СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02

с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru

«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол№________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________



Адаптированная рабочая программа

Предмет: русскому языку

Класс: 5

Учебный год: 2018-2019

Учитель: Дашиева Дина Викторовна

Квалификационная категория: нет



с.Новая Брянь

Пояснительная записка.


Данная программа является рабочей и составлена на основе:

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», адаптированной основной образовательной программой школы, учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа по разделу «Русский язык» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Галунчиковой Н.Г. Русский язык. 5 класс.Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. -7-е изд. –М.: Просвещение, 2014

Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы коррекции нарушения развития умственно отсталых детей.

В последние годы дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и обучающиеся по программам VIII вида, всё чаще приходят учиться в общеобразовательные школы, поэтому необходимым является составление специальных программ для этой категории детей.

Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.

Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

Структурно и содержательно программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации

ЦЕЛЬ:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

     Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

  • Повышать уровень общего развития учащихся;

  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Развивать нравственные качества школьников.

Реализация указанной цели достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы:

-принцип коррекционно-речевой направленности,

-воспитывающий и развивающий принципы,

-принцип доступности обучения,

-принцип систематичности и последовательности,

-принцип наглядности в обучении,

-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

ФОРМЫ РАБОТЫ


Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 5 и 6 классах – диктанты, изложения, сочинения.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 5 и 6 классах,

большинством грамматических заданий.

Методы урока

На уроках русского языка используются следующие методы урока:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические – упражнения, карточки, тесты

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов, компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК)

Инновационные технологии обучения:

1.Игровые технологии.

2.Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

3. Элементы технологии коллективного способа обучения.

4.Здоровьесберегающие технологии

5.Элементы проблемного обучения.

6.Элементы компьютерной технологии

7.Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на каждом уроке.



Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.


На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 класса. План предусматривает обучение в 5 классе в обьеме 136 часов в год (4 часа в неделю) по II варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.

. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное, глагол, включены в содержание и 5 класса, и 6 класса) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.

Согласно учебно-тематическому плану, предусмотрены варианты компенсирующих мероприятий по выполнению программы, таких как:

  1. Блочно- модульной подачи материала;

  2. Уроки повторения;

  3. Интегрированные уроки

  4. Сочетание различных форм обучения.


Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

Четверть

Количество часов

Количество контрольных работ

1 четверть

36

2

2 четверть

28

1

3 четверть

40

3

4 четверть

32

2

Год

136

8


Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.

  • Звуки и буквы.

  • Слово.

  • Предложение.

  • Связная речь.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Звуки и буквы.

В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. В 5 классе начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения . Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся 5-6 класса формируются следующие умения:

      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

      • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.

Связная речь. Большое внимание в 5 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с ограниченными возможностями здоровья излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

В 5и 6 классах также обращается внимание на графические навыки.




Словарь


  1. класс


Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свида­ния, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инстру­мент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, по­беда, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамес­ка, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).













Учебнотематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум

ЗУН

I.

Повторение. Текст

12 ч.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Коллективное составление текста по серии картинок.

Строить простое распространенное предложение;

Связно высказываться: устно, письменно (с помощью учителя);

Пользоваться орфографическим словарем.

II.

Звуки и буквы. Текст.

12часов

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме.

Обозначать мягкость согласных буквой ь.

Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова.


III.

Слово. Текст.

24 ч

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых

безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ. Записка.

Разбирать слово по составу;

Подбирать группы родственных слов (несложные случаи).

Уметь выделять на письме окончание, приставку, суффикс.

Отличать приставку от предлога.

Знать правило правописания разделительного ъ. Оформлять деловые бумаги.

IV.

Части речи.

57 ч.


Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных,.Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).Изменение существительных по падежам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Коллективное составление рассказа. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Письмо.

Выделять имя существительное как часть речи.

Умение определять падеж сущ-го

Умение различать падежи по вопросам.

Изменять сущ. по числам.

Умение различать род (мужской и женский род, средний род).Умение определять склонение сущ-го.

Составление рассказа по коллективно составленному плану, по вопросам учителя. Правила написания деловых бумаг.


V.

Предложение. Текст.

16 часов

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.Знаки препинания при однородных членах. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Письмо другу.

Уметь находить в тексте главные и второстепенные члены предложения.

Знать однородные члены предложения.

Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

Уметь составлять связный рассказ по картине с помощью учителя.

VI.

Повторение.


15 часов

Дифференциация орфограмм. Практикум по определению орфограмм. Корень. Родственные слова. Безударная гласная в слове. Части речи. Повторение. Дифференциация частей речи. Решение орфографических задач.

Уметь разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Подбирать группы родственных слов. Название частей речи, их значение, использование в речи;

Главные и второстепенные члены предложения. Находить однородные члены предложения. Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Писать изложение по предложенному плану. Пользоваться орфографическим словарем.

В программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников. Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.


Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.

Основные требования к умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:


1-й уровень

• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);

• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;

• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

2-й уровень

• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;

• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;

• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.





Календарно – тематическое планирование



п.п.

Дата

Тема урока

Количество часов

Требования

к ЗУН



Словарь

Примечания

ИКТ

Дом.задание



Должен уметь

Должен знать



1 четверть -36 часов










Повторение










Предложение. Текст

12ч.







1


Предложение как единица речи

Уметь составлять предложения.

Знать границы предложений.



презентация



2








Связь слов в предложении.


Уметь задавать вопрос от одного члена предложения к другому.

Связь предложений в тексте







3


Деление текста на предложения. Границы предложений.


Делить текст на предложения. Устанавливать границы предложений.


Смысловая и интонационная законченность предложения.






4


Установление последовательности предложений в тексте.

Связывать предложения в тексте.

Последовательность предложений в тексте .






5


Главные члены предложения.

Уметь находить главные члены предложения.

Названия главных членов предложения.


презентация




6


Р/р. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста.


Уметь объединять предложения в текст


Что такое текст.






7


Подлежащее.


Находить в тексте подлежащее, сказуемое

Что такое подлежащее, сказуемое


Здравствуй





8


Сказуемое.



До свидания





9


Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Различать предложения по интонации.


Предложения по интонации.

Благодарю

презентация




10


Упражнение в определении предложений по интонации.



Болото





11


Контрольный диктант по теме «Предложение».

Уметь применять знания на практике.







12


Работа над ошибками.











Звуки и буквы. Текст

12ч








13


Буквенная азбука — алфавит.

Записывать слова в алфавитном порядке.

Должен знать алфавит.

Пассажир





14


Понятие об орфограмме.








15


Гласные и согласные буквы и звуки. Текст


Гласные и согласные буквы и звуки.

Расстояние

презентация




16


Мягкие и твёрдые согласные.

Различать твёрдые и мягкие звуки и буквы.

Мягкие и твердые согласные.

область





17


Обозначение мягкости согласных буквами и,я,е,ё,ю,ь.









18


Разделительный ь знак.


Знать правило правописания ь знака.






19


Согласные звонкие и глухие.

Уметь различать звонкие и глухие звуки и буквы.

Должен знать звонкие и глухие согласные.






20


Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Писать слова с этой орфограммой.

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.






21


Ударные и безударные гласные.

Определять ударные и безударные гласные.

Ударные и безударные гласные.

Способы проверки написания, безударных гласных, звонких и глухих согласных.



каникулы

презентация




22


Правописание безударных гласных в корне слова.

1ч.








23


Р/ р. Изложение упр 54








24


Различие текста и не текста.

1ч.

Выделять основную мысль

Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.








Состав слова. Текст.

24ч.










Корень и однокоренные слова.

3ч.








25


Корень слова. Однокоренные родственные слова.

1ч.



граница





26


Образование однокоренных слов.

1ч.

Уметь находить однокоренные слова, уметь объяснять смысл слов.

Называть части слова.

Определять, давать понятия морфемного состава слова.


охрана





27


Окончание.

1ч.

Уметь выделять окончания в слове.

Знать что такое

окончание (правило)








28


Роль окончания в слове.

1ч.



инструмент







Приставка.

2ч.








29


Приставка .Роль приставки в слове.

1ч.

Уметь объяснять значение образованных слов.

Знать месторасположение приставки, уметь выделять приставку.






30


Образование слов с помощью приставки.










Суффикс.

2ч.








31


Суффикс. Роль суффикса в слове.


1ч.

Умение образовывать новые слова с помощью ^.

Уметь объяснять значение образованных слов

Знать месторасположение суффикса, уметь выделять.

Железо





32


Образование слов с помощью суффиксов.


1ч.



металл







Правописание безударных гласных..


2ч.

Уметь проверять безударные гласные в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.




Знать правило правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.








33


Ударение. Безударные гласные в корне.


1ч.


презентация




34


Ударение. Безударные гласные в корне.







Север





35


Контрольная работа за 1 четверть.


1ч.

Уметь применять знания на практике.








36



Анализ контрольной работы.


Уметь подбирать проверочные слова.










2 четверть – 28 часов.









37


Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Уметь проверять безударные гласные в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.


Знать правило правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.






38


Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов









39


Правописание звонких и глухих согласных в корне.

1ч.

Способы проверки написания звонких и глухих согласных.




Знать звонкие и глухие согласные.



презентация




40


Правописание звонких и глухих согласных в корне.

1ч.




Физкультура





41


Правописание звонких и глухих согласных в корне.

1ч.



Знать звонкие и глухие согласные.









Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

2ч.

Способы проверки написания непроизносимых согласных.









42


Непроверяемые гласные и согласные в корне слова




беседа





43


Упражнение в правописании непроверяемые гласных и согласных в корне слова.

1ч.

Способы проверки написания непроизносимых согласных.



верблюд





44


Приставка и предлог.

1ч.

Уметь различать приставку и предлог.

Уметь находить а тексте слово с приставкой и предлогом.

Знать правило о правописании приставок и предлогов.

библиотека

презентация




45


Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок.

1ч.


Знать правило правописания ъ знака.






46


Упражнение в правописании ъ твердого знака после приставок.


1ч.








47


Записка.

1ч.

Умение писать записку.

Знать порядок оформления записки








Части речи.

56ч








50


Слово как название предмета, его признака или действия.

1ч.

Определять части речи по значению и вопросам.

Знать части речи .

Долото

презентация




51


Имя существительное, прилагательное, глагол.

Различать части речи по признакам.



Знать правила о частях речи.


Забота





52


Роль существительного,

прилагательного, глагола в предложении.


1ч.

Уметь распознавать существительные по вопросу

Знать, какую роль в предложении занимает существительное








Имя существительное.

53 ч








53


Имя существительное как часть речи.

1ч.

Уметь выделять имя существительное как часть речи.

Знать, на какие вопросы отвечают, что обозначают одушевленные и неодушевленные имена существительные.


презентация




54


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1ч.

столица

презентация




55


Собственные и нарицательные имена существительные.

1ч.


Знать правило правописания собственных и нарицательных существительных.

космос

презентация




56


Изменение имён существительных по числам.

1ч.

Уметь изменять имена существительные по числам (единственное и множественное число)


Изменение имен существительных по числам.

ботинки

презентация




57



Упражнение на изменение слов по числам.

1ч.









58


Род имён существительных.

1ч.

Уметь определять род имен существительных.


Род имен существительных.


презентация




59


Упражнение на определение рода.


1ч.



герой





60


Упражнение на определение рода.









61


Правописание имён существительных м.р. и ж.р. с шипящей на конце.

1ч.

Определять изученную орфограмму.

Знать правило правописания существительных с шипящей на конце

адрес





62


Адрес на конверте.

1ч.

Оформлять надписи на конверте, открытке, посылке.

Знать условные сокращения, принятые при записи надписи на конверте, открытке.

конверт





63


Контрольный диктант за 2 четверть.

1ч.

Уметь применять знания на практике.







64


Работа над ошибками.

1ч.


Уметь подбирать проверочные слова.






65


Изменение имен существительных по падежам.

1ч.

Уметь изменять существительные по падежам.


Знать падежи имён существительных.

Овраг

презентация




67


Именительный падеж имени существительного.

1ч.

Уметь задавать вопрос к слову.

Знать вопросы И.п.


канал





68


Родительный падеж существительного. Предлоги.

1ч.

Знать и уметь задавать вопросы к сущ.








69


Дательный падеж существительного. Предлоги.

1ч.

Уметь различать падежи по вопросам.


Знать предлоги Д.п.






70


Винительный падеж существительного. Предлоги.

1ч.


Знать вопросы В.п.

верёвка








3 четверть- 40 часов.












71


Творительный падеж существительного. Предлоги.

2ч.

Уметь различать падежи по вопросам.

Знать вопросы Т.п.




Упр.228 стр.144 Выучить падежи



70


Предложный падеж существительного. Вопросы, предлоги.

2ч.

Уметь подбирать существительные с предлогом, опираясь на вопрос.

Знать вопросы П.п.

природа


Упр.232 стр.146 учить падежи



71


Три склонения имён существительных.

1ч.

Уметь различать склонения существительных.


охота

презентация

Упр.239 стр.151



72


Существительные 1 склонения.


1ч.

Уметь определять 1 склонение сущ. по окончанию и роду



презентация

Упр.241 стр.152



73


Существительные 2 склонения.

1ч.

Уметь определять 2 склонение.

Знать правило определения 2 скл.

Естествознание

презентация

Упр.244 стр.154



74


Существительные 3 склонения.

1ч.

Уметь определять 3 склонение.

Знать признаки 3 скл и уметь по ним определять склонение.


презентация

Упр.247 стр.156



75


Первое склонение имён существительных в ед. ч.

1ч.


Знать, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково.



Упр.256 стр.162



76


Именительный падеж существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ. И.п по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл. в И.п.



Упр.260 стр.164



77


Родительный падеж имён существительных 1-го склонения

1ч.

Уметь определять сущ Р.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл в Р.п.

Творог


Упр.264 стр.166



78


Дательный падеж имён существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ. Д.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл в Д.п.



Упр.269 стр.169



79


Винительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ В.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл в В.п.

Защита


Упр.275 стр.172



80


Творительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл в Т.п.

Грамота


Упр.278 стр.174



81


Предложный падеж имён существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл в П.п.

Свобода


Упр.286 стр.178



82


Упражнения по определению падежа существительного

2ч.

Уметь различать падежи по вопросам.


Стамеска


Упр.289 стр.181



83


Поздравительная открытка.

1ч.


Знать план написания поздравительного текста.

Ракета





84


Контрольный диктант по теме «1 скл. имени существительного».

1ч.

Уметь применить полученные знания на практике







85


Работа над ошибками.

1ч.








86


Второе склонение имён существительных в единственном числе.

1ч.


Знать, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

остров

презентация

Упр.295 стр.187



87


Именительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ И.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл. в И.п.

матрос


Упр.297 стр.188



88


Родительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ Р.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в Р.п.


салат


Упр.303 стр.192



89


Дательный падеж имён существительных 2-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ Д.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в Д.п.

космос


Упр.306 стр.194



90


Винительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1ч.

уметь определять сущ В.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в В.п.

Отряд


Упр.313 стр.198



91


Творительный падеж имён существительных 2-го склонения

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в Т.п.

Компас


Упр.316 стр.200



92


Предложный падеж имён существительных 2-го склонения

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в П.п.

Победа


Упр.324 стр.204



93


Упражнения по определению падежа существительного

2ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл.



Упр.330 стр.208 Упр.333 стр. 210



94


Письмо.

1ч.


Знать структуру письма.







95


Контрольный диктант по теме: «Второе склонение имён существительных».

1ч.

Умение применить полученные знания на практике.







96


Работа над ошибками.

1ч.








97


Третье склонение имён существительных в единственном числе.

1ч.


Знать окончания сущ 3 скл.


презентация

Упр.337 стр.214



98


Именительный падеж имён существительных 3-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ. И.п.

Знать окончания сущ 3 скл. в И.п.



Упр.340 стр.215



99


Родительный, дательный и предложный падежи имён существительных 3-го склонения.


1ч.

Уметь определять сущ. Р.п., Д.п.,П.п.

Знать окончания сущ 3 скл. в Р.п., Д.п., П.п.

Картон


Упр.343 стр.217



100


Винительный падеж имён существительных 3-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ В.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 3 скл в В.п.

Горизонт


Упр.350 стр.221



101


Творительный падеж имён существительных 3-го склонения

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 3 скл в Т.п.

запад


Упр.354 стр.223



102


Упражнение в определении безударных окончаний существительных 3скл

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 3 склонения.

орден


Упр.364 стр.229



103


Проверочный диктант по теме: Правописание безударных окончаний существительных 1,2,3 скл.


1ч.

Уметь применять знания на практике



колонна





104


Работа над ошибками. Упражнение в определении безударных окончаний существительных 1,2, 3 скл.


1ч.

Умение подбирать проверочные слова









4 четверть- 32 часа.











Предложение. Текст.

16ч








105


Главные члены предложения.

1ч.

Уметь задавать вопрос к главным членам предложения.

Знать главные члены предложения.

коллекция

презентация

Упр. 371 стр. 235



106


Упражнение в определении подлежащего и сказуемого.


1ч.

Уметь находить в тексте главные члены предложения.


салют





107


Второстепенные члены предложения.

1ч.

Уметь задавать вопросы к второстепенным членам предложения.


Бензин

презентация

Упр. 374 стр. 237



108


Распространённые и нераспространённые предложения

1ч.

Уметь отличить распространенное предложение от нераспространенного.



презентация

Упр. 378 стр. 239



109


Упражнение на распространение предложений.


1ч.





Упр. 380 стр. 240



110


Р/р. Коллективное составление рассказа по картине.

1ч.

Уметь составлять связный рассказ по картине.







111


Однородные члены предложениоа

1ч.

Умение определять однородные члены предложения.

Знать однородные члены предложения.


презентация

Упр. 383 стр. 241



112


Упражнение по определению однородных членов предложения.

1ч.



Верстак


Упр. 387 стр. 243



113


Р/р. Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

Упр 367

1ч.

Уметь составлять последовательный, связный рассказ.







114


Работа над ошибками.

1ч.

Уметь подбирать проверочные слова.







115


Знаки препинания при однородных членах предложения.

1ч.

Уметь находить и различать однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения.

Знать правило расстановки знаков препинания при однородных членах предложения.

станок

презентация

Упр. 389 стр. 244



116


Знаки препинания при однородных членах предложения.

1ч.

Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.




Упр. 393 стр. 246



117


Знаки препинания при однородных членах предложения.

1ч.

Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.




Упр. 398 стр. 248



118


Письмо другу.

1ч.

Уметь составлять письмо по образцу.







119


Повторение по теме «Предложение».

1ч.

Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены.

Уметь конструировать предложения.

Установление последовательности предложеий в тексте.







120


Контрольный диктант по теме «Предложение

1ч.

Уметь применять знания на практике.







121


Работа над ошибками. Закрепление пройденного.


Уметь подбирать проверочные слова









Повторение.

15ч.








122


Состав слова. Однокоренные слова.

1ч.

Уметь подбирать однокоренные слова.



презентация

Упр. 402 стр. 251



123


Упражнения на разбор слов по составу. Пересказ по плану упр.403

1ч.

Уметь разбирать слова по составу.




Упр. 404 стр. 253



124


Упражнения по определению орфограмм.

1ч.

Уметь применять правило на практике.







125


Корень. Родственные слова.

1ч.

Уметь выделять корень в словах







126


Безударная гласная в слове.

1ч.

Уметь применять изученные правила на практике.

Знать способ проверки написания гласных.






127


Части речи. Повторение

1ч.


Знать, что обозначают части речи ( названия предметов, названия действий предметов, названия признаков предметов) и уметь их различать.


презентация




128


Существительные 1,2,3 склонений.

1ч.

Уметь различать склонения существительных.

Знать сущ. 1,2,3 склонения.


презентация




129


Падежные окончания имён существительных.

1ч.








130


Однородные члены предложения.

1ч.

Уметь находить однородные члены предложения.



презентация




131


Р/р. Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь».

1ч.

Уметь составлять связный рассказ по картине.



презентация




132


Работа над ошибками.

1ч.

Уметь находить проверочные слова.







133


Повторение пройденного материала.

1ч.

1.Умение находить в словах изученные орфограммы.

2. Умение находить главные и второстепенные члены предложения.








134


Контрольная работа за год.

1ч.

Уметь применять знания на практике.







135


Работа над ошибками.

1ч.

Уметь подбирать проверочные слова.







136


Итоговый урок. Весёлая грамматика

1ч.

Уметь применять знания на практике












№ п

Тема контрольной работы

5 класс

Дата проведения


I четверть


1

Контрольный диктант по теме «Предложение».


2

Контрольная работа за 1 четверть.




II четверть


3

Контрольный диктант за 2 четверть.



III четверть


4

Контрольный диктант по теме «1 скл. имени существительного».


5

Контрольный диктант по теме: «Второе склонение имён существительных».


6

Контрольный диктант за 3 четверть по теме: Правописание безударных окончаний существительных 1,2,3 скл.




IV четверть


7

Контрольный диктант по теме «Предложение


8

Контрольный диктант за год по теме: Части речи.




Тема cамостоятельной работы



1 четверть


9

Изложение упр.54



4 четверть


10

Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

Упр 367


11

Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь».



Литература:

Основная

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.

Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс.Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. –М.: Просвещение, 2012


Дополнительная

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку. Тетрадь для 5 класса специальных ( коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / И.В.Веркеенко.- М.: Владос, 2005

Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка :1 – 4 части/ А.Г. Зикеев. -М.: Владос, 2004г.

Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005

Никифорова В.В. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык:4 класс/В.В.Никифорова. –М.: Вако, 2012

Никифорова В.В. Типовые тестовые задания за курс начальной школы/ В.В.Никифорова. –М.: Вако,2012

Плешакова Е.П. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения/Е.П.Плешакова.- Волгоград, 2009

Ушакова О.Д.Учимся ставить знаки препинания: 3-4 классы /О.Д.Ушакова. – СПб: Литера,2010

Федосеева Л.Н. Разноуровневые задания :5 класс/Л.Н.Федосеева. – М.: Вако, 2012

Средства обучения

Наглядный учебный материал.

Таблицы.

Репродукции.

Иллюстрации.


Дидактический материал.

Учебно- методический комплекс по теме: Имя существительное.

Учебно- методический комплекс по теме: Имя прилагательное.

Учебно-методический комплекс по теме: Коррекция зрительного восприятия.

Учебно – методический комплекс по теме: Коррекционные упражнения по русскому языку.

Дидактический материал по теме: Глагол.

Дидактический материал по теме: Местоимение.

Карточки.

Перфокарты.


Учебные пособия.

Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс.Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. –М.: Просвещение, 2012


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!