Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Н. В. Сутягина «30» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова |
Адаптированная рабочая программа
по технологии
для обучающегося 8 класса (вариант 7.2)
на 2023/2024 учебный год
Учитель: Фадина С.Н.
г. Конаково, 2023
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по технологии для 5-8 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /М.:Просвещение, 2013 (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег.№19644); Фундаментального ядра содержания общего образования под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
Примерной учебной программы по технологии для основной школы, (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, под редакцией М. В Рыжаков, А М. Кондаков 2012 г. Авторы программы: А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко.
Общая характеристика учебного предмета "Технология"
Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной сферы. Учитывая интересы и склонности учащихся, возможности школы и местные условия содержание программы по технологии изучается в рамках направления "Индустриальные технологии".
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по технологии в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится 6 часов, из расчета 0,2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации и информационных технологий при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик должен:
Знать/ понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;
оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Содержание учебного предмета по предмету «Технология»
Декоративно-прикладное творчество (6 часов)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов.
Практические работы
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Варианты объектов труда
Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения.
Тематическое планирование по предмету «Технология»
п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Декоративно-прикладное творчество (6 часов) |
1. | Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. | 1 | | |
2. | Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. | 1 | | |
3. | Виды поделочных материалов и их свойства. | 1 | | |
4. | Понятия о композиции. | 1 | | |
5. | Виды и правила построение орнаментов. | 1 | | |
6. | Проект по разделу «Декоративно-прикладное творчество» | 1 | | |
| Итого: | 6 часов | | |
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Б. А. Гончаров [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2006.
Печатные пособия
• Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по технологии)
• Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
• Цифровые информационные источники
• Персональный компьютер
• Мультимедийный проектор
• Мультимедийная доска