ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С позиции решения задач социальной адаптации, формирования приемлемых форм индивидуального поведения в обществе людей, огромное значение приобретает воспитание санитарно-гигиенических навыков, которые с возрастом преобразуются в самообслуживание, как социальное умение.
Гигиеническое воспитание — это особый раздел социокультурного развития ребенка, который должен органично включаться в общий режим жизни детского коллектива. Необходимо своевременно начать уход за полостью рта и зубами ребенка. Кариозные зубы, как и другие источники хронического воспаления, могут стать причиной ревматизма, бронхиальной астмы, болезни почек, хронических гастритов, спазм кишечника и др. Гигиеническая культура присутствует во всех разделах воспитания, она приучает детей к последовательным действиям при умывании, одевании и др., поэтому гигиена и самообслуживание это не только элементы режима дня, но и система воспитательных, обучающих занятий.
Рабочая программа составлена на основе программно – методических материалов И.М.Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»– М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011. Программа рассчитана на 17 уч.часов (1 раз в 2 недели), что соответствует учебному плану школы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Правила поведения (1ч)
Формирование правил поведения в помещении. На дороге. Правила поведения за столом.
Безопасность в доме (4ч.)
Правила работы с бытовыми приборами.
Режим дня (5ч.)
Последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур: туалет, мытье рук, мытье ног и т.д. Зарядка. Сон и его значение.
Правила самообслуживания ( 7ч.)
Гигиенические умения.
Пользование туалетными принадлежностями: бумага, жидкое (твердое) мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа (щетка), зеркало.
Правила хранения туалетных принадлежностей.
Умение обозначить необходимость помощи (жестом, словом, знаком) в физиологических потребностях.
Пользование носовым платком (салфеткой).
Выражение благодарности за оказываемые виды помощи.
Порядок, последовательность одевания.
Порядок, последовательность раздевания.
Знание места хранения разных видов одежды.
Навыки обращения с пуговицами, шнурками и др.
Выбор одежды по погоде, по сезону.
Уборка помещения.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой. М. «Владос» 2011г.
Раздаточный материал ( предметные картинки)
Требования к уровню подготовки
Уметь выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью).
Уметь пользоваться туалетными принадлежностями: бумага, жидкое (твердое) мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа (щетка), зеркало.
Уметь обозначить необходимость помощи (жестом, словом, знаком) в физиологических потребностях.
Пользоваться носовым платком (салфеткой).
Выражать благодарность за оказываемые виды помощи.
Знать порядок, последовательность одевания.
Знать порядок, последовательность раздевания.
Знать места хранения разных видов одежды.
Уметь обращаться с пуговицами, шнурками и др.
Уметь выбирать одежду по погоде, по сезону.
Уметь оказать помощь сверстнику в одевании (раздевании).
Система оценивания
При определении уровня знаний и умений учащихся с умеренной умственной отсталостью оценивается качественное содержание доступных действий, реальный опыт деятельности каждого ребенка.
Знания и умения оцениваются по трехбальной шкале, разработанной на ШМО учителей –дефектологов школы и утвержденной директором школы.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- проявляет самостоятельность в работе;
- умеет исправить допущенные ошибки.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- выполняет действия по последовательной инструкции педагога;
- выполняет действия по образцу.
Оценка «3» ставится, если учащийся
- выполняет действия совместно с педагогом.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы | Самостоятельные работы |
1 | Правила поведения | 1 | 1 | | | |
2 | Безопасность в доме | 4 | 4 | | | |
3 | Режим дня | 5 | 5 | | | |
4 | Правила самообслуживания | 7 | 7 | | | |
| Итого | 17 | 17 | | | |