СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа «Музыка» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи обучения:
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 3 классе определяет следующие задачи:
воспитание интереса к музыкальному искусству через слушание музыкальных произведений народной, композиторской, детской, классической и современной о природе, детстве, труде, профессиях, школьной жизни, общественных явлениях;
формирование умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного характера;
формирование умения кратко (двумя, тремя предложениями) передавать внутреннее содержание музыкального произведения;
формирование умения различать разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная мелодия);
формирование умения узнавать прослушанные ранее песни по вступлению;
формирование умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
формирование навыков пения соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
формирование навыков певческого дыхания (по сигналу учителя брать дыхание перед началом фразы; формирование навыков экономного выдоха);
знакомство с новыми музыкальными инструментами и их звучанием (балалайка, саксофон, виолончель);
реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки.
Коррекционная деятельность, осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально- волевой, моторной сферах;
создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.
Место реализации Адаптированной рабочей программы по предмету «Музыка и пение» в 3 классе
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Предметные результаты
по учебному предмету «Музыка» на конец 3 класса
Личностные:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях; о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
развитие установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду;
развитие бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара, балалайка, саксофон, виолончель);
эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца и марша;
владение элементарными представлениями о нотной грамоте;
передача простого ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные).
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления музыкальных инструментах и их звучании (арфа, рояль, пианино, баян, барабан, гитара, труба, маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка, орган, балалайка, виолончель, саксофон);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, отдельно, не связно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки;
сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на одном слог.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия |
Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; |
Обучающийся получит возможность для формирования: |
Понимания значения музыкального искусства в жизни человека; |
Регулятивные учебные действия |
Принимать учебную задачу; понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; адекватно воспринимать предложения учителя. |
Обучающийся получит возможность научиться: |
Принимать музыкально - исполнительскую задачу и инструкцию учителя; воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей; принимать позицию исполнителя музыкальных произведений. |
Познавательные учебные действия |
Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик); использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»); находить в музыкальном тексте разные части; понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; читать простое схематическое изображение. |
Обучающийся получит возможность научиться: |
Соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика); понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки; пользоваться карточками ритма; строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. |
Коммуникативные учебные действия |
Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках; понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.); контролировать свои действия в коллективной работе. |
Обучающийся получит возможность научиться: |
Исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности. |
Система оценки достижений
Оценка предметных результатов по музыке во 3 классе основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Результаты обучения на уроке музыки в 3 классе оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается:
умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности;
умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания;
знание музыкальной литературы;
владение вокально-хоровыми навыками.
1. Слушание музыки
Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» - не ставится
2. Хоровое пение
Оценка «5» знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное.
Оценка «2» - не ставится
Содержание
В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 3 классе у обучающихся развивается устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности, развивается художественный вкус, умение анализировать музыкальный материал (услышанное, исполненное) умение выделять в нем части, определять основные средства музыкальной выразительности: динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко); особенности темпа (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро); высоту звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто), развивается умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударно-шумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических играх).
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Здравствуй музыка | 3 | - |
2. | Дружба школьных лет | 8 | - |
3. | Что такое Новый год | 8 | - |
4. | Будем в армии служить | 3 | - |
5. | Мамин праздник | 4 | - |
6. | Пойте вместе с нами | 8 | - |
Итого | 34 | - |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | По факту |
1 | «Здравствуй музыка». Вводный урок | 1 |
|
|
2 | «Музыкальные инструменты».Балалайка. Ансамбль русских народных инструментов | 1 |
|
|
3 | Обобщение по теме «Здравствуй музыка» | 1 |
|
|
4 | «Дружба школьных лет». «Веселые путешественники», музыка Старокадомского, сл С. Михалкова | 1 |
|
|
5 | «Чему учат в школе, музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 |
|
|
6 | «Первоклашка», музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина | 1 |
|
|
7 | Мелодия – основной голос музыкального произведения | 1 |
|
|
8 | «Дружба школьных лет», музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского | 1 |
|
|
9 | Танец | 1 |
|
|
10 | «Песенка Крокодила Гены» из мф «Чебурашка», музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского | 1 |
|
|
11 | Музыкальные инструменты. Саксофон | 1 |
|
|
12 | Обобщение по теме «Дружба школьных лет»
| 1 |
|
|
13 | «Что такое Новый год?» «Снежная песенка», музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова | 1 |
|
|
14 | «Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина | 1 |
|
|
15 | «Почему медведь зимой спит?», музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова | 1 |
|
|
16 | «Новогодняя», музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Хоровод | 1 |
|
|
17 | «Бу-ра-ти-но» из телефильма «Приключения Буратино, музыка А. Рыбникова слова Ю. Энтина | 1 |
|
|
18 | «Три поросенка», музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой | 1 |
|
|
19 | «Облака» песня из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», музыка В. Шаинского, слова С. Козлова | 1 |
|
|
20 | Обобщение по теме «Что такое Новый год?» | 1 |
|
|
21 | «Будем в армии служить». «Стой, кто идет?», музыка В. Соловьева-Седого, слова Погорелова | 1 |
|
|
22 | Марш. Ж. Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» | 1 |
|
|
23 | «Бескозырка белая», музыка В. Шаинского, слова З. Александровой | 1 |
|
|
24 | «Мамин праздник». «Праздничный вальс», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной | 1 |
|
|
25 | Танец. П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» | 1 |
|
|
26 | Обобщение по теме «Мамин праздник» «Белые кораблики», музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина | 1 |
|
|
27 | «Пойте вместе с нами». «Пойте вместе с нами». Музыка и слова А. Пряжникова | 1 |
|
|
28 | «Чунга-чанга», музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина | 1 |
|
|
29 | «Прекрасное далеко», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина | 1 |
|
|
30 | «Голубой вагон», музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского | 1 |
|
|
31 | «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина
| 1 |
|
|
32 | «Кашалотик», музыка Р. Паулса, слова И. Резника
| 1 |
|
|
33 | Музыкальные инструменты - виолончель
| 1 |
|
|
34 | Повторение изученного за год | 1 |
|
|
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно – измерительные материалы по музыке составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью данных контрольно – измерительных материалов является определение уровня усвоения изученного материала и сформированности универсальных учебных действий.
Функцией контроля и оценки достижения планируемых результатов является уровневый подход, необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений. Данные контрольно-измерительных материалов для 3 класса по музыке включают: тесты; ответы; анализ.
К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие: усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования; сформированность универсальных учебных действий младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связанно излагать мысли, творчески решать учебную задачу); сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Тестовая работа по музыке
Класс ____________
Фамилия, имя ______________________________________________________
Подчеркни правильный ответ.
Инструмент симфонического оркестра:
а) ложки б) флейта в) баян г) бубен
Инструмент русского народного оркестра:
а) балалайка б) гобой в) валторн г) флейта.
Значок, с помощью которого записывают музыку:
а) нота б) рондо в) баритон г) романс.
Музыкальный спектакль, в котором персонажи танцуют под музыку оркестра:
а) опера б) увертюра в) балет г) соната.
Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения перед более значительной пьесой :
а) балет б)вальс в) опера г) прелюдия.
Сочинитель музыки
а) актёр б) слушатель в) певец г) композитор
Руководитель оркестра
а) солист б) слушатель в) скрипач г) дирижёр
Главный герой этой оперы – новгородский купец и путешественник, гусляр
а) «Снегурочка» б) «Руслан и Людмила» в) «Иван Сусанин» г) «Садко»
Этот музыкальный термин переводится как «начало», «открытие»
а) увертюра б) лад в) мелодия г) ритм
Что обозначает слово:
а) «пиано» ____________ б) «форте» ________________
Как называется инструмент, состоящий из двух слов «пиано» и «форте»
Установите соответствие между композиторами и их произведениями
а) М.И Глинка «Снегурочка»
б) П.И. Чайковский «Руслан и Людмила»
в) Н.А.Римский-Корсаков «Детский альбом»
Запишите известные вам ноты.
Определите музыкальные жанры.
Колыбельная марш
Вальс песня
… деревянных солдатиков танец
Вспомни и запиши фамилии известных тебе русских и зарубежных композиторов :
1.____________________ 2.________________________
3.____________________ 4.________________________
Напишите названия музыкальных инструментов.
1. ____________________ 2. __________________________
3._____________________ 4.__________________________
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (для учителей, учеников, родителей)
Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка» обеспечивают возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного
предмета «Музыка» включает в себя:
- «Музыка» 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.В. Евтушенко, Е.В. Чернышкова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2023 – 95с.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
- мультимедийные энциклопедии;
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
- видеофильмы с записью оркестровых и хоровых коллективов;
Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
- фортепиано, колонки, микрофоны, адаптированный музыкальный набор для детей по нацпроекту, в который входит: музыкальный тамбурин, барабан, музыкальная карусель из колокольчиков, музыкальная машина с инструментами, барабанная установка, музыкальная улитка.
- комплект элементарных музыкальных инструментов: бубен; бубенцы; колокольчики; кастаньеты; ручной барабан; ксилофоны; ложки; маракасы; металлофоны; погремушки; треугольники, тарелки и д
Литература для учителя
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. / Н. Алпарова, В. Николаев, И. Сусидко – Осень – добрая хозяйка. Методические рекомендации и музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 2017.
Песня, песня, песня
http://www.plus-msk.ru/ - коллекция минусовок mp3
http://fanerka.com/ - минусовки, караоке
Музыкальные образовательные ресурсы
http:/www.edu.ru/ - портал Министерства образования РФ. В разделе методическая литература выложены электронные версии методических пособий по музыке.
http://playmusic.org/
http://www.creatingmusic.com/
http://music.edu.ru/
Архивы музыкальных файлов
http://music.stuy.edu/macourse/music/ - 25 классических произведений в форматах mp3, wav, midi
http://getalbums.ru/ - архив полнодисковых альбомов современной и классической музыки. Для бесплатного скачивания файлов необходима регистрация.
http://marsches.ru/en/ - коллекция маршей разных стран мира, есть раздел USSR, в котором среди других можно скачать в формате mp3 встречный марш, футбольный марш и много других маршей.
Литература для родителей
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 2015.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2016.
Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2 годы обучения. – М., 2017
Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. – М.,2016
Интернет-ресурсы
http://www.obsolete.com/120_years/ - электронные музыкальные инструменты
http://eomi.ws/bowed/ - энциклопедия музыкальных инструментов, при описании каждого инструмента даются основные сведения, устройство, происхождение и видеофрагменты с исполнением.
Интернет-ресурсы для учащихся
www.midomi.com – Сайт поиска музыки. Напев мелодию (даже без слов) или насвистев ее, вы получите ответ, что это за музыкальное произведение.
http://songza.com/ - поисковый музыкальный сервис. Поиск производится по названию песен или исполнителю. Позволяет бесплатно прослушивать (скачивать нельзя) песни, которые выбирает пользователь.
Поурочное планирование (34 часа – 1ч в неделю)
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
1. | «Здравствуй музыка». Вводный урок | 1 | Повторение правил поведения на уроках музыки. Работа с учебником. Знакомство с учебником (разделы учебника и условные обозначения). Повторение изученных музыкальных нструментов. Слушание изученных во 2-м классе музыкальных произведений. Хоровое пение. Повторение изученной во 2-м классе песни «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского | Выполняют правила поведения на уроках музыки после их повторения. Рассматривают и показывают условные обозначения, по изображению узнают музыкальные инструменты. Показывают эмоциональный отклик на знакомое музыкальное произведение. Вспоминают песню, эмоционально подпевают и поют целиком повторяющиеся фразы
| Выполняют правила поведения на уроках музыки. Показывают и называют условные обозначения. Самостоятельно показывают и называют музыкальные инструменты, различают на слух. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, узнают и называют его. Вспоминают песню, эмоционально поют по памяти вместе с учителем |
2. | «Музыкальные инструменты» Балалайка. Ансамбль русских народных инструментов | 1 | Работа с учебником. Музыкальные инструменты – балалайка. Рассматривание иллюстрации «Игра на балалайке». Знакомство с понятием «ансамбль русских народных инструментов». Прослушивание русской народной песни «Калинка» в аранжировке для оркестра с солирующей балалайкой (оркестр им. Н.И. Осипова). Хоровое пение. Повторение изученной во 2-м классе «Песенки Крокодила Гены», музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. | Рассматривают, показывают и по изображению узнают балалайку, балалаечника. Осознанно слушают произведение. С помощью учителя определяют настроение музыки, солирующий музыкальный инструмент. Называют и отличают по изображению ранее изученные музыкальные инструменты. Под руководством учителя выполняют правила пения, правильно стоят, сидят во время пения. Подпевают отдельные фразы с помощью учителя.
| Рассматривают, показывают, называют балалайку, узнают инструмент на слух. Осознанно слушают, самостоятельно определяют настроение музыки и солирующий музыкальный инструмент. Называют и отличают по изображению и звучанию изученные музыкальные инструменты. Самостоятельно называют основные правила пения и выполняют их, правильно стоят, сидят во время пения. Поют песню по памяти вместе с учителем, соблюдая мелодию и ритм. |
3. | Обобщение по теме «Здравствуй музыка» | 1 | Хоровое пение. Техническая работа над песней «Песенка Крокодила Гены», музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. Повторение правил поведения на уроке музыки. | Поют песню вместе с учителем. Подпевают отдельные фразы. Под руководством учителя берут дыхание в начале музыкальных фраз. С помощью учителя вспоминают и выполняют правила поведения на уроках музыки. | Осмысленно и эмоционально поют песню со словами, близко интонируя мелодию. Самостоятельно берут дыхание в начале новой музыкальной фразы. Самостоятельно перечисляют и выполняют правила поведения на уроках музыки. |
4. | «Дружба школьных лет». «Веселые путешественники», музыка Старокадомского, сл С. Михалкова | 1 | Хоровое пение. Техническая работа над песней «Песенка Крокодила Гены». Разучивание песни «Веселые путешественники», музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. Работа с учебником, иллюстрацией. Игра на детских шумовых инструментах. | Подпевают, уверенно поют повторяющиеся строки. Прослушивают исполнение новой песни. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Пропевают припев. Рассматривают иллюстрации, называют персонажей. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет. | Осознанно с протяжностью гласных исполняют песню, соблюдая мелодию и ритм. Прослушивают исполнение новой песни, определяют её содержание и характер. Поют музыкальные фразы за учителем и самостоятельно. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок мелодии. |
5. | «Чему учат в школе, музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
| 1 | Хоровое пение: повторение песни «Веселые путешественники». Работа над танцевальными движениями к песне «Веселые путешественники». Слушание песни «Чему учат в школе». Упражнение «На уроках я сижу».
| Повторяют и поют с учителем песню. После разучивания выполняют движения упражнения, повторяя за учителем. Слушают, показывают эмоциональный отклик, односложно отвечают на вопросы о произведении. Повторяют за учителем движения упражнения. | Повторяют песню с учителем и самостоятельно ее исполняют. После разучивания выполняют танцевальные движения самостоятельно, соответственно бодрому характеру содержания, пропевая слова. Слушают произведение и отвечают на вопросы о характере музыки, содержании и смысле песни. |
6. | «Первоклашка», музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина
| 1 | Хоровое пение: повторение песни «Веселые путешественники» с движениями. Разучивание песни «Первоклашка», музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Упражнение «Шли мы после школы». | Поют музыкальные фразы, пропевают песню полностью с помощью учителя. Выполняют движения, повторяя за учителем. Слушают, запоминают и подпевают отдельные слова и предложения песни. Выполняют движения под чтение стихотворения учителем, повторяя за ним движения. | Поют песню целиком. Правильно дышат, воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание. Самостоятельно выполняют движения песни. Слушаю, запоминают, поют, воспроизводя мелодию и слова разученного отрывка произведения. |
7. | Мелодия – основной голос музыкального произведения | 1 | Хоровое пение: продолжение разучивания песни «Первоклашка». Знакомство с понятием мелодия. Слушание пьесы «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта. Повторение упражнений «На уроках я сижу» и «Шли мы после школы». | Повторяют и пропевают мелодию с учителем. Разучивают и повторяют новые музыкальные фразы вместе с учителем. Осознанно слушают, показывают эмоциональный отклик на произведение, с помощью учителя определяют характер мелодии, настроение музыки. Выполняют движения упражнений вместе с учителем. | Повторяют с учителем ранее изученные песни. Пропевают мелодии, разучивают новые музыкальные фразы с учителем и самостоятельное пропевают их. Осознанно слушают, самостоятельно характеризуют прослушанную мелодию, настроение музыки, отвечают на вопросы о представлении содержания пьесы. Достаточно ритмично выполняют движения, проговаривая с учителем слова стихотворений. |
8. | «Дружба школьных лет», музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского | 1 | Хоровое пение: разучивание песни «Дружба школьных лет», музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского. Беседа о песне. Упражнение «Листья» | Прослушивают исполнение песни учителем. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Пропевают мелодию. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы. Выполняют движения упражнения, слушая слова и повторяя за учителем. | Прослушивают исполнение песни. Повторяют музыкальные фразы, пропевают мелодию с учителем и самостоятельно. Отвечают на вопросы о характере мелодии, содержании песни, значении дружбы в жизни человека.
|
9. | Танец | 1 | Хоровое пение: продолжение разучивания песни «Дружба школьных лет». Слушание музыки: повторение жанра «танец» на примере греческого танца «Сиртаки» М. Теодоракиса. Характеристика танца. Упражнение «Синичка» | Поют выученный фрагмент с учителем, слушают новый куплет и пропевают по строкам вместе с учителем. Осознанно слушают, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. С помощью учителя определяют характер музыки, изменение темпа. Смотрят, повторяют за учителем движения, выполняют упражнения под слова учителя | Поют выученный фрагмент с учителем и самостоятельно. Слушают, запоминают и повторяют самостоятельно новый куплет. Осознанно слушают, определяют настроение музыки, характеризуют мелодию, отмечают изменение темпа – ускорение. Повторяют движения за учителем и самостоятельно ритмично выполняют движения под чтение стихотворения учителем |
10. | «Песенка Крокодила Гены» из мф «Чебурашка», музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского | 1 | Хоровое пение: разучивание «Песенки Крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка», музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского Беседа о песне. Упражнение «Это снег?» | Прослушивают исполнение песни учителем, узнают песню. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы. Слушают слова стихотворения, смотрят, повторяют за учителем движения, выполняют их под контролем учителя. | Прослушивают исполнение песни, узнают песню. Поют песню с учителем и самостоятельно. Отвечают на вопросы о настроении музыки, характере мелодии, содержании песни. Слушают слова стихотворения, смотрят, повторяют движения, показанные учителем, ритмично выполняют разученные движения. |
11. | Музыкальные инструменты. Саксофон | 1 | Музыкальные инструменты – саксофон. Работа с учебником, слуховой анализ. Слушание музыки: пьеса «Мелодия» Р. Паулса из к/ф «Долгая дорога в дюнах». Хоровое пение: повторение «Песенки Крокодила Гены». | Рассматривают, показывают, по изображению узнают саксофон и другие, ранее изученные, музыкальные инструменты. Слушают звучание инструментов. Слушают, с помощью учителя определяют характер прозвучавшей музыки, узнают солирующий музыкальный инструмент. Поют музыкальные фразы и песню полностью с помощью учителя. | Рассматривают, показывают, называют саксофон и другие ранее изученные музыкальные инструменты, различают их на слух. Слушают, самостоятельно определяют характер прозвучавшей музыки, мелодии. Узнают и называют солирующий музыкальный инструмент - саксофон. Поют песню целиком. Правильно дышат. Воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание. |
12. | Обобщение по теме «Дружба школьных лет»
| 1 | Повторение песен и прослушанных произведений по теме. Повторение ритмических упражнений. | С помощью учителя эмоционально участвуют в действиях, поют повторяющиеся фразы, припевы, узнают ранее прослушанные произведения и изученные музыкальные инструменты, воспроизводят простые движения и ровный ритм. | Эмоционально участвуют во всех действиях, самостоятельно поют песни целиком, узнают и правильно называют ранее прослушанные произведения и изученные музыкальные инструменты, точно воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание. |
13. | «Что такое Новый год?» «Снежная песенка», музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова | 1 | Беседа о Новогодних праздниках и традициях. Работа с учебником, иллюстрацией. Хоровое пение: разучивание песни «Снежная песенка», музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. Разучивание движений к песне. | Рассматривают иллюстрацию, слушают учителя, определяют сюжет праздника, кратко отвечают на вопросы. Пропевают мелодию. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Выполняют движения под песню, повторяя их за учителем. | Рассматривают иллюстрацию, слушают учителя, определяют сюжет праздника, называют знакомые новогодние стихи и песни, традиции, отвечают на вопросы. Пропевают мелодию, повторяют музыкальные фразы с учителем и самостоятельно. Выполняют движения, повторяя их за учителем. |
14.
| «Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина | 1 | Хоровое пение: продолжение разучивания песни «Снежная песенка». Закрепление движений к песне. Слушание музыки: песня «Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Музыкально-ритмическое упражнение «Мы ногами топ-топ». | Повторяют песню вместе с учителем, уверенно поют припев. Эмоционально поют и выполняют движения к песне, повторяя за учителем. Слушают, определяют характер песни с помощью учителя, кратко отвечают на вопросы о песне. Выполняют простые движения упражнения, повторяя их за учителем, слушая стихотворный текст. | Повторяют песню с учителем и самостоятельно. Поют песню легко и весело, соответственно характеру музыки. Уверенно выполняют движения и перестроения под собственное пение. Слушают, узнают песню из м/ф, отвечают на вопросы о характере мелодии, настроении и содержании песни. |
15. | «Почему медведь зимой спит?», музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова
| 1 | Хоровое пение: закрепление песни «Снежная песенка» с движениями. Музыкально-ритмическое упражнение «Мы ногами топ-топ». Разучивание песни ««Почему медведь зимой спит?», музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова. Разучивание танцевальных движений к песне. | Поют песню полностью с учителем, уверенно исполняют припев и выполняют движения с помощью учителя. Выполняют простые движения упражнения, уверенно повторяя их за учителем, слушая стихотворный текст. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Выполняют движения под песню, повторяя их за учителем. | Поют песню целиком, точно интонационно и ритмически эмоционально передают характер произведения. Выполняют самостоятельно и уверенно движения упражнения под соответствующий текст. Повторяют музыкальные фразы за учителем и самостоятельно. Выполняют движения, сначала повторяя их за учителем, а затем самостоятельно, пропевая с учителем текст песни. |
16. | «Новогодняя», музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Хоровод | 1 | Хоровое пение: повторение изученной во 2 классе песни «Новогодняя», музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Знакомство с понятием «Хоровод». Слушание музыки: Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
| Вспоминают песню и повторяют с учителем, проявляют эмоциональный отклик, подпевают куплеты, окончания строк, поют припевы. Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию. Кратко отвечают на вопросы о хороводе. Слушают, с помощью учителя определяют характер музыки, звуковедения, темп в разных частях пьесы. | Вспоминают и повторяют с учителем песню. Пропевают слова и мелодии. Самостоятельно поют под аккомпанемент. Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию, активно отвечают на вопросы, объясняют суть танца «Хоровод» и его построения. Осознанно слушают, определяют характер музыки, звуковедения, темп в разных частях пьесы, отмечают их изменения, отвечают на вопросы о произведении. |
17. | «Бу-ра-ти-но» из телефильма «Приключения Буратино, музыка А. Рыбникова слова Ю. Энтина | 1 | Хоровое пение песни «Новогодняя». Шумовой оркестр под песню – игра на детских инструментах. Слушание музыки: песня «Бу-ра-ти-но» из телефильма «Приключения Буратино, музыка А. Рыбникова слова Ю. Энтина. | Поют песню полностью, близко интонируя мелодию с помощью учителя. Берут дыхание в начале фраз. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями. Слушают, показывают эмоциональный отклик на узнаваемую популярную музыку, кратко отвечают на вопросы о произведении. | Поют песню от начала и до конца самостоятельно, правильно дышат, распределяют дыхание, достаточно точно интонируют мелодию и соблюдают ритм. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах заданный ритмический рисунок. Отвечают на вопросы о характере песни, содержании, её героях. |
18. | «Три поросенка», музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой | 1 | Упражнение «Первый снег», слова Н. Поляковой. Хоровое пение: повторение изученной в 1 классе песни «Три поросенка», музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой. Беседа о песне, её характере и выразительных средствах. | Слушают стихотворение, повторяют за учителем простые движения, выполняют движения с помощью учителя. Подпевают куплеты, окончания строк, поют припевы. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы. | Слушают стихотворение. Ритмически правильно самостоятельно выполняют движения и проговаривают текст. Пропевают слова и мелодию. Самостоятельно поют под аккомпанемент. Отвечают на вопросы о настроении песни, характере мелодии, содержании и героях. |
19. | «Облака» песня из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», музыка В. Шаинского, слова С. Козлова
| 1 | Хоровое пение песни «Три поросенка». Слушание песни «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. Упражнение «Дед Мороз», слова Ю. Щербакова | Поют песню полностью, близко интонируя мелодию с помощью учителя. Берут дыхание в начале фраз. Слушают, показывают эмоциональный отклик на известную песню, кратко отвечают на вопросы о произведении. Слушают стихотворение, смотрят и повторяют за учителем простые движения
| Поют песню от начала и до конца самостоятельно. Правильно дышат, распределяют дыхание. Достаточно точно интонируют мелодию и соблюдают ритм. Слушают, показывают эмоциональный отклик на известную песню, отвечают на вопросы о произведении. Дают эмоциональный отклик на известную песню, называют мультфильм и героев. |
20. | Обобщение по теме «Что такое Новый год?»
| 1 | Повторение зимних песен и упражнений. Игра на детских инструментах – шумовой оркестр | Эмоционально участвуют в действиях, поют повторяющиеся фразы, припевы, воспроизводят простые движения и ровный ритм | Эмоционально участвуют во всех действиях. Поют песни целиком достаточно точно интонационно и ритмически. Распределяют дыхание, воспроизводят заданный ритм. |
21. | «Будем в армии служить». «Стой, кто идет?», музыка В. Соловьева-Седого, слова Погорелова | 1 | Беседа о празднике «День защитника Отечества». Работа с учебником, иллюстрацией. Хоровое пение: разучивание песни «Стой, кто идет?», музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского. Упражнение «Уезжаю», слова Г. Сапгира. | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы о персонажах. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, близко воспроизводят мелодию. Выполняют движения упражнения, повторяя за учителем после разучивания. | Рассматривают иллюстрации, слушают учителя. Называют предметы и людей, определяют их отношение к празднику. Запоминают и повторяют с учителем песню. Точно воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. После разучивания выполняют движения самостоятельно, соответственно характеру текста, проговаривая слова. |
22. | Марш. Ж. Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен»
| 1 | Хоровое пение: продолжение разучивания песни «Стой, кто идет?». Слушание музыки жанра «марш». «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Работа с учебником, иллюстрацией. Повторение упражнения «Уезжаю». | Повторяют и пропевают мелодию с учителем. Разучивают и повторяют новые музыкальные фразы вместе с учителем. Слушают, определяют характер музыки с помощью учителя, рассматривают иллюстрацию. Односложно отвечают на вопросы. Выполняют движения упражнения, повторяя за учителем. | Повторяют с учителем ранее изученное музыкальное произведение, пропевают мелодию. Разучивают новые музыкальные фразы с учителем, самостоятельно их исполняют. Слушают, определяют настроение и характер музыки. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. |
23. | «Бескозырка белая», музыка В. Шаинского, слова З. Александровой
| 1 | Хоровое пение: разучивание песни «Бескозырка белая», музыка В. Шаинского, слова З. Александровой. Повторение характеристик жанра «марш». Слушание музыки: «Триумфальный марш» из оперы «Аида» Дж. Верди. | Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, интонационно близко воспроизводят мелодию. Слушают, с помощью учителя определяют маршевый характер музыки.
| Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят достаточно чисто мелодию и слова песни. Осознанно слушают, самостоятельно определяют маршевый характер музыки, отвечают на вопросы о произведении. |
24. | «Мамин праздник». «Праздничный вальс», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной | 1 | Беседа о празднике «Международный женский день». Работа с учебником, иллюстрацией. Хоровое пение: разучивание песни «Праздничный вальс», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Разучивание танцевальных движений к песне | Рассматривают иллюстрации. Слушают учителя, односложно отвечают на вопросы. Запоминают, подпевают учителю отдельные фразы, интонационно близко воспроизводят мелодию. Выполняют движения под песню, повторяя их за учителем
| Рассматривают иллюстрации, называют предметы и людей, определяют их отношение к празднику. Запоминают и повторяют с учителем песню. Воспроизводят достаточно чисто мелодию и слова песни. Выполняют движения, сначала повторяя их за учителем, а затем самостоятельно, пропевая с учителем текст песни |
25. | Танец. П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
| 1 | Хоровое пение: повторение песни «Праздничный вальс» с танцевальными движениями. Слушание музыки: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Жанр вальса, характеристики. | Пропевают по строкам вместе с учителем. Поют всю песню с учителем интонационно близко к мелодии. Слушают, показывают эмоциональный отклик, с помощью учителя определяют характер музыки. | Поют песню с учителем и затем самостоятельно. Правильно интонационно и ритмически передают характер песни. Осознанно слушают, определяют настроение музыки, называют характерные черты вальса. |
26. | Обобщение по теме «Мамин праздник» «Белые кораблики», музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина | 1 | Хоровое пение: разучивание песни «Белые кораблики», музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. Повторение песни «Праздничный вальс» с танцевальными движениями. Слушание музыки: «Аве Мария» Ф. Шуберта. Упражнение «Весенний дождь», слова Н. Поляковой. | Поют песни полностью с учителем, уверенно исполняют припев и выполняют движения, повторяя их за учителем. Слушают пьесу, показывают эмоциональный отклик, с помощью учителя определяют характер музыки, звуковедение, темп. Слушают стихотворение, повторяют за учителем простые движения, воспроизводят движения с подсказками. | Поют песни целиком, достаточно точно интонационно и ритмически, эмоционально передают характер произведения, выполняют самостоятельно движения. Осознанно слушают, определяют настроение музыки, характеризуют произведение. Слушают стихотворение, повторяют движения за учителем.
|
27. | «Пойте вместе с нами». «Пойте вместе с нами». Музыка и слова А. Пряжникова
| 1 | Беседа о времени года весна, весенних приметах. Работа с учебником, иллюстрацией. Хоровое пение: разучивание песни «Пойте вместе с нами», музыка и слова А. Пряжникова. Разучивание танцевальных движений к песне. | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы. Запоминают, подпевают учителю отдельные фразы, интонационно близко воспроизводят мелодию. Выполняют движения под песню, повторяя их за учителем. | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, определяют сюжет и называют весенние приметы, знакомые песни и стихи о весне. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят чисто мелодию и слова песни. Выполняют движения, повторяя их за учителем и самостоятельно, пропевая с учителем текст песни. |
28. | «Чунга-чанга», музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина
| 1 | Слушание музыки: песня «Мир похож на цветной луг», беседа о песне. Хоровое пение: разучивание песни «Чунга-чанга», музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина. Шумовой оркестр под песню «Чунга-чанга» – игра на детских инструментах. | Слушают, показывают эмоциональный отклик. С помощью учителя определяют характер музыки, кратко отвечают на вопросы о песне. Прослушивают исполнение песни, узнают песню. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Выполняют задания учителя, играют на инструментах ровными долями. | Осознанно слушают, определяют настроение музыки, отвечают на вопросы о представлении содержания музыки и понимании дружбы. Прослушивают исполнение песни, узнают песню, называют мультфильм. Поют песню с учителем и самостоятельно. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах заданный ритмический рисунок. |
29. | «Прекрасное далеко», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина
| 1 | Хоровое пение: продолжение разучивания песни «Чунга-чанга». Слушание музыки: песня «Прекрасное далеко», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина, беседа о песне, рассуждение о будущем. Упражнение «Гном и гром», слова А. Кондратьева. | Поют всю песню с учителем интонационно близко к мелодии. Слушают, показывают эмоциональный отклик на музыку, кратко отвечают на вопросы. Слушают стихотворение, повторяют за учителем простые движения, выполняют движения с подсказками учителя. | Поют песню с учителем и самостоятельно, точно интонационно и ритмически, выразительными средствами передают характер песни. Слушают, показывают эмоциональный отклик на музыку, отвечают на вопросы о характере песни, смысле содержании. |
30. | «Голубой вагон», музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского
| 1 | Работа с учебником, иллюстрацией. Беседа о персонажах мультфильма «Шапокляк». Хоровое пение: разучивание песни «Голубой вагон», музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Повторение упражнения «Гном и гром», слова А. Кондратьева.
| Рассматривают иллюстрацию, называют персонажа, отвечают кратко на вопросы. Запоминают, подпевают учителю отдельные фразы песни, близко воспроизводят мелодию и ритм. Повторяют за учителем простые движения, выполняют движения под чтение учителем стихотворения.
| Рассматривают иллюстрацию, называют персонажа и характеризуют его, отвечают на вопросы полным предложением. Запоминают и повторяют с учителем песню. Точно воспроизводят мелодию и слова. Повторяют движения за учителем и ритмически правильно самостоятельно выполняют движения и перестроения, проговаривая текст. |
31. | «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина | 1 | Хоровое пение: повторение песни «Голубой вагон». Работа над протяжностью звука. Слушание музыки: песня «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника», музыка Крылатова, слова Ю. Энтина. Музыкально-ритмические упражнения | Поют с учителем, слушают новый куплет и пропевают по строкам вместе с учителем в унисон интонационно близко к мелодии, напевно. Повторяют за учителем и ритмично выполняют простые движения | Поют с учителем и самостоятельно в унисон интонационно чисто, напевно, связно. Берут дыхание в начале фраз. Повторяют движения, ритмически правильно выполняют их, проговаривая текст упражнений с учителем |
32. | «Кашалотик», музыка Р. Паулса, слова И. Резника
| 1 | Слушание песни «Кашалотик», музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Беседа о характере музыки, строении и сюжете песни. Хоровое пение: разучивание песни «Кашалотик», музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Музыкально-ритмические упражнения. | Слушают музыкальное произведение. С помощью учителя определяют характер музыки, части куплетной формы -запев, припев. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, интонационно и ритмически близко воспроизводят мелодию. Повторяют за учителем и ритмично делают простые движения, повторяют простой ритмический рисунок. | Осознанно слушают музыкальное произведение. Самостоятельно определяют характер музыки, части куплетной формы, запев, припев, отвечают на вопросы о произведении. Запоминают и повторяют с учителем и воспроизводят чисто мелодию и слова песни, эмоционально передают ее настроение. |
33. | Музыкальные инструменты - виолончель
| 1 | Музыкальные инструменты – знакомство с виолончелью. Слушание музыки: пьеса «Ноктюрн» (для виолончели с оркестром до-диез минор) П.И. Чайковского. Хоровое пение: повторение песен «Пойте вместе с нами», «Чунга-чанга», «Голубой вагон», «Кашалотик». Работа над звуковедением, соответствующем характеру песни. | Рассматривают, показывают, по изображению узнают виолончель, слушают звучание инструмента. Слушают пьесу, показывают эмоциональный отклик, с помощью учителя определяют характер музыки, звуковедение, темп. Слаженно и эмоционально поют разученные песни вместе с учителем. | Рассматривают, показывают, называют виолончель, узнают визуально и на слух, отличают по звучанию от других изученных инструментов. Осознанно слушают, определяют лирическое настроение музыки, характеризуют произведение. Выразительно, слаженно и эмоционально исполняют разученные песни. |
34. | Повторение изученного за год | 1 | Повторение песен и упражнений. Закрепление понятий о выразительных средствах музыки (темпе, высоте звуков, длительности звуков, характере мелодии, динамических оттенках), изученных музыкальных жанрах и музыкальных инструментах.
| Эмоционально, с помощью учителя, поют изученные песни в унисон, относительно близко интонируя мелодию и достаточно точно ритмически. Берут дыхание в начале музыкальных фраз. Выполняют задания учителя, играют на инструментах ровными долями под счет и исполняют простой ритмический рисунок. Повторяют за учителем и ритмично выполняют простые танцевальные движения. Кратко отвечают на вопросы. | Эмоционально передают характер песни. Поют песни целиком в унисон самостоятельно. Берут дыхание в начале музыкальных фраз, распределяют дыхание. Точно интонируют мелодию и соблюдают ритм. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах заданные ритмические рисунки. Самостоятельно выполняют ранее выученные танцевальные движения правильно и ритмично. |