СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 4 класса»






Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 с. Кизляр, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учётом авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой с использованием УМК Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Школа России».

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и учебным планом МБОУ СОШ № 2 с. Кизляр.

Программа адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально - эмоциональной незрелости.

Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.


Общие рекомендации,

удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся с ОВЗ


- создавать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

- организовывать безбарьерную, развивающую предметную среду;

- создавать атмосферу эмоционального комфорта, формировать взаимоотношения в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

- формировать у обучающихся позитивную, социально - направленную учебную мотивацию;

- применять адекватные возможностям и потребностям обучающихся современные технологии, методы, приемы, формы организации учебной работы;

- адаптировать содержание учебного материала, выделять необходимое и достаточное для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптировать имеющиеся или разрабатывать необходимые учебные и дидактические материалы;

- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

- формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

- уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представле­ний, полученных при чтении;

- формировать умения полноценно воспринимать литератур­ное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

- развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее во­ображение, коррекция личностного развития ребенка;

- преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, форми­ровать речевые умения и навыки, знания о родном языке;

- развивать и расширять первоначальные знания и представле­ния детей об окружающем мире, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его мыслительную деятельность и познаватель­ную активность;

- прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • сформировано чувство гордости за свою Родину, её историю;

  • сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • развитие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания;

 освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

 использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе ученик научится:

 владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

 понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

 передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

 составлять план к прочитанному;

 вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

 выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

 самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

 знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

 декламировать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

 знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;

 знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

 уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

Ученик получит возможность научиться:

 строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

 описывать и сопоставлять различные объекты;

 самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

 развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

 пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

 воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

 различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

 размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами;

 навыку самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.









Календарно - тематическое планирование



Тема

Дата

Виды деятельности

обучающихся

1

Знакомство с учебником.

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».


Знать структуру учебника, приёмы ориентирования в учебнике; историю создания книг, отличия рукописной и печатной книги, различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация), составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Осознанно подбирать и читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Высказывать своё отношение к героям прочитанных

2

Былина «И вспомнил Олег коня

своего»









произведений, к их поступкам. Выразительно читать и пересказывать текст.


3

П.П. Ершов «Конёк-горбунок».

Знакомство с текстом.


Знать виды сказок и их структуру. Различные произведения устного народного творчества.

Уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). Читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения, пересказывать текст. Уметь использовать различные виды пересказа ( подробный, краткий, творческий).

4

П.П. Ершов «Конёк-горбунок».


5

П.П. Ершов «Конёк-горбунок».


6

А.С. Пушкин. «Уныла пора»,«Няне», «Туча»


7

Л.Н. Толстой «Как мужик камень

убрал».


8

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, некоторые сведения из биографии поэтов.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). Уметь находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.



9

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Н. А. Некрасов «Школьник»



10

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки..»

И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина



11

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана

сказки.


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. отличие литературной сказки от

фольклорной; имена, фамилии их авторов.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Создавать

небольшой устный текст на заданную тему.

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные. Восстанавливать авторский текст по опорным словам, соотносить пословицы с характеристикой героя произведения.

12

В.Ф. Одоевский «Городок в

табакерке».


13

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».



14

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и

розе».


15

Обобщающий урок по теме

«Литературные сказки». Тест.


16

В. Ю. Драгунский «Главные реки»


Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов, уметь читать


17

В. Ю. Драгунский «Что любит

Мишка»


осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, приводить примеры

художественных произведений разной тематики по изученному материалу, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.


Обобщающий урок «Делу время –

потехе час».


18

Б.С. Житков «Как я ловил

человечков».


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, отличие литературной сказки от фольклорной, уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров; передавать их содержание по вопросам, уметь различать жанры художественных произведений.

19

Б.С. Житков «Как я ловил

человечков». Герои произведения


20

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»


Знать основное содержание текста, их авторов; стили текстов, их различия, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), уметь пересказывать текст, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, создавать небольшой устный текст

на заданную тему.

21

Е. И. Чарушин «Кабан»


22

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

С.А. Клычков «Весна в лесу»


Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать выразительные средства; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; выразительно читать по

книге или наизусть стихи перед

23

С.А. Есенин «Лебедушка»



24

И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте


Знать основное содержание текста, их авторов; стили текстов, их различия. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); уметь пересказывать текст; составлять небольшое монологическое

высказывание с опорой на авторский текст; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

25

С.Д. Дрожжин «Родине».


26

К. Булычев «Путешествие Алисы».Сравнение героев рассказов фантастического жанра.


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, понимать эмоционально- нравственные переживания героев произведений.

Уметь участвовать в диалоге при обсуждении произведения, строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях), участвовать в литературных играх,

инсценировании. Оценивать события, героев произведения;

27

Дж. Свифт

«Путешествие Гулливера»


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы, четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.

28

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

Персонажи сказки


29

М. Твен «Приключения Тома

Сойера»


30

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Сравнение героев, их поступков. С. Лагерлеф «Святая ночь».


31

Сказания о Христе.

С. Лагерлеф. «В Назарете».


32

Сказания о Христе.

С. Лагерлеф. «В Назарете».


33

Обобщение по теме «Зарубежная

литература»


34

Резервный урок 1. Входной


Контроль навыка чтения.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!