Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 3 класса разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;
Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2022г.
Устав ГБОУ «Селенгинская СКОШИ».
Учебный план ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» на 2022-2023 год.
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2021
Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование учебной познавательной деятельности учащихся через усвоение учебного материала.
2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.
3. Воспитание положительной мотивации к обучению.
Задачи:
1. Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.
2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.
3. Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.
4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.
5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии учащихся.
Коррекционная работа выражается в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий: ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу. Трудовое обучение необходимо использовать для пополнения знаний познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Коррекционного воздействия в процессе обучения ручному труду требуют также недоразвитие моторики, нарушение координации движений.
Типологические и личностные особенности школьников, различие степени их самостоятельности в труде требуют дифференцированного подхода. Также в ходе обучения труду обязателен индивидуальный подход к учащимся, изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей ученика.
При обучении труду необходимо также систематически осуществлять эстетическое воспитание. Следует помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, особенности его фактуры и т.д.Содержание программы по труду даёт возможность сообщить учащимся целый ряд элементарных теоретических познавательных знаний, расширяет круг понятий и представлений о трудовой деятельности взрослых и об окружающей. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Общая характеристика учебного предмета
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии.
Обучение занимательному труду в 3 - 4 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно - гигиенические требования.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Технология».
класс | кол-во часов в неделю | кол-во недель | Кол-во часов в год |
3 | 2 часа | 34 | 68 часов |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
16 часов | 14 часов | 22 часов | 16 часов |
Характеристика базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Коммуникативные учебные действия:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- ориентироваться в пространстве класса.
- пользоваться учебной мебелью.
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место .
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- устанавливать видородовые отношения предметов.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, определять способы соединения деталей, изготавливать поделку.
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности.
Личностными результатами изучения предмета являются:
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
умение анализировать объект, подлежащий изготовлению;
определять способы соединения деталей.
Достаточный уровень:
умение составлять стандартный план работы по пунктам с помощью учителя;
умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом);
знание видов художественных ремесел;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;
умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным свойствам с помощью учителя;
умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с помощью учителя;
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное).
Содержание учебного предмета
68 часов (2 часа в неделю)
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, проволоки, пластилина. Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Практические работы
Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой. Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Разборка собранных изделий. Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника- переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона
(детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно- гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком). Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки- прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Экскурсия в столярную мастерскую. Сбор стружки для поделок. Изготовление аппликаций из стружки. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается
вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом на линиях сгиба. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д. Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Повторение | 3 |
| Работа с природным материалом | 7 |
| Работа с бумагой и картоном | 23 |
| Работа с текстильными материалами | 17 |
| Работа с проволокой | 6 |
| Работа с древесиной | 6 |
| Работа с металлоконструктором | 6 |
| Всего: | 68 |
Раздаточный материал: ножницы, простые карандаши, кисти, клей канцелярский, стеки, шаблоны, подкладные доски, салфетки, акварельные краски, цветные карандаши, альбомы, цветная бумага, цветной и белый картон, наборы пластилина, природный материал: шишки, желуди, скорлупа, сухие листья, различные виды бросового материала.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Таблицы, демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки, моноблок, проектор, экран.
ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/
Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/
Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/
4