (6 ч) | 118 | Народные песни |
|
|
|
| ||
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (18 ч) | 124 133 134 | А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» А. Усачёв«На чём держится земля» А.Дорофеев «Укушенные» | 132 | + | 131 | Техн.чтен. | ||
136 часов | 16 | 7 | Проект-2/ Техн. чтен.-3 |
6