Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» | |
«Рассмотрено» руководитель МО ___________________ протокол № от «___ » _____20____г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР И.Ю. Турушева ____________________ «___»________20____ г. | «Утверждено» Директор МКОУ С(К)ОШИ М.И. Гаврилова-Кузнецова ______________________ приказ № ________ от «____ » ______20______ г. |
| | |
| |
АДАПТИРОВАННАЯ Рабочая программа по предмету «МАТЕМАТИКА» для обучающихся (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 | |
| |
| Программу по предмету «Математика» разработал учитель первой категории: Веселкова Евгения Викторовна. | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1) под ред. В.В. Воронковой, Москва, ВЛАДОС, 2001 год.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ю.А. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот, Москва, «Просвещение», 2006 год.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей с интеллектуальной недостаточностью: неустойчивость внимания, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, недостаточность навыков чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Цели и задачи обучения и коррекции
Цели обучения математике:
создание условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками;
развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи
Образовательные:
Дать учащимся доступные количественные, пространственные и временные, геометрические представления, которые помогут в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Воспитывать у учащихся целенаправленность терпеливость, самостоятельность навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и начатое дело до конца.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие абстрактных математических понятий.
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие основных мыслительных операций.
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Формирование способов нахождения сходства и различия, выявление существенных признаков и отвлечение от несущественных, использование приемов классификации и дифференциации, установление причинно-следственных связей между понятиями;
Формирование приёма материализации (умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях);
Формирование развития речи, индивидуального комментирования предметно-практической деятельности и действий с числами.
Активизация темпа работы, результативности.
Формирование мыслительной деятельности, внимания, памяти.
Развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля.
Коррекция поведения.
Решение данных задач и такое построение курса математики повысят адаптивные возможности выпускников и помогут им более успешно интегрироваться в современном обществе.
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
Личностно – ориентированное обучение
Проблемное обучение
Развивающее обучение
Дифференцированное обучение
Информационно – коммуникативные технологии.
Формы обучения:
1. По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.
Виды деятельности:
устное и письменное решение примеров и задач;
практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
самостоятельная работа с учебником.
На изучение предмета в 9 классе по учебному плану выделено 3 часа в неделю.
Из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала.
Содержание обучения
Повторение.
Нумерация. Счёт равными числовыми группами. Обыкновенные и десятичные дроби. Именованные числа. Геометрия: Виды линий. Линейные меры. Их соотношения.
Арифметические действия с целыми и дробными числами.
Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на однозначные, двузначные, трёхзначные числа. Геометрия: Углы. Виды ломаной линии. Построение треугольников. Геометрические тела: куб, прямоугольный прямоугольник.
Проценты.
Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью. Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%. Геометрия: Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности. Развёртка правильной, полной пирамиды. Круг. Окружность. Шар, сечения шара.
Конечные и бесконечные дроби.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Геометрия: Цилиндр, развёртка. Конусы.
Все действия с десятичными дробями и целыми числами.
Сложение и вычитание, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Геометрия: Симметрия: осевая, центральная.
Обыкновенные дроби.
Сложение и вычитание. Умножение и деление на целое число. Смешанное число. Геометрия: Площадь. Единицы измерения площади, их соотношения. Площадь круга.
Совместные действия целых чисел с обыкновенными дробями и десятичными дробями.
Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять другими. Геометрия: Объём. Обозначение: V. Единицы измерения объёма: 1 куб.мм, 1 куб.см, 1 куб.дм, 1 куб.м, 1 куб.км. Соотношения. Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).
Повторение.
Все действия с целыми числами, именованными числами, дробями. Решение задач. Геометрия: Вычисление периметра, площади, объёма.
По возможностям обучения учащиеся делятся на четыре группы.
1 группа. Учащихся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Усвоение базового стандарта.
2 группа. Для этой группы учащихся характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется. Усвоение достаточного уровня.
3 группа. Эти учащиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам. Усвоение по результатам индивидуальных достижений.
4 группа. Учащиеся, которые овладевают учебным материалом на низком уровне. При этом только фронтального обучения для них недостаточно, они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности им недоступно. Учащимся требуется неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки используется одними учениками верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят своих ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение как исправить. Каждое последующее задание ими воспринимается как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предполагается программой коррекционной школы. Обучаются по индивидуальной программе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся,
оканчивающих школу.
Учащиеся должны знать:
таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Учащиеся должны уметь:
выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000;
выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа, число по его доле или проценту;
решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в два, три, четыре арифметических действия;
вычислять объем прямоугольного параллелепипеда;
различать геометрические фигуры и тела;
строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии, развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.
Примечание. Для учащихся, незначительно, но постоянно отстающих от одноклассников в усвоении знаний, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
Достаточно:
знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, массы, длины;
читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;
уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10000;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной, десятичной, 1% от числа, на соотношения: стоимость, количество, цена, расстояние, скорость, время;
уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон, объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;
уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольники с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;
различать геометрические фигуры и тела.
Содержание обучения
Количество часов на 1 четверть: 27 ч
№ | Дата | Тема урока | Основные требования к знаниям и умениям учащихся |
Числа целые и дробные | Учащиеся должны знать: - числовой ряд в пределах 1 000 000; - десятичный состав чисел в пр. 1 000 000; - разряды и классы; - таблицы сложения чисел, в том числе с переходом через десяток; - табличные случаи умножения и деления; - элементы десятичной дроби; - место дес. дробей в нумерационной таблице; - линейные, квадратные меры, меры земельных площадей; - свойства куба. Учащиеся должны уметь: - выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами и десятичными дробями; - умножать и делить целые числа и дес. дроби на однозначное число; - решать составные задачи в 2,3,4 арифметических действия; -умножать и делить на двузначное и трёхзначное число целые числа и десятичные дроби; - решать составные задачи; |
1 | | Линейные меры. |
2 | | Целые числа. Нумерация |
3 | | Обыкновенные и десятичные дроби |
4 | | Вычисление периметра многоугольника |
5 | | Числа целые и дробные. Входные параметры |
6 | | Числа, полученные при измерении величин |
7 | | Взаимное положение прямых линий |
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей |
8 | | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей |
9 | | Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания |
10 | | Квадратные меры. Вычисление площади прямоугольника |
11 | | Порядок арифметических действий в выражениях со скобками, без скобок |
12 | | Контрольная работа по теме: «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками, без скобок» |
13 | | Вычисление площади мерами земельных площадей |
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей |
14 | | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число |
15 | | Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число |
16 | | Куб. Развертка куба |
17 | | Умножение и деление на 10,100, 1000 целых чисел и десятичных дробей |
18 | | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число |
19 | | Площадь боковой и полной поверхности куба |
20 | | Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число |
21 | | Контрольная работа по теме: «Все действия с целыми числами и десятичными дробями» |
22 | | Площадь боковой и полной поверхности куба. Практическая работа |
23 | | Работа над ошибками к/р. Решение задач на нахождение среднего арифметического |
24 | | Вычисления на калькуляторе целые и дробные числа. |
25 | | Вычисления на калькуляторе целые и дробные числа. Решение задач с целыми и дробными числами. |
Повторение |
26 | | Порядок арифметических действий в выражениях со скобками, без скобок |
27 | | Итоговый урок по теме: «Куб» |
Содержание обучения
Количество часов на 2 четверть: 21 ч
№/№ | Дата | Тема урока | Основные требования к знаниям и умениям учащихся |
Умножение и деление на трехзначное число | Учащиеся должны знать: - числовой ряд в пределах 1 000 000; - десятичный состав чисел в пр. 1 000 000; - разряды и классы; - таблицы сложения чисел, в том числе с переходом через десяток; - табличные случаи умножения и деления; - элементы десятичной дроби; - место дес. дробей в нумерационной таблице; - правила умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1000. - правила нахождения 1% и нескольких процентов от числа, числа по его процентам; - свойства прямоугольного параллелепипеда; - единицы измерения объема, их соотношения Учащиеся должны уметь: - выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами и десятичными дробями; - умножать и делить целые числа и дес. дроби на однозначное число; - решать составные задачи в 2,3,4 арифметических действия; -умножать и делить на двузначное и трёхзначное число целые числа и десятичные дроби; - решать составные задачи; - строить развертку прямоугольного параллелепипеда; - вычислять площадь боковой и полной поверхности параллелепипеда - вычислять объем прямоугольного параллелепипеда. |
1 | | Умножение на трехзначное число |
2 | | Деление на трехзначное число |
3 | | Прямоугольный параллелепипед |
4 | | Умножение и деление на трехзначное число |
5 | | Умножение и деление на трехзначное число с проверкой |
6 | | Развертка параллелепипеда |
7 | | Порядок арифметических действий |
8 | | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на трехзначное число» |
9 | | Площадь боковой поверхности параллелепипеда |
Проценты и дроби |
10 | | Работа над ошибками. Понятие о проценте |
11 | | Нахождение одного процента от числа |
12 | | Площадь полной поверхности параллелепипеда |
13 | | Нахождение нескольких процентов от числа |
14 | | Нахождение нескольких процентов от числа |
15 | | Вычисление площади боковой и полной поверхности параллелепипеда |
16 | | Решение задач на нахождение нескольких процентов от числа |
17 | | Запись процентов обыкновенной дробью |
18 | | Контрольная работа по теме: «Проценты и дроби» |
19 | | Проценты и дроби. Работа над ошибками к/р |
| | Повторение |
20 | | Решение задач по теме: «Проценты» |
21 | | Вычисление площади боковой и полной поверхности параллелепипеда |
Количество часов на 3четверть: 30 ч
№ | Дата | Тема урока | Основные требования к знаниям и умениям учащихся |
Проценты и дроби. | Учащиеся должны знать: - конечные и бесконечные дроби; - виды симметрии; - формулы вычисления длины окружности, площади круга; - геометрические тела: пирамида, цилиндр, шар. Учащиеся должны уметь: - находить проценты от числа, число по его проценту; - решать задачи на нахождение процентов от числа, числа по его 1%; - заменять проценты обыкновенными и десятичными дробями и наоборот; - выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями; - заменять обыкновенные дроби десятичными и наоборот; -строить симметрично расположенные фигуры относительно центра и оси симметрии; - вычислять длину окружности и площадь круга по заданному радиусу |
| | Объем. Обозначение. Единицы измерения объема |
| | Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 50% |
| | Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 10% |
| | Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба) |
| | Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 20% |
| | Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 25% |
| | Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба) |
| | Особые случаи нахождения процентов от числа. Нахождение 75% |
| | Нахождение числа по одному его проценту |
| | Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Практическая работа |
| | Нахождение числа по его 50% |
| | Нахождение числа по его 25% |
| | Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). |
| | Нахождение числа по его 20% |
| | Нахождение числа по его 10% |
| | Итоговый урок по теме: «Прямоугольный параллелепипед» |
| | Обыкновенные дроби Образование об. дробей. Смешанные числа |
| | Преобразование, сравнение об. дробей |
| | Цилиндр. Развертка цилиндра |
| | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями |
| | Сложение и вычитание смешанных чисел |
| | Конус (полный и усеченный) |
| | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями |
| | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями |
| | Пирамида. Развертка правильной, полной пирамиды |
| | Умножение и деление об. дробей на целое число |
| | Умножение и деление об. дробей на целое число |
| | Симметрия осевая и центральная |
| | Контрольная работа по теме: «Все действия с обыкновенными дробями» |
| | Работа над ошибками. Действия с обыкновенными дробями |
Количество часов на 4 четверть: 24 часа |
| Совместные действия с об. и десятичными дробями | Основные требования к знаниям и умениям учащихся |
| | Запись десятичных дробей в виде обыкновенных дробей. Запись обыкновенных дробей в виде десятичных | Учащиеся должны знать: - конечные и бесконечные дроби; - виды симметрии; - формулы вычисления длины окружности, площади круга; - геометрические тела: пирамида, цилиндр, шар. Учащиеся должны уметь: - находить проценты от числа, число по его проценту; - решать задачи на нахождение процентов от числа, числа по его 1%; - заменять проценты обыкновенными и десятичными дробями и наоборот; - выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями; - заменять обыкновенные дроби десятичными и наоборот; -строить симметрично расположенные фигуры относительно центра и оси симметрии; - вычислять длину окружности и площадь круга по заданному радиусу |
| | Конечные и бесконечные десятичные дроби |
| | Линии в круге. Сектор, сегмент |
| | Длина окружности |
| | Совместные действия с об. и десятичными дробями. Сложение и вычитание |
| | Совместные действия с об. и десятичными дробями. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания |
| | Площадь круга |
| | Совместные действия с об. и десятичными дробями. Умножение и деление |
| | Все действия с обыкновенными и десятичными дробями |
| | Геометрические фигуры и тела. Практическая работа |
| | Все действия с обыкновенными и десятичными дробями |
| | Вычисление длины окружности. |
| | Проценты и дроби |
| | Вычисление площади круга. |
| | Контрольная работа по теме: «Все действия с целыми и дробными числами» |
Повторение |
| | Работа над ошибками к/р. Решение задач по теме: «Дроби» |
| | Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба) |
| | Решение задач по теме: «Проценты» |
| | Вычисления на калькуляторе. Выполнение вычислений с округлением |
| | Вычисления на калькуляторе целые и дробные числа. |
| | Вычисление длины окружности, площади круга, объема прямоугольного параллелепипеда (куба) |
| | Решение задач с целыми и дробными числами. |
| | Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания с целыми и дробными числами. |
| | Итоговый урок по теме: «Все действия с целыми и дробными числами» |
| | Итоговый урок по теме: «Геометрические фигуры и тела» |
Литература
1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М.: Просвещение. – 2006
2. М.Н. Перова. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Просвещение. – 2001