I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) и индивидуальным учебным планом на 2020--2021 уч. год.
УМК:
Учебник: Алышева Т.В. Математика.4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х ч.. Москва «Просвещение» 2021 г
Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП, заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта
Достижение данной цели при разработке и реализации общеобразовательной организацией АООП в процессе всей образовательной деятельности, в том числе по освоению обучающимися предметной области «Математика», предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),) определяет следующие задачи, которые можно охарактеризовать соответственно как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи:
• формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Планируемые личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
- положительное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
- умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;
- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение на странице учебника задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;
- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений (с помощью учителя);
- умение с помощью учителя отразить в собственной речи предметные отношения с использованием математической терминологии (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
- умение с помощью учителя рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии);
- оценка результатов своих действий по выполнению учебного задания (правильно – неправильно) и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень
Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа в пределах 100;
Понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; умножения и деления;
Знание названий компонентов сложения, вычитания;
Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке ( по 3 по 4 не обязательно);
Сравнивать числа в пределах 100 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя);
Пользоваться таблицей состава чисел из десятков и единиц;
Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
Определять время по часам с точностью до часа;
Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд
Решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
Решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
Показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника (возможна помощь учителя);
Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя.
Достаточный уровень
Знание названия компонентов сложения, вычитания;
Знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
Знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
Решение, составление, иллюстрирование всех изученных арифметических задач;
Краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
Знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нумерация
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100.
Упорядочение чисел в пределах 100.
Числа четные и нечетные.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм). Соотношение:
1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм).
Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени.
Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений
(с записью примера в столбик).
Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления).
Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»).
Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал
Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).
Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге). Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ , ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Раздел | Количество часов | Формы тематического контроля (по итогам изучения раздела, темы) |
теория | практика |
1. | Нумерация | 4 | 1 | Контрольная работа |
2. | Единицы измерения и их соотношения | 5 | 1 | Практическая работа |
3 | Арифметические действия | 40 | 1 | Контрольная работа |
4 | Арифметические задачи | 6 | 1 | Контрольная работа |
5 | Геометрический материал | 8 | 1 | Практическая работа |
| Всего: | 63 | 5 | |
68 |
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Система контроля | Коррекционная направленность урока | Дата |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | | 5 | 6 |
| |
1-2 | Нумерация чисел 1 - 100 (повторение). | 2 | Текущий Устный опрос | Коррекция логического мышления на основе приема систематизации (упорядочивание объектов по количественному признаку | 02.09 07.09 | |
3 | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел 1 – 100». | 1 | Входной контроль | Коррекция личностных качеств учащихся. | 09.09 | |
4 | Работа над ошибками. Числа, полученные при измерении величин. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция и развитие зрительного восприятия, пространственных представлений | 14.09 | |
5 | Мера длины – миллиметр. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 16.09 | |
6-8 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). | 3 | Текущий Устный опрос | Коррекция мышления | 21.09 23.09 | |
9 | Меры времени. | 1 | Текущий Практическая работа | Коррекция индивидуальных проблем в знаниях | 28.09 | |
10 | Замкнутые, незамкнутые ломаные линии. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция различных видов мышления | 30.09 | |
11 | Окружность, дуга. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 05.10 | |
12 | Умножение чисел. Таблица умножения числа 2. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция мышления | 12.10 | |
13 | Деление чисел. Деление на 2. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция индивидуальных проблем в знаниях | 14.10 | |
14-15 | Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). | 2 | Текущий Устный опрос | Коррекция различных видов мышления | 19.10 21.10 | |
16 | Ломаная линия. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 26.10 | |
16-17 | Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). | 2 | Текущий Устный опрос | коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности | 28.10 02.11 | |
18 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд». | 1 | Текущий контроль | Коррекция эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), личностных качеств учащихся. | 04.11 | |
19 | Замкнутые, незамкнутые ломаные линии. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока | 09.11 | |
20 | Таблица умножения числа 3. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока | 11.11 | |
21-22 | Деление на 3. | 2 | Текущий Устный опрос | Коррекция мышления | 23.11 25.11 | |
23 | Таблица умножения числа 4. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция индивидуальных проблем в знаниях | 30.11 | |
24 | Деление на 4. | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция различных видов мышления | 02.12 | |
25 | Длина ломаной линии. | 1 | Текущий Самопроверка Практическая работа | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 07.12 | |
26 | Таблица умножения числа 5. | 1 | Текущий Самопроверка Текущий Самопроверка | коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности | 09.12 | |
27 | Деление на 5. | 1 | Текущий | | 14.12 | |
28 | Двойное обозначение времени. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция индивидуальных проблем в знаниях | 16.12 | |
29-30 | Таблица умножения числа 6. | 2 | Текущий Самопроверка | Коррекция различных видов мышления | 21.12 23.12 | |
31-32 | Деление на 6. | 2 | Текущий Устный опрос | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 28.12 11.01 | |
33 | Прямоугольник. Названия, свойство сторон прямоугольника. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника. | 1 | Текущий Устный опрос | коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности | 13.01 | |
34 | Таблица умножение числа 7. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока | 18.01 | |
35-36 | Увеличение числа в несколько раз. | 2 | Текущий Самопроверка | Коррекция мышления | 20.01 25.01 | |
37 | Деление на 7. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция индивидуальных проблем в знаниях | 27.01 | |
38 | Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция различных видов мышления | 01.02 | |
39 | Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены. | 1 | Текущий Устный опрос | Коррекция индивидуальных проблем в знаниях | 03.02 | |
40 | Квадрат. Противоположные стороны квадрата, их свойство. Построение квадрата с помощью чертежного угольника. | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 08.02 | |
41 | Проверочная работа «Умножение и деление изученных случаев». | 1 | Текущий контроль | Коррекция эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), личностных качеств учащихся | 10.02 | |
42 | Таблица умножения числа 8. | 1 | Текущий Самопроверка | коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности | 15.02 | |
43 | Деление на 8. | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока | 17.02 | |
44 | Составление и решение простых арифметических задач, содержащих отношения «меньше в…», «больше в…». | 1 | Текущий Самопроверка | коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности | 22.02 | |
45 | Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами. | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция и развитие временных представлений | 03.03 | |
46-47 | Таблица умножения числа 9. | 2 | Текущий Самопроверка | Коррекция различных видов мышления | 08.03 10.03 | |
48- 49 | Деление на 9. | 2 | Текущий Самопроверка | Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока | 15.03 17.03 | |
50 | Простые арифметические задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция связной речи, мышления | 22.03 | |
51 | Пересечение геометрических фигур. Точки пересечения. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур. | 1 | Текущий Самопроверка | коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности | 24.03 | |
52 | Умножение единицы на число. Умножение числа на единицу | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока | 29.03 | |
53 | Деление числа на единицу. Правило нахождения частного, если делитель равен 1 | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей | 31.03 | |
54 | Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция индивидуальных проблем в знаниях | 05.04 | |
55 | Сложение двузначных чисел без перехода через разряд (письменный прием) | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция мышления на основе установления логических связей и закономерностей. Занимательные задания сюжетного характера «Есть такое дерево» | 14.04 | |
56 | Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (письменный прием) | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция развитие правильной математической речи, логического мышления, внимания. | 19.04 | |
57-58 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (письменный прием) | 2 | Текущий Самопроверка | Коррекция и развитие логического мышления на основе решения вербально-логических задач, на основе зрительно-воспринимаемой информации. | 21.04 26.04 | |
59 | Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении времени | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция и развитие временных представлений. | 28.04 | |
60 | Контрольная работа по итогам учебного года | 1 | Итоговый контроль | Коррекция эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), личностных качеств учащихся | 03.05 | |
61 | Умножение 0 и на 0. | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция различных видов мышления | 05.05 | |
62 | Деление 0 на число. | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 10.05. | |
63 | Взаимное положение фигур. | 1 | Текущий Самопроверка | коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности | 12.05 | |
64 | Умножение 10 и на 10. | 1 | Текущий Самопроверка | коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности | 17.05 | |
65 | Деление на 10. | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция мышления | 19.05 | |
66 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | Текущий Самопроверка | Коррекция индивидуальных проблем в знаниях | 24.05 | |
67-68 | Повторение. | 2 | Текущий Самопроверка | Коррекция и развитие зрительного внимания, восприятия, мышления. | 26.05 резерв | |
2)Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса
Учебник: Алышева Т.В. Математика.4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х ч. Москва «Просвещение» 2021 г
27