Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №1»
(ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1»
Минпросвещения КБР)
ПРИНЯТА решением методического объединения учителей начальных классов Протокол от 25.08. 2022г №1 | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _________________З. Х. Люева 26.08. 2022г. |
Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
РУССКИЙ ЯЗЫК
8 А класс
УЧИТЕЛЬ - Дзамихова З.А.
г. Нальчик
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644 и 31.12.2015 № 1577);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- примерная программа по учебному предмету «Русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (составитель (автор) – под ред. Коровина В.Я. );
- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы – ФГОС) ГБОУ «Cпециальная (коррекционная) школа-интернат №1»;
- учебный план ГБОУ «Cпециальная (коррекционная) школа-интернат №1» ;
- «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» ГБОУ «Cпециальная (коррекционная) школа-интернат №1»;
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский язык».
Учебно-методический комплект
1. Русский язык 8 класс. Учеб.для общеобразоват.орг./Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. «Издательство «Просвещение»; 2019г.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часов из расчета 3 часа неделю.
Содержание учебного предмета
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 7 классах (8 ч). Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
(6ч).
Словосочетание (2 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (4 ч.)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание памятника культуры.
Простые двусоставные предложения (16 ч)
Главные члены предложения (8ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения (8 ч.)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Простые односоставные предложения (11ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сазуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Неполные предложения (2 ч)
Однородные члены предложения (14 ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены редложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Обращения, вводные слова, междометия (11ч)
Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Предложения с обособленными членами (20 ч)
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (7ч)
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Повторение изученного в 8 классе (6 ч )
Разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
Речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка;
Способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | |
2 | Повторение изученного в 5-7 классах | 8 | |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. -
Словосочетание -
Простое предложение | 6 2 4 | Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. |
| | | Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение |
4 | Простые двусоставные предложения | 16 8 8 | Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глаголсказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. |
5 | Простые односоставные предложения | 11 | Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. |
6 | Неполные предложения | 2 | Умение определять структурные особенности неполных предложений |
7 | Однородные члены предложения | 14 | Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. |
8 | Обращения, вводные слова, междометия | 11 | Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. |
9 | Предложения с обособленными членами | 20 | Знать правила обособления всех членов предложения |
10 | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь | 7 | Умение выделять в произношении слова автора. |
| | | Умение заменять прямую речь косвенной. |
11 | Повторение изученного в 8 классе | 6 | Речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка |
| ИТОГО | 102 | |
Планируемые результаты
В результате изучения русского языка ученики должны знать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь:
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение;
-
адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социальнокультурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата П/Ф |
1. | Русский язык в современном мире. | 1 | | |
| Повторение изученного в 7 классе. | 5+2 | | |
2. | Пунктуация. Орфография. | 1 | | |
3. | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | |
4. | Буквы н и нн в суффиксах | 1 | | |
5. | Входной диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
6 | Слитное и раздельно написание не с различными частями речи | 1 | | |
7 | Р.р. Подготовка к изложению «Проза жизни» по упр.27 | 1 | | |
8. | Р.р. Подготовка к сочинению в форме письма по упр.36 | 1 | | |
| Синтаксис и пунктуация. Культура речи | 7+1 | | |
9. | Основные единицы синтаксиса. | 1 | | |
10. | Текст как единица синтаксиса | 1 | | |
11. | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | | |
12. | Р.р. Подготовка к сжатому изложению «Страна за Онегой» по упр. 52 | 1 | | |
13. | Словосочетание как единица синтаксиса | 1 | | |
14. | Виды словосочетаний | 1 | | |
15. | Связь слов в словосочетании | 1 | | |
16. | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | | |
| Предложение. Простое предложение. | 2+1 | | |
17. | Грамматическая основа предложения | 1 | | |
18. | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. | 1 | | |
19. | Р.р. Описание памятника культуры. | 1 | | |
| Двусоставные предложения. Главные члены предложения | 6+2 | | |
20. | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | 1 | | |
21 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | | |
22. | Рр Подготовка к сочинению «Чудный собор», упр.101 | 1 | | |
23. | Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. | 1 | | |
24. | Составное именное сказуемое. | 1 | | |
25. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
26. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
27 | Рр Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
| Второстепенные члены предложения. | 6+2 | | |
28. | Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | 1 | | |
29. | Определение. Согласованное и несогласованное определение. | 1 | | |
30. | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | 1 | | |
31. | Р.р. Изложение «Петр Первый» | 1 | | |
32. | Обстоятельство. | 1 | | |
33. | Основные виды обстоятельств | 1 | | |
34. | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | | |
35. | Р.р. Характеристика человека | 1 | | |
| Односоставные предложения. | 9+2 | | |
36. | Главный член односоставного предложения. | 1 | | |
37. | Назывные предложения | 1 | | |
38. | Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения. | 1 | | |
39. | Неопределенно-личные предложения. | 1 | | |
40. | Безличные предложения | 1 | | |
41. | Рр Сочинение – рассуждение «Слово делом крепи» | 1 | | |
42. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения». | 1 | | |
43. | Рр Изложение с творческим заданием «Мещерский край» | 1 | | |
44 | Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. | 1 | | |
45. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | 1 | | |
46 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
| Простое осложненное предложение | 1 | | |
47. | Понятие об осложненном предложении | 1 | | |
| Однородные члены предложения. | 12+2 | | |
48. | Понятие об однородных членах предложения. | 1 | | |
49. | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них. | 1 | | |
50. | Рр Изложение, основанное на сравнительной характеристике. | 1 | | |
51. | Однородные и неоднородные определения | 1 | | |
52. | Сочинительные союзы при однородных членах. | 1 | | |
53. | Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Соединительные союзы при однородных членах. | 1 | | |
54. | Пунктуация при однородных членах, связанных противительными союзами. | 1 | | |
55. | Пунктуация при однородных членах, связанных разделительными, повторяющимися и двойными союзами. | 1 | | |
56. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | | |
57. | Синтаксический и пунктуационный разбор | 1 | | |
58 | Р.р. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании. | 1 | | |
59 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | 1 | | |
60. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | 1 | | |
61. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
| Предложения с обособленными членами. | 18+2 | | |
62. | Понятие об обособленности. | 1 | | |
63. | Обособление согласованных определений и приложений, стоящих после определяемого слова. | 1 | | |
64. | Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению. | 1 | | |
65. | Обособление согласованных определений и приложений, имеющих добавочное обстоятельственное значение. | 1 | | |
66. | Обособление одиночных приложений, стоящих после определяемого слова- имени собственного. | 1 | | |
67. | Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему | 1 | | |
68. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения». | 1 | | |
69. | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. | 1 | | |
70. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1 | | |
71. | Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». | 1 | | |
72. | Р.р. Изложение с элементами сочинения | 1 | | |
73. | Обособление уточняющих обстоятельств места и времени. | 1 | | |
74. | Обособление уточняющих членов, присоединяемых при помощи союзов и других слов. | 1 | | |
75-76. | Обособление уточняющих дополнений с производными предлогами | 2 | | |
77. | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | | |
78 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 | | |
79. | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | | |
80. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | 1 | | |
81. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
| Слова, грамматически е связанные с членами предложения | | | |
| Обращение. | 4 | | |
82. | Назначение обращения | 1 | | |
83. | Распространенные обращения | 1 | | |
84. | Знаки препинания при обращении | 1 | | |
85. | Употребление обращений | 1 | | |
| Вводные слова и вставные конструкции. | 5+2 | | |
86. | Понятие о вводных словах, их группы по значению. | 1 | | |
87. | Вводные слова в предложении. Знаки препинания при них. | 1 | | |
88. | Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения. | 1 | | |
89. | Рр Составление текста с вводными словами и вводными предложениями | 1 | | |
90. | Вставные слова, сочетания м предложения | 1 | | |
91- | Междометия и слова – предложения «да» и «нет». | 1 | | |
92. | Рр Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций | 1 | | |
| Чужая речь | 6+1 | | |
93. | Прямая и косвенная речь. | 1 | | |
94. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора. | 1 | | |
95. | Диалог. | 1 | | |
96. | Предложения с косвенной речью. | 1 | | |
97. | Р.р. Сжатое изложение по упр.418 | 1 | | |
98. | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | | |
99. | Обобщающий урок по теме «Чужая речь» | 1 | | |
| Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 3 | | |
100. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
101. | Работа над ошибками | | | |
102 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | | | |
14