СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 3 класса 2021-2022г.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптираванная рабочая программа по предмету "Ручной труд" 3 класс,  для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 3 класса 2021-2022г.»

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 3 класса разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;

  • Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

  • Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2022г.

  • Устав ГБОУ «Селенгинская СКОШИ».

  • Учебный план ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» на 2022-2023 год.

Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2021

Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1. Формирование учебной познавательной деятельности учащихся через усвоение учебного материала.

2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.

3. Воспитание положительной мотивации к обучению.

Задачи:

1. Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.

2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.

3. Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.

4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.

5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии учащихся.

Коррекционная работа выражается в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий: ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу. Трудовое обучение необходимо использовать для пополнения знаний познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Коррекционного воздействия в процессе обучения ручному труду требуют также недоразвитие моторики, нарушение координации движений.

Типологические  и личностные особенности школьников, различие степени их самостоятельности в труде требуют дифференцированного подхода. Также в ходе обучения труду обязателен индивидуальный подход к учащимся, изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей ученика.

При обучении  труду необходимо  также  систематически осуществлять эстетическое воспитание. Следует помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, особенности его фактуры и т.д.Содержание программы по труду даёт возможность сообщить учащимся  целый ряд элементарных теоретических познавательных знаний, расширяет круг понятий и представлений о трудовой деятельности взрослых и об окружающей.  Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Общая характеристика учебного предмета

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии.

Обучение занимательному труду в 3 - 4 классе направлено на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде — во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно - гигиенические требования.


Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Технология».


класс

кол-во часов в неделю

кол-во недель

Кол-во часов в

год

3

2 часа

34

68 часов


I четверть

II четверть


III четверть


IV четверть


16 часов

14 часов

22 часов

16 часов

Характеристика базовых учебных действий.

Личностные учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Коммуникативные учебные действия:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс).

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.

Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком.

- ориентироваться в пространстве класса.

- пользоваться учебной мебелью.

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место .

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

- устанавливать видородовые отношения предметов.

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

- анализировать объект, подлежащий изготовлению, определять способы соединения деталей, изготавливать поделку.

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности.

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

  • гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;

  • формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

  • развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

  • умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.



Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • знание правил организации рабочего места;

  • знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;

  • умение анализировать объект, подлежащий изготовлению;

  • определять способы соединения деталей.

Достаточный уровень:

  • умение составлять стандартный план работы по пунктам с помощью учителя;

  • умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом);

  • знание видов художественных ремесел;

  • умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами,­ соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;

  • умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным свойствам с помощью учителя;

  • умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием­ с помощью учителя;

  • умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

  • оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное).


Содержание учебного предмета

68 часов (2 часа в неделю)

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Практические работы

Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, проволоки, пластилина. Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

Практические работы

Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой. Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Разборка собранных изделий. Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника- переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона

(детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно- гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком). Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки- прихватки косыми стежками.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

Экскурсия в столярную мастерскую. Сбор стружки для поделок. Изготовление аппликаций из стружки. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается

вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

Практические работы

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом на линиях сгиба. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д. Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.















Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Повторение

3

Работа с природным материалом

7

Работа с бумагой и картоном

23

Работа с текстильными материалами

17

Работа с проволокой

6

Работа с древесиной

6

Работа с металлоконструктором

6


Всего:

68


Раздаточный материал: ножницы, простые карандаши, кисти, клей канцелярский, стеки, шаблоны, подкладные доски, салфетки, акварельные краски, цветные карандаши, альбомы, цветная бумага, цветной и белый картон, наборы пластилина, природный материал: шишки, желуди, скорлупа, сухие листья, различные виды бросового материала.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Таблицы, демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки, моноблок, проектор, экран.

ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/



4