Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Чтение»
Пояснительная записка
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим, слепым, слабовидящим, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра.
Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Планируемые результаты освоения АООП УО
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты освоения курса «Чтение» включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием курса «Чтение» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Предметная область «Язык и речевая практика»
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений;
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Оценка достижений планируемых результатов освоения АООП УО
В соответствии с требованием ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 1 классе
Минимальный уровень:
− различать звуки окружающей действительности;
− различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
− находить лишний предмет по форме, цвету, величине;
− выделять звуки [а], [о], [у]в начале слов с опорой на иллюстрацию и схему;
− иметь практические представления о таких понятиях, как «предложение», «слово»;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки или рассказа, опираясь на наглядные средства.
Достаточный уровень:
различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
- иметь практические представления о таких понятиях, как «предложение», «слово», «слог», «звук»;
делить предложения из двух-трёх слов на слова, с опорой на схему;
делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
выделять звуки [а], [о], [у], [м], [с], [н] в начале слов с опорой на иллюстрацию и схему;
различать звуки на слух и в собственном произношении;
составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
читать по слогам отдельные слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного по вопросам и по иллюстрациям к тексту.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение"
предметной области "Язык и речевая практика"
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Чтение» в 1 классе (надомное обучение) рассчитана на 34 учебные недели и составляет 1 час в неделю.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение».
Цель обучения - учить правильному чтению слов, предложений и текстов по слогам.
Задачи обучения:
воспитание у обучающихся интереса к чтению;
формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 1 классе определяет следующие задачи:
формирование умения дифференцировать неречевые и речевые звуки;
формирование умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
развитие умения работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
формирование умения классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
развитие умения слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
формирование умения пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
формирование умения читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
развитие умения соблюдать в устной речи интонацию конца предложений.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение».
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 1 классе
Минимальный уровень:
различать звуки окружающей действительности;
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
находить лишний предмет по форме, цвету, величине;
выделять звуки [а], [о], [у]в начале слов с опорой на иллюстрацию и схему;
иметь практические представления о таких понятиях, как
«предложение», «слово»;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки или рассказа, опираясь на наглядные средства.
Достаточный уровень:
различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
иметь практические представления о таких понятиях, как
«предложение», «слово», «слог», «звук»;
делить предложения из двух-трёх слов на слова, с опорой на схему;
делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
выделять звуки [а], [о], [у], [м], [с], [н]в начале слов с опорой на иллюстрацию и схему;
различать звуки на слух и в собственном произношении;
составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
читать по слогам отдельные слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного по вопросам и по иллюстрациям к тексту.
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Чтение» в 1 классе
положительное отношение к школе, к урокам чтения;
интерес к языковой и речевой деятельности;
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
умение совместно с учителем оценивать результат своих действий и действий одноклассников;
умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
умение слушать собеседника и понимать его.
Содержание учебного предмета «Чтение» 1 класс
Добукварный период
Букварный период
Содержание обучения.
Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
- формирование у обучающихся техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
- развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту
словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
- учить самостоятельно работать с книгой.
Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся, воспитанников к овладению первоначальными навыками чтения; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у обучающихся, воспитанников общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
Букварный период. В этот период у обучающихся, воспитанников формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв.
Стихотворений наизусть – 3 (разучивание с голоса учителя)
Программа формирования базовых учебных действий
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Номер урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
| | Страна букв и звуков. | 04.09 | |
| | Школьные «вещи». Понятие «слово». | 11.09 | |
| | «Игрушки». Обобщенное название «игрушки». Практическое знакомство со словом. | 18.09 | |
| | Беседа на тему «Утро школьника». Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме. | 25.09 | |
| | Рассказывание и работа по содержанию русской народной сказки «Колобок». Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова. Обозначение звука условным значком. | 02.10 | |
| | Звук и буква А, У. Образ буквы, а, у. | 16.10 | |
| | Звук и буква М, О. Звукоподражания. Выделение звука в начале слова. | 23.10 | |
| | Звук и буква Х, С. Различение звуков в слогах, словах и предложениях. | 30.10 | |
| | Составление и чтение прямых и обратных слогов ху-ух, ха-ах, хо-ох. | 06.11 | |
| | Звук и буква Н. Составление и чтение двусложных слов с буквой н. | 13.11 | |
| | Составление и чтение односложных и двусложных слов с буквой ы. | 27.11 | |
| | Звук и буква Л. Повторение пройденных букв. | 04.12 | |
| | Звук и буква В. Различение глухих и звонких звуков в слогах, словах и предложениях. | 11.12 | |
| | Звук и буква И. Выделение звука в ударной позиции, в начале слова. | 18.12 | |
| | Звук и буква Ш. Сравнение слов, отличающихся одной буквой. | 25.12 | |
| | Звук и буква П, Т. Повторение пройденных букв. | 08.01 | |
| | Звук и буква К. Чтение слогов, односложных и двусложных слов. | 15.01 | |
| | Звук и буква З. Различение с-з в слогах, словах и предложениях. | 22.01 | |
| | Звук и буква Р. Чтение чистоговорок и текста с буквой р. | 29.01 | |
| | Звук и буква й. Повторение пройденных букв. | 05.02 | |
| | Звук и буква Ж, Б. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквами ж, б. | 12.02 | |
| | Звук и буква Д. Различение т-д в слогах, словах и предложениях. | 26.02 | |
| | Звук и буква Г. Чтение слогов, односложных и двусложных слов. | 04.03 | |
| | Буква ь. Повторение пройденных букв. | 11.03 | |
| | Звук и буква Е, Я. Чтение текстов. | 18.03 | |
| | Звук и буква Ю, Ё. Чтение текстов. | 25.03 | |
| | Чтение текстов с изученными буквами. | 01.04 | |
| | Звук и буква Ч. Чтение текстов. | 15.04 | |
| | Звук и буква Ф. Чтение текстов. | 22.04 | |
| | Звук и буква Ц. Чтение текстов. | 29.04 | |
| | Звук и буква Э, Щ Чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 06.05 | |
| | Буква ъ. Чтение слов и предложений с ъ и без него. | 13.05 | |
| | Повторение пройденных букв. Чтение текста «В гости к бабушке». | 20.05 | |
| | Прощание в букварем. | 27.05 | |
Итого часов | 34 | | |
По программе | | | |
Выполнено | | | |
1