Согласовано Зам. директора МОУ «СОШ с. Заветное» ________/Разумова Т.Ю./ | Утверждаю Директор МОУ «СОШ с. Заветное» _________ /Москалева Ю.А./ Приказ № от |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «физическая культура»
для обучающихся 5-9 классов (ОВЗ)
Составитель
учитель физической культуры,
Семенов Валерий Николаевич
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка…………………………………………………………………… 3
Требования к уровню подготовки учащихся 5
Содержание учебного предмета…………………………………………………………. 8
Тематическое планирование…………………………………………………………… 11
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основании:
1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Постановления главного государственного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
3. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 года «О рабочих программах учебных предметов»
6. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой Сб.1. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011
На изучение физической культуры в 5-9 классах отводится следующее количество часов: 5 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
6 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
7 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
8 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
9 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
УМК:
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 5-7 класс.-М.: Просвещение, 2012
Лях В.И. Физическая культура 8-9 класс М.: Просвещение, 2012г.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
обогащение чувственного опыта;
коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебнооздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Требования к уровню подготовки учащихся
5 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 5 класса должны знать:
- правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями; приемы выполнения команд: "Налево!", "Направо!"
- фазы прыжка в длину с разбега;
- расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих при игре в пионербол.
Должны уметь:
- выполнять команды "Направо!", "Налево!", "Кругом!", соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения; правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь; сохранять равновесие на наклонной плоскости; выбирать рациональный способ преодоления препятствия; лазать по канату произвольным способом; выбирать наиболее удачный способ переноски груза;
- выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4 мин, бегать на время 60м; выполнять прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги" из зоны отталкивания не более 1м;
- координировать движения рук и ног при беге по повороту; свободное катание до 5300-300м;
- подавать боковую подачу, разыгрывать мяч на три паса при игре в волейбол;
6 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 6 класса должны знать:
- как правильно выполнять перестроение из колонны по одному в колонну по два; как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка;
- правила передачи эстафетной палочки во встречной эстафете;
- для чего и когда применяются лыжи; правила передачи эстафеты.
- правила перехода при игре в волейбол.
Должны уметь:
- подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений, соблюдать дистанцию в движении; выполнять прыжок через козла способом "ноги врозь" с усложнениями; сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом бревне; преодолевать подряд несколько препятствий с включением перелезания, лазанья; лазать по канату способом в три приема;
- пробежать в медленном равномерном темпе 53 мин; правильно финишировать в беге на 60м; правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом "согнув ноги"; метать малый мяч в цель с места из различных исходных положений и на дальность с 4-6 шагов разбега;
- координировать движения рук и туловища в одновременном бесшажном ходе на отрезке 40-60м, пройти в быстром темпе 100-1530м любым ходом, преодолевать спуск с крутизной склона 4-6° и длиной 50-60м в низкой стойке, тормозить "плугом", преодолевать на лыжах 1,5км (девочки), 53км (мальчики);
- перемещаться на площадке, разыгрывать мяч при игре в волейбол;
7 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 7 класса должны знать:
- как правильно выполнять размыкания уступами; как перестроиться из колонны по одному в колонну по два, по три; как осуществлять страховку при выполнении другим учеником упражнения на бревне.
- значение ходьбы для укрепления здоровья человека, основы кроссового бега, бег по виражу;
- как влияют занятия лыжами на трудовую деятельность учащихся; правила соревнований;
- права и обязанности игроков; как предупредить травмы при игре в волейбол;
-когда и как выполнять пенальти.
Должны уметь:
- различать и правильно выполнять команды: "Шире шаг!", "Короче шаг!", "Чаще шаг", "Реже шаг!"; выполнять опорный прыжок способом "согнув ноги" через коня с ручками; различать фазы опорного прыжка; удерживать равновесие на гимнастическом бревне в усложненных условиях; лазать по канату способом в два и три приема; переносить ученика строем; выполнять простейшие комбинации на гимнастическом бревне;
- выполнять стартовый разгон с плавным переходом в бег; бежать с переменной скоростью 3 мин; равномерно в медленном темпе 5мин; выполнять полет в группировке, в прыжках в длину с разбега способом "согнув ноги"; выполнять метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м; выполнять толкание набивного мяча с места;
- координировать движения рук, ног и туловища в одновременном двухшажном ходе на отрезках 40-60 м; пройти в быстром темпе 160-5300м и одновременными ходами; тормозить лыжами и палками одновременно; преодолевать на лыжах до 1.5км (девочки), до 53км (мальчики);
- выполнять верхнюю прямую подачу; играть в волейбол;
- выполнять остановку прыжком и поворотом, броски по корзине двумя руками от груди с места.
8 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 8 класса должны знать:
- что такое фигурная маршировка; требования к строевому шагу; как перенести одного ученика двумя различными способами; фазы опорного прыжка.
- простейшие правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в эстафетах; как измерять давление, пульс;
- как правильно проложить учебную лыжню; знать температурные нормы для занятий на лыжах;
- каким наказаниям подвергаются игроки при нарушении правил, правила игры в волейбол.
Должны уметь:
- соблюдать интервал и дистанцию при выполнении упражнений в ходьбе; выполнять движения и воспроизводить их с заданной амплитудой без контроля зрения; изменять направление движения по команде; выполнять опорный прыжок способом "согнув ноги" и "ноги врозь" с усложнениями (выше снаряд, дальше мостик от снаряда); выполнять простейшие комбинации на бревне; проводить анализ выполненного движения учащихся;
- бежать с переменной скоростью в течение 4минут, в различном темпе; выполнять прыжки в длину, высоту, метать, толкать набивной мяч;
- выполнять поворот "упором"; сочетать попеременные ходы с одновременными; пройти в быстром темпе 150-200м (девушки),200-300м (юноши); преодолевать на лыжах до 2км (девушки), до 2,5км (юноши);
- принимать и передавать мяч сверху, снизу в парах после перемещений при игре в волейбол;
-выполнять простейшие финты, выполнять комбинации из основных элементов.
9 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре обучающиеся 9 класса должны знать:
- что такое строй; как выполнять перестроения, как проводятся соревнования по гимнастике;
- как самостоятельно провести легкоатлетическую разминку перед соревнованиями;
- виды лыжного спорта; технику лыжных ходов;
- влияние занятий волейболом на трудовую подготовку;
- что значит "тактика игры».
Должны уметь:
- выполнять все виды лазанья, опорных прыжков, равновесия; составить 5-6 упражнений и показать их выполнение учащимся на уроке.
- пройти в быстром темпе 3км по ровной площадке или по пересеченной местности; пробежать в медленном темпе 12-15мин; бегать на короткие дистанции 100 и 200м, на среднюю дистанцию 800м; преодолевать в максимальном темпе полосу препятствий на дистанции до 100м; прыгать в длину с полного разбега способом "согнув ноги" на результат и в обозначенное место; метать малый мяч с полного разбега на дальность в коридор 10м и в обозначенное место; толкать набивной мяч весом 3кг на результат со скачка;
- выполнять все виды подач, выполнять прямой нападающий удар; блокировать нападающие удары при игре в волейбол;
- выполнять передачу из-за головы при передвижении бегом; ведение мяча с обводкой.
Содержание учебного предмета
С учетом материально-технической базы школы лыжная подготовка заменена кроссовой.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Кроссовая подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
занятия в тренирующем режиме;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность.
Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах.
Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из- за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Кроссовая подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении. Одежда и обувь. Подготовка к занятиям. Правила поведения на уроках. Правильное техническое выполнение бега. Предупреждение травм.
Практический материал.
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Кроссовый бег. Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков. передвижения на руках в висе, лазанием и перелезанием. Выполнение строевых команд.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые техникотактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу. Основные приемы техники игры и способы их выполнения: перемещения, прием нападающего удара, прием подачи, передачи, подача мяча, Тактика нападения и тактика защиты: индивидуальные действия.
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием, выполнением основных технических действий и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности, совместные занятия волейболом, баскетболом, футболом со сверстниками,
Учебно-тематический план
№ | Тематический раздел, тема | Количество часов | Формы контроля |
5 класс | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока -3 | Фронтальный опрос |
2 | Гимнастика. | 17 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3 | Лёгкая атлетика. | 23 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
4 | Кроссовая подготовка | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
5 | Игры | | |
| 1. Баскетбол | 16 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3. Футбол. | 7 | Оценка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| 6 класс | | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока -3 | Фронтальный опрос |
2 | Гимнастика. | 17 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3 | Лёгкая атлетика. | 23 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
4 | Кроссовая подготовка | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
5 | Игры | | |
| 1. Баскетбол | 16 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3. Футбол. | 7 | Оценка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| 7 класс | | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока-3 | Фронтальный опрос |
2 | Гимнастика. | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3 | Лёгкая атлетика. | 25 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
4 | Кроссовая подготовка | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
5 | Игры | | |
| 1. Баскетбол | 16 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3. Футбол. | 7 | Оценка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| 8 класс | | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока -3 | Фронтальный опрос |
2 | Гимнастика. | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3 | Лёгкая атлетика. | 24 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
4 | Кроссовая подготовка | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
5 | Игры | | |
| 1.Баскетбол | 27 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| 9 класс | | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока -3 | Фронтальный опрос |
2 | Гимнастика. | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3 | Лёгкая атлетика. | 24 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
4 | Кроссовая подготовка | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
5 | Игры | | |
| 1.Баскетбол | 27 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| Практическая часть | | |
| Итоговый зачет. | | 1 |