СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» для обучающихся (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1) под ред. В.В. Воронковой, Москва, ВЛАДОС, 2001 год.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ю.А. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот,  Москва, «Просвещение», 2006 год.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей с интеллектуальной недостаточностью:  неустойчивость внимания, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, недостаточность навыков чтения, устной и письменной речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» для обучающихся (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»



«Рассмотрено»

руководитель МО

___________________

протокол №

от «___ » _____20____г.

«Согласовано»

заместитель директора

по УВР И.Ю. Турушева

____________________

«___»________20____ г.

«Утверждено»

Директор МКОУ С(К)ОШИ

М.И. Гаврилова-Кузнецова

______________________

приказ № ________

от «____ » ______20______ г.








АДАПТИРОВАННАЯ Рабочая программа

по предмету «МАТЕМАТИКА»

для обучающихся

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1











Программу по предмету «Математика» разработал учитель первой категории:

Веселкова Евгения Викторовна.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1) под ред. В.В. Воронковой, Москва, ВЛАДОС, 2001 год.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ю.А. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот, Москва, «Просвещение», 2006 год.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей с интеллектуальной недостаточностью: неустойчивость внимания, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, недостаточность навыков чтения, устной и письменной речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.



Цели и задачи обучения и коррекции


Цели обучения математике:

  • создание условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками;

  • развитие образного и логического мышления, воображения;

  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Задачи

Образовательные:

  • Дать учащимся доступные количественные, пространственные и временные, геометрические представления, которые помогут в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

  • Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

  • Воспитывать у учащихся целенаправленность терпеливость, самостоятельность навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и начатое дело до конца.


Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.


Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие абстрактных математических понятий.

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания.

  • Развитие пространственных представлений и ориентации.

  • Развитие основных мыслительных операций.

  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

  • Формирование способов нахождения сходства и различия, выявление существенных признаков и отвлечение от несущественных, использование приемов классификации и дифференциации, установление причинно-следственных связей между понятиями;

  • Формирование приёма материализации (умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях);

  • Формирование развития речи, индивидуального комментирования предметно-практической деятельности и действий с числами.

  • Активизация темпа работы, результативности.

  • Формирование мыслительной деятельности, внимания, памяти.

  • Развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля.

  • Коррекция поведения.


Решение данных задач и такое построение курса математики повысят адаптивные возможности выпускников и помогут им более успешно интегрироваться в современном об­ществе.


Технологии:

  • Игровые

  • Здоровьесберегающие

  • Личностно – ориентированное обучение

  • Проблемное обучение

  • Развивающее обучение

  • Дифференцированное обучение

  • Информационно – коммуникативные технологии.


Формы обучения: 
1. По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.


Виды деятельности:

  • устное и письменное решение примеров и задач;

  • практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

  • развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

  • индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

  • самостоятельная работа с учебником.


На изучение предмета в 9 классе по учебному плану выделено 3 часа в неделю.

Из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала.


Содержание обучения

  1. Повторение.

Нумерация. Счёт равными числовыми группами. Обыкновенные и десятичные дроби. Именованные числа. Геометрия: Виды линий. Линейные меры. Их соотношения.

  1. Арифметические действия с целыми и дробными числами.

Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на однозначные, двузначные, трёхзначные числа. Геометрия: Углы. Виды ломаной линии. Построение треугольников. Геометрические тела: куб, прямоугольный прямоугольник.

  1. Проценты.

Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью. Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%. Геометрия:  Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности. Развёртка правильной, полной пирамиды. Круг. Окружность. Шар, сечения шара.

  1. Конечные и бесконечные дроби.

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Геометрия: Цилиндр, развёртка. Конусы.

  1. Все действия с десятичными дробями и целыми числами.

Сложение и вычитание, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Геометрия:  Симметрия: осевая, центральная.

  1. Обыкновенные дроби.

Сложение и вычитание. Умножение и деление на целое число. Смешанное число. Геометрия: Площадь. Единицы измерения площади, их соотношения. Площадь круга.

  1. Совместные действия целых чисел с обыкновенными дробями и десятичными дробями.

Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять другими. Геометрия: Объём. Обозначение: V. Единицы измерения объёма: 1 куб.мм, 1 куб.см, 1 куб.дм, 1 куб.м, 1 куб.км. Соотношения. Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).

  1. Повторение.

Все действия с целыми числами, именованными числами, дробями. Решение задач. Геометрия: Вычисление периметра, площади, объёма.

 

По возможностям обучения учащиеся делятся на четыре группы.

1 группа. Учащихся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Усвоение базового стандарта.

2 группа. Для этой группы учащихся характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется. Усвоение достаточного уровня.

3 группа. Эти учащиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам. Усвоение по результатам индивидуальных достижений.

4 группа. Учащиеся, которые овладевают учебным материалом на низком уровне. При этом только фронтального обучения для них недостаточно, они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности им недоступно. Учащимся требуется неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки используется одними учениками верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят своих ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение как исправить. Каждое последующее задание ими воспринимается как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предполагается программой коррекционной школы. Обучаются по индивидуальной программе.




Основные требования к знаниям и умениям учащихся,

 оканчивающих школу.

Учащиеся должны знать:

  • таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

  • табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

  • названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

  • натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;

  • геометрические  фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000;

  • выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

  • складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

  • находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа, число по его доле или проценту;

  • решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в два, три, четыре арифметических действия;

  • вычислять объем прямоугольного параллелепипеда;

  • различать геометрические фигуры и тела;

  • строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии, развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.

 Примечание.  Для учащихся, незначительно, но постоянно отстающих от одноклассников в усвоении знаний, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.

     

Достаточно:

  • знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, массы, длины;

  • читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;

  • уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10000;

  • решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной, десятичной, 1% от числа, на соотношения: стоимость, количество, цена, расстояние, скорость, время;

  • уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон, объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;

  • уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольники с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;

  • различать геометрические фигуры и тела.

 





Содержание обучения

Количество часов на 1 четверть: 27 ч

Дата

Тема урока

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Числа целые и дробные

Учащиеся должны знать:

- числовой ряд в пределах 1 000 000;

- десятичный состав чисел в пр. 1 000 000;

- разряды и классы;

- таблицы сложения чисел, в том числе с переходом через десяток;

- табличные случаи умножения и деления;

- элементы десятичной дроби;

- место дес. дробей в нумерационной таблице;

- линейные, квадратные меры, меры земельных площадей;

- свойства куба.


Учащиеся должны уметь:

- выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами и десятичными дробями;

- умножать и делить целые числа и дес. дроби на однозначное число;

- решать составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;

-умножать и делить на двузначное и трёхзначное число целые числа и десятичные дроби;

- решать составные задачи;

1


Линейные меры.

2


Целые числа. Нумерация

3


Обыкновенные и десятичные дроби

4


Вычисление периметра многоугольника

5


Числа целые и дробные. Входные параметры

6


Числа, полученные при измерении величин

7


Взаимное положение прямых линий

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

8


Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

9


Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания

10


Квадратные меры. Вычисление площади прямоугольника

11


Порядок арифметических действий в выражениях со скобками, без скобок

12


Контрольная работа по теме: «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками, без скобок»

13


Вычисление площади мерами земельных площадей

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей

14


Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число

15


Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число

16


Куб. Развертка куба

17


Умножение и деление на 10,100, 1000 целых чисел и десятичных дробей

18


Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число

19


Площадь боковой и полной поверхности куба

20


Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число

21


Контрольная работа по теме: «Все действия с целыми числами и десятичными дробями»

22


Площадь боковой и полной поверхности куба. Практическая работа

23


Работа над ошибками к/р. Решение задач на нахождение среднего арифметического

24


Вычисления на калькуляторе целые и дробные числа.

25


Вычисления на калькуляторе целые и дробные числа. Решение задач с целыми и дробными числами.

Повторение

26


Порядок арифметических действий в выражениях со скобками, без скобок

27


Итоговый урок по теме: «Куб»


Содержание обучения

Количество часов на 2 четверть: 21 ч


/№

Дата

Тема урока

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Умножение и деление на трехзначное число

Учащиеся должны знать:

- числовой ряд в пределах 1 000 000;

- десятичный состав чисел в пр. 1 000 000;

- разряды и классы;

- таблицы сложения чисел, в том числе с переходом через десяток;

- табличные случаи умножения и деления;

- элементы десятичной дроби;

- место дес. дробей в нумерационной таблице;

- правила умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1000.

- правила нахождения 1% и нескольких процентов от числа, числа по его процентам;

- свойства прямоугольного параллелепипеда;

- единицы измерения объема, их соотношения

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами

и десятичными дробями;

- умножать и делить целые числа и дес. дроби на однозначное число;

- решать составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;

-умножать и делить на двузначное и трёхзначное число целые числа и десятичные дроби;

- решать составные задачи;

- строить развертку прямоугольного параллелепипеда;

- вычислять площадь боковой и полной поверхности параллелепипеда

- вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

1


Умножение на трехзначное число

2


Деление на трехзначное число

3


Прямоугольный параллелепипед

4


Умножение и деление на трехзначное число

5


Умножение и деление на трехзначное число с проверкой

6


Развертка параллелепипеда

7


Порядок арифметических действий

8


Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на трехзначное число»

9


Площадь боковой поверхности параллелепипеда

Проценты и дроби

10


Работа над ошибками. Понятие о проценте

11


Нахождение одного процента от числа

12


Площадь полной поверхности параллелепипеда

13


Нахождение нескольких процентов от числа

14


Нахождение нескольких процентов от числа

15


Вычисление площади боковой и полной поверхности параллелепипеда

16


Решение задач на нахождение нескольких процентов от числа

17


Запись процентов обыкновенной дробью

18


Контрольная работа по теме: «Проценты и дроби»

19


Проценты и дроби. Работа над ошибками к/р



Повторение

20


Решение задач по теме: «Проценты»

21


Вычисление площади боковой и полной поверхности параллелепипеда


Количество часов на 3четверть: 30 ч

Дата

Тема урока

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Проценты и дроби.


Учащиеся должны знать:

- конечные и бесконечные дроби;

- виды симметрии;

- формулы вычисления длины окружности, площади круга;

- геометрические тела: пирамида, цилиндр, шар.

Учащиеся должны уметь:

- находить проценты от числа, число по его проценту;

- решать задачи на нахождение процентов от числа, числа по его 1%;

- заменять проценты обыкновенными и десятичными дробями и наоборот;

- выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями;

- заменять обыкновенные дроби десятичными и наоборот;

-строить симметрично расположенные фигуры относительно центра и оси симметрии;

- вычислять длину окружности и площадь круга по заданному радиусу



Объем. Обозначение. Единицы измерения объема


Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 50%


Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 10%


Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба)


Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 20%


Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 25%


Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба)


Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 75%


Нахождение числа по одному его проценту


Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Практическая работа


Нахождение числа по его 50%


Нахождение числа по его 25%


Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).


Нахождение числа по его 20%


Нахождение числа по его 10%


Итоговый урок по теме: «Прямоугольный параллелепипед»


Обыкновенные дроби

Образование об. дробей. Смешанные числа


Преобразование, сравнение об. дробей


Цилиндр. Развертка цилиндра


Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями


Сложение и вычитание смешанных чисел


Конус (полный и усеченный)


Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями


Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями


Пирамида. Развертка правильной, полной пирамиды


Умножение и деление об. дробей на целое число


Умножение и деление об. дробей на целое число


Симметрия осевая и центральная


Контрольная работа по теме: «Все действия с обыкновенными дробями»


Работа над ошибками. Действия с обыкновенными дробями


Количество часов на 4 четверть: 24 часа


Совместные действия с об. и десятичными дробями

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Запись десятичных дробей в виде обыкновенных дробей. Запись обыкновенных дробей

в виде десятичных

Учащиеся должны знать:

- конечные и бесконечные дроби;

- виды симметрии;

- формулы вычисления длины окружности, площади круга;

- геометрические тела: пирамида, цилиндр, шар.

Учащиеся должны уметь:

- находить проценты от числа, число по его проценту;

- решать задачи на нахождение процентов от числа, числа по его 1%;

- заменять проценты обыкновенными и десятичными дробями и наоборот;

- выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями;

- заменять обыкновенные дроби десятичными и наоборот;

-строить симметрично расположенные фигуры относительно центра и оси симметрии;

- вычислять длину окружности и площадь круга по заданному радиусу



Конечные и бесконечные десятичные дроби


Линии в круге. Сектор, сегмент


Длина окружности


Совместные действия с об. и десятичными дробями. Сложение и вычитание


Совместные действия с об. и десятичными дробями. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания


Площадь круга


Совместные действия с об. и десятичными дробями. Умножение и деление


Все действия с обыкновенными и десятичными дробями


Геометрические фигуры и тела. Практическая работа


Все действия с обыкновенными и десятичными дробями


Вычисление длины окружности.


Проценты и дроби


Вычисление площади круга.


Контрольная работа по теме: «Все действия с целыми и дробными числами»

Повторение


Работа над ошибками к/р. Решение задач по теме: «Дроби»


Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба)


Решение задач по теме: «Проценты»


Вычисления на калькуляторе. Выполнение вычислений с округлением


Вычисления на калькуляторе целые и дробные числа.


Вычисление длины окружности, площади круга, объема прямоугольного параллелепипеда (куба)


Решение задач с целыми и дробными числами.


Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания с целыми и дробными числами.


Итоговый урок по теме: «Все действия с целыми и дробными числами»


Итоговый урок по теме: «Геометрические фигуры и тела»

Литература

1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М.: Просвещение. – 2006

2. М.Н. Перова. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Просвещение. – 2001




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!