ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ВОСХОЖДЕНИЕ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение»
_________________Л.И. Чичерина
_____________________________
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Русский язык»
основного общего образования
для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость)
(вариант 1)
ученика 6 класса
Мирошникова Вячеслава
Составитель:
учитель индивидуального обучения
Лукинова Наталья Владимировна
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
1. Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II, от 25.11.2017 № 195-II, от 02.02.2018 № 212-II, от 06.09.2018 № 263-II)
2. Закон от 30. 09.2016 № 128-II «Об образовании»;
3. Закон от 24.09.2014 № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике»;
4. Закон от 28.10.2014 № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики»;
5. Закон от 29.04.2016 № 90-II «О государственном гимне Луганской Народной Республики».
6. Закон от 08.05.2015 № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
7. Закон от 30.06.2015 № 51-II «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики»;
8. Указ Главы Луганской Народной Республики от 27.10.2016 № 706/01/10/16 «Об утверждении Концепции государственной политики в сфере правового просвещения и повышения уровня правовой культуры граждан»;
9. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 04.10.2016 № 532 «Об утверждении Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи на 2016-2020 годы»;
10. Приказ МОН ЛНР № 495-од от 21.05.2018 «Об утверждении специального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с ОВЗ Луганской Народной Республики»
11. Приказ №564-од от 23.07.2021 "Об организованном начале 2021-2022 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики"
12. Приказ МОН ЛНР №610-од от 23.08.2021 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2021-2022 учебном году в образовательных организациях Луганской Народной Республики»
13. Приказ МОН ЛНР №611-од от 23.08.2021 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2021-2022 учебном году в образовательных организациях Луганской Народной Республики»
14. Приказ МОН ЛНР №724-од 05.08.2020 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию специальных государственных образовательных стандартов»
15. Устав государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Учебно-воспитательный комплекс «Восхождение»
16. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
17. Индивидуального учебного плана Мирошникова Вячеслава на 2021 – 2022 учебный год ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение».
В работе используется учебник: Русский язык. 6 класс: учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающегося, получаемые им в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для его социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталого школьника обусловлена трудностями овладения им русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием его общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Цель: сформировать у обучающегося элементарные знания, умения и навыки по грамматике, необходимые ему для дальнейшего усвоения русского языка и способствующие его социальной адаптации.
Задачи:
образовательная
овладение практическими навыками устной и письменной речи,
формирование фонетически правильного письма и письма по правилу,
формирования основных орфографических и пунктуационных навыков;
коррекционно-развивающая
максимальное общее развитие обучающегося,
коррекция недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей обучающегося на различных этапах обучения;
развитие мелкой моторики рук и их координирования; совершенствование техники письма;
воспитательная
подготовка школьника к жизни, к общению;
воспитание у обучающегося интереса к родному языку, трудолюбия, терпения, самостоятельности, аккуратности.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.
Принципы реализации программы:
объективности, научности;
связи теории с практикой;
последовательности, систематичности;
доступности при необходимой степени трудности;
наглядности, разнообразия методов;
активности обучаемого;
прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Методы:
метод доступности;
метод наглядности;
Приёмы работы:
дидактические игры;
игровые приёмы;
занимательные упражнения;
создание увлекательных ситуаций;
материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
коррекция речи и мышления;
коррекция фонематического слуха;
коррекция звукового и зрительного восприятия;
коррекция мышц мелкой моторики;
коррекция познавательных процессов;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение. Звуки и буквы. Предложение», «Состав слова», «Части речи», «Предложение».
По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьника.
Общая характеристика учебного предмета
Повторение. Звуки и буквы. Предложение
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Состав слова.
Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Части речи
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол. Значение глагола в речи. Различение существительных, прилагательных и глаголов.
Изменение глаголов по временам, числам,
Предложение
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом м, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).
Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах« и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Повторение пройденного за год.
Требования к уровню подготовки обучающегося.
Учащийся должен уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
строить простое распространенное предложение с однородными членами;
связно высказываться устно и письменно (по плану);
пользоваться словарем.
Учащийся должен знать:
способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Индивидуальный учебный план Мирошникова Вячеслава на 2021 – 2022 учебный год предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Русский язык». В 6 классе – 3 часа/неделю, 102 часа в течение учебного года.
Основное содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
3 |
1 | Повторение | 15 |
2 | Состав слова | 21 |
3 | Части речи | 57 |
4 | Предложение | 7 |
5 | Повторение изученного | 2 |
| Всего | 102 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Русский язык»
Мирошникова Вячеслава
6 класс
на 2021/2022 учебный год
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примеч. |
По плану | По факту |
| | Тема 1. Повторение. (15 часов) | | | |
1 | 1 | Звуки и буквы. Гласные и согласные. Их различение. Безударные гласные в словах. | 02.09 | | |
2 | 2 | Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах. Сомнительные гласные и согласные в словах. | 06.09 | | |
3 | 3 | Текст. Части текста. Красная строка. | 07.09 | | |
4 | 4 | Непроверяемые гласные и согласные в словах | 09.09 | | |
5 | 5 | Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. | 13.09 | | |
6 | 6 | Звуки и буквы. Контрольные вопросы и задания | 14.09 | | |
7 | 7 | Р.Р. Составление предложений о природе | 16.09 | | |
ТЕМА |
8 | 8 | Предложение. Деление текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения. | 20.09 | | |
9 | 9 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 21.09 | | |
10 | 10 | Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. | 23.09 | | |
11 | 11 | Распространение предложений с помощью рисунков. Распространение предложений с помощью вопросов | 27.09 | | |
12 | 12 | Однородные члены предложения. | 28.09 | | |
13 | 13 | Предложение. Закрепление знаний по теме | 30.09 | | |
14 | 14 | Предложение. Контрольные вопросы и задания | 04.10 | | |
15 | 15 | Р.Р. Составление описания предмета | 05.10 | | |
ТЕМА |
| | Тема 2. Состав слова (21 час) | | | |
16 | 1 | Корень и однокоренные слова. | 07.10 | | |
17 | 2 | Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. | 11.10 | | |
18 | 3 | Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. | 12.10 | | |
19 | 4 | Суффикс как часть слова. | 14.10 | | |
20 | 5 | Разбор слов по составу. | 18.10 | | |
21 | 6 | Правописание безударных гласных в корне. Написание гласных в корне однокоренных слов. | 19.10 | | |
22 | 7 | Проверяемые и проверочные слова. Проверка безударных гласных в корне | 21.10 | | |
23 | 8 | Правописание звонких и глухих согласных в корне. Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. | 01.11 | | |
24 | 9 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. | 02.11 | | |
25 | 10 | Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. | 08.11 | | |
ТЕМА |
26 | 11 | Правописание звонких и глухих согласных в корне. Контрольные вопросы и задания | 09.11 | | |
27 | 12 | Р.Р. Изложение | 11.11 | | |
28 | 13 | Правописание приставок. Приставка и предлог. Различение приставки и предлога | 15.11 | | |
29 | 14 | Наблюдение за правописанием гласных в приставках. Правописание гласных в приставках | 16.11 | | |
30 | 15 | Правописание безударных гласных в корне и приставке | 18.11 | | |
31 | 16 | Текст. Деление текста на части по данному плану | | |
32 | 17 | Наблюдение за правописанием согласных в приставках. Правописание приставок на согласную | 22.11 | | |
33 | 18 | Разделительный твердый знак в словах с приставкой. Различение написаний слов с разделительным твердым знаком (ъ) и без него | 23.11 | | |
34 | 19 | Состав слова. Закрепление знаний | 25.11 | | |
35 | 20 | Состав слова. Контрольные вопросы и задания | 29.11 | | |
36 | 21 | Р.Р. Рассказ на основе картины. | 30.11 | | |
ТЕМА |
| | Тема 3. Части речи (57 часа) | | | |
37 | 1 | Существительное, прилагательное, глагол. Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении | 02.12 | | |
38 | 2 | Имя существительное. Значение существительных в речи. | 06.12 | | |
39 | 3 | Существительные, обозначающие явления природы | 07.12 | | |
40 | 4 | Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. | 09.12 | | |
41 | 5 | Существительные, противоположные по значению. | | |
42 | 6 | Род и число существительных. Различение существительных по родам. | 13.12 | | |
43 | 7 | Изменение существительных по числам. | 14.12 | | |
44 | 8 | Правописание имен собственных. Существительные собственные и нарицательные. | 16.12 | | |
45 | 9 | Большая буква в именах собственных. | | |
46 | 10 | Кавычки в именах собственных. | 20.12 | | |
47 | 11 | Различение написаний существительных собственных и нарицательных. | 21.12 | | |
48 | 12 | Имя существительное. Закрепление знаний. | | |
49 | 13 | Имя существительное. Контрольные вопросы и задания | 23.12 | | |
ТЕМА |
50 | 14 | Р.Р. Изложение | 10.01 | | |
51 | 15 | Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении. Определение падежей существительных по вопросам | 11.01 | | |
52 | 16 | Именительный падеж – кто? что? | 13.01 | | |
53 | 17 | Родительный падеж – кого? чего? | 17.01 | | |
54 | 18 | Дательный падеж – кому? чему? | 18.01 | | |
55 | 19 | Винительный падеж – кого? что? | 20.01 | | |
56 | 20 | Творительный падеж – кем? чем? | 24.01 | | |
57 | 21 | Предложный падеж – о ком? о чем? | 25.01 | | |
58 | 22 | Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами | 28.01 | | |
59 | 23 | Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму. | 31.01 | | |
60 | 24 | Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний. | 01.02 | | |
ТЕМА |
61 | 25 | Изменение существительных по падежам. Контрольные вопросы и задания | 03.02 | | |
62 | 26 | Р.Р. Составление рассказа по картине | 07.02 | | |
63 | 27 | Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи | 08.02 | | |
64 | 28 | Описание явлений природы с помощью прилагательных. | 10.02 | | |
65 | 29 | Описание человека, животных с помощью прилагательных. | | |
66 | 30 | Описание человека, животных с помощью прилагательных. | 14.02 | | |
67 | 31 | Изменение имен прилагательных по родам. Окончания имен прилагательных мужского рода. | 15.02 | | |
68 | 32 | Окончания имен прилагательных женского рода | 17.02 | | |
69 | 33 | Окончания имен прилагательных среднего рода. Определение родовых окончаний прилагательных | 21.02 | | |
70 | 34 | Изменение прилагательных по числам | 22.02 | | |
71 | 35 | Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний. | 24.02 | | |
72 | 36 | Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. | 28.02 | | |
ТЕМА |
73 | 37 | Именительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 01.03 | | |
74 | 38 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 03.03 | | |
75 | 39 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 07.03 | | |
76 | 40 | Винительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 10.03 | | |
77 | 41 | Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 14.03 | | |
78 | 42 | Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 15.03 | | |
79 | 43 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. | 17.03 | | |
80 | 44 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Контрольные вопросы и задания | 28.03 | | |
81 | 45 | Р.Р. Изложение. | 29.03 | | |
82 | 46 | Глагол. Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению. | 31.03 | | |
ТЕМА |
83 | 47 | Различение существительных, прилагательных, глаголов. | 04.04 | | |
84 | 48 | Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов | 05.04 | | |
85 | 49 | Различение глаголов по временам | 07.04 | | |
86 | 50 | Изменение глаголов по числам. | 11.04 | | |
87 | 51 | Единственное и множественное число глаголов настоящего времени | 12.04 | | |
88 | 52 | Единственное и множественное число глаголов будущего времени | 14.04 | | |
89 | 53 | Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени | 18.04 | | |
90 | 54 | Текст. Связь частей в тексте | 19.04 | | |
91 | 55 | Глагол. Закрепление знаний | | |
92 | 56 | Глагол. Контрольные вопросы и задания | 21.04 | | |
93 | 57 | Р.Р. Составление рассказа по картине. | 26.04 | | |
ТЕМА |
| | Тема 4. Предложение (7 часов) | | | |
94 | 1 | Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений | 28.04 | | |
95 | 2 | Однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. Однородные члены предложения без союзов | 03.05 | | |
96 | 3 | Однородные члены предложения с союзом “И”. Однородные члены предложения без союзов и с союзом “И” | 05.05 | | |
97 | 4 | Обращение. Знакомство с обращением. Место обращения в предложении | 10.05 | | |
98 | 5 | Предложение. Закрепление знаний | 16.05 | | |
99 | 6 | Предложение. Контрольные вопросы и задания | 17.05 | | |
100 | 7 | Р.Р. Составление текста письма друзьям | 19.05 | | |
| | Тема 5. Повторение (2 часа) | | | |
101 | 1 | Повторение. Состав слова. Части речи. Предложение | 23.05 | | |
ТЕМА |
102 | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | 24.05 | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения
учителей индивидуального обучения
№ _____ от __.__.2021г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________________
«____» ______________ 2021 г.