Калач-Куртлакская основная общеобразовательная школа - филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т. Н. Емельяненко
Приказ № 125 от 30 .08.2021 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
на 2021 – 2022 учебный год
по математике
Уровень образования (класс) основное общее, 9 класс__
Общее количество часов ___140____
Количество часов в неделю ___4____
Учитель Токарева Ирина_Юрьевна____________________
Квалификационная категория _______первая______
Программа разработана на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2011г__________________________
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (с изменениями от 19 октября 2009 № 427);
-Приказа Минобразования России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказа Минобразования России от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов";
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2011г;
- УМК: Учебник «Математика», 9 класс, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель М.Н.Перова. М., «Просвещение», 2009 год.
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Цель:
подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи преподавания математики:
Дать обучающимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления
Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств
Воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие абстрактных математических понятий;
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны овладеть следующими базовыми понятиями:
- способах получения двузначных, трехзначных чисел -100,1000;
-разрядными единицами (единицы, десятки, сто) и их соотношения;
-единицами длины (миллиметр, сантиметр, метр, километр);
-единицами массы (грамм, килограмм, тонна);
-единицами времени (год, месяц, неделя, сутки, утро, день, вечер, ночь, час, минута, секунда);
- правила умножения и деления на 1, 2,3,4,5,6,7,8,9;
-правила умножения и деления на 10;
-умножение и невозможность деления на 0;
-правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3действия(со скобками и без них);
-геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
-периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
-углы: прямой, острый, тупой;
-виды треугольников, в зависимости от величины углов;
- окружность, диагональ, радиус;
-инструменты - транспортир, циркуль;
-калькулятор.
Обучающиеся должны овладеть следующими универсальными действиями:
-выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100;
-читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
-считать, пересчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
-выполнять сравнение чисел в пределах 100;
-выполнять устное сложение и вычитание в пределах 50, и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с последующей проверкой;
-вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия(со скобками и без них);
-выполнять умножение и числа деление на 10;
-выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 10,50,100;
-умножать и делить на однозначное число;
-решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в 1-2-3 арифметических действия;
-уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
-строить окружность по радиусу и диаметру;
-строить треугольники, с заданными углами;
-находить периметр многоугольника (в том числе прямоугольника (квадрата)) и площадь прямоугольника, квадрата;
-читать, записывать, откладывать на калькуляторе, сравнивать числа между собой;
-пользоваться калькулятором, для проверки результатов сложения, вычитания, умножения, деления.
Содержание программы по учебному предмету «Математика», для 9 класса рассчитана на
4 часа в неделю в году 140 часов. В связи с праздничными днями количество уроков сокращено до 135 часов. Программа будет выполнена за счёт объединения уроков.
Содержание учебного предмета «Математика»
№ п/п | Раздел предмета | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1 | Нумерация. Числа целые и дробные. Сравнение чисел. Чтение и запись чисел в пределах 1000000. Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1000000, устно, с записью получаемых при счёте чисел, с использованием счётов. Разностное и кратное сравнение чисел. Округление чисел в пределах 1 000000. Медицинский термометр, шкала, цена деления. Определение температуры тела человека с помощью термометра с точностью до десятых долей градуса. Целые числа, полученные при измерении величин. Целые числа, полученные при измерении площади. | 8 | Проверочная работа. |
2 | Десятичные дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по одной его доле. Преобразование обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида (легкие случаи).Десятичные дроби, полученные при измерении величин. Десятичные дроби, полученные при измерении площади. | 26 | Контрольная работа |
3 | Геометрический материал. Геометрические фигуры. Окружность. Линии в круге. Градус. Градусное измерение углов. Построение треугольника. Сумма углов треугольника. Симметрия. Построение симметричных фигур относительно оси и центра симметрии. Построение геометрических фигур. Площадь геометрической фигуры. | 15 | Практическая работа |
4 | Проценты. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью. Обыкновенные и десятичные дроби (32 часа). Запись, чтение, образование. Запись, чтение, образование обыкновенных дробей. Запись обыкновенных дробей в виде десятичных. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. Решение задач на движение. Нахождение нескольких процентов от числа. Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц и в несколько раз. | 32 | Контрольная работа |
5 | Геометрический материал. Линии. Линейные меры. Квадратные меры. Меры земельных площадей. Прямоугольный параллелепипед. Развёртка куба и прямоугольного параллелепипеда Объем (8 часов). Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). | 8 | Практическая работа |
6 | Обыкновенные и десятичные дроби. Запись, чтение, образование. Запись, чтение, образование обыкновенных дробей. Запись обыкновенных дробей в виде десятичных. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. | 31 | Контрольная работа |
7 | Геометрический материал. Шар, цилиндр, пирамида, конус. Узнавание, называние. | 9 | Практическая работа |
8 | Повторение. Все действия с целыми числами, именованными числами, дробями. Решение задач. Геометрия: Вычисление периметра, площади, объёма. | 11 | Итоговая контрольная работа. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Нумерация (8 часов) |
1. | Нумерация. | 1 | 01.09 | |
2. | Нумерация. | 1 | 02.09 | |
3. | Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | 03.09 | |
4. | Повторение. Умножение и деление натуральных чисел | 1 | 07.09 | |
5. | Повторение. Умножение и деление натуральных чисел | 1 | 08.09 | |
6. | Нумерация. | 1 | 09.09 | |
7. | Нумерация. | 1 | 10.09 | |
8. | Проверочная работа. | 1 | 14.09 | |
Десятичные дроби (26 ч) |
9 | Преобразование десятичных дробей. | 1 | 15.09 | |
10 | Преобразование десятичных дробей. | 1 | 16.09 | |
11 | Преобразование десятичных дробей. | 1 | 17.09 | |
12 | Преобразование десятичных дробей. | 1 | 21.09 | |
13 | Преобразование десятичных дробей. | 1 | 22.09 | |
14 | Сравнение дробей. | 1 | 23.09 | |
15 | Сравнение дробей. | 1 | 24.09 | |
16 | Сравнение дробей. | 1 | 28.09 | |
17 | Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. | 1 | 29.09 | |
18 | Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. | 1 | 30.09 | |
19 | Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. | 1 | 01.10 | |
20 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 05.10 | |
21 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 06.10 | |
22 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 07.10 | |
23 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 08.10 | |
24 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 12.10 | |
25 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 13.10 | |
26 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 14.10 | |
27 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 15.10 | |
28 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 19.10 | |
29 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 20.10 | |
30 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 21.10 | |
31 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 22.10 | |
32 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 26.10 | |
33 | Контрольная работа. | 1 | 27.10 | |
34 | Работа над ошибками. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 28.10 | |
Геометрический материал.(15ч) |
35 | Линии. Линейные меры. | 1 | 09.11 | |
36 | Линии. Линейные меры. | 1 | 10.11 | |
37 | Линии. Линейные меры | 1 | 11.11 | |
38 | Линии. Линейные меры. | 1 | 12.11 | |
39 | Квадратные меры. | 1 | 16.11 | |
40 | Квадратные меры. | 1 | 17.11 | |
41 | Квадратные меры. | 1 | 18.11 | |
42 | Меры земельных площадей. | 1 | 19.11 | |
43 | Меры земельных площадей. | 1 | 23.11 | |
44 | Меры земельных площадей. | 1 | 24.11 | |
45 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | 25.11 | |
46 | Развёртка куба и прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 26.11 | |
47 | Развёртка куба и прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 30.11 | |
48 | Развёртка куба и прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 01.12 | |
49 | Практическая работа. | 1 | 02.12 | |
Проценты.(32 ч) |
50 | Понятие о проценте. | 1 | 03.12 | |
51 | Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью . | 1 | 07.12 | |
52 | Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью . | 1 | 08.12 | |
53 | Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью . | 1 | 09.12 | |
54 | Нахождение 1 % числа | 1 | 10.12 | |
55 | Нахождение 1 % числа | 1 | 14.12 | |
56 | Нахождение 1 % числа | 1 | 15.12 | |
57 | Нахождение нескольких процентов числа. | 1 | 16.12 | |
58 | Нахождение нескольких процентов числа. | 1 | 17.12 | |
59 | Нахождение нескольких процентов числа. | 1 | 21.12 | |
60 | Нахождение нескольких процентов числа. | 1 | 22.12 | |
61 | Нахождение нескольких процентов числа. | 1 | 23.12 | |
62 | Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. | 1 | 24.12 | |
63 | Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. | 1 | 28.12 | |
64 | Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. | 1 | 29.12 | |
65 | Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. | 1 | 30.12 | |
66 | Нахождение числа по одному проценту. | 1 | 11.01 | |
67 | Нахождение числа по одному проценту. | 1 | 12.01 | |
68 | Нахождение числа по одному проценту. | 1 | 13.01 | |
69 | Запись десятичной дроби в виде обыкновенной. | 1 | 14.01 | |
70 | Запись десятичной дроби в виде обыкновенной. | 1 | 18.01 | |
71 | Запись десятичной дроби в виде обыкновенной. | 1 | 19.01 | |
72 | Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. | 1 | 20.01 | |
73 | Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. | 1 | 21.01 | |
74 | Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. | 1 | 25.01 | |
75 | Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. | 1 | 26.01 | |
76 | Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. | 1 | 27.01 | |
77 | Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. | 1 | 28.01 | |
78 | Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. | 1 | 01.02 | |
79 | Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. | 1 | 02.02 | |
80 | Контрольная работа. | 1 | 03.02 | |
81 | Работа над ошибками. | 1 | 04.02 | |
Геометрический материал.(8ч) |
82 | Объём. Меры объёма. | 1 | 08.02 | |
83 | Объём. Меры объёма. | 1 | 09.02 | |
84 | Объём. Меры объёма. | 1 | 10.02 | |
85 | Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1 | 11.02 | |
86 | Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1 | 15.02 | |
87 | Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1 | 16.02 | |
88 | Практическая работа № 2 | 1 | 17.02 | |
89 | Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1 | 18.02 | |
Обыкновенные и десятичные дроби (29 часов) |
90 | Образование и виды дробей | 1 | 22.02 | |
91 | Образование и виды дробей | 1 | 24.02 | |
92 | Образование и виды дробей | 1 | 25.02 | |
93 | Преобразование дробей. | 1 | 01.03 | |
94 | Преобразование дробей. | 1 | 02.03 | |
95 | Преобразование дробей. | 1 | 03.03 | |
96 | Преобразование дробей. | 1 | 04.03 | |
97 | Преобразование дробей. | 1 | 09.03 | |
98 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 10.03 | |
99 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 11.03 | |
100 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 15.03 | |
101 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 16.03 | |
102 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 17.03 | |
103 | Умножение и деление дробей. | 1 | 18.03 | |
104 | Умножение и деление дробей. | 1 | 01.04 | |
105 | Умножение и деление дробей. | 1 | 05.04 | |
106 | Умножение и деление дробей. | 1 | 06.04 | |
107 | Умножение и деление дробей. | 1 | 07.04 | |
108 | Умножение и деление дробей. | 1 | 08.04 | |
109 | Умножение и деление дробей. | 1 | 12.04 | |
110 | Умножение и деление дробей. | 1 | 13.04 | |
111 | Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. | 1 | 14.04 | |
112 | Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. | 1 | 15.04 | |
113 | Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. | 1 | 19.04 | |
114 | Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. | 1 | 20.04 | |
115 | Умножение и деление дробей. | 1 | 21.04 | |
116 | Умножение и деление дробей. | 1 | 22.04 | |
117 | Умножение и деление дробей. | 1 | 26.04 | |
118 | Контрольная работа. | 1 | 27.04 | |
Геометрический материал.(8ч) |
119 | Геометрические фигуры. | 1 | 28.04 | |
120 | Геометрические фигуры. | 1 | 29.04 | |
121 | Геометрические фигуры. | 1 | 04.05 | |
122 | Геометрические фигуры. | 1 | 05.05 | |
123 | Геометрические тела. | 1 | 06.05 | |
124 | Геометрические тела. | 1 | 11.05 | |
125 | Геометрические тела. | 1 | 12.05 | |
126 | Практическая работа. | 1 | 13.05 | |
Повторение.(9ч) |
127 | Повторение. Все действия с целыми и дробными. | 1 | 17.05 | |
128 | Повторение. Все действия с целыми и дробными. | 1 | 18.05 | |
129 | Повторение. Все действия с целыми и дробными. | 1 | 19.05 | |
130 | Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами. | 1 | 20.05 | |
131 | Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами. | 1 | 24.05 | |
132 | Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами. | 1 | 25.05 | |
133 | Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | 26.05 | |
134 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 27.05 | |
135 | Работа над ошибками. Все действия с целыми и дробными. | 1 | 31.05 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2021 г. 27.08.2021г.___________ Старун Е.С
Шкутович Н.А.______________
Лист коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактических часов с учётом коррекции (корректировки) |
1. | Математика | Токарева И.Ю. | 9 | Праздничные дни. | Объединение тем уроков 109 и 110 | 12.04.2022 1)Умножение и деление дробей. 2)Умножение и деление дробей. | | |
2. | Математика | Токарева И.Ю. | 9 | Праздничные дни. | Объединение тем уроков 114 и 115 | 20.04.2022 1)Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. 2)Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. | | |
3. | Математика | Токарева И.Ю. | 9 | Праздничные дни. | Объединение тем уроков 122 и 123 | 05.05.2022 1) Геометрические тела. 2) Геометрические тела. | | |
4. | Математика | Токарева И.Ю. | 9 | Праздничные дни. | Объединение тем уроков 132 и 133 | 19.05.2022 1) Повторение. Все действия с целыми и дробными. 2) Повторение. Все действия с целыми и дробными. | | |
5. | Математика | Токарева И.Ю. | 9 | Праздничные дни. | Объединение тем уроков 135 и 136 | 25.05.2022 1) Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами. 2) Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами. | | |
Итого | 140 | 135 |