СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по технологии 8 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по технологии  8 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по технологии 8 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новобуринская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено на МО



Руководитель МО_______

«_______________ » 2021г.




Рекомендовано к утверждению



Зам. по УВР______________

«__________________» 2021 г




Утверждено



Директор__________

«_______________»_2021г














Адаптированная рабочая программа

по технологии для 8 класса

на 2021-2022 учебный год





Рабочую программу разработала учитель технологии

Кудрова Найля Иркиновна



по программе – 8 часов в неделю (272 часа в год);

по учебному плану –8 часов в неделю (272часа в год);

по рабочей программе -8 часов в неделю (272 часа в год).



Анотация



Рабочая программа по профессионально- трудовому обучению составлена на основе программы по цветоводству и декоративному садоводству, программы по швейному делу делу ,столярному (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник2.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2012.),индивидуальной программы по кулинарии, составленной и опробованной почетным работником общего образования Российской Федерации, учителем трудового обучения специальной (коррекционной ) школы VIII вида №17 г. Энгельса Саратовской области Косенко В. И.,

Целью трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида служит формирование у них в процессе учебы трудовых навыков и умений; побуждение и получение первоначальной профессиональной подготовки.

В процессе обучения поставлены следующие задачи:

* вооружение умственно отсталых учащихся профессиональными знаниями (технологическими, техническими) и обучение профессиональным приемам труда;

* формирование умений самостоятельно выполнять трудовые практические задания по специальности;

* воспитание у учащихся интереса к труду и специальностям;

* воспитание потребности к труду, уважения к людям труда, качеств рачительных хозяев.

* воспитание у устойчивого положительного отношения к труду и формирование личностных качеств, необходимых в трудовой деятельности: ответственности за порученное дело, дисциплинированности, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе.


В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей, учащиеся 8 класса имеют 3 либо 4 группу коррекции , поэтому используются различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом

«Цветоводство и декоративное садоводство» -1 и 4 четверть, «Кулинария» и «Рукоделие»-2 и 3 четверть.

Раздел «Цветоводство и декоративное садоводство» рассчитан на подготовку учащихся к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве. Задача раздела по цветоводству и декоративному садоводству заключается в ознакомлении школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят. Знания и навыки, приобретенные за годы обучения, позволят выпускникам рассчитывать на трудоустройство в этом хозяйстве рабочими – озеленителями.

Раздел «Кулинария» подготовит к работе на предприятиях общественного питания, в столовых детских садов, яслей в качестве младших работников кухни, посудомойщика. Программа по кулинарии предусматривает вооружение учащихся доступными кулинарными знаниями. Знакомит с общими сведениями о продуктах питания, процессах, происходящих при тепловой обработке, цехами столовой, оборудованием, инвентарем, посудой, уходом за ними, а также практическими навыками технологии приготовления некоторых блюд.

Цель раздела «Швейное дело»-развитие способностей, творческой направленности и ориентирование детей в предметно-практической деятельности через освоение ими техник художественных ремесел. С выполненными работами учащиеся могут принимать участие в выставках разного уровня.

Темы раздела «Рукоделие» помогут развивать у учащихся сообразительность, мелкую моторику рук, научат детей производить мелкий ремонт одежды, изготавливать сувениры, предметы, служащие украшением интерьеров (декоративные панно, выполненные в технике «батик», папье-маше, из соленого теста или из природного материала, декорированные предметы интерьера и т.п.). Обучение умственно отсталых учащихся различным видам ремесла служит цели овладения ими специальностью «ремесленник –надомник», способствует решению образовательным учреждением задачи их социально-трудовой адаптации.
























Планируемые результаты освоения учебного курса

В результате обучения учащиеся научатся (минимальный уровень):

  • трудовым и технологическим знаниям и умениям по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

  • умениям ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыкам использования распространенных ручных инструментов и приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате обучения учащиеся получат возможность

научиться (достаточный уровень):

  • основным технологическим понятиям и характеристикам;

  • узнают назначение и технологические свойства материалов;

  • назначению применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • узнают виды и назначение бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

  • понятиям о профессиях и специальностях, связанных с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • понятиям здорового питания для сохранения своего здоровья.

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать свое рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологической операции;

  • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием;

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

формирования эстетической среды обитания;

  • развития творческих способностей;

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • изготовления или ремонта изделий;

  • выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

  • построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основ­ной школе:

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выраже­ние желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организа­ции своей деятельности;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование ин­дивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в ос­новной школе:

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция сво­ей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информацион­но-коммуникационных технологий (ИКТ);

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой дея­тельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познава­тельно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по при­нятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравствен­ных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,

соблю­дение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным крите­риям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправ­ления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимо­сти продукта труда;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осо­знание ответственности за качество результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, связанными с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынках труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах или будущей профессии;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, де­нежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта ре­кламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргоно­мики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компе­тентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои дей­ствия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуни­кации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации парт­нёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • становление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной коопера­ции; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодей­ствия со сверстниками и учителями;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникатив­ных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических кон­текстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструмен­тами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необхо­димой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Формы контроля: устный опрос, текущие или итоговые письменные контрольные задания, тесты, задачи, кроссворды, практические работы































Основное содержание учебного курса

8 класс

Швейное дело ( 63 часов)

Швейная машина Вводное занятие ( 4 час )

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требова­ния. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, ма­териалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получе­ние ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Теоретические сведения. (2 час) Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верх­ней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.

Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.

Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

Практические работы. ( 2 час) Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к ра­боте (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машин­ных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигза­гообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

Работа с тканью ( 10 час)

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Теоретические сведения.( 5 час) Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и ма­шинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (кра­евой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.

Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закры­тым и открытым срезами.

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и откры­тым срезами. Утюжка изделия.

Практические работы. ( 5 час) Заметывание поперечного среза. Заме-тывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подго­товка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косы­ми стежками.

Ремонт одежды ( 10 час)

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения.( 5 час) Виды пуговицы. Способы пришива­ния пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.

Практические работы. (5 час) Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответ­ствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складыва­ние ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распо­ровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание сре­зов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.

Практическое повторение

Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

Самостоятельная работа

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом ши­риной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными от­верстиями на стойке.

Работа с тканью ( 10 час)

Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух сло­ев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.

Теоретические сведения. (5 час) Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, кон­струкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.

Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.

Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.

Практические работы.( 5 час) Отделка мешочка отделочными стежка­ми или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание сре­зов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего сре­за швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продер­гивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отде­лочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. При­утюживание изделия.

Ремонт одежды ( 10 час)

Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

Теоретические сведения (5 час). Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

Умение. Наложение заплаты.

Практические работы. (5 час) Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешал­ки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.

Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой сто­роны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

Самостоятельная работа

Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закры­тым срезом.









Работа с бумагой и картоном(18 часов)

Выбор объекта труда:декорирование тарелочки или бутылочки с помощью туалетной бумаги.

Работа в технике «декупаж», оформление коробки из картона с помощью бумажных салфеток и клея ПВА.

Подготовка и проведение выставки работ(1 часа)



Кулинария (56 часов)

Вводное занятие (4 часа).

Теоретические сведения (2 час)

План и задачи программы по кулинарии. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Понятие о здоровом питании. Меню. Режим питания воспитанника.

Практические работы (2час)

Подготовка рабочего места и инвентаря. Значение питания в жизни человека. Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). Режим питания ребенка.

Гигиена приготовления пищи. ( 4 часа)

Техника безопасности на занятиях кулинарии

Теоретические сведения ( 2 час)

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Специальная одежда 9 (передник, косынка, колпак, сменная обувь). Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Инструктажи по технике безопасности. Аптечка.

Практические работы ( 2 час)

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Выполнение правил гигиены вовремя приготовления пищи. Выполнение правил техники безопасности вовремя приготовления пищи

Сервировка стола Правила поведения за столом. Бутерброды ( 8 часа)

Теоретические сведения (4 час)

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы (4 час)

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Приготовление бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Первичная обработка овощей. Салаты (8 часов).

Теоретические сведения (4 час)

Виды овощей. Содержание в них витаминов. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практические работы (4 час)

Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами

Блюда из картофеля (8 часов).

Теоретические сведения (4 час)

Что растёт в поле и огороде. История появления картофеля на Руси. Выращивание картофеля в России. Разнообразие блюд из картофеля.

Практические работы (4 час)

Инструменты для работы с картофелем. Обработка и нарезка картофеля 2 – 3 способами: соломка, ломтики, кружочки. Приготовление картофеля отварного, запечённого, картофельного пюре, картофеля жареного и определение их готовности

Супы (4 часа).

Теоретические сведения (2 час )

Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления. Молочные супы. Использование отваров (овощных, крупяных, фруктовых) для приготовления супов.

Практические работы (2 час)

Приготовление молочного суп, суп - пюре из свежих овощей, с использованием блендора. Молочный суп на выбор (вермишелевый или рисовый).



Изделия из теста (8 часов).

Теоретические сведении (4 час)

Виды теста (блинное тесто, песочное). Состав теста. Рецепт теста. Различие по консистенции

. Практические работы (4 час)

Приготовление оладьев, блинов, песочного печенья.



Молочные и яичные блюда (6 часов).

Теоретические сведения (2 час)

Значение молочных блюд (питательные и вкусовые качества). Изделия из творога (сырники, вареники, запеканки, пудинги). Пищевая ценность яиц (питательные и кулинарные качества). Блюда из яиц (яичницы, омлеты, яйца отварные).

Практические работы (4 час)

Приготовление ленивых вареников, яичницы, яйца отварные).



Сладкие блюда и напитки. Праздники .Семейные традиции (6 часов).

Теоретические сведения (2 час )

Технология приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе). Значение и вкусовые качества сладких блюд. Посуда чайная, для кофе. Горячие и холодные напитки Семейные традиции. Приглашение гостей. Оформление подарка. Значение подарков

. Практические работы (4 час)

Заваривание чая. Приготовление компота, какао, киселя. Приготовление праздничных блюд. Блюда по - желанию. Поздравление. Вручение подарка



Столярное дело (80 часов)

Вводное занятие (2часа)

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил пове­дения учащихся в мастерской.

Правила безопасности в работе с инструментом.

Пиление столярной ножовкой (12 час)

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков раз­ного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения.(4 час ) Понятие плоская поверхность. Мил­лиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления: виды (измеритель­ная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), ус­тройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стус-ле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «паке­те». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью раз­меров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы. (8час) Пиление брусков, выстроганных по тол­щине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины (10 час)

Теоретические сведения. (10 час) Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ши­рина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и реб­ра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала (10 час)

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. (2 час) Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользова­ние, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический ри­сунок).

Практические работы. (8 час) Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа

Сверление отверстий на станке (10 час)

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоуголь­ного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения (2 час) Понятия сквозное и несквозное отвер­стие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные ча­сти. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила бе­зопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. (8 час) Разметка параллельных (одинаково уда­ленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном стан­ке с применением страховочного упора. Сверление несквозных от­верстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глу­бины сверления.

Строгание рубанком (12час)

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения.( 4 час) Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измере­ние, последовательность разметки при строгании. Общее представ­ление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопас­ного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы.( 8час) Крепление черновой заготовки на вер­стаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Соединение деталей с помощью шурупов(8 час)

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения.(4 час) Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раз­зенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Прави­ла безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изде­лия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов руч­ной дрелью.

Практические работы.(4час) Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчи­вание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакирование.

Слесарное дело (16час)

Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской.

Работа с проволокой

Изделия. Цепь из мягкой проволоки, кольца (2—3 оборота). Простейшая головоломка. Модели куба и бруса. Отвертка.

Теоретические сведения. (4 час) Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства (хорошо гнется, легко откусыва­ется острогубцами (кусачками), не ржавеет). Стальная проволока: применение в изделиях; свойства (упруга, прочна, не ржавеет). Сто­имость проволоки из разных металлов. Инструменты и приспособ­ления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение. Миллиметр как основная мера длины в слесарном деле. Правила хранения инстру­ментов и материалов. Правила безопасности при работе с остро- и плоскогубцами. Правила поведения в слесарной мастерской.

Умение. Работа молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки.

Практические работы. (4 час) Разметка длины заготовки по линейке. Откусывание проволоки острогубцами. Навивание спирали. Изги­бание проволоки плоскогубцами. Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня. Соеди­нение концов проволоки скручиванием. Правка стальной проволо­ки молотком. Изгибание проволоки на оправке. Расплющивание и опиливание концов заготовки для отвертки.

Работа с жестью

Изделие. Коробочка квадратной формы. Коробочка с бортами, клапанами и отогнутыми кромками.

Теоретические сведения.( 4 час) Черная и белая жесть: применение, свойства (режется ножницами, сгибается; белая жесть, кроме того, не ржавеет). Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личной, тиски слесарные (губки, рукоятка). Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла. Технические требования к ка­честву изделий.

Умение. Ориентировка по образцу и чертежу изделия.

Практические работы. (4час) Изготовление коробочки. Разметка раз­вертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке. Сгиба ние бортов на оправке (длина оправки соответствует стороне коро­бочки). Притупление острых кромок личным напильником. Размет­ка коробочки с бортами по шаблону

Цветоводство и декоративное садоводство (73 час)

Вводное занятие (2 час)

Анализ состояния растений (в школьном цветнике). Задачи обу­чения в предстоящем году. Цветочное оформление И состояние рас­тений в городском парке. Организация трудовой учебной группы.

Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками (6 час)

Объект работы. Петуния крупноцветковая.

Теоретические сведения. (3 час) Петуния мелкоцветковая и крупно­цветковая, в том числе с махровыми цветками. Сохранность махро­вости цветков (при вегетативном размножении полная, при семен­ном — неполная). Особенности плодов и семян петунии.

Практические работы. (3час) Подготовка цветочных горшков для по­садки петуний. Насыпка земляной смеси на дно горшков. Выбор и полив растений с махровыми цветками. Осторожная выкопка пету­нии с махровыми цветками вместе с комом земли. Посадка расте­ний в подготовленные горшки, подсыпка почвы, полив. Расстанов­ка цветочных горшков с растениями в комнатах.

Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады (6 час)

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения.(3 час) Однолетние цветковые растения, вы­ращиваемые в местных условиях с помощью рассады; декоративные качества, биологические особенности, сроки созревания семян. Под­готовка этих растений к сбору семян. Приемы сбора сухих плодов с семенами.

Умения. Срезка стеблей и верхушек у растений.

Практические работы. (3 час) Выбор растений для сбора семян. Сбор созревших плодов на цветущих растениях. Срезка цветущих верху­шек некоторых растений для ускоренного созревания семян. Срез­ка стеблей у этих растений, укладка в картонные коробки и уста­новка в светлое проветриваемое помещение для просушки

Заготовка земляной смеси для комнатных растений (8час)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. (4 час) Земляные смеси для комнатных рас­тений: требования к качеству, составные части, хранение. Приемы составления смесей.

Умения. Составление земляной смеси.

Практические работы. (4 час) Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка пере­гноя (или закупка торфяной смеси в магазине). Смешивание пере­гноя (торфа) с землей по указанию учителя.

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев (6 час)

Объект работы. Пришкольная территория.

Теоретические сведения. (3 час)Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.

Умение. Уход за садовыми дорожками и площадкой.

Практические работы.(3 час)Сгребание опавших листьев. Прополка. Подметание или выравнивание песком садовых дорожек.

Бумажные пакеты для расфасовки семян (6 час)

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения.( 3 час) Бумажный пакет для семян: назначе­ние (фасовка мелкими партиями), форма, размеры. Форма загото­вок и способы соединения деталей пакета.

Умение. Расфасовка семян по пакетам.

Практические работы( 3 час). Вырезка заготовок для пакета по трафа­рету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изоб­ражений цветков тех растений, чьи семена будут храниться в них.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью (4час)

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. (2 час) Значение и приемы обмолота и очис­тки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Ис­пользование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.

Умение. Ориентировка при работе на образец. Определение вида, качества и объема семян. Обмолот и очистка семян.

Практические работы. (2 час) Извлечение семян из сухих плодов. Уда­ление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, по­врежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и пол­новесные). Насыпка определенного объема семян в бумажные па­кеты. Заклейка пакетов.

Уход за комнатными растениями (8 час)

Объект работы. Комнатные растения.

Теоретические сведения.(4 час) Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определен­ной влажности почвы и воздуха. Правила и приемы полива комнат­ного растения. Температура поливной воды. Определение влажно­сти почвы в горшке и кадке (на ощупь).

Умение. Полив комнатных растений.

Практические работы. (4 час) Заготовка поливной воды для отстаива­ния. Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив ком­натных растений из детской лейк

Виды работы. Изготовление бумажного пакета. Узнавание се­мян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.

Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех расте­ний, которые будут выращиваться в цветнике.

Наглядное пособие. Красочное изображение видов крупносе­менного однолетнего цветкового растения (ноготков, настурций, бархатцев и др.) и их размещение в цветниках.

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке (4 час)

Объект работы. Бархатец раскидистый.

Теоретические сведения.(2 час) Виды бархатца (высокорослый, раски­дистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоратив­ных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатца раскидистого.

Умение. Выращивание комнатных бархатцев. Заполнение цве­точного горшка земляной смесью. Посев семян.

Практические работы.(2 час) Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепро­ницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки и стаканы по два семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в теплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. После всходов — оставление одного растения, умеренный полив, установка на хоро­шо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений.

Перевалка комнатного растения (6 час)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. (3 час) Понятия перевалка и пересадка рас­тения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Расте­ния, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для пере­валиваемых растений.

Умение. Перевалка растения.

Практические работы. (3 час) Подбор, промывка и просушка цветоч­ного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в гор­шок с растением, уплотнение, полив.

Инвентарь для работы в цветнике (2 час)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. (2 час) Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян, посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за ра­стениями). Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.

Умение. Пользование мерными инструментами (лентой, шну­ром, маркером)

Упражнения. Разметка с помощью мерной ленты, шнура и мар­кера мест посева семян.

Практическое повторение

Виды работы. Расчистка дорожек и площадок от снега на школь­ном дворе. Уход за комнатными растениями. Изготовление бумаж­ных пакетов для расфасовки семян.

Самостоятельная работа

Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.

Размножение комнатных растений (6 час)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения.(3 час)Виды комнатного растения: с опада­ющими листьями и вечнозеленые. Размножение комнатных расте­ний (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.). Лучшее время для вегетативного размножения ком­натных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

Умение. Работа с пикировочным ящиком. Размножение комнат­ных растений и посадка комнатного растения.

Практические работы. (3час)Подготовка пикировочных ящиков. За­полнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. На­резка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др. Посадка в ящики и полив черенков. Устройство влажной камеры путем укры­тия ящиков пленкой по каркасу. Установка камеры на светлое мес то. Периодический полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений. Пересадка укорененных растений в горшки.

Прсев семян однолетних цветковых растений (4 час)

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения.(2 час) Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян (львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.). Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков. Особенности посева семян некоторых из однолетних цвет­ковых растений. Условия для получения равномерных всходов. Уход за сеянцами сразу после всходов. Особенности полива сеянцев.

Умение. Работа с посевным ящиком.

Практические работы. (2 час) .Подготовка ящиков для посевов. Набив­ка посевных ящиков земляной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Насыпка на дно рядка чистого речного песка. Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян. Укрытие пленкой, установка в темное теплое место ящиков. Сразу после всходов сни­жение температуры, установка ящиков на светлое место. Полив — после подсыхания почвы в междурядья.

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях (6 час)

Объект работы. Петуния крупноцветковая комнатная.

Теоретические сведения. (3 час )Характеристика крупноцветковой пету­нии. Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как способ сохранения махровости цветков. Правила нарезки и условия укорене­ния черенков петунии. Уход за растениями. Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для выращивания в комнатных условиях.

Умение. Выращивание петунии. Черенкование комнатных рас­тений.

Практические работы (3 час). Подготовка пикировочных ящиков к по­садке петуний. Заполнение ящиков (снизу смесью, сверху — круп­нозернистым чистым речным песком). Нарезка черенков с двух-трех междоузлий. Посадка черенков в ящики для укоренения. По­лив (без попадания на листья и побеги). Установка пикировочных ящиков на светлое место. После укоренения пересадки растений в цветочные горшки























































Тематическое планирование



п/п

Тема, раздел


Количество часов




теория

практика

Швейное дело 63 час



1

Вводное занятие Швейная машина

4

2

2

2

Работа с тканью


10

5

5

3

Ремонт одежды


10

5

5

4

Работа с тканью


10

5

5

5

Ремонт одежды


10

5

5

6

Работа с бумагой и картоном


18

8

10

7

Подготовка и проведение выставки работ

1


1


Итого

63

30

33

Кулинария 56 часов


1

Вводное занятие


4

2

2

2

Гигиена приготовления пищи


4

2

2

3

Сервировка стола Правила поведения за столом. Бутерброды

8

4

4

4

Первичная обработка овощей. Салаты


8

4

4

5

Блюда из картофеля


8

4

4

6

Супы


4

2

2

7

Изделия из теста


8

4

4

8

Молочные и яичные блюда


6

3

3

9

Сладкие блюда и напитки. Праздники. Семейные

Традиции

6

2

4



Итого

56

27

29

Столярное дело 64 часов


1

Вводное занятие


2

2


2

Пиление столярной ножовкой


12

4

8

3

Промышленная заготовка древесины

10

10


4

Игрушки из древесного материала

10

2

8

5

Сверление отверстий на станке


10

2

8

6

Строгание рубанком


12

4

8

7

Соединение деталей с помощью шурупов

8

4

4



Итого

64

28

36

Слесарное

дело 16 часов



1


Работа с проволокой Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской

8

4

4

2

Работа с жестью


8

4

4



Итого

16

8

8

Цветоводство и декоративное садоводство 73 час


1

Вводное занятие

2

2



2

Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками

6

3

3

3

Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады

6

3

3

4

Заготовка земляной смеси для комнатных растений

8

4

4

5

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев

6

3

3

6

Бумажные пакеты для расфасовки семян

6

3

3

7

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

4

2

2

8

Уход за комнатными растениями

8

4

4

9

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке

4

2

2

10

Перевалка комнатного растения

6


3

3

11

Инвентарь для работы в цветнике

2


2


12

Размножение комнатных растений

6

3

3

13

Размножение комнатных растений

4

2

2

14

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях

6

3

3



73


39

34


Итого

272


132

140

Календарно-тематическое планирование 8 класс

п/п

урока

Дата проведения


Тема раздела ,урока

Кол-во часов

Примечание

план

факт

Швейное дело 63 час


Швейная машина Вводное занятие 4 час

1/1

1



Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места

1


2/2

2



Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верх­ней и нижней ниток.


1


3/3

3



.Подготовки машины к ра­боте (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток

1


4/4

4



Выполнение машин­ных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигза­гообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.


1


Работа с тканью ( 10 час)


5/1

5



Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон

1


6/2

6



Заметывание поперечного среза


1


7/3

7



Виды волокон


1


8/4

8



Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом

1


9/5

9



Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист)

1


10/6

10



Застрачивание подогнутых краев платка



11/7

11



Выполнение шва вподгибку с закры­тым и открытым срезами.


1


12/8

12



Закрепление машинной строчки вручную

1


13/9

13



Умение. Утюжка изделия


1


14/10

14



Обработка углов косы­ми стежками


1


Ремонт одежды ( 10 час)


15/1

15



Виды пуговицы


1


16/2

16



Определение места для оторванной пуговицы.

1


17/3

17



Способ пришива­ния пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки

1


18/4

18




Пришивание пуговиц на стойке

1


19/5


19



Подготовка белья и одежды к ремонту

1


20/6

20



Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву.

1


21/7

21



Швы, применяемые для ремонта белья и одежды. Пришивание пуговиц на стойк


1


22/8

22



Стачивание распо­ровшегося шва ручными стачными стежками

1


23/9

23



Швы, применяемые для рмонта белья и одежды. Пришивание пуговиц на стойк


1


24/10

24



Обметывание сре­зов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта

1


Работа с тканью ( 10 час)


25/1

25



Название тканей, используемых для пошива мешочка

1


26/2

26



Отделка мешочка отделочными стежка­ми или аппликацией. Стачивание боковых срезов

1


27/3


27



Ручные и машинные работы.

1


28/4

28



Обметывание сре­зов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего сре­за швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см.

1


29/5

29



Машинные швы, кон­струкция и применение

1


30/6

30



Продер­гивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного

1


31/7

31



Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.

1


32/8


32



Складывание и сметывание деталей

1


33/9

33



Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.

1


34/10

34



Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отде­лочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. При­утюживание изделия.

1




Ремонт одежды ( 10 час)


35/1

35



Виды ремонта одежды


1


36/2

36



Пришивание вешалки к изделию


1


37/3

37



Подбор ткани для вешалки и заплаты


1


38/4

38



Раскрой заплаты с прибавкой на швы


1


39/5

39



Наложение заплаты


1


40/6

40



Загибание и заметывание срезов заплаты

1


41/7

41



Виды ремонта одежды


1


42/8

42




Наложение заплаты с лицевой сто­роны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

1


43/9

43



Подбор ткани для вешалки и заплаты


1


44/10

44



Наложение заплаты с лицевой сто­роны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.


1


Работа с бумагой и картоном (18 часов)


45/1

45



Что такое декупаж ?


1


46/2

46



Декорирование тарелочки с помощью туалетной бумаги.


1


47/3

47



Декупаж


1


48/4

48



Декорирование тарелочки с помощью туалетной бумаги.


1


49/5

49



Приемы пользования кистью Санитарно –гигиенические требования при работе с клеем

1


50/6

50



Техника безопасности при работе с бумагой, клеем, ножицами

1


51/7

51



Декорирование тарелочки с помощью туалетной бумаги.


1


52/8

52



Техника безопасности при работе с бумагой, клеем, ножицами

1


53/9

53



Декорирование тарелочки с помощью туалетной бумаги.


1


54/10

54



Декорирование тарелочки с помощью туалетной бумаги.


1


55/11

55



Декорирование тарелочки с помощью туалетной бумаги.


1


56/12

56



Работа в технике «декупаж» ,оформление коробки из картона с помощью бумажных салфеток и клея ПВА.


1


57/13

57



Работа в технике «декупаж» оформление коробки из картона с помощью бумажных салфеток и клея ПВА.


1


58/14

58



Работа в технике «декупаж» оформление коробки из картона с помощью бумажных салфеток и клея ПВА.


1


59/15

59



Работа в технике «декупаж» оформление коробки из картона с помощью бумажных салфеток и клея ПВА.


1


60/16

60



Работа в технике «декупаж», оформление коробки из картона с помощью бумажных салфеток и клея ПВА.


1


61/17

61



Работа в технике «декупаж», оформление коробки из картона с помощью бумажных салфеток и клея ПВА.


1


62/18

62



Работа в технике «декупаж» оформление коробки из картона с помощью бумажных салфеток и клея ПВА.


1


63

63



Подготовка и проведение выставки работ(1 часа)



1



Кулинария (56 часов)


Вводное занятие (4 часа).


64/1

64



План и задачи программы по кулинарии. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места, инвентарь

1


65/2

65



Подготовка рабочего места и инвентаря. Значение питания в жизни человека

1


66/3

66



Значение питания в жизни человека. Понятие о здоровом питании. Меню. Режим питания воспитанника

1


67/4

67



Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). Режим питания ребенка.


1


Гигиена приготовления пищи. ( 4 часа)


68/1

68



Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Специальная одежда (передник, косынка, колпак, сменная обувь).

1


69/2

69



Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств

1


70/3

70



Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Инструктажи по технике безопасности. Аптечка

1


71/4

71



Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Выполнение правил гигиены вовремя приготовления пищи. Выполнение правил техники безопасности вовремя приготовления пищи

1


Сервировка стола Правила поведения за столом. Бутерброды ( 8 часа)


72/1

72



Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков

1


73/2

73



Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков

1


74/3

74



Столовые приборы и правила пользования ими.

1


75/4

75



Виды бутербродов. Приготовление бутербродов

1


76/5

76



Эстетическое оформление стола


1


77/6

77



Способы оформления открытых бутербродов

1


78/7

78



Правила поведения за столом.


1


79/8

79



Условия и сроки хранения бутербродов.


1


Первичная обработка овощей. Салаты (8 часов).


80/1

80



Виды овощей. Содержание в них витаминов

1


81/2

81



Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей.

1


82/3

82



Виды салатов


1


83/4

83



Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов

1


84/5

84



Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки

1


85/6

85



Приготовление блюд из сырых и вареных овощей

1


86/7

86



Виды салатов


1


87/8

87



Жаренье овощей и определение их готовности. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами

1


Блюда из картофеля (8 часов).


88/1

88



Что растёт в поле и огороде


1


89/2

89



Инструменты для работы с картофелем

1


90/3

90



История появления картофеля на Руси

1


91/4

91



Обработка и нарезка картофеля 2 – 3 способами: соломка, ломтики, кружочки.

1


92/5

92



Выращивание картофеля в России


1


93/6

93



Приготовление картофеля отварного, запечённого, картофельного пюре, картофеля жареного и определение их готовности

1


94/7

94



Разнообразие блюд из картофеля

1



95/8

95



Приготовление картофеля отварного, запечённого, картофельного пюре, картофеля жареного и определение их готовности

1


Супы (4 часа).


96/1

96



Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления

1


97/2

97



Приготовление молочного суп, суп - пюре из свежих овощей, с использованием блендора

1


98/3

98



Использование отваров (овощных, крупяных, фруктовых) для приготовления супов.

1


99/4

99



Молочный суп на выбор (вермишелевый или рисовый).



1


Изделия из теста (8 часов).


100/1

100



Виды теста (блинное)


1


101/2

101



Приготовление оладьев


1


102/3

102



Виды теста (песочное, дрожжевое)


1


103/4

103



Приготовление блинов


1


104/5

104



Состав теста. Рецепт теста


1


105/6

105



Приготовление пирога


1


106/7

106



Различие по консистенции


1


107/8

107



Приготовление песочного теста


1


Молочные и яичные блюда (6 часов).


108/1

108



Значение молочных блюд (питательные и вкусовые качества). Изделия из творога (сырники, вареники, запеканки, пудинги

1


109/2

109



Приготовление ленивых вареников,


1


110/3

110



Пищевая ценность яиц (питательные и кулинарные качества). Блюда из яиц (яичницы, омлеты, яйца отварные

1


111/4

111



Приготовление омлета


1


112/5

112



Приготовление запеканки


1


113/6

113



Приготовление яичницы


1


Сладкие блюда и напитки. Праздники .Семейные традиции (6 часов).


114/1

114



Технология приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе). Значение и вкусовые качества сладких блюд. Посуда чайная, для кофе

1


115/2

115



Заваривание чая.


1


116/3

116



Семейные традиции. Приглашение гостей. Оформление подарка. Значение подарков

1


117/4

117



Приготовление праздничных блюд.

1



118/5

118



Блюда по - желанию

1



119/6

119



Поздравление. Вручение подарков

1



Столярное дело (64 часов)

Вводное занятие (2 часа)


120/1

120



Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил пове­дения учащихся в мастерской

1


121/2

121



Правила безопасности в работе с инструментом.


1


Пиление столярной ножовкой (12 час)


122/1

122



Понятие плоская поверхность.

1



123/2

123



Работа столярной ножовкой

1



124/3

124



Мил­лиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении

1


125/4

125



Пиление брусков, выстроганных по тол­щине и ширине.

1


126/5

126



Виды (измеритель­ная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), ус­тройство, правила пользования и назначение

1


127/6

127



.Пиление поперек волокон в стусле

1



128/7

128



Контроль за правильностью раз­меров и формы детали с помощью линейки и угольника.


1


129/8

129



Шлифование торцов деталей шкуркой Шлифование в «паке­те».

1


130/9

130



Пиление под углом в стусле

1



131/

10

131



Контроль за правильностью раз­меров и формы детали с помощью линейки и угольника.


1


132/

11

132



Пиление брусков, выстроганных по тол­щине и ширине

1


133/

12

133



Окрашивание изделий кисточкой.

1


Промышленная заготовка


древесины (10 час)



134/1

134



Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные).

1


135/2

135



Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные).

1


136/3

136



Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка.

1


137/4

137



Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка.

1


138/5

138



Пиломатериал: виды, использование


1


139/6

139



Пиломатериал: виды, использование


1


140/7

140



Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ши­рина, толщина).

1


141/8

141



Породы (хвойные, лиственные)


1


142/9

142



Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ши­рина, толщина).

1


143/

10

143



Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и реб­ра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.


1


Игрушки из древесного материала (10 час)


144/1

144



Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользова­ние, правила безопасной работы

1


145/2

145



Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры.

1


146/3

146



Изображение детали (технический ри­сунок).

1


147/4

147



Одновременная заготовка одинаковых деталей

1


148/5

148



Одновременная заготовка одинаковых деталей

1


149/6

149



Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила.

1


150/7

150



Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила.

1


151/8

151



Пиление полосок фанеры в приспособлении.

1


152/9

152



Сборка и контроль изделий


1


153/

10

153



Сборка и контроль изделий

1


Сверление отверстий на станке (10 час)


154/1

154



Понятия сквозное и несквозное отвер­стие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные ча­сти.

1


155/2

155



Разметка параллельных (одинаково уда­ленных друг от друга) линий по линейке и угольнику.

1


156/3

156



Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила бе­зопасной работы на настольном сверлильном станке

1


157/4

157



Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном стан­ке с применением страховочного упора.

1


158/5

158



Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном стан­ке с применением страховочного упора.

1


159/6

159



Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном стан­ке с применением страховочного упора.

1


160/7

160



Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном стан­ке с применением страховочного упора.

1


161/8

161



Сверление несквозных от­верстий по меловой отметке на сверле или с муфтой

1


162/9

162



Сверление несквозных от­верстий по меловой отметке на сверле или с муфтой

1


163/

10

163



Контроль глу­бины сверления.

1


Строгание рубанком (12час)


164/1

164



Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измере­ние, последовательность разметки при строгании

1


165/2

165



Крепление черновой заготовки на вер­стаке.

1


166/3

166



Длина, ширина, толщина бруска (доски): измере­ние, последовательность разметки при строгании

1


167/4

167



Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником

1


168/5

168



Общее представ­ление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгании

1


169/6

169



Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша.

1


170/7

170



Рубанок: основные части, правила безопас­ного пользования, подготовка к работе.


1


171/8

171



Работа рубанком.

1



172/9

172



Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником

1


173/

10

173



Работа рубанком. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником

1


174/

11

174



Работа рубанком. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником

1


175/

12

175



Работа рубанком. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником

1


Соединение деталей с помощью шурупов (8 час)


176/1

176



Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной

1


177/2

177



Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной

1


178/3

178



Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раз­зенковка, устройство и применение.


1


179/4

179



Зенкование отверстий. Завинчи­вание шурупов.

1


180/5

180



Дрель ручная: применение, устройство, правила работы.

1


181/6

181



Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакирование.


1


182/7

182



Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изде­лия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.


1


183/8

183



Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.Сверление отверстий на отходах материалов руч­ной дрель

1



Слесарное дело (16час)


Работа с проволокой Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской

( 8 час)


184/1

184



Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства (хорошо гнется, легко откусыва­ется острогубцами (кусачками), не ржавеет). Стальная проволока: применение в изделиях; свойства (упруга, прочна, не ржавеет). Сто­имость проволоки из разных металлов.

1


185/2

185



Разметка длины заготовки по линейке. Откусывание проволоки острогубцами. Навивание спирали

1


186/3

186



Инструменты и приспособ­ления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение.

1


187/4

187



Изги­бание проволоки плоскогубцами. Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня

1


188/5

188



Миллиметр как основная мера длины в слесарном деле

1


189/6


189




Правка стальной проволо­ки молотком. Изгибание проволоки на оправке

1


190/7

190



Правка стальной проволо­ки молотком. Изгибание проволоки на оправке

1


191/8

191



Правила безопасности при работе с остро- и плоскогубцами. Правила поведения в слесарной мастерской

1


Работа с жестью (8 час)



192/1

192



Черная и белая жесть: применение, свойства (режется ножницами, сгибается; белая жесть, кроме того, не ржавеет).

1


193/2

193



Изготовление коробочки. Разметка раз­вертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке

1


194/3

194



Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личной, тиски слесарные (губки, рукоятка).

1


195/4

195



Сгиба ние бортов на оправке (длина оправки соответствует стороне коро­бочки)

1


196/5

196



Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла. Технические требования к ка­честву изделий

1


197/6

197



Притупление острых кромок личным напильником. Размет­ка коробочки с бортами по шаблону


1


198/7

198



Ориентировка по образцу и чертежу изделия.

1


199/8

199



Притупление острых кромок личным напильником. Размет­ка коробочки с бортами по шаблону


1


Цветоводство и декоративное садоводство (73 час)


Вводное занятие (2 час)


200/1

200



Анализ состояния растений (в школьном цветнике). Задачи обу­чения в предстоящем году. Цветочное оформление

1


201/2

201



И состояние рас­тений на школьном участке Организация трудовой учебной группы.


1



Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками (6 час)


202/1

202



Петуния мелкоцветковая и крупно­цветковая, в том числе с махровыми цветками

1


203/2

203



Подготовка цветочных горшков для по­садки петуний. Насыпка земляной смеси на дно горшков.

1


204/3

204



Сохранность махро­вости цветков (при вегетативном размножении полная, при семен­ном — неполная).

1


205/4

205



Выбор и полив растений с махровыми цветками. Осторожная выкопка пету­нии с махровыми цветками вместе с комом земли.

1


206/5

206



Особенности плодов и семян петунии.


1


207/6

207



Посадка расте­ний в подготовленные горшки, подсыпка почвы, полив. Расстанов­ка цветочных горшков с растениями в комнатах.

1


Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады (6 час)


208/1

208



Однолетние цветковые растения, вы­ращиваемые в местных условиях с помощью рассады; декоративные качества, биологические особенности, сроки созревания семян.

1


209/2

209



Выбор растений для сбора семян. Сбор созревших плодов на цветущих растениях.

1


210/3

210



Под­готовка этих растений к сбору семян.

1


211/4

211



Срезка цветущих верху­шек некоторых растений для ускоренного созревания семян.

1


212/5

212



Приемы сбора сухих плодов с семенами.


1


213/6

213



Срез­ка стеблей у этих растений, укладка в картонные коробки и уста­новка в светлое проветриваемое помещение для просушки

1


Заготовка земляной смеси для комнатных растений (8час)


214/1

214



Земляные смеси для комнатных рас­тений: требования к качеству, составные части, хранение.

1


215/2

215



Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли.

1


216/3

216



Земляные смеси для комнатных рас­тений: требования к качеству, составные части, хранение.

1


217/4

217



Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения

1


218/5

218




Приемы составления смесей.

1


219/6

219



Заготовка пере­гноя (или закупка торфяной смеси в магазине

1


220/7

220




Составление земляной смеси.

1


221/8

221



Смешивание пере­гноя (торфа) с землей по указанию учителя.

1


Очистка дорожек и площадок от опавших листьев (6 час)


222/1

222



Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.


1


223/2

223



Сгребание опавших листьев

1



224/3

224



Уход за садовыми дорожками и площадкой.

1


225/4

225



Прополка.

1



226/5

226



Уход за садовыми дорожками и площадкой.

1


227/6

227



Подметание или выравнивание песком садовых дорожек.


1


Бумажные пакеты для расфасовки семян (6 час)


228/1

228



Цветочные семена.


1


229/2

229



Вырезка заготовок для пакета по трафа­рету

1


230/3

230



Бумажный пакет для семян: назначе­ние (фасовка мелкими партиями), форма, размеры

1


231/4

231



Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изоб­ражений цветков тех растений, чьи семена будут храниться в них.


1


232/5

232



Бумажный пакет для семян: назначе­ние (фасовка мелкими партиями), форма, размеры

1


233/6

233



Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изоб­ражений цветков тех растений, чьи семена будут храниться в них.


1


Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью (4час)


234/1

234



Значение и приемы обмолота и очис­тки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян

1


235/2

235



Извлечение семян из сухих плодов. Уда­ление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, по­врежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и пол­новесные).

1


236/3

236



Ис­пользование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.


1


237/4

237



Насыпка определенного объема семян в бумажные па­кеты. Заклейка пакетов.


1


Уход за комнатными растениями (8 час)


238/1

238



Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определен­ной влажности почвы и воздуха

1


239/2

239



Заготовка поливной воды для отстаива­ния. Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив ком­натных растений из детской лейкой


1


240/2

240



Комнатные растения


1


241/3

241



Изготовление бумажного пакета. Узнавание се­мян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.


1


242/4

242



Правила и приемы полива комнат­ного растения.


1


243/5

243



Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив ком­натных растений из детской лейкой

1


244/6

244





Температура поливной воды. Определение влажно­сти почвы в горшке и кадке (на ощупь).


1


245/7

245



Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех расте­ний, которые будут выращиваться в цветнике.


1


246/8

246



Красочное изображение видов крупносе­менного однолетнего цветкового растения (ноготков, настурций, бархатцев и др.) и их размещение в цветниках

1


Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке (4 час)


247/1

247



Виды бархатца (высокорослый, раски­дистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоратив­ных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого

1


248/2

248



Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепро­ницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки и стаканы по два семени в одну лунку.

1


249/3

249



Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатца раскидистого

1


250/4

250



Укрытие пленкой и установка в теплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. После всходов — оставление одного растения, умеренный полив, установка на хоро­шо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений

1


Перевалка комнатного растения (6 час)


251/1

251



Понятия перевалка и пересадка рас­тения. Значение и приемы перевалки комнатного растения

1


252/2

252



Подбор, промывка и просушка цветоч­ного горшка. Полив переваливаемого растения

1


253/3

253



Расте­ния, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для пере­валиваемых растений.


1


254/4

254



Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый

1


255/5

255




Перевалка растения.

1


256/6

256



Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в гор­шок с растением, уплотнение, полив.


1


Инвентарь для работы в цветнике (2 час)


257/1

257



Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян, посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за ра­стениями). Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.


1


258/2

258



Расчистка дорожек и площадок от снега на школь­ном дворе. Уход за комнатными растениями. Изготовление бумаж­ных пакетов для расфасовки семян

1


Размножение комнатных растений (6 час)


259/1

259



Виды комнатного растения: с опада­ющими листьями и вечнозеленые.

1


260/2

260



Подготовка пикировочных ящиков. За­полнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. На­резка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др

1


261/3

261



Размножение комнатных расте­ний (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.).

1


262/4

262



Посадка в ящики и полив черенков. Устройство влажной камеры путем укры­тия ящиков пленкой по каркасу. Установка камеры на светлое место

1


263/5

263



Лучшее время для вегетативного размножения ком­натных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков

1


264/6

264



Периодический полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений. Пересадка укорененных растений в горшки.


1


Размножение комнатных растений (4 час)


265/1

265



Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян (львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.). Сроки посева семян. Состав почвенной смеси

1


266/2

266



.Подготовка ящиков для посевов. Набив­ка посевных ящиков земляной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Насыпка на дно рядка чистого речного песка

1


267/3

267



Размер посевных ящиков. Особенности посева семян некоторых из однолетних цвет­ковых растений. Условия для получения равномерных всходов. Уход за сеянцами сразу после всходов. Особенности полива сеянцев

1


268/4

268



Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян. Укрытие пленкой, установка в темное теплое место ящиков. Сразу после всходов сни­жение температуры, установка ящиков на светлое место. Полив — после подсыхания почвы в междурядья.


1


Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях (6 час)


269/1

269



Характеристика крупноцветковой пету­нии. Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как способ сохранения махровости цветков

1


269/2

2



Подготовка пикировочных ящиков к по­садке петуний. Заполнение ящиков (снизу смесью, сверху — круп­нозернистым чистым речным песком). Нарезка черенков с двух-трех междоузлий.

1


270/3

262



Правила нарезки и условия укорене­ния черенков петунии.

1


271/4

270



Посадка черенков в ящики для укоренения. По­лив (без попадания на листья и побеги). Установка пикировочных ящиков на светлое место. После укоренения пересадки растений в цветочные горшки

1




272/5




Уход за растениями. Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для выращивания в комнатных условиях

1


272/6




Выращивание петунии. Черенкование комнатных рас­тений.

1
























Литература

Журавлёв Б.А. Столярное дело. – М.: Просвещение, 1984.


Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997. - 12 –


Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение,1992.


Мозговая, Г. Г. Швейное дело. 7–8 классы / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М.: Просвещение, 1990.

Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя.


Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей истудентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ под ред. В.В. Воронковой

Мусская И.А. Домоводство


Сборник рецептов блюд для общественного питания и школьных столовых


Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 – современная мультимедиа – энциклопедия SD – ROM


Молоховец А. Быстро и вкусно /Серия /








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!