СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для обучающихся 5 класса

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС УО (2 вариант)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для обучающихся 5 класса»

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей «Адаптивная школа – интернат № 5»




«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ /Орлова О.Б./



Протокол № ______ от

«____»___________ 2020 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/Маланина Н.А/



«____» ____________ 2020 г.




«Утверждаю»

Директор

____________ /Пузанов Е.А./



Приказ № ______

от «___»__________ 2020 г.




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

для обучающихся 5 «Б» класса (2 вариант)

на 2020 – 2021 учебный год





Учитель: ОРЛОВА О.Б.





Омск, 2020



Пояснительная записка

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. 

Адаптивная рабочая программа по физической культуре составлена на основе программы для 5 - 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, издательство М., «Владос», 2011г.

Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям, реализации, планируемым результатам освоения АООП в:

1. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральном государственном образовательном стандарте (Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3. Проекте примерной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Актуальность данной программы объясняется несколькими причинами:

– в настоящее время имеющиеся программы по физической культуре для детей с отклонениями в состоянии здоровья не соответствуют современным нормам и требованиям;

– физическое развитие детей с отклонениями в развитии, особенно младшего школьного возраста, становится все более важной проблемой, так как именно в этом возрасте деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма.

Цель программы:

  • Укрепление психического и физического здоровья обучающихся, увеличение двигательной активности и расширение двигательного опыта, в процессе использования многообразия средств адаптивной физической культуры.

Задачи программы:

  • повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности;

  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки и гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

  • формирование и совершенствование двигательных и прикладных, жизненно важных умений и навыков;

  • увеличение двигательной активности и обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;

  • повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;

  • коррекция нарушений физического развития и психомоторики;

  • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;

  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре, и ее значение в жизни человека;

  • формирование достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

  • воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.

Методы и формы организации физической культуры

обучающихся с ТМНР

• Метод индивидуального дозирования физических нагрузок;

• методы наглядного восприятия (показ, звуковой сигнал, демонстрация);

• методы использования слова (описание, объяснение, команда, подсчет);

  • практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный).

  • индивидуальный, групповой, фронтальный и коллективный способы организации учебных действий.

Реализация уроков осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Уроки по физической культуре проводятся в помещении, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Средства, используемые при реализации программы:

  • физические упражнения;

  • корригирующие упражнения;

  • коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

  • материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

  • наглядные средства обучения.

Специфика предмета

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Адаптивная физическая культура для детей с ТМНР – это новое направление, как в специальной педагогике, так и в адаптивной физической культуре, включающие в себя ряд коррекционных задач, определяющих целенаправленный и специфический процесс преодоления недостатков физического развития и осуществления взаимосвязи с лечебно-оздоровительной и коррекционно-компенсаторной работы.

Занятия АФК направлены:

- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей, сердечно – сосудистых заболеваний, нарушений зрения);

- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);

- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);

- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);

- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);

- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Общая характеристика учебного предмета

«Адаптивная физическая культура»

Специфичность понятия «Адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося.

Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальной. Как известно, под влиянием систематических занятий физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем.

Программный материал по адаптивной физической культуре предусматривает обучение школьников элементарным жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.

Материал программы состоит из следующих разделов: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Лыжная прогулка, игры на свежем воздухе», «Велосипедная подготовка».

Учебный план по предмету «Адаптивная физкультура» входит в обязательную часть учебного плана организации. Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю (18 часов – 1 четверть, 14 час – 2 четверть, 20 часов – 3 четверть и 16 часов – 4 четверть). Общее количество 68 часов в год. Продолжительность одного урока – 35-40 минут.

Распределение учебного материала

Раздел программы

Количество часов

Физическая подготовка

36

Коррекционные подвижные игры

16

Лыжная прогулка

8

Велосипедная подготовка

8


Каждый из четырех разделов программы предполагает освоение двигательных навыков на одном из доступных уровней:

  • минимальный уровень, содержание которого предполагается к освоению детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения, тяжелые и глубокие интеллектуальные нарушения, предполагающему в процессе работы постоянную ассистентскую помощь взрослого;

  • достаточный уровень, включающий в себя освоение более сложных двигательных навыков (элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений, игры с соблюдением правил и пр.).

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП

Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.

  • Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.

  • Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и другие.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Предполагаемые результаты освоения программы в 5 классе

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Раздел «Физическая подготовка»:

Может научиться:

- выполнять команду «Становись»

- строиться в шеренгу, в колонну;

- чередовать ходьбу с бегом;

- ходить в колонне по одному;

- подпрыгивать на одной и двух ногах;

- метать мячи одной рукой с места;

- мягко приземляться при прыжках;

- выполнять инструкции и команды учителя;

- ходить по гимнастической скамейке;

- лазить по наклонной гимнастической скамейке и гимнастической стенке;

- выполнять ОРУ с предметами и без них.

Получит возможность научиться:

- прыгать в длину с места;

- прыгать вверх с доставанием предметов;

- прыгать на скакалке;

- выполнять упражнения в парах;

- бегать на короткие дистанции.

Раздел «Коррекционные подвижные игры»:

Может научиться:

- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;

- броскам мяча;

- ловле мяча;

- передаче мяча.

Получит возможность научиться:

- элементам спортивной игры «бочче»;

- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.

Раздел «Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе»

Может научиться:

- выполнять строевые упражнения с лыжами;

- передвигаться на лыжах ступающим шагом.

Получит возможность научиться:

- взаимодействовать с партнерами в подвижных играх на свежем воздухе.

Раздел «Велосипедная подготовка»:

Может научиться:

- удерживать позу с помощью во время работы на велотренажере;

- узнавать составные части велотренажера;

- вращать педали с фиксацией ног.

Получит возможность научиться:

- последовательности действий при посадке на велотренажер.

Основное содержание учебного предмета

Содержание программы по предмету «Адаптивная физическая культура» направлено на целостное обучение с последующим усложнением, углублением и совершенствованием упражнений. Рабочая программа предполагает выработать у обучающихся прочный двигательный стереотип в основных упражнениях различных разделов учебной программы. Достигается это постоянным повторением и совершенствованием ранее изученного учебного материала из урока в урок, из года в год. Обучение осуществляется посредством специально отобранных упражнений и игр. Применяются общеразвивающие, имитационные подготовительные и специальные упражнения, общеразвивающие и специальные игры, направленные на развитие двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации.

Физическая подготовка. Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне. Выполнение строевых команд.

Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, приставным шагом, широким шагом. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.

Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места.

Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия. Перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза. Развитие физических качеств.

Корригирующие упражнения:

Упражнения на дыхание: правильное глубокое дыхание без упражнений (учение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха в И.П. стоя, сидя, лежа). Дыхание по подражанию: «понюхать цветок» - вдох; «дуем на кашу» - выдох.

Упражнения на осанку: упражнения в движении, имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения у г/стенки; удерживание мешочка на голове, стоя у стенки.

Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «хождение на носках», хождение на пятках», «серп»); ходьба приставными шагами по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на общую и мелкую моторику: с массажными мячами- ежиками большого размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания); с гимнастическими палками (скольжения, переставления рук, повороты); со

средними мячами (перекатывание партнеру сидя, катание вдоль гимнастической скамейки, броски в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, удары в стену; удары об пол).

Коррекционные подвижные игры. Игры с элементами общеразвивающих упражнений, с мячами, с бегом, с прыжками, с метанием и бросками. Подвижные игры «Паровоз», «На праздник», «Возьми ленточки», «Беги ко мне», «Перепрыгни через ручеек» и другие.

Элементы спортивных игр и упражнений

Баскетбол: удержание мяча в руках в течение пяти секунд с поддержкой, захват и отпускание мяча с поддержкой, толчок мяча от груди/тела по направлению цели с поддержкой, захват и удержание мяча в течение пяти секунд без поддержки, захват и удержание мяча продолжительное время, захват и толчок мяча от груди/тела по направлению цели без поддержки, передача мяча по кругу с поддержкой.

Пионербол: касание рукой подвешенного мяча с помощью взрослого; удар рукой по подвешенному мячу с помощью взрослого, броски волейбольного мяча в сторону сетки без поддержки.

Футбол: отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения лежа, сидя, стоя с помощью взрослого, удар ногой по мячу из различных исходных положений с помощью взрослого.

Бочче: катание малого и больших шаров на различные расстояния, в указанную цель.

Лыжная прогулка. Организующие команды и приемы. Переноска лыж. Передвижение ступающим шагом без палок. Подвижные игры на санках, со снежками.

Велосипедная подготовка. Работа на велотренажере.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ в 5 «А» классе


урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

план

факт

Раздел программы: Физическая подготовка - 16 часов

1

Построения и перестроения

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег. ОРУ.

Основные упражнения:

- Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!».

- Размыкание на вытянутые руки вперед с помощью учителя. - Повороты по ориентирам.

- Перестроение в круг, взявшись за руки.

- Передвижение по кругу, взявшись за руки в правую и левую сторону.

Корригирующие упражнения:

Круговые движения в лучезапястных суставах.




2

Основные движения рук, ног, туловища

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег. ОРУ.

Основные упражнения:

- Положение рук вперед, вверх, в стороны, за голову.

- То же, но во время ходьбы.

- Движения правой (левой) ногой вперед, в сторону, назад.

- Сгибание ног в коленном суставе вперед, назад.

- Наклоны туловища вперед, назад, вправо-влево.

- Повороты туловища направо-налево.

Корригирующие упражнения:

Круговые движения в лучезапястных суставах.




3

Ходьба с изменением направления и темпа

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках; приставным шагом. Бег в медленном темпе. ОРУ.

Основные упражнения:

- Начало движения и остановка по звуковому сигналу.

- Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе («елочка», «змейка», зигзагом и т.д.).

- Ходьба парами, взявшись за руки, за учителем.

- Ходьба в чередовании с бегом.

Подвижная игра «Беги ко мне»

Корригирующие упражнения:

Одновременное сгибание пальцев на одной руке и разгибание на другой.




4

Бег с остановками по сигналу

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой на носках, пятках, внешних сводах стопы, с поочередным выносом прямых ног вперед. ОРУ.

Основные упражнения:

- Ходьба с остановками по слуховому и зрительному сигналу.

- Согласование ходьбы с хлопками.

- Ходьба с изменением темпа за учителем.

- Бег в чередовании с ходьбой (15 м бег, 10 м ходьба).

Игра «Беги ко мне».

Корригирующие упражнения:

Руки через стороны вверх - подтянуться - вдох, руки вниз - расслабиться - выдох.




5

Преодоление препятствий при ходьбе

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой с различными движениями рук; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Бег по прямой и к ориентирам. ОРУ с ленточками.

Основные упражнения:

Задания выполнять при передвижении в колонне по одному по кругу:

- ходьба по кирпичикам; перепрыгнуть через «ров» (ширина 30 – 40 см);

- перешагнуть через гимнастические скамейки, установленные параллельно друг другу;

- перепрыгнуть из обруча в обруч, лежащие рядом друг с другом.

Подвижная игра «Хвостики».

Корригирующие упражнения:

Свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот).




6

Ходьба и бег на короткие отрезки

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, пятках, внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе, меняя положение рук: на поясе, за спиной, к плечам.

Основные упражнения:

- Ходьба и бег по прямой (S=15-20 м) по сигналу учителя.

- Пробегание коротких отрезков из разных и.п. (привычных и непривычных).

- Челночный бег.

- Переноска 3-х кубиков из обруча в обруч.

Корригирующие упражнения:

Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)




7

8

Прыжки

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе. ОРУ.

Основные упражнения:

- Прыжки на месте на двух ногах.

- Прыжки вперед через рейки лесенки координации.

- Прыжки из обруча в обруч.

- Прыжки в длину с места толчком двух, с приземлением на гимн/мат.

Подвижная игра «Перепрыгни через ручеек».

Корригирующие упражнения:

Дыхательные упражнения по подражанию «понюхать цветок»




9

Разновидности ходьбы

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы.

Основные упражнения:

- Ходьба по линиям: прямо, правым и левым боком.

- Ходьба спиной вперед.

- Ходьба «змейкой».

- Ходьба с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад.

Игра «Аист ходит по болоту»

Корригирующие упражнения:

Круговые движения в голеностопных суставах




10

Прыжки на одной ноге на месте и с продвижением вперед

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Бег с остановками по звуковому сигналу. ОРУ в движении.


Основные упражнения:

- Прыжки на месте на двух, одной ноге.

- Прыжки на одной (правой, левой) ноге вперед-назад; с поворотами направо-налево, кругом.

- Прыжки с продвижением вперед по ориентирам (к кубикам, набивным мячам).

Игра «Прыг-скок».

Корригирующие упражнения:

Свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот).




11

Упражнения на развитие общей моторики

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы.

Основные упражнения:

- "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

- "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

- И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.

- И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

- Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги.

Корригирующие упражнения:

Дыхательное упражнение



12

13

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, приставными шагами. Бег по разметке волейбольной площадки. Поднять руки вверх – потянуться.

Основные упражнения:

- Прыжки на двух ногах на месте с хлопками перед собой и над головой.

- Упражнение «Зайка»: прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

- Прыжки вперед, перепрыгивая через небольшие «кирпичики».

Игра «Прыг-скок».

Корригирующие упражнения:

Сопоставление пальцев поочередно на правой руке, затем на левой.



14

Метание мяча в цель

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы.

Основные упражнения:

- Метание теннисного мяча в обруч, лежащий на полу.

- Метание теннисного мяча в вертикальную цель.

- Метание в цель, стоя на одном колене.

Игра «Попади в мяч».

Корригирующие упражнения:

Круговые движения в лучезапястных суставах.




15

16

Броски мяча в парах

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег в медленном темпе по разметке волейбольной площадки. ОРУ.

Основные упражнения:

- Первый катит мяч второму, второй бросает мяч первому.

- Бросок мяча от груди, ловля перед грудью.

- Броски двумя руками снизу.

- Броски двумя руками из-за головы.

- Бросок одной рукой от плеча, ловля двумя руками.

- Броски двумя руками через один удар о пол.

- Броски через волейбольную сетку (высота 150 см).

Подвижная игра «Мяч среднему»

Корригирующие упражнения:

Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке





Раздел программы: Коррекционные подвижные игры - 14 часов

17

18

Подвижные игры с элементами ОРУ

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег с изменением направления (за учителем).

Основные упражнения:

Отведение рук в стороны, вверх; движения прямой ноги (правой, левой): вперед, в стороны, назад держась за опору. Наклоны головы и туловища.

Игры «Сбор овощей», «Повтори, не ошибись».

Корригирующие упражнения:

сгибания-разгибания в голеностопных суставах (самостоятельно или с помощью)





19

20

Подвижные игры с бегом

2

Разминка: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, бег с остановкой по сигналу. ОРУ.

Подготовительные упражнения:

Ходьба, перешагивая из обруча в обруч (малого диаметра); ходьба зигзагом к ориентирам.

Основные упражнения:

Челночный бег с переноской кубиков.

Подвижные игры «Беги к флажку», «Возьми ленточки».

Корригирующие упражнения:

Взмахи ногой вперед, назад.




21

22

Подвижные игры с мячом.

2

Разминка: Ходьба с движениями рук (мяч в руках). Бег в медленном темпе. ОРУ.

Подводящие упражнения:

- Броски волейбольного мяча в стену двумя руками снизу; из-за головы.

- Броски мяча в пол с отскоком в стену.

- «Соберём мячи в корзину».

Основные упражнения:

- Касание рукой подвешенного мяча и удар по подвешенному мячу с помощью взрослого.

- Броски волейбольного мяча в сетку.

Подвижные игры «Беги к флажку», «Быстрее лови».

Корригирующие упражнения:

Дыхание по подражанию: «понюхать цветок».




23

Подвижные игры с прыжками

1

Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. ОРУ со скакалкой.

Подводящие упражнения:

- Прыжки вверх.

- Прыжки с продвижением вперед

Основные упражнения:

Подвижные игры «Удочка», «Прыгающие воробушки»

Корригирующие упражнения:

Круговые движения в голеностопных суставах.




24

Подвижные игры с метанием мяча.

1

Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. ОРУ со скакалкой.

Подводящие упражнения:

- Метание мяча в стену правой, левой рукой.

Основные упражнения:

Подвижные игры «На линии огня», «Кто дальше?»

Корригирующие упражнения:

Круговые движения в голеностопных суставах.




25

26

Элементы спортивных игр (пионербол): броски мяча

2

Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. ОРУ с мячом.

Подводящие упражнения:

- Касание рукой подвешенного мяча с помощью взрослого. - Удар рукой по подвешенному мячу с помощью взрослого.

Основные упражнения:

- Броски волейбольного мяча в сторону сетки без поддержки.

- Броски через сетку в парах.

Корригирующие упражнения:

Расслабление (потряхивание) рук.




27

28

Элементы спортивных игр (баскетбол): передача мяча

2

Разминка: ходьба, бег по линиям баскетбольной площадки за учителем. ОРУ.

Подводящие упражнения:

- Прыжки на двух и одной ноге, стоя на месте; с продвижением до предмета (местоположение можно менять).

Основные упражнения:

- Удержание баскетбольного мяча в течение 5 секунд с поддержкой и отпускание мяча.

- То же, но без поддержки. Захват и толчок мяча от груди по направлению цели.

- Передача мяча по кругу (помощь учителя индивидуально).

Корригирующие упражнения:

Захватывание и перекатывание пальцами ног различных предметов




29

30

Элементы спортивных игр (футбол): удар по мячу

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках. Бег. ОРУ. Бег между набивными мячами; с обеганием стоек.

Основные упражнения:

- Отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения сидя, стоя, лежа.

-Удар ногой по мячу из различных и.п. с помощью взрослого.

- Удар ногой по воротам.

Корригирующие упражнения:

Разведение и сведение пальцев рук




31

32

Бочче: броски и катание шаров

2

Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. Упражнения для рук.

Подводящие упражнения:

- Перекатывание мяча в парах.

- То же, но между параллельно лежащими гимн/палками.

Основные упражнения:

- Катание шаров «паллино» и «бочче» на различные расстояния; в указанную цель.

- Броски шара бочче, стараясь сбить кеглю. Броски шара паллино.

- Поочередные броски бочче к паллино.

Корригирующие упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»




Раздел программы: Лыжная прогулка - 8 часов

33

34

35

36

37

38

39

40

Лыжная прогулка

8

Ознакомление.

Переноска лыж. Выход на площадку.

Начальное разучивание:

- Построение на лыжах.

- Передвижение ступающим и шагом без палок с помощью учителя и самостоятельно.

- Передвижение скользящим шагом без палок.

- Повороты на месте переступанием.

Очистка лыж.

Углубленное разучивание. Повторение.

(содержание предыдущих уроков)





Раздел программы: Велосипедная подготовка – 8 часов

43

44

45

46

47

48

49

50

Работа на велотренажере

8

Подводящие упражнения:

Имитация езды на велосипеде, сидя на полу (стуле).

Основные упражнения:

Вращение педалей с фиксацией ног. Дополнительное задание: ходьба и медленный бег на беговой дорожке (со страховкой учителя).

Корригирующие упражнения:

Сгибание – разгибание ног в голеностопных суставах.




Раздел программы: Физическая подготовка - 20 часов

51

52

Броски мяча в стену двумя руками

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег в медленном темпе. ОРУ для рук.

Основные упражнения:

- Подбрасывание мяча перед собой и ловля двумя руками.

- Броски снизу двумя руками.

- Броски двумя руками от груди; из-за головы.

- Броски мяча двумя руками в пол с отскоком о стену, ловля двумя руками.

- Броски в стену двумя руками из-за головы и ловля после отскока от пола.

- Броски из-за спины и ловля перед собой.

Корригирующие упражнения:

И.п. – полунаклон вперед. Расслабление мышц рук.




53

Сбивание предметов

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Движения руками во время ходьбы.

Основные упражнения:

- Метание теннисного мяча в катящийся большой мяч (фитбол).

- Сбивание кеглей («Кегельбан»)

- Сбивание баскетбольных мячей, установленных на гимнастической скамейке.

Корригирующие упражнения:

Дыхательное упражнение




54

55

Прыжки вверх

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках; приставным шагом; скрестным шагом; спиной вперед. ОРУ с мячами.

Основные упражнения:

- Прыжки вверх из полуприседа.

- Прыжки вверх, держась руками на уровне плеч.

- Прыжки 1 – 2 рейку гимн/стенки, держась руками на уровне головы.

- Прыжки через натянутый шнур (h=10-15 см).

- Подпрыгивание и доставание предметов (подвешенный мяч)

Корригирующие упражнения:

Сгибание фаланг пальцев.




56

57

Равновесие

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба по линии, нарисованной на полу; перешагивание через гимн/палки.

Основные упражнения:

Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3-4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), боком приставными шагами, по наклонной скамейке. Ходьба с мешочком на голове.

Корригирующие упражнения:

Перекатывание малого массажного мяча на ладони вправо-влево



58

59

Лазанье по наклонной г/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с резиновыми мячами.

Основные упражнения:

Ходьба по наклонной гимн/скамейке вверх и спуститься вниз по гимн/скамейке (помощь учителя индивидуально). Лазанье по наклонной гимн/скамейке в приседе; в упоре стоя на коленях; в упоре согнувшись. Лазанье по двум параллельным скамейкам. Лазанье по наклонной гимн/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами.

Корригирующие упражнения:

Из положения сидя лечь, сесть.




60

61

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с гимнастическими палками.

Основные упражнения:

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз.

Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и спуститься по ней произвольным способом. Лазанье по гимн/стенке в сторону приставными шагами; вверх по диагонали.

Корригирующие упражнения:

Дыхательные упражнения по подражанию «согреть руки»





62

63

Прыжки через предметы

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег в медленном темпе по разметке волейбольной площадки. ОРУ с резиновыми мячами.

Основные упражнения:

- Прыжки через линию.

- Прыжки через гимнастические палки, лежащие на полу через 50 см.

- Прыжки через «кирпичики».

- Прыжки через натянутый резиновый жгут на высоте 20-30 см.

Корригирующие упражнения:

Ходьба в медленном темпе



64

65

Спрыгивание с высоты

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с большими мячами.

Основные упражнения:

Спрыгивание с гимн/скамейки на гимн/мат, руки в стороны. Спрыгивание с 1-й рейки гимн/стенки.

Игра «Лягушка».

Корригирующие упражнения:

Дыхательные упражнения по подражанию «надуй шарик»



66

Передача большого мяча в колонне

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, с поочередным выносом прямой ноги вперед, с высоким подниманием бедра. Бег.

Основные упражнения:

Перекладывание волейбольного мяча из руки в руку. Подбрасывание и ловля мяча перед собой.

Стоя в колонне по одному: передача волейбольного мяча за голову; передача снизу между ногами; передача баскетбольного мяча справа, слева с поворотом туловища.

Корригирующие упражнения:

Сохранение правильной осанки в положении сидя до 5 сек.



67


Метание теннисного мяча на дальность

1

Подводящие упражнения:

Перекатывание теннисного мяча между ладонями; сжимание-разжимание массажного малого мяча.

Основные упражнения:

- Броски теннисного мяча в стену правой (левой) рукой.

- Броски в стену на дальность отскока.

- Метание теннисного мяча на дальность с места.

Подвижная игра «Движущаяся мишень».

Корригирующие упражнения:

Поочередное сгибание пальцев рук на одной (двух) руках




68

Бег на короткие отрезки

1

Подводящие упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. ОРУ без предмета

Основные упражнения:

- Ходьба «змейкой».

- Бег в колонне по одному.

- Бег до ориентира по сигналу учителя.

- Бег в парах.

Корригирующие упражнения:

Дыхательное упражнение




Перечень учебно-методического обеспечения

1. Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий.

2. Флажки.

3. Дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см),

4. Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.).

5. Координационная лесенка.

6. Кубики, кегли и шары пластмассовые.

7. Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материа­лов.

8. Ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12 х 3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см).

9. Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые).

10. Гимнастические маты.

11. Резиновый жгут.

12. Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г).

13. Набор для игры в «Бочче».

14. Обручи разных размеров.

15. Гимнастическая стенка.

16. Гимнастические скамейки.

17. Набор для игры в «Бочче».

18. Лыжи, лыжные палки.

19. Велотренажер.

20. Беговая дорожка.

В зависимости от задач, стоящих перед учителем, мож­но использовать любое другое оборудование и материалы.


Методические и учебные пособия

1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.

2. Баряева Л.Б. Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб ЦДК. 2011.

3. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, Издательство М., «Владос», 2011.

4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002.

5. Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью). – СПб.:Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.

6. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб. - Союз художников, 2007.

7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.




7