СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии  с - адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»  на 2019-2020 учебный год с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика»»






Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с - адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2019-2020 учебный год с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Цель: расширение у обучающихся жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи:

1.Формирование временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут обучающимся в дальнейшей трудовой деятельности.

2.Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса. 3. Повышение уровня общего развития обучающихся, коррекция и развитие познавательной деятельности.

4.Развитие математической речи обучающихся.

5.Формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

6.Формирование устойчивого интереса к математике на основе дифференцированного подхода к обучающимся.

7.Воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости, любознательности.

Основные направления коррекционной работы:

Коррекция переключаемости и распределения внимания.

Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

Коррекция слухового и зрительного восприятия.

Коррекция произвольного внимания.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Развитие самостоятельности, аккуратности.

Программа адресована обучающимся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по математике – 1 год.


Общая характеристика курса

      Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
      Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
      Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
      В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
      Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

      Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка (познавательных и личностных). Учитель узнает, какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
      Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
      Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
      Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

      В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
      Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
      Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим материалом.
      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
  Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Решения всех видов задач записываются с наименованиями. Обязательным требованием к каждому уроку математики выдвигается организация самостоятельных работ.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 4 классе рассчитана на 175 ч. в год (5ч. в неделю):

136 ч. (4ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,

34 ч. (1час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

– проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания;

– умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя);

– элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой отдельных видов деятельности на уроке математики, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;

– элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма;

– начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики;

– начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания;

– элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач;

– отдельные начальные представления о семейных ценностях, здоровом образе жизни, бережном отношении к природе, безопасном поведении в помещении и на улице.

Предметные результаты:

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в младших классах (4 класс):

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

– знание числового ряда 1–100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

– знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

– понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);

– знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

– понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

– знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

– знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

– выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

– знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

– различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

– пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

– определение времени по часам (одним способом);

– решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

– решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);

– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

– узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

– знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

– различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.

– знание числового ряда 1–100 в прямом и обратном порядке;

– счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

– откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

– знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

– понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;

– знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

– понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

– знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

– знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

– выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

– знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

– различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

– знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;

– определение времени по часам тремя способами с точностью до 1мин;

– решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

– краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

– узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.


Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Нумерация

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100.

Упорядочение чисел в пределах 100.

Числа четные и нечетные.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм).

Соотношение: 1 см = 10 мм.

Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм).

Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени.

Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку).

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с записью примера в столбик).

Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления).

Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз

Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»).

Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.

Геометрический материал

Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).

Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге).

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.

Система оценивания и формы контроля

При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).

При оценке комбинированных работ:

- оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;

- оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;

- оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий;













































Контрольно-измерительный материал

1 четверть.

1 вариант.

1.Реши задачу.

        Туристы взяли в трёхдневный поход 87 кг продуктов. В первый день они израсходовали 30 кг продуктов, во второй день- 27 кг. Сколько продуктов туристы израсходовали в третий день?

2. Реши примеры.

 42+(40- 10) =        15-7=

 63+(50-20)=        20-19=

 47-7-20=        8+7=

3.Напиши числа на 2 десятка больше данных:53, 44, 68, 75, 33, 18, 80.

4.Начерти прямой и острый углы.

5.Реши примеры с именованными числами.

7мм+4мм=        1м – 70см=

8см+ 7см=        10р.+90р.=

9см+ 5см=        1см – 8 мм =

2 вариант.

1.Реши задачу.

       В соревнованиях участвовало 33 пловца, а гимнастов – на 10 меньше. Сколько пловцов и гимнастов участвовало в соревнованиях?

2.Реши примеры.

82 – (50+20)=         4+9=

48 – (60 – 20)=        16 – 8 =

24 + (70 – 50)=        15 – 7 =

3.Напиши числа на 3 десятка больше данных:42, 54, 68, 36, 50, 25.

4.Начерти тупой и прямой углы.

5.Реши примеры с именованными числами.

11р. – 8 р. =         1 дм – 4 см =

30 м + 70 м =        1м – 60см =

94 р. – 44 р. =         1 см – 4мм=

Проверочная работа

1 вариант.

1)Реши задачу.

        Сколько одинаковых карандашей можно купить на 15р., если каждый карандаш стоит 3р.?

2)Выполни действия.

18+ 20: 2=        77 – 44 + 4 x 4 =

82+ 18: 3=        65 – 32 + 5 x 3 =

24 – 15: 5 =        98 – 53 + 2 x 7=

17 + 9: 3 =        84 – 61 + 2 x 8 =

3) Реши примеры.

    70 кг + 30 кг =        75 кг – 53 кг =

    1 ц – 40 кг =        45 ц + 14 ц =

4)Начерти три угла: прямой, тупой и острый.

2 вариант.

1)Реши задачу:

       Сколько пакетов муки получится, если 20 кг муки расфасовать по 2 кг в каждый пакет?

2)Выполни действие:

38 – 16: 4 =        89 – 35 + 2 x 2 =

87 – 12: 3 =        75 + 14 – 2 x 3=

78 – 14: 2 =        94 – 82 + 3 x 4 =

66 – 15: 3 =        15 + 73 – 5 x 2 =

3) Реши примеры:

   7мм + 3 мм =        11 мм – 3 мм =

   8 мм + 2 мм =        1 ц – 60 кг =

4)Начерти три угла: прямой, тупой и острый.

        

2 четверть.

1 вариант.

1)Реши задачу.

     В вагоне электропоезда  100 мест, а в автобусе на 60 мест меньше. Сколько мест в автобусе?

2)Реши примеры.

30 см + 70 см =        46 дм + 6 дм =

80 см – 20 см =        93 дм – 3 дм =

18 м – 9 м =        16 р. – 8 р. =

4 м + 8 м =        17 р. -  9 р. =

3)Выполни действие.

24 + 14 : 2 =        36 + 17 – 27 =

47 + 3 x 3 =        19 + 63 – 19 =

28 + 18 : 3 =        32 + 18 – 44 =

4) Сравни числа.

 100 … 10        1 дм … 10 см

93 … 63        1 мм … 1 см

88… 18        1 час … 15 мин.

90 … 99        1 м … 99 см

5)Начерти прямоугольник со сторонами 4 см и 8 см.

2 вариант.

1)Реши задачу.

    Ребята собрали 45 стаканов малины. 10 стаканов малины съели, а из  остальной  малины сварили варенье. Сколько стаканов малины взяли для варенья?

2)Реши примеры.

20 дм + 80 дм =        40 см + 9 см =

50 дм + 30 дм =        85 см – 5 см =

7 р. + 6 р. =        15 р. – 7 р.=

3)Выполни действие.

20 – 18: 3 =        3 x 3 + 11 =

18 – 3 x 3 =        4 x 5 – 18 =

4) Сравни числа.

37 … 73        44 … 4                              1 р.… 100 к.

91 … 19        1 р.… 50 к.                          1 м… 100 см

5)Начерти квадрат сторонами 3 см.

3 четверть.

1 вариант.

1)Реши задачу.

      В одной клетке 12 снегирей, а в другой – в 6 раз меньше. Сколько снегирей в двух клетках?

2)Реши примеры столбиком.

59 + 39 =        100 – 56 =                            82 – 67 =

45 + 19 =        93 – 76 =                              24 + 39 =

83 + 14 =        41 – 7 =        90 – 36 =

3)Замени сложение умножением.

2 +2 +2 + 2 =                   5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 =                4 + 4 + 4 + 4 =

6 + 6 + 6 =        6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 =        3 + 3 + 3 =

4)Начерти окружность радиусом 20 мм.

2 вариант.

1)Реши задачу.

    Ученик прочитал 27 страниц книги, осталось ему прочитать в 3 раза меньше. Сколько страниц в книге?

2)Реши примеры столбиком.

25 + 33 =        90 – 45 =        67 + 28 =

45 + 38 =        36 – 27 =        74 – 39 =

3)Замени сложение умножением.

6+ 6 +6 +6 +6 =                3 +3 + 3 +3 + 3 +3 +3 =                        6 + 6 =

2 + 2 + 2 + 2 + 2 =                      2+ 2 + 2 =        

4) Начерти окружность радиусом 3 см.

Проверочная работа

  1. вариант.

1)Реши задачу.

Из одного ящика продали  8 кг яблок, а из другого – в 4 раза больше. Сколько килограммов яблок продали?

2)Реши примеры.

48: 6 Х 2 =                        3 Х 4: 2 =                        2 Х 9: 6 =

24: 6 Х 5 =                            36: 6: 3 =                             32: 4: 2 =

3)Данные числа уменьши  на 3 десятка:60, 59, 48, 74, 100, 39, 72, 93.

4)Начерти незамкнутую ломаную линию из четырёх отрезков длиной 2 см, 2см, 5см, 5см. Вычисли длину ломаной.

2 вариант.

1)Реши задачу.

  В одной вазе стоят 5 цветов, а в другой в 2 раза больше. Сколько цветов в двух вазах?

2)Реши примеры.

18: 3: 2 =                                4 Х 5: 2 =                        3 Х 3 Х 3 =

48: 6: 4 =                                2 Х 8: 4 =

3)Данные числа увеличь на 2 десятка: 47, 30, 28, 63,25,40, 55.

4)Начерти незамкнутую ломаную линию из трёх отрезков длиной 4см, 3 см, 3 см. Вычисли длину ломаной.

4 четверть.

1 вариант.

1)Реши задачу.

  За 4 куска мыла заплатили 24 р., а за 5 тюбиков пасты  50 р., Какова цена одного куска мыла и одного  тюбика пасты?

2)Выполни действие.

7 Х (45 – 39)=        100 – 4 Х 8 =

   4 Х (100 – 96)=        32 + 45: 5 =

3)Вставь нужные знаки.

5 Х 5 … 4 Х 5        6 Х 6 … 4 Х 9

7 Х 7 … 6 Х 8        2 Х 10 … 3 Х 3

4)Начерти отрезок длиной 5 см, а прямую линию на 4 см длиннее.

2 вариант.

1)Реши задачу.

    За 4 штуки, мороженного заплатили 36 р. Какова цена одного мороженого?

2)Выполни действие.

3 Х (45 – 29) =        25 + 3 Х 5 =

5 Х (90 – 85 ) =

3)Вставь нужные знаки.

4 Х 4 … 3 Х 6                         4 Х 6 … 3 Х 8                   5 Х 5 … 4 Х 6

4)Начерти отрезок длиной 3 см, а прямую линию на 5 см длиннее.

Проверочная работа

1 вариант.

1)Реши задачу.

В парке высадили 42 берёзы, а дубов – в 7 раз меньше, а лип – на 9 деревьев, больше чем дубов. Сколько деревьев высадили в парке?

2)Реши примеры.

25 + 45 +25 =        100 – 37 – 18 =

78 – 45 + 39 =        39 + 41 – 27 =

3)Выполни действия.

1см – 6 мм =        100 коп – 67 коп =        1 руб. – 90 коп =

1 час – 45 мин. =        1 м  - 37 см =        1 сутки – 15 час =

4)Начерти окружность радиусом 3 см, внутри окружности начерти прямоугольник.

2 вариант.

1)Реши задачу.

     В одно коробке лежало 18 лампочек, а в другой коробке в 2 раза меньше. Сколько лампочек лежало в двух коробках?

2)Реши примеры.

15 + 15 + 15 =        80 – 45 – 20 =

57 – 32 + 21 =        90 – 36 – 21 =

3)Выполни действие.

1год – 8 месяцев =        1 дм – 5 см =

15 мин. + 25 мин. =        1 м – 35 см =

4)Начерти окружность радиусом 2 см, внутри окружности начерти квадрат.

























































Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика»

4 класс

Содержание программного материала

Кол-во

часов

Дата

1 четверть

Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение).

1

Устная нумерация в пределах 100. Письменная нумерация в пределах 100.

1


2

Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы).

1


3

Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа

в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел.

1


4

Сравнение и упорядочение чисел в пределах 100.

1


5

Сложение и вычитание в пределах 100 на основе присчитывания, отсчитывания по 10, по 1.

1


6

Решение простых, составных задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание).

1


7

Проверочная работа

1


Числа, полученные при измерении величин

8

Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами.

1


9

Построение отрезка заданной длины, выраженной числом, полученным при измерении двумя мерами (1 дм 2 см).

1


10

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой.

1


Мера длины – миллиметр

11

Знакомство с мерой длины – миллиметром.

Запись: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.

1


12

Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм).

1


13

Построение отрезка заданной длины

1


Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи)

14

Сложение и вычитание круглых десятков

1


15

Сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел

1


16

Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков

1


17

Сложение и вычитание двузначных чисел

1


18

Получение в сумме круглых десятков и числа

1


18

Вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков и числа

1


20

Увеличение, уменьшение на несколько единиц чисел

в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера).

1


21

Построение отрезка. Построение пересекающихся, непересекающихся отрезков. Обозначение буквой точки пересечения.

1


22

Решение примеров и задач

1


23

Проверочная работа



Мера времени

24

Соотношения мер времени. Последовательность месяцев, количество суток в каждом месяце.

1


25

Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами

1


Замкнутые, незамкнутые кривые линии

26

Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание, называние. Моделирование замкнутых, незамкнутых кривых.

1


Окружность, дуга

27

Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Построение окружности с данным радиусом.

1


28

Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине. Построение дуги с помощью циркуля.

1


Умножение чисел

29

Замена сложения умножением; замена умножения сложением (в пределах 20).

1


30

Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение).

1



Таблица умножения числа 2



31

Выполнение табличных случаев умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 2.

1


32

Умножение чисел, полученных при измерении величин одной мерой.

1


33

Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение)

1


34

Контрольная работа

1



Деление чисел



35

Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части (в пределах 20).

1



Деление на 2



36

Выполнение табличных случаев деления на 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2.

1


37

Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, деление).

1


38

Взаимосвязь умножения и деления. Взаимосвязь таблиц умножения числа 2 и деления на 2. Деление по содержанию (по 2).

1


39

Проверочная рабочая

1



Сложение с переходом через разряд (устные вычисления)



40

Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд приемами устных вычислений

1



2 четверть



1

Выполнение вычислений на основе переместительного свойства сложения (5 + 38).

1


2

Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление).

1


3

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд (38 + 25) приемами устных вычислений (запись примера в строчку).

1


4

Нахождение значения числового выражения (решение примера) с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.

1


5

Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление)

1


6

Проверочная работа

1



Ломаная линия



7

Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы. Моделирование ломаной линии

1



Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления)



8

Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд приемами устных вычислений (запись примера в строчку).

1


9

Нахождение значения числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.

1


10

Отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4 в пределах 100.

1


11

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 6 в пределах 100.

1


12,13

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд приемами устных вычислений (запись примера в строчку).

2


14, 15

Нахождение значения числового выражения (решение примера) с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.

2


16

Проверочная работа

1



Замкнутые, незамкнутые ломаные линии



17

Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание, называние.

1



Таблица умножения числа 3



18

Табличное умножение числа 3 в пределах 20.

1


19

Выполнение табличных случаев умножения числа 3 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 3.

1


20

Переместительное свойство умножения

1



Деление на 3



21

Деление предметных совокупностей на 3 равные части

1


22

Выполнение табличных случаев деления на 3 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 3.

1


23

Дифференциация деления на равные части и по содержанию.

1


24

Проверочная работа

1



Таблица умножения числа 4



25

Табличное умножение числа 4 в пределах 20.

1


26

Выполнение табличных случаев умножения числа 4 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 4.

1


27

Нахождение произведения на основе знания

переместительного свойства умножения с использованием таблиц умножения

1



Деление на 4



28

Деление предметных совокупностей на 4 равные части (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера).

1


29

Таблица деления на 4, ее составление с использованием таблицы умножения числа 4, на основе знания взаимосвязи

1


30

Деление по содержанию (по 4).

1


31

Проверочная работа

1



Длина ломаной линии



32

Вычисление длины ломаной линии. Построение отрезка, равного длине ломаной (с помощью циркуля).

1



Таблица умножения числа 5



33

Табличное умножение числа 5 в пределах 20.

1


34

Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения).

1


35

Выполнение табличных случаев умножения числа 5

с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 5

1



Деление на 5.



36

Деление предметных совокупностей на 5 равных частей т(в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи

1


37

Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 5.

1


38

Деление по содержанию (по 5)

1


39

Проверочная работа

1



Двойное обозначение времени



40

Определение частей суток на основе знания двойного обозначения времени. Определение времени по электронным часам

1



3 четверть




Таблица умножения числа 6



1

Табличное умножение числа 6 в пределах 20.

1


2

Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100

1


3

Таблица умножения числа 6, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения.

1


4

Выполнение табличных случаев умножения числа 6 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 6.

1


5,6

Решение примеров и задач

2



Деление на 6



7

Деление предметных совокупностей на 6 равных частей в пределах 20

1


8

Деление предметных совокупностей на 6 равных частей в пределах 100

1


9

Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 6.

1


10

Деление по содержанию (по 6).

1


11

Простые арифметические задачи на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение.

1


12

Нахождение длины замкнутой ломаной линии

1


13

Проверочная работа

1



Прямоугольник



14

Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника.

1


15

Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника.

1



Таблица умножения числа 7



16

Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100

1


17

Выполнение табличных случаев умножения числа 7 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 7.

1


18

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 7 в пределах 100.

1


19

Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.

1


20

Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге) по заданным длинам его сторон.

1



Увеличение числа в несколько раз



21

Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности

1


22

Увеличение в несколько раз данной предметной совокупности в процессе выполнения предметно- практической деятельности

1


23

Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколько раз (с отношением «больше в …») и способом ее решения.

1


24

Увеличение числа в несколько раз.

1



Деление на 7



25

Деление предметных совокупностей на 7 равных частей в пределах 20

1


26

Деление предметных совокупностей на 7 равных частей в пределах 100

1


27

Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 7.

1


28

Деление по содержанию (по 7).

1


29

Простые арифметические задачи на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение.

1



Уменьшение числа в несколько раз



30

Уменьшение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («меньше в …»)

1


31

Уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности в процессе выполнения предметно- практической деятельности («уменьшить в …»).

1


32

Уменьшение числа в несколько раз.

1


33

Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз (с отношением «меньше в …») и способом ее решения.

1


34

Решение примеров и задач

1


35

Проверочная работа

1



Квадрат



36

Название сторон квадрата. Противоположные стороны квадрата, их свойство.

1


37

Смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение квадрата с помощью чертежного угольника

1


38

Контрольная работа

1



Таблица умножения числа 8



39

Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100

1


40

Выполнение табличных случаев умножения числа 8 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 7.

1


41

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 8 в пределах 100.

1


42

Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.

1


43

Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге) по заданным длинам его сторон.

1


44

Деление на 8



45

Деление предметных совокупностей на 8 равных частей в пределах 20

1


46

Деление предметных совокупностей на 8 равных частей в пределах 100

1


47

Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 8.

1


48

Деление по содержанию (по 8).

1


49

Проверочная работа

1


50

Определение времени по часам с точностью до 1 мин

тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого).

1



4 четверть




Таблица умножения числа 9



1

Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100

1


2

Таблица умножения числа 9, ее составление,

воспроизведение на основе знания закономерностей построения.

1


3

Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 9.

1


4

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми

группами по 9 в пределах 100.

1



Деление на 9



5

Деление предметных совокупностей на 9 равных частей в пределах 20

1


6

Деление предметных совокупностей на 9 равных частей в пределах 100

1


7

Выполнение табличных случаев деления на 9 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 9.

1


8

Деление по содержанию (по 9).

1


9

Проверочная работа

1



Пересечение фигур



10

Точки пересечения геометрических фигур, обозначение их буквой. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.

1


11

Умножение единицы на число, умножение числа на единицу.

1


12

Деление числа на единицу. Правило нахождения частного, если делитель равен 1

1



Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления)



13

Сложение и вычитание без перехода через разряд. Запись примера в столбик.

1


14

Алгоритм письменного выполнения сложения, вычитания чисел в пределах 100.

1


15

Сложение двузначных чисел (35 + 12), вычитание двузначных чисел (35 – 12);

1


16

Сложение, вычитание двузначных чисел и круглых десятков (45 + 20; 45 – 20).

1


17

Письменное выполнение сложения как способ проверки устных вычислений.

1


18

Сложение с переходом через разряд. Сложение двузначных чисел (35 + 17);

1


19

Сложение двузначных чисел, получение 0 в разряде единиц (35 + 25);

1


20

Сложение двузначных чисел, получение в сумме числа 100 (35 + 65);

1


21

Сложение двузначного и однозначного чисел (35 + 7).

1


22

Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых

1


23

Вычитание с переходом через разряд. вычитание двузначного числа из круглых десятков (60 – 23);

1


24

Вычитание двузначных чисел (62 – 24);

1


25

Вычитание двузначных чисел, получение в разности однозначного числа (62 – 54);

1


26

Вычитание однозначного числа из двузначного числа (34 – 5).

1


27

Проверка правильности выполнения письменного

вычитания обратным действием – сложением

1


28

Проверочная работа

1


29

Умножение 0 на число, умножение числа на 0.

1


30

Деление 0 на число 0. Правило нахождения частного, если делимое равно 0;

1


31

Моделирование взаимного положения двух геометрических фигур на плоскости

1


32

Контрольная работа

1


33

Умножение 10 и на 10. Умножение 10 на число, умножение числа на 10.

1


34

Правило нахождения произведения, если один из множителей равен 10

1


35

Деление числа на 10.

1


36

Правило нахождения частного, если делитель равен 10

1


37

Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х».

1


38

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой

1


39,40

Повторение

1







Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

  1. Математика. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ Т.В. Алышева, И.М Яковлева:- М.: Просвещение, 2018

Литература для учителя:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2008.

  1. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2012.

  2. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение,2014.

  3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2006.

  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по математике. – М. «Астрель», 2007.

  5. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2000.

  6. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение. Автор-составитель: А.А. Шабанова - Волгоград: «Учитель», 2007.

  7. Математика. Итоговые и тематические контрольные работы и тесты. Автор: Г.Н. Шевченко - Волгоград: «Учитель», 2005.

  1. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М., 2016

  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007

  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2010

  4. Кружецкий В.А. Психология. - М., 1986

13 Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. - Минск, 2007

  1. Минскин В.И, От игры к знаниям. - М., 2008

  2. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 2006

  3. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 2009 №2.

  4. Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три - отвечай. - М., 1993

  5. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 2010

  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985

  7. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2013

  8. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца - М.,2006

  9. Эльконин Д.Б. Психология игры - М., 1978

  10. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 2009

Плакаты и пособия к урокам, презентации

Дополнительная литература для учащихся:

1. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 2011.

2. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 2000.

3. Гимнастика для ума. Автор: Л.И. Никольская, Л.И.Тигранова - М: «Экзамен», 2007.

4. Узорова О., Нефедова У. «Самый быстрый способ выучить таблицу умножения».

АСТ. Астрель. Москва. 2008.

Литература для родителей:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 -  190с.

  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 2002,  № 4 - с.4-6

  3. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 2007

  4. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 2006 -  208с.

  5.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.

6. Узорова О., Нефедова У. «Самый быстрый способ выучить таблицу умножения».

АСТ. Астрель. Москва. 2008г






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!