СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (Родной язык) 10 класс, вариант 1

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (Родной язык) 10 класс, вариант 1»

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 10 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Программа составлена на основе авторской программы В.Я.Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, Сборник рабочих программ «Литература», 5-9 классы. Под редакциейВ.Я.Коровиной. М. Просвещение. 2011 г. Рабочая программа 10 класса ориентирована на учебник «Литература, 5 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях – М.: Просвещение, 2012 г., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. Программа 10 класса адаптирована на обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, рассчитана на 34 учебные недели, 68 часа в год, 2 часа в неделю.

Планируемые предметные результаты Программа 10 класса предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

В результате освоения учебного предмета обучающиеся должны знать — авторов и содержание изученных художественных произведений; — основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.);

должны уметь: — воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; — пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений; — использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного.

При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их; —отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

— использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

—работать с доступным справочным материалом;

— видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).

 выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

 готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;  словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

 аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

 видеть общность и различия писателей в пре делах тематически близких произведений;  писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

 сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);

- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Тематическое планирование «Родной (литературное чтение) язык»

10 класс

Тема урока

Кол.-во часов

Дата

Программное содержание

  1. Введение

1.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества



Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами; решение тестов

  1. Устное народное творчество

2.

Устное народное творчество. Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1


Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера.

3.

Детский фольклор.

1


Создание считалок, небылиц, загадок. Анализ текстов всех жанров детского фольклора.

4.

Сказка как особый жанр фольклора.

1


Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями

5.

Русская народная сказка - «Царевна-лягушка»

1


Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

6.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

1


Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

7.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1


Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»

  1. Из древнерусской литературы

8.

Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».

1


Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

  1. Из русской литературы 18 века

9.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1


Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения.

  1. Из русской литературы 19 века

10.

Русские басни. Басня и ее родословная. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

1


Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафон - тене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки.

11.

И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица».

1


Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица».

12.

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

1


Чтение басен; ; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?».

13.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1


Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

14.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

1


Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

15.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…».

1


Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование.

16.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

1


Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы -мачехи, царевны и царицы - матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

17.

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».

1


Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа.

18.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

1


Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение.

19.

Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

1


Чтение сказки, ответы на вопросы, комментированное чтение

20.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

1


Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

21.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

1


Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям.

22.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».



Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями.

23.

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».

1


Художественный пересказ эпизодов; создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями.

24.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге».

1


Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование.

25.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1


Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

26.

Герасим и его окружение.

1


Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами.

27.

Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

1


Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме.

28.

Духовные и нравственные качества Герасима Подготовка к сочинению.

1


Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами.

29.

А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

1


Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями.

30.

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ -быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1


Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру.

31.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1


Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей.

32.

Странная дружба Жилина и Дины.

1


Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

33.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия».

1


Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

34.

Образцы природы в русской поэзии. Образ весны Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев

1


Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

  1. Из русской литературы 20 века.

35.

И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

1


Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразия языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?

36.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

1


Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы: пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ.

37.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

1


Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями.

38.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

1


Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов

39.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.

1


Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение.

40.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка».

1


Ответить на вопросы: похож ли сказ от сказки? Чем он отличается от нее?

41.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

1


Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова, обсуждение иллюстраций, выразительное чтение.

42.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

1


Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки

43.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

1


Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста.

44.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса - сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1


Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки)

45.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

1


Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом».

46.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои.

1


Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи.

47.

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».

1


Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева.

  1. Писатели и поэты о Великой Отечественной войне

49.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

1


Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

50.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэмабаллада «Сын артиллериста».

1


Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

51.

Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

1


Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет

  1. Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе

52.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

1


Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование.

53.

А.А.Прокофьев «Аленушка». Д.Б.Кедрин «Аленушка». Н.М.Рубцов. «Родная деревня». ДонАминадо. «Города и годы».

1


Выразительное чтение, устное словесное рисование, сравни - тельный анализ произведений.

  1. Писатели улыбаются.

54.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

1


Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям.

55.

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

1


Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток.

56.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

1


Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение.

57.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

1


Чтение статьи о писателе. Чтение гл. 6 «Робинзонна необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественны х произведений.

58.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

1


Чтение статьи о писателе. Чтение гл. 6 «Робинзонна необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественны х произведений.

59.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

1


Чтение статьи о писателе. Чтение гл. 6 «Робинзонна необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественны х произведений.

60.

Сказка «Снежная королева».

1


Выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями.

61.

Сказка «Снежная королева».

1


Выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями.

62-64.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

3


Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы.

65.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

1


Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста.

  1. Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

66.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

1


Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?».

67.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

1


Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?».

68.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

1


Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?».

69.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

1


Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?».

70.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

1


Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?».