Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по НМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Предмет: Чтение
Класс: 3
Учебный год: 2019-2020
Учитель: Москвитина Ольга Семёновна
Квалификационная категория: первая
с.Новая Брянь
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель предмета: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями коммуникативно – речевых умений, способствующее их адаптации в современном обществе, коррекция недостатков речевого опыта обучающихся.
Задачи обучения чтению в младших классах:
1.Воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу.
2.Формирование техники чтения: от правильного, выразительного и осмысленного чтения доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения.
3. Формирование у детей навыков сознательного чтения.
4. Развитие коммуникативных умений.
5. Воспитание нравственных, эстетических ценностей.
Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
-развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций:
-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5. Коррекция недостатков речевого развития:
-развитие речи, владение техникой речи;
-уточнение и обогащение словаря.
6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
-расширение представлений об окружающем мире.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.
Во 2-4 классах закладываются основы формирования навыков чтения и развития связной речи в процессе выполнения различных упражнений. Наличие пропедевтических периодов в младших классах подготавливает обучающихся к беглому, осознанному чтению произведений в старших классах, обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта детей, в том числе исправление различных нарушений речи.
В программе выделены разделы «Чтение», «Развитие речи», «Внеклассное чтение». Содержание этих разделов реализуется при изучении каждой лексической темы.
В основе расположения произведений лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется предложенная тематика. Тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для регулярного повторения усвоенных тем. В содержание материала включены лексические темы, которые в каждом классе сквозные, и имеют лишь различие в названиях. Они составляют один из разделов программы и являются основой разработки для тематического планирования. После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.
В рабочей программе по чтению в 3 классе увеличено количество часов на изучение предмета за счет одного часа из части Учебного плана ГБОУ «Новобрянская СКОШИ», формируемой участниками образовательных отношений. Это обусловлено следующими причинами:
1.Изучение русского языка, требующего усвоения правил русской (родной) фонетики, орфоэпии, представляет для умственно отсталых обучающихся наибольшую трудность.
2.Короткий период дошкольной речевой практики обучающихся не позволяет достичь им необходимого уровня речевого развития, который обеспечивает успешное освоение знаний в области языка.
3. Низкий уровень общего развития, мыслительной деятельности, познавательной активности обучающихся данного класса.
Увеличение количества часов в предметной области «Язык и речевая практика»направлено на восполнение пробелов в знаниях обучающихся по предмету «Чтение», их систематизацию; достижение ими необходимого для продолжения образования уровня читательской, коммуникативной компетентностейи общего речевого развития.
Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по чтению – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на формирование нравственных позиций поведения ещё раз подчёркивает практическую значимость обучения чтению обучающихся с нарушениями интеллекта.
Обучение чтению в 3 классе решает следующие задачи:
- формирование навыка правильного чтения и подготовка к овладению чтением про себя;
- работа над орфоэпическим чтением слов, которые обучающиеся могут читать целиком;
- продолжение работы над дикцией и выразительностью устной речи;обучение чтению по ролям;
- формирование навыка осознанного чтения;
- формирование умений осмысленно воспринимать почитанный текст.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, так как в силу особенностей психического развития умственно отсталые школьники овладевают им с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык совершенствуется. Слова, сложные по слоговой структуре, включаются в этап речевой зарядки. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе при переходе на чтение целыми словами. В 3 классе обращается внимание на авторские характеристики, речь персонажей, вводится чтение по ролям.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Поэтому проводится систематическая работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей. От класса к классу обучающиеся становятся более самостоятельны в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, план (картинный, коллективно составленный).С 3 класса вводится словесное иллюстрирование.
В процессе внеклассного чтения формируется читательская самостоятельность обучающихся. У детей идет развитие интереса к чтению, они знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, что способствует формированию умения выбирать книгу по интересу, читательской культуры, развитию желания посещать библиотеку.
Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи. Обучение чтению идет параллельно на уроках русского языка и речевой практики и в тесной взаимосвязи с ними: формируется внимание к слову, как основной единице языка, что создает основу для расширения словарного запаса; развиваются навыки диалогического общения, когда обучающиеся учатся не только отвечать на вопросы, но и задавать их.
Основной формой организации процесса обучения является урок.
Процесс обучения чтению предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, игры.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- методы стимулирования.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный,
урок-игра,
урок-викторина,
урок – путешествие;
урок – драматизация;
урок – праздник.
Виды и формы организации работы на уроке:
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также используются:
групповая;
работа в парах;
индивидуальная работа.
Элементы образовательных технологий:
здоровьесберегающая технология ;
технология игрового обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 170 ч. в год (5ч. в неделю):
136 ч. в год (4ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,
34 ч. (1 час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
1.Личностные результаты:
Обучающиеся научатся осознавать себя как гражданина России, уважительно и бережно относиться к людям труда.
У обучающихся будут сформированы:
представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; о многообразии окружающего мира, о духовных традициях русского народа;
- понятия об устной речи как показателе индивидуальной культуры человека;
— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 3-го года обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 3-го года обучения).
-интерес к языковой и речевой деятельности;
2. Предметные результаты по учебному предмету «Чтение»
на конец обучения в 3 классе:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Обучающиеся научатся: •слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел? Что там делал?»); •правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов; • соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста; • пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно – символическому плану к каждому предложению; • выразительно читать наизусть 5-7 небольших стихотворений. | Получат возможность научиться: • слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию; • читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова); • активно участвовать в анализе произведения; • пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план; • высказывать своё отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения; • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений; |
3. Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание учебного предмета
Чтение. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песенки.
Небольшие рассказы, стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Лексические темы: «Здравствуй, школа», «Осень наступила», «Учимся трудиться», «Ребятам о зверятах», «Зимушка-зима», «Так нельзя, а так можно», «Чудесный мир сказок», «Весна идет», «Веселые истории», «Родина любимая» «Здравствуй, лето!»
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
Выразительное чтение. Чтение с интонацией и паузами, соответствующими знаками препинания в предложении. Чтение с интонацией, соответствующей характеру героя, после предварительной подготовки. Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки. Чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на образец учителя.
Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Нахождение в тексте информации по заданию учителя или заданию, представленному в учебнике. Объяснение поступков действующих лиц и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт. Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы с помощью наводящих вопросов. Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение и личный опыт. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения с опорой на вопросы учителя.
Развитие речи. Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей, использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Внеклассное чтение. Выбор из библиотеки книг, связанных с произведениями, читаемыми на уроке; самостоятельное их прочтение. Название автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги.
Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и её заглавию. Прогнозирование содержания книги по её основным элементам. Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг по темам (о животных, о природе, о праздниках) и жанрам ( сказки, рассказы, стихи).
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.
«5» ставится ученику, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
- соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
-пересказывает прочитанное с использованием вопросов и видов плана полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ЧТЕНИЮ.
1 ЧЕТВЕРТЬ:
Проверка уровня техники чтения на начало учебного года.
Тема: «Ребята и утята». М. Пришвин.
Цель: Проверить уровень сохранности навыка чтения на начало 2019-2020 учебного года. Проследить динамику обученности.
Достаточный уровень:
Задание: 1) Осознанно, бегло, правильно прочитать текст вслух целыми словами; читать по слогам трудные по смыслу и слоговой структуре слова;
2) Ответить на вопросы по тексту полными предложениями:
- о ком говорится в тексте?
- кого поймали ребята?
- что ребята решили сделать с утятами?
- кого встретили ребята?
- что в итоге сделали ребята с утятами?
- как вы думаете, поступили ребята, плохо, или хорошо? Расскажите свое отношение к поступку ребят.
Минимальный уровень.
Задание: 1) Осознанно, плавно прочитать вслух часть текста с минимальной помощью учителя. 2) Ответить на вопросы по тексту с помощью учителя:
- о ком говорится в тексте?
- кого поймали ребята?
- что произошло дальше? Расскажи своими словами.
2 ЧЕТВЕРТЬ
Проверка уровня техники чтения за II четверть.
Тема: «У Ники новые лыжи» По В. Голявкину.
Цель: Проверить уровень сформированности техники чтения на конец II четверти. Проследить динамику обученности.
Достаточный уровень:
Задания: 1) Осознанно, бегло, правильно, выразительно прочитать текст вслух целыми словами; читать по слогам трудные по смыслу и слоговой структуре слова;
2) Ответить на вопросы по тексту полными предложениями:
- какое время года было?
- о каком зимнем развлечении говорится в рассказе?
- катался ли Ника на лыжах? а что он делал с лыжами?
- можно ли назвать Нику настоящим лыжником? почему?
Минимальный уровень:
Задания: 1) Осознанно, плавно прочитать вслух часть текста с минимальной помощью учителя.
2) Ответить на вопросы по тексту с помощью учителя:
- о каком зимнем развлечении говорится в рассказе?
- катался ли Ника на лыжах?
- можно ли назвать Нику настоящим лыжником?
3 ЧЕТВЕРТЬ
Проверка уровня техники чтения за III четверть.
Тема: «Сосулька». По Э. Шиму.
Цель: Проверить уровень сформированности техники чтения на конец III четверти. Проследить
динамику обученности.
Достаточный уровень:
Задания: 1) Осознанно, бегло, правильно, выразительно прочитать текст вслух целыми словами; читать по слогам трудные по смыслу и слоговой структуре слова;
2) Ответить на вопросы по тексту полными предложениями:
- найди и прочитай, как в рассказе названа Сосулька?
- почему каждый раз Сосульку называют по - разному?
- почему плакала Сосулище? Расскажи, как она выглядела?
- прочитай, отчего плакала Сосуля?
Минимальный уровень.
Задание: 1) Осознанно, плавно прочитать вслух часть текста с минимальной помощью учителя. 2) Ответить на вопросы по тексту с помощью учителя:
- о чем говорится в тексте?
- расскажи своими словами, что произошло с Сосулькой?
- отчего плакала Сосуля?
4 ЧЕТВЕРТЬ
Проверка уровня техники чтения за 2019 – 2020 учебный год.
Тема: «Жарко». Р. Фархади.
Цель: Проверить уровень сформированности техники чтения на конец 2018 – 2019 учебного года. Проследить динамику обученности.
Достаточный уровень:
Задания: 1) Осознанно, бегло, правильно, выразительно прочитать текст
вслух целыми словами с соблюдением интонационных пауз; читать по слогам трудные по смыслу и слоговой структуре слова;
2) Ответить на вопросы по тексту полными предложениями:
- о каком времени года говорится в стихотворении? Объясни, как ты узнал.
- с чем сравнивается в стихотворении солнце? почему?
- Прочитай строчки, в которых говорится о том, как плавали мальчики.
Минимальный уровень.
Задание: 1) Осознанно, плавно прочитать вслух часть текста с минимальной помощью учителя.
2) Ответить на вопросы по тексту полными предложениями:
- о каком времени года говорится в стихотворении?
- что делали мальчики?
- найди и прочитай, как называет автор мальчиков?
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Базовый учебник:
Чтение. 3 класс. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва. «Просвещение» 2018г.
Литература для учителя:
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школ ы ». – М., 2008.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.
Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва « Уроки чтения во 2 классе», Москва, «Просвещение», 2002 год.
Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.
Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.
Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.
Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». М.: Просвещение, 2010.
Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.
«Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов)
1. www.detstvоpress.ru издательство «Детство – пресс».
2. www.uchitel.avtlg.ru – издательство «Учитель»
3. http://pedmir.ru. - издательство СМИ «Педагогический мир»
4. www.km.ruleducation - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» .
Дополнительная литература для учащихся:
Читаем слова
Подбери нужный предлог
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Л.Н. Зуева и др. «Логопедия для дошкольников- занимательного упражнения по развитию речи» (четыре альбома).
Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.
Я познаю мир: детская энциклопедия: Литература.–М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Литература для родителей:
Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.
Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -№ 5. –с.28-41.
Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.
С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009.
Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения
Читаем слова
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.