ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Живой мир» ставит своей целью обеспечить начальные представления школьников с выраженной интеллектуальной недостаточностью о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром.
Задачами курса «Живой мир» для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;
воспитание экологической культуры.
формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
— совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
— рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
— наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Логика изложения учебного материала – от общего к частному. Такое изложение содержания позволяет учителю раскрыть необходимые причинно-следственные связи, существующие в мире природы, что в свою очередь благотворно влияет на работу учащихся, развивает умение анализировать, сравнивать те или иные явления природы, способствуя сознательному усвоению знаний, повышая интерес к учебным занятиям. Помимо этого, сознательному усвоению учебного материала способствует и использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Учитель должен стремиться к тому, чтобы дети сами принимали участие в поиске ответов на поставленные вопросы, учились рассуждать, высказывали своё мнение, используя опыт, полученный ранее.
Рабочая программа составлена на основе программно – методических материалов И.М.Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»– М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011. Программа рассчитана на 17 уч.часов (1 раз в 2 недели), что соответствует учебному плану школы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Я, моё окружение.(4ч.) Дети учатся разбираться в родственных отношениях; называть своё имя, фамилию, имена своих родителей, бабушек и дедушек, имя и фамилию своего друга или одноклассника.
Сезонные изменения в природе, сутки. (1ч.) Основные понятия раздела: времена года: осень, зима, весна, лето; основные признаки времен года. Дети учатся определять по наблюдениям и иллюстрациям изображенные времена года; называть основные явления природы.
Школа. (1ч.) Основные понятия раздела: назначение школы; объекты школы (классы, коридоры, туалеты, библиотеку, игровой зал); устройство классной комнаты.
Праздники. (1ч.) Основные понятия раздела: названия общественных праздников ( День учителя, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День рождения, День Победы).
Овощи, фрукты. (3ч.) Основные понятия раздела: некоторые овощи (репа, морковь); некоторые фрукты (яблоко, груша); где и как растут данные овощи, фрукты.
Дети учатся соотносить реальный предмет с картинкой; обследовать предмет (тактильно, зрительно, на вкус).
Одежда и обувь. (2ч.)Основные понятия раздела: названия некоторой одежды и обуви.
Дети учатся различать одежду и обувь для девочек и мальчиков, выбирать одежду и обувь по сезону.
Животные, птицы, насекомые.(3ч.) Основные понятия раздела: названия некоторых домашних (кошка, собака) и диких животных (заяц, волк), птиц (ворона, синица); чем питаются и где живут животные и птицы.
Дети учатся узнавать животных на картинках; имитировать действия животных, птиц и насекомых.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
/Программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой./ «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Москва, ВЛАДОС, 2011
Кудрина С.В. Окружающий мир. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. Москва – Владос :2012
Серия «Мир в картинках. Домашние животные. М.: Мозаика-Синтез, 2005; Дикие животные. М.: Мозаика-Синтез, 2005; Птицы. М.: Мозаика-Синтез, 2005; Овощи. М.: Мозаика-Синтез, 2005; Фрукты. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Требования к уровню подготовки:
-знать своё имя, фамилию, возраст;
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать диких и домашних животных, птиц;
- различать времена года, их основные признаки;
- выбирать одежду и обувь по сезону.
- различать одежду и обувь для девочек и мальчиков.
- уметь обследовать предмет (тактильно, зрительно, на вкус).
Система оценивания
При определении уровня знаний и умений учащихся с умеренной умственной отсталостью оценивается качественное содержание доступных действий, реальный опыт деятельности каждого ребенка.
Знания и умения оцениваются по трехбальной шкале, разработанной и ШМО учителей –дефектологов школы и утвержденной директором школы.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- проявляет самостоятельность в работе;
- умеет исправить допущенные ошибки.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- выполняет действия по последовательной инструкции педагога;
- выполняет действия по образцу.
Оценка «3» ставится, если учащийся
- выполняет действия совместно с педагогом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоя- тельные работы учащихся |
| | | Уроки | Лабораторно- практические работы | Контрольные работы |
1 | Я и мое окружение | 4ч | 4ч. | | | |
2 | Школа | 1ч. | 1ч. | | | |
3 | Овощи, фрукты | 3ч. | 3ч. | | | |
4 | Праздники | 1ч. | 1ч. | | | |
5 | Сезонные изменения в природе | 1ч. | 1ч. | | | |
6 | Домашние и дикие животные. Птицы | 3ч. | 3. | | | |
7 | Одежда. Обувь | 2ч. | 2ч. | | | |
8 | Растения | 2ч. | 2ч. | | | |
| ИТОГО | 17ч. | 17ч. | | | |
| | | | | | |