Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 10 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программа составлена на основе авторской программы В.Я.Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, Сборник рабочих программ «Литература», 5-9 классы. Под редакциейВ.Я.Коровиной. М. Просвещение. 2011 г. Рабочая программа 10 класса ориентирована на учебник «Литература, 5 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях – М.: Просвещение, 2012 г., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. Программа 10 класса адаптирована на обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, рассчитана на 34 учебные недели, 68 часа в год, 2 часа в неделю.
Планируемые предметные результаты Программа 10 класса предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
В результате освоения учебного предмета обучающиеся должны знать — авторов и содержание изученных художественных произведений; — основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.);
должны уметь: — воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; — пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений; — использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного.
При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их; —отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);
— использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;
— видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
видеть общность и различия писателей в пре делах тематически близких произведений; писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
№ | Тема урока | Кол.-во часов | Дата | Программное содержание |
Введение |
1. | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества | | | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами; решение тестов |
Устное народное творчество |
2. | Устное народное творчество. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера. |
3. | Детский фольклор. | 1 | | Создание считалок, небылиц, загадок. Анализ текстов всех жанров детского фольклора. |
4. | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями |
5. | Русская народная сказка - «Царевна-лягушка» | 1 | | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. |
6. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | 1 | | Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. |
7. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках» |
Из древнерусской литературы |
8. | Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». | 1 | | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. |
Из русской литературы 18 века |
9. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | | Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения. |
Из русской литературы 19 века |
10. | Русские басни. Басня и ее родословная. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | 1 | | Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафон - тене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки. |
11. | И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица». | 1 | | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица». |
12. | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 1 | | Чтение басен; ; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». |
13. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
14. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 1 | | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. |
15. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…». | 1 | | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование. |
16. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 | | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы -мачехи, царевны и царицы - матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
17. | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | 1 | | Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа. |
18. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение. |
19. | Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | | Чтение сказки, ответы на вопросы, комментированное чтение |
20. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». | 1 | | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией. |
21. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1 | | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям. |
22. | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | | | Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями. |
23. | Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». | 1 | | Художественный пересказ эпизодов; создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями. |
24. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». | 1 | | Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование. |
25. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1 | | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
26. | Герасим и его окружение. | 1 | | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами. |
27. | Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме. |
28. | Духовные и нравственные качества Герасима Подготовка к сочинению. | 1 | | Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами. |
29. | А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». | 1 | | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями. |
30. | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ -быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру. |
31. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей. |
32. | Странная дружба Жилина и Дины. | 1 | | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
33. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». | 1 | | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией |
34. | Образцы природы в русской поэзии. Образ весны Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев | 1 | | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки |
Из русской литературы 20 века. |
35. | И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | 1 | | Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразия языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа? |
36. | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы: пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ. |
37. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | | Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями. |
38. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов |
39. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. | 1 | | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение. |
40. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». | 1 | | Ответить на вопросы: похож ли сказ от сказки? Чем он отличается от нее? |
41. | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 1 | | Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова, обсуждение иллюстраций, выразительное чтение. |
42. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 | | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки |
43. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 | | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста. |
44. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса - сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки) |
45. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 1 | | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом». |
46. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои. | 1 | | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи. |
47. | В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». | 1 | | Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. |
Писатели и поэты о Великой Отечественной войне |
49. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 | | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. |
50. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэмабаллада «Сын артиллериста». | 1 | | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. |
51. | Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | | Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет |
Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе |
52. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | 1 | | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование. |
53. | А.А.Прокофьев «Аленушка». Д.Б.Кедрин «Аленушка». Н.М.Рубцов. «Родная деревня». ДонАминадо. «Города и годы». | 1 | | Выразительное чтение, устное словесное рисование, сравни - тельный анализ произведений. |
Писатели улыбаются. |
54. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор. | 1 | | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям. |
55. | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | | Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток. |
56. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | 1 | | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение. |
57. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». | 1 | | Чтение статьи о писателе. Чтение гл. 6 «Робинзонна необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественны х произведений. |
58. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». | 1 | | Чтение статьи о писателе. Чтение гл. 6 «Робинзонна необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественны х произведений. |
59. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». | 1 | | Чтение статьи о писателе. Чтение гл. 6 «Робинзонна необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественны х произведений. |
60. | Сказка «Снежная королева». | 1 | | Выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями. |
61. | Сказка «Снежная королева». | 1 | | Выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями. |
62-64. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | 3 | | Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы. |
65. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 1 | | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста. |
Подведение итогов года. Рекомендации на лето. |
66. | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 | | Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?». |
67. | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 | | Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?». |
68. | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 | | Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?». |
69. | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 | | Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?». |
70. | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 | | Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?». |