Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 5 г. Конаково Тверской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области: _____ С. Н. Фадина «31» мая 2022 г. | «Утверждаю» Приказ № 154 от «18» июля 2022 г. Директор МБОУ гимназии №5 г. Конаково Тверской области __________________С. Н. Кузьмичёва |
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
для обучающейся 2 класса (вариант 7.2)
Нагапетян Ангелины
на 2022/2023 учебный год
Учитель: Фадина С.Н.,
учитель начальных классов
г. Конаково, 2022
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Авторская программа начального общего образования 1-4 классы (учебно-методический комплекс «Школа России»). Авторы – Канакина В. П., Горецкого В. Г. Бойкина М. В., Дементьева М. Н., Стефаненко Н. А.
Цели обучения:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка: овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать родную речь.
Задачи обучения:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех еѐ проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
уметь применять полученные знания в жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Адаптированная рабочая программа учитывает особые образовательные потребности и индивидуальные трудности обучающихся с ЗПР:
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по русскому языку в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
развитие чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
положительного отношения к языковой деятельности;
заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);
понимания чувств одноклассников, учителей;
развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной ин-формации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учеб-ных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других;
строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные УУД:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка, на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Обучающиеся научатся:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40–50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30–40 слов в соответствии с изученными правилами.
Содержание учебного предмета
Наша речь (2 часа)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Основные виды учебной деятельности:
Воспринимать и понимать звучащую речь. Знание, что предложение является единицей речи, выражающей законченную мысль; умение оформлять на письме начало и конец предложения, соблюдать правильную интонацию при устных высказываниях; составлять предложения; умение устанавливать связь между словами в предложении при помощи вопросов. Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. Отличать диалог от монолога, используя их в речи. Участвовать в учебном диалоге. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Проявлять готовность слушать собеседника.
Текст (3 часа).
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Основные виды учебной деятельности:
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. Перечислять признаки текста. Анализировать текст, находить его главную мысль и тему текста. Подбирать заголовок к тексту. Обсуждать тему текста. Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ,выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Проявлять готовность слушать собеседника. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Знание того, что правильная устная и письменная речь, показатель общей культуры и гражданской позиции человека.
Предложение (5 часов)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Основные виды учебной деятельности:
Различать слова, словосочетания и предложения. Умение вычленять предложения из потока речи; составлять предложения по деформированному тексту; оформлять предложения в письменной речи. Распознавать разновидность предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Написание заглавной буквы в начале предложения. Умение составлять предложения из одного или нескольких слов. Находить главные члены предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать распространенные и нераспространенные предложения. Составлять распространенные и нераспространенные предложения.
Слова, слова, слова… (11часов)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Основные виды учебной деятельности:
Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать синонимы, антонимы, формировать умения работать со словарём синонимов, способствовать запоминанию правописания словарных слов: синонимы, осина. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Переносить слова по слогам.
Знание правила деления слов на слоги.
Звуки и буквы (13 часов)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь).
Основные виды учебной деятельности:
Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука. Определять положение заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы по отношению к заданной букве. Находить в слове гласные буквы. Правильно произносить гласные звуки. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. Определять безударный гласный в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверить. Знание, что в ударном и безударном слогах звуки обозначаются одной и той же буквой. Знание правила проверки безударных гласных. Уметь распознавать ед. и мн. число. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне. Умение самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы, работать с орфографическим словарем учебника. Умение объяснять написание гласных, не проверяемых ударением. Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, их обозначающие. Знание отличительных признаков согласных звуков и букв. Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правила переноса слов с удвоенными согласными. Определять и правильно произносить твердые и мягкие согласные. Различать твердые и мягкие согласные. Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (12 часов).
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Основные виды учебной деятельности:
Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт. Работать с орфоэпическим словарём. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Умение писать сочетания жи-ши, ча–ща, чу –щу. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с таким буквосочетаниями. Умение писать сочетания жи-ши, ча–ща,чу –щу, отработать до автоматизма безошибочное написание слов с данными сочетаниями. Знание правила проверки парных согласных на конце слова. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Знание правила проверки парных согласных на конце слова и перед согласным, выполнять звуко-буквенный анализ слова. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
Части речи (19 часов)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Основные виды учебной деятельности:
Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Выявлять слова, которые обозначают предметы. Умение различать предмет и слово как часть речи; умение соотносить вопросы КТО? и ЧТО? и слово – название предмета. Находить имена существительные среди слов по правилу.
Знание, что такое имя существительное; умение находить его в предложении; знание, что слово способно назвать все в окружающем мире. Различать имена существительные по вопросам «кто?», «что?». Познакомиться с терминами «одушевлённые имена существительные» и «неодушевлённые имена существительные». Познакомиться с терминами «имена собственные» и «нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. Знание правил правописания заглавных букв в именах собственных; умение отличать имена собственные от нарицательных. Умение выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы. Различать имена существительные в единственном и во множественном числе. Менять число имён существительных. Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета. Умение сопоставлять вопрос и значение слова; самостоятельно сделать вывод: слова, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЕТ? обозначают действие предмета. Распознавать глагол среди других частей речи по лексическому значению и вопросу. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значении. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Наблюдать за изменением глагола по числам. Знание понятия «глагол». Знание вопросов, на которые отвечают глаголы в ед. числе и во мн. числе. Способствовать формированию умения писать частицу не раздельно с глаголом. Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Выявлять слова, которые обозначают признак предмета. Умение самостоятельно распространять предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета. Наблюдать за связью имён прилагательных с именами существительными. Знакомство с прилагательными, близкими и противоположными по значению. Наблюдать за изменением имён прилагательных по числам. Знание смыслового значения имен прилагательных; умение изменять имена прилагательные по числам; знание зависимости имени прилагательного от имени существительного. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Выяснить роль предлогов в речи. Умение оформлять предложения на письме; систематизировать знания о предлогах.
Повторение (3 часа)
Основные виды учебной деятельности:
Повторить, обобщить и закрепить знания о типах текста , распознавать текст –описание, текст –рассуждение, составить рассказ по репродукции картины. Повторить, обобщить и закрепить знания о предложении, знаках препинания; создать условия для распознавания диалога и монолога, объяснение орфограмм. Повторить, обобщить и закрепить знания о слове, синонимах; распознавать многозначные слова и слова в переносном значении, определять лексическое значение слов. Повторить, обобщить и закрепить знания о частях речи, имени существительном, составить рассказ об имени существительном по плану. Повторить, обобщить и закрепить знания о частях речи, имени прилагательном, составить рассказ об имени прилагательном по плану, подбор синонимов. Повторить, обобщить и закрепить знания частях речи, глаголе, местоимении, составить рассказ о глаголе по плану, подбор синонимов, нахождение в тексте местоимений. Повторить, обобщить и закрепить знания о звуках и буквах, выполнять звуко–буквенный анализ, деление слов на слоги, располагать буквы и слова в алфавитном порядке. Использовать алгоритм и правило для проверки безударных гласных в корне слова. Знание правил написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции; умение подбирать проверочные слова. Отработать алгоритм написания парных согласных в корне слова. Знание правил написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции; умение подбирать проверочные слова. Отработать алгоритм написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции. Знание правописание слов на изученные темы.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименования разделов и тем | Кол – во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Наша речь (2 часа) |
| Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | | |
| Как отличить монолог от диалога? | 1 | | |
Текст (3 часа) |
| Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | | |
| Части текста. | 1 | | |
| Входной контрольный диктант. | 1 | | |
Предложение (5 часов) |
| Как из слов составить предложение? | 1 | | |
| Что такое главные члены предложения? Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 | | |
| Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | | |
| Что такое распространённые и нераспространённые предложения? Как установить связь слов в предложении? | 1 | | |
| Контрольное списывание. | 1 | | |
Слова, слова, слова …... (11 часов) |
| Лексическое значение слова. | 1 | | |
| Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
| Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | | |
| Синонимы. Антонимы. | 1 | | |
| Что такое родственные слова? | 1 | | |
| Корень слова. Однокоренные слова. Какие бывают слоги? | 1 | | |
| Как определить ударный слог? | 1 | | |
| Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | | |
| Проверочная работа по теме «Слог, ударение, перенос слов» | 1 | | |
| Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | | |
| Обучающее сочинение по серии картинок. Различие звуков и букв | 1 | | |
Звуки и буквы (13 часов) |
| Различие звуков и букв. | 1 | | |
| Как мы используем алфавит? | 1 | | |
| Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | | |
| Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | |
| Согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое» | 1 | | |
| Слова с удвоенными согласными. | 1 | | |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | | |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | | |
| Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | | |
| Контрольный диктант за 1 полугодие | 1 | | |
| Работа над ошибками. | 1 | | |
| Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 1 | | |
| Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (12 часов) |
| Буквосочетания чк, чн, чт,щн, нч | 1 | | |
| Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ | 1 | | |
| Звонкие и глухие согласные звуки | 1 | | |
| Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | | |
| Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | | |
| Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | | |
| Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | 1 | | |
| Правописание слов с разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак. | 1 | | |
| Контрольное списывание | 1 | | |
| Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | | |
| Проверочная работа по теме «Написание изученных орфограмм» | 1 | | |
| Обобщение изученного материала. | 1 | | |
Части речи (19 часов) |
| Части речи. Имя существительное как часть речи | 1 | | |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | |
| Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. | 1 | | |
| Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и газет, кличек животных, в географических названиях. | 1 | | |
| Контрольный диктант по теме «Заглавная буква в именах собственных» | 1 | | |
| Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | |
| Контрольный диктант по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» | 1 | | |
| Глагол. Единственное и множественное число глаголов | 1 | | |
| Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | | |
| Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | | |
| Что такое текст – повествование? | 1 | | |
| Что такое имя прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | | |
| Прилагательные близкие и противоположные по значению | 1 | | |
| Единственное и множественное число имён прилагательных. Что такое текст-описание? | 1 | | |
| Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами Восстановление предложений. | 1 | | |
| Контрольный диктант «Части речи» | 1 | | |
| Работа над ошибками. Местоимение. | 1 | | |
| Что такое текст-рассуждение? | 1 | | |
| Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 | | |
Повторение (3 часа) |
| Повторение по теме «Текст». Повторение по теме «Предложение». Сочинение по картине | | | |
| Повторение по теме «Слово и его значение». Итоговый диктант. Работа над ошибками. | | | |
| Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Звуки и буквы». Повторение по теме «Правила правописания» | | | |
| ИТОГО: | 68 часов | | |
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2014
Савинов Е.С. Серия «Стандарты второго поколения». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2014.
Канакина В. П. Русский язык: сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы: 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2012.
Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2012.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Раздаточный материал: пособие для учащихся / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2012
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по русскому языку)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные источники
Уроки Кирилла и Мефодия, начальная школа 1 – 4 класс
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Мультимедийная доска