СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «Живой мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель учебного предмета: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Живой мир»»



Адаптированная рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Министерства образования РФ на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- М.: Просвещение, 2017. Данный предмет входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих документов:


  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального (Пункт 19.5) и основного (Пункт 18.2.2) общего образования «Программа отдельных учебных предметов и курсов»;

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30. 08. 2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением);

  5. Устав МБОУ СОШ № 4 на 2018 -2019 учебный год;

  6. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 аула Мамхег.

Цель учебного предмета: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Задачи учебного предмета:

  • Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.

  • На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

  • Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.

  • Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.

  • Формировать знания обучающихся о природе своего края.

  • Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Живой мир» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Класс

2

Год

Количество часов

2 часа в неделю

68 часов



Планируемые результаты:


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

  • формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;

  • формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;

  • формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).


Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Живой мир»

на конец обучения во 2 классе обучающие получат возможность:

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • называть изученные объекты и явления природы;

  • различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;

  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

  • различать домашних и диких животных, рыб;

  • различать признаки времён года;

  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.


  • правильно называть изученные объекты и явления природы;

  • различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

  • различать элементарные гигиенические правила;

  • различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и неживой природы.


Обучающиеся должны усвоить следующие представления:

  • о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

  • о растениях сада и огорода, их отличии;

  • о разнообразии животного мира, образе жизни и по­вадках диких и домашних животных;

  • о роли питания в жизни человека;

  • о гигиенических правилах;

  • о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

  • о значении воды, тепла, света в жизни растений и жи­вотных.

Содержание программы.


Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.

Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Знания по программе «Мир природы и человека» необходимо реализовать на уроках речевой практики, математики, чтения, ручного труда, изо, а так же найти им применение во внеурочное время.

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Формирование представлений о смене времён года в свя­зи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в тече­ние суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пас­мурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, за­мерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, ка­пель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шипов­ник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, лан­дыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Жи­вотные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступ­лении морозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, не­счастных случаев.

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсут­ствие запаха, текучесть. Первичные представления о тем­пературе, о термометре как приборе для измерения темпе­ратуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа

Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные при­знаки (3—4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необ­ходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и тра­десканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произ­растания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Животные

Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёны­шей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая по­лость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные пред­ставления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.




















Календарно-тематическое планирование.

п\п

Дата

Количество часов

ТЕМА УРОКА


по плану

по факту

1



1

День знаний.

2



1

Изменения в природе осенью. Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца.

3



1

Изменения продолжительности дня и ночи. Названия времён года.

4



1

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь).

5



1

Знакомство с названиями месяцев.

Наблюдение за погодой (похолодание, заморозки).

6



1

Растения осенью. Наблюдения за деревьями, кустарниками, травами. Экскурсия.

7



1

Листопад, увядание трав. Экскурсия.

8



1

Труд человека осенью. Работа в саду, огороде. Игры детей.

9



1

Экскурсия - наблюдение за работой дворника.

10



1

Поведение человека во время грозы, дождя.

11



1

Перелётные птицы. Подготовка к полёту в тёплые страны.

12



1

Птицы осенью. Экскурсия.

13



1

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.

14



1

Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.

15



1

Первичные представления о температуре. Термометр как прибор для измерения температуры.

16



1

Изменения в природе в октябре. Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Экскурсия.

17



1

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

18



1

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воды, света, воздуха, тепла.

19



1

Растения влаголюбивые (традесканция) и засухоустойчивые (кактус).

20



1

Светолюбивые (фиалка) и тенелюбивые растения (традесканция).

21



1

Уход за комнатными растениями. Практическое занятие.

22



1

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.

23



1

Овощи в питании человека.

24



1

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.

25



1

Фрукты в питании человека.

26



1

Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода.

27



1

Время года -зима. Признаки зимы. Названия зимних месяцев.

28



1

Изменения в природе зимой. Долгота дня и ночи в зимнее время.

29



1

Наблюдение за погодой, формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: снегопад, мороз, лёд, замерзание водоёмов. Экскурсия.

30



1

Труд людей зимой. Работа в саду, огороде. Детские игры зимой.

31



1

Правила поведения человека при наступлении морозов.

32



1

Птицы зимующие и перелетные. Синица. Сорока. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Экскурсия.

33



1

Дикие животные (лиса, белка, ёж) зимой.

34



1

Дикое животное: рысь. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания.

35



1

Домашнее животное: кошка.

36



1

Разнообразие пород кошек, их повадки.

37



1

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь.

38



1

Дикое животное: волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания.

39



1

Домашнее животное: собака. Отношение человека к животным. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

40



1

Разнообразие пород собак, их повадки.

41



1

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Собака - волк.

42



1

Рыбы. Внешний вид, среда обитания, образ жизни. Карась. Окунь.

43



1

Рыбы зимой.

44



1

Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий.

45



1

Сезонные изменения в природе весной ( потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи). Экскурсия.

46



1

Труд людей весной.

47



1

Дикие животные (лиса, белка, ёж) весной.

48



1

Птицы весной. Появление грачей, скворцов. Экскурсия.

49



1

Признаки весны. Название весенних месяцев.

50



1

Птицы зимующие и перелетные. Синица. Сорока.

51



1

Человек. Гигиена тела человека.

52



1

Закаливание.

53



1

Питание человека.

54



1

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

55



1

Значение овощей, фруктов для правильного питания человека.

56



1

Пища человека. Правильное питание.

57



1

Пирамида питания

58



1

Профилактика пищевых отравлений.

59



1

Деревья и кустарники весной. Тополь, клен, сирень. Экскурсия.

60



1

Появление трав, цветов. Экскурсия.

61



1

Одуванчик, ландыш.

62



1

Изменения в природе (тепло, жара).

63



1

Детские игры весной.

64



1

Изменения в природе (тучи, тёплые дожди, ливень) .Правила поведения человека во время грозы, дождя.

65



1

Что узнали. Чему научились

66



1

Сезонные изменения в природе летом. Экскурсия.

67



1

Труд человека. Работа в саду, огороде.

68



1

Повторение. Признаки лета. Названия летних месяцев.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!