Адаптированная рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Министерства образования РФ на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- М.: Просвещение, 2017. Данный предмет входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральные государственные образовательные стандарты начального (Пункт 19.5) и основного (Пункт 18.2.2) общего образования «Программа отдельных учебных предметов и курсов»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30. 08. 2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением);
Устав МБОУ СОШ № 4 на 2018 -2019 учебный год;
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 аула Мамхег.
Цель учебного предмета: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи учебного предмета:
Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.
Формировать знания обучающихся о природе своего края.
Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Живой мир» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Класс | 2 | Год |
Количество часов | 2 часа в неделю | 68 часов |
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;
формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Живой мир»
на конец обучения во 2 классе обучающие получат возможность:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
называть изученные объекты и явления природы; различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними; различать наиболее распространённые овощи и фрукты; различать домашних и диких животных, рыб; различать признаки времён года; выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи. | правильно называть изученные объекты и явления природы; различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями; различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком; различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни; различать элементарные гигиенические правила; различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и неживой природы. |
Обучающиеся должны усвоить следующие представления:
о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;
о растениях сада и огорода, их отличии;
о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
о роли питания в жизни человека;
о гигиенических правилах;
о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Содержание программы.
Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.
Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Знания по программе «Мир природы и человека» необходимо реализовать на уроках речевой практики, математики, чтения, ручного труда, изо, а так же найти им применение во внеурочное время.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Дата | Количество часов | ТЕМА УРОКА |
| по плану | по факту |
1 | | | 1 | День знаний. |
2 | | | 1 | Изменения в природе осенью. Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. |
3 | | | 1 | Изменения продолжительности дня и ночи. Названия времён года. |
4 | | | 1 | Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь). |
5 | | | 1 | Знакомство с названиями месяцев. Наблюдение за погодой (похолодание, заморозки). |
6 | | | 1 | Растения осенью. Наблюдения за деревьями, кустарниками, травами. Экскурсия. |
7 | | | 1 | Листопад, увядание трав. Экскурсия. |
8 | | | 1 | Труд человека осенью. Работа в саду, огороде. Игры детей. |
9 | | | 1 | Экскурсия - наблюдение за работой дворника. |
10 | | | 1 | Поведение человека во время грозы, дождя. |
11 | | | 1 | Перелётные птицы. Подготовка к полёту в тёплые страны. |
12 | | | 1 | Птицы осенью. Экскурсия. |
13 | | | 1 | Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. |
14 | | | 1 | Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. |
15 | | | 1 | Первичные представления о температуре. Термометр как прибор для измерения температуры. |
16 | | | 1 | Изменения в природе в октябре. Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Экскурсия. |
17 | | | 1 | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения). |
18 | | | 1 | Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воды, света, воздуха, тепла. |
19 | | | 1 | Растения влаголюбивые (традесканция) и засухоустойчивые (кактус). |
20 | | | 1 | Светолюбивые (фиалка) и тенелюбивые растения (традесканция). |
21 | | | 1 | Уход за комнатными растениями. Практическое занятие. |
22 | | | 1 | Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. |
23 | | | 1 | Овощи в питании человека. |
24 | | | 1 | Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. |
25 | | | 1 | Фрукты в питании человека. |
26 | | | 1 | Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода. |
27 | | | 1 | Время года -зима. Признаки зимы. Названия зимних месяцев. |
28 | | | 1 | Изменения в природе зимой. Долгота дня и ночи в зимнее время. |
29 | | | 1 | Наблюдение за погодой, формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: снегопад, мороз, лёд, замерзание водоёмов. Экскурсия. |
30 | | | 1 | Труд людей зимой. Работа в саду, огороде. Детские игры зимой. |
31 | | | 1 | Правила поведения человека при наступлении морозов. |
32 | | | 1 | Птицы зимующие и перелетные. Синица. Сорока. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Экскурсия. |
33 | | | 1 | Дикие животные (лиса, белка, ёж) зимой. |
34 | | | 1 | Дикое животное: рысь. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания. |
35 | | | 1 | Домашнее животное: кошка. |
36 | | | 1 | Разнообразие пород кошек, их повадки. |
37 | | | 1 | Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. |
38 | | | 1 | Дикое животное: волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания. |
39 | | | 1 | Домашнее животное: собака. Отношение человека к животным. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. |
40 | | | 1 | Разнообразие пород собак, их повадки. |
41 | | | 1 | Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Собака - волк. |
42 | | | 1 | Рыбы. Внешний вид, среда обитания, образ жизни. Карась. Окунь. |
43 | | | 1 | Рыбы зимой. |
44 | | | 1 | Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий. |
45 | | | 1 | Сезонные изменения в природе весной ( потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи). Экскурсия. |
46 | | | 1 | Труд людей весной. |
47 | | | 1 | Дикие животные (лиса, белка, ёж) весной. |
48 | | | 1 | Птицы весной. Появление грачей, скворцов. Экскурсия. |
49 | | | 1 | Признаки весны. Название весенних месяцев. |
50 | | | 1 | Птицы зимующие и перелетные. Синица. Сорока. |
51 | | | 1 | Человек. Гигиена тела человека. |
52 | | | 1 | Закаливание. |
53 | | | 1 | Питание человека. |
54 | | | 1 | Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). |
55 | | | 1 | Значение овощей, фруктов для правильного питания человека. |
56 | | | 1 | Пища человека. Правильное питание. |
57 | | | 1 | Пирамида питания |
58 | | | 1 | Профилактика пищевых отравлений. |
59 | | | 1 | Деревья и кустарники весной. Тополь, клен, сирень. Экскурсия. |
60 | | | 1 | Появление трав, цветов. Экскурсия. |
61 | | | 1 | Одуванчик, ландыш. |
62 | | | 1 | Изменения в природе (тепло, жара). |
63 | | | 1 | Детские игры весной. |
64 | | | 1 | Изменения в природе (тучи, тёплые дожди, ливень) .Правила поведения человека во время грозы, дождя. |
65 | | | 1 | Что узнали. Чему научились |
66 | | | 1 | Сезонные изменения в природе летом. Экскурсия. |
67 | | | 1 | Труд человека. Работа в саду, огороде. |
68 | | | 1 | Повторение. Признаки лета. Названия летних месяцев. |