СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по музыке. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по музыке. 5 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Музыка» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи обучения:

  • накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

  • приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;

  • развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности;

  • формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;

  • развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 5 классе определяет следующие задачи:

  • приобщение к музыкальному искусству через слушание музыкальных произведений народной, композиторской, детской, классической и современной о природе, детстве, труде, школьной жизни, общественных явлениях;

  • формирование умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;

  • формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного характера;

  • формирование умения кратко (с опорой на вопросы учителя) передавать внутреннее содержание музыкального произведения;

  • формирование умения различать разнообразные по звучанию, форме и характеру музыкальные произведения (веселая, грустная, спокойная мелодия, песня, марш, танец);

  • формирование навыка определения жанров музыки (опера, балет, мюзикл, оперетта, симфония, концерт т.д.);

  • формирование умения с помощью учителя узнавать прослушанные ранее песни по вступлению;

  • формирование умения с помощью учителя различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);

  • формирование навыков пения хором - работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Певческий диапазон (си малой октавы — до 2 октавы). Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации;

  • знакомство с понятиями оркестр, ансамбль, хор, квартет, солист;

  • знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (арфа, флейта, орган, фортепьяно, рояль, пианино, аккордеон, валторна, труба, литавры,);

  • знакомство с нотной грамотностью. Изучение нот, правильности их написания, нотных знаков и т.д.;

  • знакомство с размером музыкальных произведений.

  • определение музыкальных инструментов по классификации (клавишные, ударные, струнно-смычковые, духовые, струнно-щипковые);

  • знакомство с электронно-механическими музыкальными инструментами;

  • реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации;

  • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки.

Коррекционная деятельность, осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:

  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

  • корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально- волевой, моторной сферах;

  • создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.

Место реализации Адаптированной рабочей программы по предмету «Музыка»

в 5 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».







Предметные результаты

по учебному предмету «Музыка» на конец 5 класса

Личностные:

  • формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Предметные:


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;

пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);

протяжное пение гласных звуков, простых упражнений;

различение вступления, окончания песни, умение выделять паузы;

передача метроритма мелодии (хлопками);

различение музыкальных произведений по содержанию и характеру;

представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;

представление о некоторых жанрах музыки;

представление о некоторых композиторах.

самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него; сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; правильная передача мелодии в диапазоне си малой октавы-до 2;

различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

различение основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (громко, тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); высота звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отрывисто), движение музыки (нисходящее, восходящее);

представление обо всех включенных в программу музыкальных инструментах и их звучании;

представление о жанрах музыки, включенных в программу; представление о творчестве композиторов, включенных в программу.



Формирование базовых учебных действий

Личностные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности; основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе,  доброжелательном отношении к людям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

Понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя
и исполнителя музыкальных сочинений; первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности; эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Регулятивные учебные действия
Обучающийся научится:

Принимать учебную задачу; понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

Принимать музыкально - исполнительскую задачу и инструкцию учителя; воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников,  родителей; принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные учебные действия
Обучающийся научится:

Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик); использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»); находить в музыкальном тексте разные части; понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; читать простое схематическое изображение.

Обучающийся получит возможность научиться:

Соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика); понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки; пользоваться карточками ритма; строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные учебные действия
Обучающийся научится:

Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках; понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают,  девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.); контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся получит возможность научиться:

Исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.


Система оценки достижений

Оценка предметных результатов по музыке в 5 классе основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.

На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов

Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Критерии и нормы оценки достижений

Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается:

  1. умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности;

  2. умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания;

  3. знание музыкальной литературы;

  4. владение вокально-хоровыми навыками.

1. Слушание музыки

Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.

Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.

Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» - не ставится

2. Хоровое пение

Оценка «5» - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.

Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.

Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное.

Оценка «2» - не ставится


Содержание обучения

В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 5 классе у обучающихся развивается интерес к музыкальной культуре, музыкальному исполнительству через знакомство с лучшими произведениями великих композиторов, формируются собственные музыкальные предпочтения, углубляются знания основ музыкальной грамотности: умения анализировать музыкальный материал, выделять в нем части, определять жанровую основу, основные средства музыкальной выразительности, динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко), особенности темпа (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро), высоту звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто); развивается умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударно-шумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических играх).


Содержание разделов


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1.

Здравствуй музыка

2

-

2.

Из чего наш мир состоит

5

-

3.

Учиться надо весело

4

-

4.

Кабы не было зимы

4

-

5.

Прекрасное далеко

3

-

6.

Ты не бойся мама

5

-

7.

Огонек

5

-

8.

С нами, друг!

6

-

Итого 34ч



Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

По факту

1

«Прекрасное далеко». Вводное занятие. Повторение изученного материал

1



2

«Звукоряд» и «ноты»

1



3

«Из чего наш мир состоит». «С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч», музыка В. Баснера, слова М. Матусовского

1



4

«Гимн России», музыка А. Александрова, слова С. Михалкова

1



5

«Из чего наш мир состоит», музыка Б. Савельева, слова М. Танича

1



6

«Расти, колосок», музыка Ю. Чичикова, слова П. Синявского

1



7

«Подмосковные вечера», музыка Соловьева-Седого, слова М. Матусовского. Обобщение по теме «Из чего наш мир состоит».

1



8

«Учиться надо весело». «Учиться надо весело», музыка С. Соснина, слова К. Ибряева.

1



9

«Дважды два четыре», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского

1



10

«Лесной олень» из кинофильма «Ох уж эта Настя», музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина

1



11

Размеры произведений. Обобщение по теме «Учиться надо весело»

1



12

«Кабы не было зимы». «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

1



13

«Пестрый колпачок», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой

1



14

«Не надо больше ссориться» Э. Мошковского

1



15

«Песенки странного зверя» из мультфильма «Странный зверь», музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе. Обобщение по теме «Кабы не было зимы»

1



16

«Прекрасное далеко».

Современные музыкальные инструменты

1



17

«Мы желаем счастья вам», музыка С. Намина, слова И. Шаферана)

1



18

Рок-опера «Юнона и Авось»

1



19

«Ты не бойся, мама!» Международный женский день

1



20

«Я буду капитаном», музыка Г. Левкодимова, слова Р. Алдониной

1



21

«Погоня», музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского

1



22

«Песенка про папу», музыка В. Шаинского, слова М. Танича

1



23

«Из чего же, из чего же», музыка Ю. Чичкова, слова Я. Халецкого

1



24

«Огонек». «Огонек в горах» из одноименного кинофильма, музыка А. Бабаева, слова Г. Регистана

1



25

«Дорога добра», музыка М. Минков, слова Ю. Энтина

1



26

«Катюша», музыка М. Блантера, слова М. Исаковского

1



27

«Ой, по-над Волгой» в обработке В. Локтева

1



28

«Песня про Красную Шапочку» из одноименного телефильма, музыка А. Рыбникова, слова Ю. Кима. Обобщение по теме «Огонек».

1



29

«С нами, друг!» Основные жанры в музыке

1



30

«Грезы» Р. Шумана

1



31

«Нам нужна одна победа», музыка и слова В. Окуджавы

1



32

«Облака», музыка В. Шаинского, слова С. Козловой

1



33

«Прощайте скалистые горы», музыка Е. Жарковского, слова Н. Букина

1



34

Итоговое занятие. Повторение пройденного музыкального материала

1





Контрольно-измерительные материалы

Тест предназначен для учащихся 5 класса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), изучающих предмет «Музыка»

Проверочный тест состоит из 10 вопросов, каждый из которых соответствует критерию образовательного стандарта по музыке.

Тест 1 (устно)

1. НАЗОВИ 3 КИТА В МУЗЫКЕ:

Варианты ответов

1. песня, танец, марш, 2.опера, танец, балет, 3.танец. песня, оперетта

2. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПЕСНЯ, КОТОРУЮ ПОЮТ МАМЫ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ:

Варианты ответов

1.частушка, 2.детская, 3.колыбельная

3. КАК НАЗЫВАЮТ УЧАСТНИКОВ ХОРА:

Варианты ответов

1.дирижёр, 2.хорист, 3.танцор

4. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТАНЕЦ, КОТОРЫЙ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОД СЧЕТ раз – два – три:

Варианты ответов

1.вальс, 2.танго, 3.марш

5. КАКОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ СЧИТАЛ, ЧТО МЕДНАЯ ТРУБА - САМЫЙ ЛУЧШИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ТАК КАК ГРОМКО ИГРАЕТ:

Варианты ответов

1.Незнайка, 2.Буратино, 3.Колобок

6. КАКУЮ ПЕСНЮ ПЕЛА БЕЛОЧКА в Сказке о царе Салтане:

Варианты ответов

1. «На горе - то калина», 2.»Во саду ли, в огороде», 3.»Уж как по мосту, мосточку»

7. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СОЧИНЯЕТ МУЗЫКУ:

Варианты ответов

1.писатель, 2.композитор, 3.режиссёр

8. КАК НАЗЫВАЕТСЯ 6 - 7 СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ:

Варианты ответов

1.гитараЮ 2.скрипка, 3.балалайка

9. НАЗОВИ КОМПОЗИТОРА, КОТОРЫЙ СОЧИНИЛ ЗНАМЕНИТЫЙ БАЛЕТ ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО:

Варианты ответов

1.С. С. Прокофьев, 2.П. И. Чайковский, 3.М. И. Глинка

10. КАК НАЗЫВАЕТСЯ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ 3 - СТРУННЫЙ ЩИПКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ:

Варианты ответов

1.гусли, 2.балалайка, 3.шарманка

Тест 2 (устно)

Выберите верное утверждение:

а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку. б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

Выберите верное утверждение:

а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку. б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку. в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

Найдите лишнее:

Народные инструменты это…

а) флейта , б) гусли, в) дудка

Симфонические инструменты – это…

а) флейта , б)гусли, в) арфа

Назовите музыкальный символ России:

а) Герб России б) Флаг России в) Гимн России

Назовите авторов-создателей Гимна России:

а) П.Чайковский б) А.Александров в) С.Михалков

Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это… а) Песня, б) Танец , в) Вальс


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (для учителей, учеников, родителей)


Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка» обеспечивают возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного

предмета «Музыка» включает в себя:


- «Музыка» 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.В. Евтушенко.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2023 – 111с.

Информационно-коммуникационные средства обучения:

- мультимедийные энциклопедии;

- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;

- видеофильмы с записью оркестровых и хоровых коллективов;

Учебно-практическое оборудование:

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

- фортепиано, колонки, микрофоны, адаптированный музыкальный набор для детей по нацпроекту, в который входит: музыкальный тамбурин, барабан, музыкальная карусель из колокольчиков, музыкальная машина с инструментами, барабанная установка, музыкальная улитка.

- комплект элементарных музыкальных инструментов: бубен; бубенцы; колокольчики; кастаньеты; ручной барабан; ксилофоны; ложки; маракасы; металлофоны; погремушки; треугольники, тарелки и д


Литература для учителя

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.

  • Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. / Н. Алпарова, В. Николаев, И. Сусидко – Осень – добрая хозяйка. Методические рекомендации и музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

  • Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 2017.

Песня, песня, песня

  • http://www.plus-msk.ru/ - коллекция минусовок mp3

  • http://fanerka.com/ - минусовки, караоке

Музыкальные образовательные ресурсы

  • http:/www.edu.ru/ - портал Министерства образования РФ.  В  разделе методическая литература выложены электронные версии методических пособий по музыке.  

  • http://playmusic.org/

  • http://www.creatingmusic.com/

  • http://music.edu.ru/

Архивы музыкальных файлов

  • http://music.stuy.edu/macourse/music/ - 25 классических произведений в форматах mp3, wav, midi

  • http://getalbums.ru/ - архив полнодисковых альбомов современной и классической музыки. Для бесплатного скачивания файлов необходима регистрация.

  • http://marsches.ru/en/ - коллекция маршей разных стран мира, есть раздел USSR, в котором среди других можно скачать в формате mp3 встречный марш, футбольный марш и много других маршей.


Литература для родителей

  • Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 2015.

  • Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2016.

  • Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2 годы обучения. – М., 2017

  • Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. – М.,2016

Интернет-ресурсы

  • http://www.obsolete.com/120_years/ - электронные музыкальные инструменты

  • http://eomi.ws/bowed/ - энциклопедия музыкальных инструментов, при описании каждого инструмента даются основные сведения, устройство, происхождение и видеофрагменты с исполнением.

Интернет-ресурсы для учащихся

  • www.midomi.com – Сайт поиска музыки. Напев мелодию (даже без слов) или насвистев ее, вы получите ответ, что это за музыкальное произведение.

  • http://songza.com/ - поисковый музыкальный сервис. Поиск производится по названию песен или исполнителю. Позволяет бесплатно прослушивать (скачивать нельзя) песни, которые выбирает пользователь.








Поурочные планы. 5 класс - (34 часа 1 ч. в неделю)


Тема предмета

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1.

«Прекрасное далеко».

Вводное занятие. Повторение изученного материал

1

Повторение правил поведения во время занятий музыкой.

Работа с учебником.

Повторение изученного в 4 классе. Слушание музыкальных произведений различных по темпу (быстрые, медленные, умеренные).

Виды мелодического движения (на одной ноте, интервалами и скачкообразное).

Хоровое пение попевки «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Под контролем учителя выполняют правила поведения на уроках музыки. Рассматривают и показывают условные обозначения. По изображению узнают музыкальные инструменты. Осознанно слушают, показывают эмоциональный отклик на изученные в 4 классе произведения, с помощью учителя определяют темп, характер мелодии, настроение музыки.

Показывают эмоциональный отклик на знакомое музыкальное произведение. Подпевают фразы с помощью учителя

Выполняют правила поведения на уроках музыки. Показывают и называют условные обозначения. Самостоятельно показывают и называют музыкальные инструменты, различают их звучание на слух. Осознанно слушают, самостоятельно характеризуют прослушанную мелодию, настроение музыки, отвечают на вопросы о содержании музыкальных произведений, изученных ранее. Показывают эмоциональный отклик на муз. произведение, узнают и называют его. Поют упражнения вместе с учителем, соблюдая мелодию и ритм

2.

«Звукоряд» и «ноты»


1

Хоровое пение попевки «Вот иду я вверх, вот иду я вниз».

Работа с учебником. Знакомство с понятием звукоряд, нотный стан, музыкальная пауза, мелодия, аккомпанемент,

расположением нот на нотном стане, стихотворением «Очень музыку люблю».

Запись нот и скрипичного ключа.

Опрос по изученной теме

Подпевают фразы с помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию, слушают учителя, кратко отвечают на вопросы.

Записывают ноты по образцу.

Осознанно слушают, показывают эмоциональный отклик на изученные в 4 классе произведения, с помощью учителя определяют темп, характер мелодии, настроение музыки.

Слушают учителя, запоминают и частично воспроизводят ноты в прямом и обратном порядке.

С помощью учителя составляют запись нот на нотном стане. Читают стих, кратко отвечают на вопросы

Поют упражнения вместе с учителем, соблюдая мелодию и ритм.

Рассматривают иллюстрацию, читают стихотворение, слушают учителя, знакомятся с понятием звукоряд, ноты, отвечают на вопросы.

Записывают ноты самостоятельно, после объяснения учителя.

Осознанно слушают, самостоятельно характеризуют прослушанную мелодию, настроение музыки, отвечают на вопросы о содержании музыкальных произведений, изученных ранее.

Слушают учителя.

Запоминают и воспроизводят ноты в прямом и обратном порядке.

Самостоятельно записывают ноты на нотном стане.

3.

«Из чего наш мир состоит».

«С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч», музыка В. Баснера, слова М. Матусовского

1

Хоровое пение попевки «Вот иду я вверх, вот иду я вниз».

Работа с учебником, иллюстрацией. Беседа о Родине. Прослушивание песни «С чего начинается родина» из кинофильма «Щит и меч», музыка В. Баснера, слова М. Матусовского. Беседа о смысле песни, кинофильме «Щит и меч», понятии «Родина»

Осознанно слушают песню.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, отвечают вопросы с помощью учителя.

Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Кратко отвечают на вопросы


Осознанно слушают песню. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, объясняют понятие «Родина». Определяют сюжет и называют весенние приметы, знакомые песни и стихи о весне.

Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки. Отвечают распространенным предложением на вопросы

4.

«Гимн России», музыка А. Александрова, слова С. Михалкова


1

Беседа о символах государства. Хоровое пение: прослушивание, разучивание и хоровое пение «Гимн России», музыка А. Александрова, слова С. Михалкова. Беседа о России. Прослушивание песни «Моя Москва», музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского и С. Аграняна.

Беседа о прослушанной музыкальной композиции

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы с помощью учителя. Слушают песню. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Поют песню вместе с учителем. Подпевают отдельные фразы.

Под руководством учителя берут дыхание в начале музыкальных фраз. Прослушивают музыкальное произведение и отвечают кратко на вопросы.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, объясняют, что такое гимн, герб, флаг. Осознанно слушают песню, отвечают на вопросы развернутым предложением.

Осмысленно и эмоционально поют песню со словами, близко интонируя мелодию. Самостоятельно берут дыхание в начале новой музыкальной фразы. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки. Прослушивают музыкальное произведение и отвечают на вопросы.

5.

«Из чего наш мир состоит», музыка Б. Савельева, слова М. Танича

1

Хоровое пение: разучивание песни «Из чего наш мир состоит», музыка Б. Савельева, слова М. Танича. Исполнение песни с движениями. Беседа о смысле музыкального произведения. Работа с учебником - чтение стих О. Дриза «Кто что оставляет». Ответы на вопросы. Хоровое пение: повторение ранее разученных песен.

Слушают, запоминают и подпевают отдельные слова и предложения песни, пропевают повторяющиеся фразы.

Поют музыкальные фразы, пропевают песню полностью с помощью учителя.

Выполняют движения, повторяя за учителем. Читают стихотворение, отвечают кратко на вопросы по его содержанию. Пропевают по строкам вместе с учителем

Слушаю, запоминают, поют, воспроизводя мелодию и слова песни.

Поют песню целиком.

Правильно дышат, воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание. Самостоятельно ритмично выполняют движения песни.

Выразительно читают стихотворение и отвечают на вопросы полным предложением. Поют песню с учителем и затем самостоятельно

6.

«Расти, колосок», музыка Ю. Чичикова, слова П. Синявского

1

Хоровое пение: разучивание песни «Расти, колосок» из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол пришел», музыка Ю. Чичикова, слова П. Синявского. Беседа по содержанию песни. Сочинение музыкального сопровождения к произведению. Работа с учебником - чтение стихотворение Ю. Морица «Ванечка-пастух».

Ответы на вопросы.

Хоровое пение: повторение ранее разученных песен

Повторяют песню вместе с учителем, поют припев.

Эмоционально поют и выполняют движения к песне, повторяя за учителем.

Слушают, определяют характер песни с помощью учителя, кратко отвечают на вопросы о песне.

Читают стихотворение, отвечают кратко на вопросы по его содержанию.

Поют всю песню с учителем интонационно близко к мелодии

Повторяют песню с учителем и самостоятельно.

Поют песню легко и весело, соответственно характеру музыки.

Отвечают на вопросы о характере мелодии, настроении и содержании песни.

Выразительно читают стихотворение и отвечают на вопросы полным предложением

Правильно интонационно и ритмически передают характер песни

7.

«Подмосковные вечера», музыка Соловьева-Седого, слова М. Матусовского

Обобщение по теме

«Из чего наш мир состоит».


1

Прослушивание песни «Подмосковные вечера» (музыка Соловьева-Седого, слова М. Матусовского).

Беседа о композиции.

Прослушивание песни «Московские окна», музыка Т. Хренникова, слова М. Матусовского). Составление рассказа по содержанию песни.

Знакомство с творчеством композитора П.И. Чайковского. Повторение музыкальных терминов

Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Составляют рассказ по содержанию песни с помощью наводящих вопросов.

Прослушивают произведения композитора, знакомятся с биографией композитора, повторяют определение понятия «композитор». Называют музыкальные термины с опорой на картинный материал и помощью учителя

Слушают музыку.

Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки.

Составляют рассказ по содержанию песни.

Прослушивают произведения композитора П.И. Чайковского, дают определение понятия «композитор», кратко отвечают на вопросы по биографии.

Называют музыкальные термины

8.

«Учиться надо весело».

«Учиться надо весело», музыка С. Соснина, слова К. Ибряева.

1

Хоровое пение: разучивание и исполнение с движениями песни «Учиться надо весело», музыка С. Соснина, слова К. Ибряева. Работа с учебником – вопросы по по содержанию песни, выразительное чтение стихотворения «У меня в портфеле»

Повторяют действия за учителем.

Подпевают отдельные слова и звуки, пытаются воспроизводить мелодию. Слушают, определяют характер песни с помощью учителя, кратко отвечают на вопросы о песне.


Повторяют действия за учителем, а затем самостоятельно.

Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Слушают музыку.

Выразительно читают стихотворение, понимая его содержание и основной смысл

9.

«Дважды два четыре», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского

1

Хоровое пение: разучивание песни «Дважды два четыре», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Работа с учебником - выразительное чтение и выполнение его с движениями стихотворения «Раз, два, три, четыре, пять» В. Волиной. Хоровое пение: повторение нее разученных песен

Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Слушают, определяют характер песни с помощью учителя, кратко отвечают на вопросы о песне.

Читают стихотворение, понимая его основной смысл, повторяют движения за учителем.

Поют всю песню с учителем интонационно близко к мелодии

Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки.

Самостоятельно определяют характер песни, отвечают на вопросы учителя.

Выразительно читают стихотворение, понимая его содержание и основной смысл, самостоятельно выполняют движения

Правильно интонационно и ритмически передают характер песни

10.

«Лесной олень» из кинофильма «Ох уж эта Настя», музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина


1

Хоровое пение: повторение ранее разученных песен.

Работа с учебником - знакомство с творчеством Э. Рязанова. Прослушивание вальса из кинофильма «Берегись автомобиля» музыка А. Петрова. Беседа по произведению. Прослушивание песни «Лесной олень» из кинофильма «Ох уж эта Настя», музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина. Разучивание движений к песне. Исполнение движений под музыкальное сопровождение

Пропевают по строкам вместе с учителем. Выразительно читают, отвечают кратко на вопросы по стихотворению. Знакомятся с творчеством Э. Рязанова.

Прослушивают музыкальное произведение и отвечают кратко на вопросы. Прослушивают песню в исполнении учителем. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Пропевают мелодию. Выполняют движения под музыкальное сопровождение, повторяя их за учителем.

Подпевают, уверенно поют припев песни

Поют песню с учителем и самостоятельно.Выразительно читают стихотворение, понимая его содержание и основной смысл. Знакомятся с творчеством Э. Рязанова. Показывают отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки. Прослушивают песню в исполнении учителем. Определяют её содержание и характер. Повторяют музыкальные фразы, пропевают мелодию с учителем, а затем самостоятельно. Правильно и самостоятельно выполняют движения песни, пропевая текст.

11.

Размеры произведений.

Обобщение по теме «Учиться надо весело»

1

Хоровое пение: повторение ранее разученных песен.

Размеры произведений (две четверти, три четверти, четыре четверти). Запись размера на нотном стане. Повторение пройденного материала

Поют песню с учителем интонационно близко к мелодии.

Называют размеры прослушанного произведения с помощью учителя.

Записывают размер на нотном стане с опорой на наглядный материал

Повторяют песню с учителем и самостоятельно.

Узнают и называют размеры прослушанного произведения.

Записывают размер на нотном стане самостоятельно

12.

«Кабы не было зимы».

«Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

1

Хоровое пение: повторение ранее разученных песен.

Работа с учебником - знакомство с понятиями: вокальная, инструментальная, программная музыка.

Знакомство с творчеством Э. Грига.

Прослушивание композиции «Утро» из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» Э. Грига. Беседа после прослушивания композиции. Разучивание «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино, музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

Разучивание движений к песне. Исполнение движений под музыкальное сопровождение

Поют песню с учителем интонационно близко к мелодии.

Слушают, проговаривают хором новые термины, отвечают на вопросы учителя.

Прослушивают произведения Э.Грига, знакомятся с биографией композитора.

Прослушивают музыкальную композицию.

Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, с помощью учителя определяют характер музыкального произведения.

Слушают песню в исполнении учителя. Подпевают отдельные слова, воспроизводят мелодию с помощью учителя.

Повторяют движения за учителем

Правильно интонационно и ритмически передают характер песни.

Слушают, используют новые термины, отвечают на вопросы учителя.

Прослушивают произведения композитора Э.Грига, дают определение понятия «композитор», кратко отвечают на вопросы по биографии.

Осознанно слушают музыку.

Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, самостоятельно определяют характер музыкального произведения.

Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка

Правильно и самостоятельно выполняют движения, пропевая текст

13.

«Пестрый колпачок», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой

1

Исполнение ранее разученных песен с движениями под музыкальное сопровождение. Работа с учебником -выразительное чтение стихотворения «Дом гнома, гном дома» Ю. Морица. Беседа по содержанию. Разучивание пасни «Пестрый колпачок», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой

Подпевают отдельные слова, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Повторяют движения за учителем. Выразительно читают, отвечают кратко на вопросы по стихотворению. Поют песню полностью с учителем, уверенно исполняют припев и выполняют движения с помощью учителя.

Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Выполняют движения под песню

Правильно и самостоятельно выполняют движения, пропевая текст ранее изученных песен.

Выразительно читают стихотворение, понимая его содержание и основной смысл. Уверенно поют песню целиком, точно интонационно и ритмически эмоционально передают характер произведения.

Правильно и самостоятельно выполняют движения, пропевая текст


14.

«Не надо больше ссориться» Э. Мошковского

1

Хоровое пение: исполнение движений под музыкальное сопровождение ранее изученных песен. Работа с учебником - знакомство с понятием «увертюра». Прослушивание «Увертюры» из кинофильма «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского. Работа над развитием музыкального воображения. Работа с учебником -выразительное чтение стихотворения «Не надо больше ссориться»

Подпевают отдельные слова, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Повторяют движения за учителем. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Читают стих, понимают его смысловое содержание с помощью учителя. Кратко отвечают на вопросы.

Подпевают отдельные слова, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Повторяют движения за учителем

Правильно и самостоятельно выполняют движения, пропевая текст ранее изученных песен.

Осознанно слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки.

Читают стих выразительно и понимают его содержание и смысл.

Отвечают на вопросы развернутым ответом. Правильно и самостоятельно выполняют движения, пропевая текст

15.

«Песенки странного зверя» из мультфильма «Странный зверь», музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

Обобщение по теме

«Кабы не было зимы»


1

Хоровое пение: разучивание и хоровое исполнение с движениями «Песенки странного зверя» из ультфильма «Странный зверь».музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе). Знакомство с творчеством американского композитора Д. Гершвина. Прослушивание «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Беседа по прослушанной композиции.

Выполняют движения с помощью учителя.

Поют выученный фрагмент с учителем в унисон интонационно близко к мелодии.

Знакомятся с творчеством Д.Гершина.

Слушают, определяют настроение музыки.

Определяют темп прослушанной мелодии с помощью наводящих вопросов.

Выбирают правильный ответ из 3 вариантов

Повторяют движения ритмически правильно и самостоятельно, проговаривая текст. Запоминают мелодию и текст, повторяют ее с учителем и самостоятельно исполняют в унисон мелодию со словами. Знакомятся с творчеством Д.Гершвина, отвечают на вопросы.

Поют выученный фрагмент с учителем и самостоятельно.

Слушают, определяют характер прозвучавшей мелодии.

Выбирают ответ из 6 вариантов

16.

«Прекрасное далеко».

Современные музыкальные инструменты

1

Хоровое пение: разучивание песни «Прекрасное далеко» из телефильма «Гостья из будущего», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

Знакомство с современными музыкальными инструментами.

Прослушивание пьесы А. Зацепина «Тема машины времени» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Шумовой оркестр под песню – игра на детских инструментах.

Хоровое пение: исполнение движений под музыкальное сопровождение ранее изученных песен.

Слушают песню в исполнении учителя. Подпевают отдельные слова и звуки, пытаются воспроизводить мелодию. Называют современные музыкальные инструменты с опорой на наглядность.

Слушают музыку (звучание терменвокса). Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями. Подпевают отдельные слова, воспроизводят мелодию с помощью учителя.

Повторяют движения за учителем

Слушают песню в исполнении учителя. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Различают современные музыкальные инструменты по названиям и звучанию. Знакомятся с творчеством А. Зацепина, различают звучание терменвокса среди других инструментов оркестра, отвечают на вопросы. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах заданный ритмический рисунок.

Правильно и самостоятельно выполняют движения, пропевая текст ранее изученных песен

17.

«Мы желаем счастья вам», музыка С. Намина, слова И. Шаферана)

1

Прослушивание «Колыбельной Магдалины» из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда», музыка Э. Уэббера, слова Т. Райса». Хоровое пение: разучивание песни «Мы желаем счастья вам», музыка С. Намина, слова И. Шаферана. Хоровое исполнение песни с движениями.

Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Называют музыкальные инструменты для исполнения произведения с помощью учителя.

Подпевают отдельные слова, воспроизводят мелодию


Осознанно слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки.

Называют музыкальные инструменты для исполнения произведения.

Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова.

18.

Рок-опера «Юнона и Авось»



1

Знакомство с историей создания рок-оперы «Юнона и Авось». Прослушивание музыкальной темы «Я тебя никогда не забуду…». Беседа о произведении, его характере и выразительных средствах.

Работа с учебником - повторение пройденного музыкального материала, вопросы по изученной теме. Хоровое исполнение ранее изученных песен с движениями

Слушают историю создания рок-оперы «Юнона и Авось».

Прослушивают музыкальную тему.

Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Кратко отвечают на вопросы по пройденному музыкальному материалу.

Подпевают слова, воспроизводят мелодию, за учителем повторяют движения

Называют события, на которых основан сюжет создания рок-оперы «Юнона и Авось». Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере и выразительных средствах произведения. Отвечают на вопросы по пройденному музыкальному материалу и выражают свое отношение к нему. Правильно и самостоятельно выполняют движения, пропевая текст ранее изученных песен

19.

«Ты не бойся, мама!»

Международный женский день

1

Хоровое исполнение ранее изученных песен с движениями.

Беседа о международном женском дне.

Разучивание песни «Ты не бойся, мама!» (музыка М. Протасова, слова Е. Шкловского).

Хоровое исполнение музыкального произведения с движениями

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, отвечают кратко на вопросы о празднике 8 Марта.

Подпевают слова, воспроизводят мелодию, за учителем повторяют движения. Осознанно слушают, с помощью учителя определяют характер музыки. Запоминают, подпевают отдельные слова и фразы, интонационно близко воспроизводят мелодию.

Воспроизводят движения по тексту песни по показу учителя

Рассматривают иллюстрации, называют предметы и людей, называют традиции праздника. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы о празднике 8 Марта. Правильно и самостоятельно выполняют движения, пропевая текст ранее изученных песен. Осознанно слушают, самостоятельно определяют характер музыки, отвечают на вопросы о произведении. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят достаточно чисто мелодию и слова песни. Самостоятельно поют.

20.

«Я буду капитаном», музыка Г. Левкодимова, слова Р. Алдониной

1

Знакомство с творчеством немецкого композитора Л.В. Бетховена. Прослушивание Второй части Симфонии №7 Л. Бетховена. Беседа о музыкальной композиции, его характере и выразительных средствах. Разучивание и хоровое исполнение песни «Я буду капитаном», музыка Г. Левкодимова, слова Р. Алдониной с движениями.

Знакомятся с творчеством Л.В.Бетховена. Прослушивают музыкальное произведение, с помощью учителя определяют характер музыки, звуковедения, темпа. Осознанно слушают, с помощью учителя определяют характер музыки. Прослушивают песню в исполнении учителя.

Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы.

Знакомятся с творчеством Л.В.Бетховена, кратко отвечают на вопросы по его биографии.

Осознанно слушают, определяют характер музыки, звуковедения, темпа, отвечают на вопросы о произведении.

Прослушивают песню в исполнении учителя. Воспроизводят достаточно чисто мелодию и слова песни


21.

«Погоня», музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского

1

Прослушивание песни «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых», музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского.

Беседа по содержания.

Сочинение музыкального сопровождения к произведению на шумовых инструментах

Слушают, узнают песню, повторяют за учителем ритм на детских музыкальных инструментах


Осознанно слушают песню, отвечают на вопросы, описывают характер произведения и его содержание.

Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах заданный ритмический рисунок

22.

«Песенка про папу», музыка В. Шаинского, слова М. Танича

1

Разучивание и хоровое исполнение музыкального произведения «Песенка про папу», музыка В. Шаинского, слова М. Танича. Беседа по содержанию песни. Хоровое исполнение музыкального произведения с движениями

Слушают песню в исполнении учителя. Проявляют эмоциональный отклик, подпевают куплеты, окончания строк, поют припев. Кратко отвечают на вопросы по содержанию музыкального произведения. Воспроизводят движения по тексту песни, повторяя за учителем

Осознанно слушают песню в исполнении учителя.

Пропевают слова и мелодию.

Самостоятельно поют под аккомпанемент. Отвечают на вопросы по содержанию музыкального произведения полным распространенным предложением. Запоминают и повторяют с учителем

23.

«Из чего же, из чего же», музыка Ю. Чичкова, слова Я. Халецкого

1

Прослушивание «К Элизе» Л. В. Бетховена.

Беседа о произведении, его характере и выразительных средствах.

Разучивание и хоровое пение песни «Из чего же, из чего же», музыка Ю. Чичкова, слова Я. Халецкого

Хоровое пение ранее разученных песен с движениями

Слушают музыку.

Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Слушают песню в исполнении учителя.

Подпевают отдельные слова и фразы, воспроизводят мелодию песни.

Воспроизводят движения по тексту песни, повторяя за учителем

Осознанно слушают музыкальное произведение, отвечают на вопросы, описывают выразительные средства композиции. Дают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки. Слушают песню в исполнении учителя. Запоминают слова, повторяют с учителем и самостоятельно. Воспроизводят движения по тексту песни, повторяя за учителем

24.

«Огонек».

«Огонек в горах» из одноименного кинофильма, музыка А. Бабаева, слова Г. Регистана

1

Разучивание и хоровое исполнение песни «Огонек в горах» из одноименного кинофильма, музыка А. Бабаева, слова Г. Регистана с движениями под музыку. Беседа о песне.

Хоровое пение ранее разученных песен с движениями

Прослушивают исполнение песни учителем. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Пропевают мелодию. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы

Воспроизводят движения по тексту песни, повторяя за учителем

Прослушивают исполнение песни.

Повторяют музыкальные фразы, пропевают мелодию с учителем и самостоятельно.

Отвечают на вопросы о характере мелодии, содержании песни.

Воспроизводят движения по тексту песни, выполняя самостоятельно

25.

«Дорога добра», музыка М. Минков, слова Ю. Энтина

1

Хоровое пение ранее разученных песен с движениями. Прослушивание и исполнение с движениями песни «Дорога добра» из мультфильма «Приключения маленького Мука», музыка М. Минков, слова Ю. Энтина.

Беседа по содержанию песни.

Музыкальное сопровождение на детских музыкальных инструментах. Хоровое пение ранее разученных песен с движениями

Поют музыкальные фразы, пропевают песню полностью с помощью учителя. Выполняют движения, повторяя за учителем.

Слушают, запоминают и подпевают отдельные слова и предложения песни, пропевают повторяющиеся фразы.

Слушают, отвечают на вопросы.

Выполняют движения, повторяя за учителем. Повторяют за учителем простой ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Поют ранее разученные песни с движениями с помощью учителя

Воспроизводят достаточно чисто мелодию и слова песни.

Поют песню целиком.

Правильно дышат, воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание. Самостоятельно выполняют движения песни. Слушаю, запоминают, поют, воспроизводя мелодию и слова разученного отрывка произведения.

Дают развернутые ответы на вопросы по содержанию песни. Ритмически правильно повторяют на музыкальных инструментах заданный ритмический рисунок. Воспроизводят мелодию и слова песни.

26.

«Катюша», музыка М. Блантера, слова М. Исаковского

1

Разучивание и хоровое исполнение песни «Катюша», музыка М. Блантера, слова М. Исаковского

Осознанно слушают музыкальное произведение. С помощью учителя определяют характер музыки, части куплетной формы -запев, припев. Слушают произведение в исполнении учителя. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, интонационно и ритмически близко воспроизводят мелодию

Осознанно слушают музыкальное произведение. Самостоятельно определяют характер музыки, части куплетной формы - запев, припев, отвечают на вопросы о произведении.

Запоминают, повторяют с учителем и воспроизводят чисто мелодию и слова песни, эмоционально передают ее настроение

27.

«Ой, по-над Волгой» в обработке В. Локтева

1

Техническая работа над музыкальным произведением.

Беседа по содержанию.

Хоровое исполнение: разучивание песни «Ой, по-над Волгой» в обработке В. Локтева. Хоровое исполнение с движениями

Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение

Подпевают отдельные слова и фразы, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Отвечают на вопросы кратко


Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы полным предложением

28.

«Песня про Красную Шапочку» из одноименного телефильма, музыка А. Рыбникова, слова Ю. Кима.

Обобщение по теме

«Огонек».


1

Прослушивание «Песни про Красную Шапочку» из одноименного телефильма, музыка А. Рыбникова, слова Ю. Кима. Беседа по содержанию песни. Исполнение музыкального произведения с движениями. Музыкальное сопровождение на инструментах.

Работа с учебником, вопросы и задания по изученной теме

Слушают, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Узнают песню, повторяют за учителем ритм на детских музыкальных инструментах.

Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет. Повторяют за учителем движения, подпевают повторяющиеся концы фраз.

Слушают музыку.

Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки.

Поют песню с учителем, а затем самостоятельно, интонируя мелодию и соблюдая ритмический рисунок.

Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок, указанный учителем.

29.

«С нами, друг!»

Основные жанры в музыке


1

Повторение основных музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт).

Работа с учебником: вопросы и задания. Знакомство с творчеством композитора А. Вивальди. Прослушивание Третьей части Концерта №2 «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Беседа о музыкальной композиции, его характере и выразительных средствах. Прослушивание композиции «Под музыку Вивальди» В. Берковской

Называют основные музыкальные жанры, различают их с помощью учителя.

Кратко отвечают на вопросы.

Знакомятся с творчеством А.Вивальди.

Прослушивают музыкальное произведение, с помощью учителя определяют характер музыки, звуковедение, темп

Называют и различают основные музыкальные жанры.

Знакомятся с творчеством А.Вивальди, кратко отвечают на вопросы по его биографии. Отвечают полным ответом.

Осознанно слушают композицию, определяют характер музыки, звуковедение, темп, отвечают на вопросы о произведении


30.

«Грезы» Р. Шумана

1

Прослушивание композиции «Грезы» Р. Шумана. Беседа о произведении, его характере и выразительных средствах.

Работа с учебником – выразительное чтение отрывка из стихотворения И. Мазина «Давайте дружить». Беседа по содержанию стихотворения.

Хоровое пение: разучивание песни «Будь со мной…», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальную композицию.

Кратко отвечают на вопросы по содержанию музыкального произведения.

Выразительно читают, отвечают кратко на вопросы по стихотворению.

Подпевают отдельные слова и фразы песни, воспроизводят мелодию с помощью учителя


Осознанно слушают музыку.

Показывают эмоциональный отклик на музыкальную композицию, определяют характер музыкального произведения. Выразительно читают стихотворение, понимая его содержание и основной смысл.

Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного песенного отрывка.

Слушают, отвечают на вопросы, описывают характер песни и содержание

31.

«Нам нужна одна победа», музыка и слова В. Окуджавы


1

Прослушивание песни «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал», музыка и слова В. Окуджавы. Рассматривание иллюстраций к празднику. Беседа об эмоциях, вызванных данной композицией, и по ее содержанию. Хоровое исполнение: разучивание песни «С нами друг», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы.

Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, близко воспроизводят мелодию



Рассматривают иллюстрации, слушают учителя.

Называют предметы и людей, определяют их отношение к празднику «День Победы».

Запоминают и повторяют с учителем песню. Достаточно точно воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Слушают, отвечают на вопросы, описывают характер песни и содержание

32.

«Облака», музыка В. Шаинского, слова С. Козловой

1

Разучивание песни «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» (музыка В. Шаинского, слова С. Козловой). Беседа по содержанию.

Музыкально-ритмические упражнения

Осознанно слушают музыкальное произведение. С помощью учителя определяют характер музыки, части куплетной формы -запев, припев.

Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, интонационно и ритмически близко воспроизводят мелодию. Повторяют за учителем и ритмично делают простые движения, повторяют простой ритмический рисунок

Осознанно слушают музыкальное произведение. Самостоятельно определяют характер музыки, части куплетной формы - запев, припев, отвечают на вопросы о произведении.

Запоминают и повторяют с учителем и воспроизводят чисто мелодию и слова песни, эмоционально передают ее настроение. Ритмически правильно выполняют движения, проговаривая текст упражнений

33.

«Прощайте скалистые горы», музыка Е. Жарковского, слова Н. Букина

1

Разучивание и хоровое исполнение песни «Большой хоровод», музыка Б. Савельева, слова Л. Жигалкиной, А. Хайта. Сочинение музыкального сопровождения на детских музыкальных инструментах. Прослушивание песни «Прощайте скалистые горы», музыка Е. Жарковского,слова Н. Букина. Беседа по содержанию

Поют музыкальные фразы и куплет полностью с помощью учителя. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет. Осознанно слушают произведение, показывают эмоциональный отклик, с помощью учителя определяют характер музыки.

Отвечают односложно на вопросы по содержанию

Поют песню целиком, правильно дышат, воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок мелодии. Осознанно слушают произведение, определяют настроение музыки, характеризуют произведение.

Отвечают распространенным предложением на вопросы

34

Итоговое занятие. Повторение пройденного музыкального материала

1

Вокально-хоровая работа

Поют музыкальные фразы и куплет полностью с помощью учителя. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет.

Осознанно слушают произведение, показывают эмоциональный отклик


Поют песню целиком, правильно дышат, воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок мелодии. Осознанно слушают произведение, определяют настроение музыки, характеризуют произведение.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!