РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Русский язык»
название |
____________ вариант 7.1____________________________________________ (вариант) для обучающихся ___2_д_класса Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Русский язык. Рабочая программа: пособие для общеобразовательных учреждений. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. - М.: Просвещение, 2011 |
|
СОСТАВИТЕЛЬ:
Ковтун О.В.
ФИО Учитель начальных классов |
должность |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) МБОУ «СОШ №10 г. Новоалтайска Алтайского края», сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Русский язык. Рабочая программа: пособие для общеобразовательных учреждений. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. - М.: Просвещение, 2011
Программа отражает содержание обучения по предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково- символической (замещающей) функции мышления.
В соответствии с перечисленными трудностями, обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
− формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
− формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
− уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
− развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
− формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
− формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
− удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
− способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
− содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР во 2 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
− обучать выделению звуков из слова, различению гласных и согласных, определению последовательности звуков и слогов, установлению ударного слога, границы слов, предложений;
− научить писать все прописные и заглавные буквы русского алфавита, слоги, слова, предложения, списывать с печатного текста, писать под диктовку слоги и отдельные слова, освоить правила предложения, использования заглавных букв в именах собственных, написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;
− научить обозначению мягкого согласного на письме с помощью мягкого знака и йотированных гласных;
− совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово», «предложение», «текст»;
− обогащать и уточнять словарный запас при выполнении заданий раздела «Речевая практика»;
− воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
− обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные операции;
− удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;
− формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
− развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка каллиграфии.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации самой речевой деятельности.
При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для обучающихся по варианту 7.1.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета в Учебном плане отводится 175 часов в год, что составляет 5 часов в неделю, реализуемой авторской программы.
Количество учебных часов
Количество учебных часов в год | Количество учебных часов в неделю | Контрольных (проверочных) диктантов | Проверочных работ | Проектов | Резервных часов |
175 | 5 | 4 | 9 | 4 | 5 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
6.Тематический поурочный план
№ п/п | № урока | Тема урока | Всего часов | Виды деятельности | Примечание |
1 | 1.1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему. | |
2 | 1.2 | Виды речевой деятельности человека. | 1 | С помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова. | |
3 | 1.3 | Диалог и монолог. | 1 | Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог. | |
| | 2.Текст (4 ч) | | | |
4 | 2.1 | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. | 1 | Повторить признаки текста. Научить определять тему текста. | |
5 | 2.2 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 1 | Научить определять тему и главную мысль текста. | |
6 | 2.3 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. | 1 | Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку. | |
7 | 2.4 | Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 | Проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу. | |
| | 3.Предложение (12 ч) | | | |
8 | 3.1 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. | 1 | Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. | |
9 | 3.2 | Логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 | Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. | |
10 | 3.3 | Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | 1 | Проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма. | |
11 | 3.4 | Главные члены предложения (основа). | 1 | Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу. | |
12 | 3.5 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 1 | Познакомить с термином «второстепенные члены предложения»; научить находить второстепенные члены предложения. | |
13 | 3.6 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 | Познакомить с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; научить находить подлежащее и сказуемое в предложении. | |
14 | 3.7 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 | Познакомить с понятиями «и распространённое» и «нераспространённое» предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое. | |
15 | 3.8 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | Научить задавать вопросы к словам в предложении. | |
16 | 3.9 | Связь слов в предложении. | 1 | Научить письменно излагать свои мысли. | |
17 | 3.10 | Связь слов в предложении. | 1 | Выполнить работу над ошибками, допущенными в сочинении; проверить знания по теме «Предложение». | |
18 | 3.11 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | Проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу. | |
19 | 3.12 | Проверочная работа | 1 | Научить классифицировать и исправлять ошибки. | |
| | 4.Слова, слова, слова... (18 ч) | | | |
20 | 4.1 | Слово и его значение. | 1 | Познакомить с понятием « лексическое значение слова». | |
21 | 4.2 | Номинативная (назывная) функция слова. | 1 | Познакомить с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | |
22 | 4.3 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Познакомить с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | |
23 | 4.4 | Прямое и переносное значения слов. | 1 | Познакомить с термином «синонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | |
24 | 4.5 | Синонимы | 1 | Познакомить с термином «антонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | |
25 | 4.6 | Антонимы | 1 | Проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу. | |
26 | 4.7 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов | 1 | Научить классифицировать и исправлять ошибки. | |
27 | 4.8 | Изложение текста по данным к нему вопросам | 1 | Познакомить с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | |
28 | 4.9 | Родственные (однокоренные) слова. | 1 | Познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | |
29 | 4.10 | Корень слова (первое представление). | 1 | Повторить правила деления слова на слоги. | |
30 | 4.11 | Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов. | 1 | Повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударения. | |
31 | 4.12 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую. | |
32 | 4.13 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | Продолжить работу над развитием письменной речи. | |
33 | 4.14 | Ударение. | 1 | Проверить знания по теме «Слово». | |
34 | 4.15 | Перенос слов по слогам. Правила переноса. | 1 | Проверить умение писать слова с изученными орфограммами. | |
35 | 4.16 | Правила переноса части слова с одной строки на другую. | 1 | Научить исправлять ошибки. | |
36 | 4.17 | Проверочная работа | 1 | Продолжить работу над развитием письменной речи. | |
37 | 4.18 | Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | Проверить умение писать слова с изученными орфограммами. | |
| | 5.Звуки и буквы (59 ч) | | | |
38 | 5.1 | Звуки и буквы. | 1 | Обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки буквы. | |
39 | 5.2 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке. | |
40 | 5.3 | Проверочная работа. | 1 | Обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных. | |
41 | 5.4 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины. | 1 | Развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. | |
42 | 5.5 | Гласные звуки. | 1 | Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | |
43 | 5.6 | Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. | 1 | Научить детей работать над исправлением ошибок. | |
44 | 5.7 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | |
45 | 5.8 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | |
46 | 5.9 | Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 | Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | |
47 | 5.10 | Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 | Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | |
48 | 5.11 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | Научить детей работать над исправлением ошибок. | |
49 | 5.12 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | Повторить изученный материал по теме «Согласные звуки». | |
50 | 5.13 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | Познакомить учащихся с особенностями буквы Й. | |
51 | 5.14 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | Познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными. | |
52 | 5.15 | Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. | 1 | Учить выражать свою мысль письменно и устно. | |
53 | 5.16 | Представление об орфограмме. | 1 | Заинтересовать темой проекта; прививать интерес к русскому языку. | |
54 | 5.17 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы | 1 | Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | |
55 | 5.18 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы | 1 | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме. | |
56 | 5.19 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы | 1 | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. | |
57 | 5.20 | Проверочный диктант | 1 | Повторить усвоение изученных тем. | |
58 | 5.21 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины | 1 | Проверить знания по теме «Согласные звуки и буквы» | |
59 | 5.22 | Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | 1 | Учить видеть, анализировать и исправлять ошибки. | |
60 | 5.23 | Согласный звук [и'] и буква «и краткое» | 1 | Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания. | |
61 | 5.24 | Слова с удвоенными согласными | 1 | Научить использовать полученные знания в нестандартных условиях. | |
62 | 5.25 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины опорным словам. Проект «И в шутку и в серьез». | 1 | Учить выражать свою мысль письменно и устно. | |
63 | 5.26 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | Заинтересовать темой проекта; прививать интерес к русскому языку. | |
64 | 5.27 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | |
65 | 5.28 | Мягкий знак(ь) | 1 | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме. | |
66 | 5.29 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | 1 | Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | |
67 | 5.30 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Проект «Пишем письмо». | 1 | Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания. | |
68 | 5.31 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. | |
69 | 5.32 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | Учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь. | |
70 | 5.33 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | Обобщить знания о написании мягких и твёрдых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю,Ь; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление. | |
71 | 5.34 | Проект «Рифма». | 1 | | |
72 | 5.35 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | 1 | Повторить усвоение изученных тем. | |
73 | 5.36 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу | 1 | Учить видеть, анализировать и исправлять ошибки. | |
74 | 5.37 | Проверочный диктант | 1 | Нацелить на выполнение проектной деятельности. | |
75 | 5.38 | Развитие речи. Работа с предложением и текстом. | 1 | Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость. | |
76 | 5.39 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами. | 1 | Систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся. | |
77 78 79 80 | 5.40 5.41 5.42 5.43 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 4 | Познакомит со способом проверки парных согласных в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов | |
81 82 83 | 5.44 5.45 5.46 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 3 | Познакомит со способом проверки парных согласных в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов | |
84 85 86 | 5.47 5.48 5.49 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | 3 | Развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова. | |
87 88 89 90 | 5.50 5.51 5.52 5.53 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. | 4 | Развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова. | |
91 | 5.54 | Проверочный диктант | 1 | Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учит распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы; развивать у учащихся навыки грамотного письма. | |
92 | 5.55 | Письменное изложение текста по вопросам | 1 | Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся. | |
93 | 5.56 | Разделительный мягкий знак. | 1 | Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость. | |
94 | 5.57 | Использование на письме разделительного мягкого знака. | 1 | Проверить умения писать слова на изученные орфограммы. Слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звуко-буквенный анализ слова; развивать орфографическую зоркость. | |
95 | 5.58 | Правило написания разделительного мягкого знака. | 1 | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать па | |
96 | 5.59 | Проверочная работа | 1 | Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | |
| | 6.Части речи (58 ч) | | | |
97 98 | 6.1 6.2 | Части речи. | 2 | Дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; формировать умение распознавать самостоятельные части речи. | |
99 100 101 | 6.3 6.4 6.5 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 3 | Формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь. | |
102 103 104 105 | 6.6 6.7 6.8 6.9 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 4 | Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма. | |
106 | 6.10 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. | |
107 108 109 | 6.11 6.12 6.13 | Заглавная буква в именах собственных. | 3 | Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. | |
110 | 6.14 | Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | 1 | Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. | |
111 | 6.15 | Число имён существительных. | 1 | Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические предметы; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. | |
112 | 6.16 | Изменение существительных по числам. | 1 | Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические предметы; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. | |
113 114 115 | 6.17 6.18 6.19 | Обобщение знаний об имени существительном. | 3 | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | |
116 | 6.20 | Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | 1 | Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность; отрабатывать правильное произношение. | |
117 | 6.21 | Проверочная работа. | 1 | Обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | |
118 119 120 | 6.22 6.23 6.24 | Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление) | 3 | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные согласные в корне слова, безударные гласные путём подбора форм множественного и единственного числа. | |
121 | 6.25 | Составление рассказа по репродукции картины художника. | 1 | Познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
122 | 6.26 | Число глагола. | 1 | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | |
123 | 6.27 | Изменение глагола по числам. | 1 | Проверить знания по теме «Имя существительное» | |
124 | 6.28 | Правописание частицы не с глаголом | 1 | Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами. | |
125 | 6.29 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал. | |
126 | 6.30 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
127 | 6.31 | Понятие о тексте - повествовании. | 1 | Познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
128 | 6.32 | Роль глаголов в тексте – повествовании. Развитие речи. | 1 | Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
129 | 6.33 | Проверочная работа | 1 | Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
130 131 132 | 6.34 6.35 6.36 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 3 | Познакомить учащихся с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
133 134 | 6.37 6.38 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 2 | Проверить знания по теме «Глагол» | |
135 | 6.39 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 1 | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи. | |
136 137 | 6.40 6.41 | Изменение имён прилагательных по числам. | 2 | Познакомить со смысловым значением имён прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным. | |
138 | 6.42 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | Формировать представление о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи. | |
139 | 6.43 | Проверочная работа. | 1 | Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе. | |
140 | 6.44 | Понятие о тексте-описании. | 1 | Познакомить учащихся с понятием текст – описание, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
141 | 6.45 | Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 1 | Проверить знания по теме «Имя прилагательное». | |
142 | 6.46 | Составление текста –описания на основе личных наблюдений | 1 | Формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении. | |
143 | 6.47 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. | 1 | Развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении. | |
144 | 6.48 | Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. | 1 | Развивать умение анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. | |
145 | 6.49 | Текст - рассуждение. Структура текста – рассуждения | 1 | Проверить знания по теме «Предлог» | |
146 | 6.50 | Проверочная работа. | 1 | Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами. | |
147 | 6.51 | Роль предлогов в речи. | 1 | Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал. | |
148 | 6.52 | Функции предлогов. | 1 | Формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении. | |
149 | 6.53 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | Познакомить учащихся с понятием текст – рассуждение, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
150 | 6.54 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | Проверить знания по теме «Местоимение» | |
151 | 6.55 | Восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 | Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами. | |
152 | 6.56 | Проверочная работа | 1 | Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал. | |
153 | 6.57 | Проект «В словари – за частями речи» | 1 | Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами. | |
154 | 6.58 | Контрольный диктант | 1 | Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал. | |
| | 7.Повторение (16 ч) | | | |
155 | 7.1 | Текст. Повторение. | 1 | Повторить изученный материал по теме «Текст». | |
156 | 7.2 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины. | 1 | Формировать навыки описания картины. | |
157 | 7.3 | Предложение. Знаки препинания в конце предложений | 1 | Повторить изученный материал по теме «Предложение». | |
158 | 7.4 | Главные члены предложения, их распознавание. Связь слов в предложении. | 1 | Повторить изученный материал по теме «Слово и его значение». | |
159 | 7.5 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Повторить изученный материал по теме «Части речи». | |
160 | 7.6 | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. | 1 | Повторить изученный материал по теме «Звуки и буквы». | |
161 | 7.7 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи. | 1 | Проверить знания учащихся о правилах правописания. | |
162 | 7.8 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи. | 1 | Проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажения букв; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. | |
163 | 7.9 | Звуки и буквы. Звукобуквенный разбор слов | 1 | Повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся. | |
164 | 7.10 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. | 1 | Повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся. | |
165 | 7.11 | Упражнения в применении изученных правил правописания. | 1 | Проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажения букв; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. | |
166 | 7.12 | Упражнения в применении изученных правил правописания | 1 | Повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся. | |
167 168 169 170 | 7.13 7.14 7.15 7.16 | Повторение и закрепление изученного материала. | 4 | Повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся. | |
171 | 8.1 | Резервный урок | 1 | | |
172 | 8.2 | Резервный урок | 1 | | |
173 | 8.3 | Резервный урок | 1 | | |
174 | 8.4 | Резервный урок | 1 | | |
175 | 8.5 | Резервный урок | 1 | | |
| | | 1 | | |
7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материальное обеспечение
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор (при наличии).
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации