СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для обучающихся с ОВЗ (ЗПР))

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для обучающихся с ОВЗ (ЗПР))»

Управление образования администрации МР «Тарумовский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калиновская СОШ» Республики Дагестан



РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО зам. директора по УВР директор МКОУ

русского языка «Калиновская СОШ»

и литературы ______/Шаповалова Л.И./ ______/Черников А.Г../

Руководитель МО________

«____» сентября 2020г. Приказ №__________ от «___» сентября 2020г.

Протокол №_________

от «___»сентября 2020 г.













Основное общее образование (9 класс

для обучающихся с ОВЗ (ЗПР))


Вариант 7.2


Срок реализации программы:

2020-2021 уч.год




Учитель: Девришева Г.Х.







2020-2021 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Рабочих программ по литературе предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной, М., «Просвещение», 2014г. Авторы: В.Я. Коровина,

В. П. Журавлева, В.И. Коровин и др.

Программа рассчитана на 33 часа (2 часа в неделю).

  1. Планируемые результаты обучения (или Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс IX класса).

Изучение школьного курса «Литература» представляет значительные трудности для детей с ЗПР в силу их психофизических особенностей. Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации,

затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Обучающиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно.

Поэтому при составлении рабочей программы по литературе для 9 класса были использованы следующие рекомендации:

1. Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся.

2. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- развитие основных мыслительных операций, речи и обогащение словаря;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

I. Личностные результаты:

• личностное самоопределение - совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

• толерантность как осознание, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

II. Метапредметные результаты:

1. Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• умение планировать пути достижения цели, устанавливать целевые приоритеты;

• умение сознательно регулировать эмоциональное состояние;

2. Коммуникативные УУД:

• умение работать как индивидуально, так и в группе;

• умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• умение следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

3. Познавательные УУД:

• умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;

• умение делать умозаключение, выводы на основе аргументации;

• умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

• умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность.

III. Предметные результаты:

1. В познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление

заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-

выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям мировой литературы, их оценка;

• собственная интерпретация изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

3. В коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие текста;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог на литературоведческую тему;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

4. В эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведения литературы; формирование эстетического вкуса;

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Анализ и интерпретация произведений.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных

впечатлений.

  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,

возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.

Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русскоголитературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его

содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение

общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (12 часов)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия,проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,

фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказанияи приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.

Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным

чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале

критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века;

писательские оценки). Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый

психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм

художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Поэма в оценках Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или

саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременнонежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Ионыч». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (12 часов)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»,

«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России— главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»);

А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Эсхил «Прометей прикованный».

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета.). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.











  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Название темы рока

Количество

уроков

Введение (1 ч.)

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.

1

Древнерусская литература (1 ч.)

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник

древнерусской литературы

1

Русская литература ХVIII века (1ч.)

3

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор.

«Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…». А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву». 1 Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

1

Золотой век русской литературы (12 ч.)

4

Романтическая лирика начала 19 века.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество

В.А.Жуковский. «Светлана».

1

5

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество.

Комедия «Горе от ума».

1

6

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

1

7-8

А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

2

9

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

Образ поэта в творчестве М.Ю. Лермонтова. Судьба

современного поколения «Дума».

1

10

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1

11

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

1

12

Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души».

1

13

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

1

14

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

1

15

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Ионыч», «Тоска»

1

Русская литература ХХ века (12 ч.)

16

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи».

1


17


Русская поэзия Серебряного века.


1

18

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

1

19

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины

1

20

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.

1

21

М.И.Цветаева. Особенности поэтики

1

22

Н.А.Заболоцкий. Лирика поэта.

1

23

А.А.Ахматова. Лирика.

1

24

Б.Л.Пастернак. Лирика поэта.

1

25

А.Т.Твардовский Слово о поэте. Раздумья о Родине

1

26

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

1

27

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матренин двор» Тема «праведничества» в рассказе

1

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20веков (2 ч.)

28

Романс и песня 19века. Обзор

1

29

Романс и песня 20века. Обзор

1

Из зарубежной литературы (3 ч.)

30

Античная лирика. Гораций. «Я воздвиг памятник…»

1

31

Эсхил «Прометей прикованный»

1

32

У.Шекспир – великий драматург. Трагедия «Гамлет»

1

33

Итоговый урок

1



Контрольно-измерительные материалы

1.Скрипкина В. А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5—8 классы: Метод. пособие. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 176 с.

2.И.В.Золотарёва, Н,В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2014 г.

3. Литература. 5-11 классы. Тесты для текущего и обобщающего контроля.

Н.Ф.Ромашина, В.: «Учитель», 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!