СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физкультура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физкультура» для обучающейся 3 класса с ОВЗ (расстройством аутистического спектра, 8.4)  Целью изучения данного предмета заключается во всестороннем раз­ви­тии личности обучающихся с РАС в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков пси­хо­фи­зи­че­ского развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной ада­птации.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физкультура»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОГУЧАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
















Адаптированная

рабочая программа

учебного предмета «Адаптивная физкультура»

на 2022 – 2023 учебный год




Учитель: Москаленко О.И..

Класс: 3 «В»











Богучар 2022 г.








Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….3

  2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………….4

  3. Описание места предмета в учебном плане……………………………………………4

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета……………….4

  5. Содержание учебного предмета………………………………………………………...6

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………………………………………………………………...8

  7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности…………………………………………………………………………….11































  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физкультура» для обучающейся 3 класса с ОВЗ (расстройством аутистического спектра, 8.4) разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ (расстройством аутистического спектра) от 19 декабря 2014 г. № 1599, в соответствии с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с ОВЗ (расстройством аутистического спектра, 8.4);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования МКОУ «Богучарская СОШ № 1» для обучающихся с ОВЗ (расстройством аутистического спектра, 8.4) (с учетом рабочей программы воспитания). Обучение на дому.

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обу­ча­ю­щихся с РАС. Она решает об­ра­зо­вательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные за­да­чи. Физическое воспитание рассматривается и реализуетсякомплексно и находится в тес­ной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает од­но из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жиз­ни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, спо­со­б­с­твует социальной интеграции школьников в общество.

Целью изучения данного предмета заключается во всестороннем раз­ви­тии личности обучающихся с РАС в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков пси­хо­фи­зи­че­ского развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной ада­птации.

Основные задачи изучения предмета:

  • коррекция нарушений физического развития;

  • формирование двигательных умений и навыков;

  • развитие двигательных способностей в процессе обучения;

  • формирование правильной осанки;

  • раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

  • поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

  • воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

  • воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

  • обогащение чувственного опыта;

  • формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Занятия по предмету «Адаптированная физкультура» проводятся 1 раз в неделю. Методика преподавания адаптированной физкультуры основана на дифференцированном и индивидуальном подходе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т.п.

В процессе занятий используются коррекционные подвижные игры, упражнения на пространственную ориентировку, на сохранение равновесия, на развитие общей и мелкой моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.



  1. Описание места предмета в учебном плане


Предмет является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с РАС (вариант 8.4) и изучается на всех этапах обучения. На его изучение отведено 34 часа, 34 учебные недели.


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

  1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости. Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

  1. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

  1. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.

  • Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.

  • Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.


5. Содержание учебного курса

Содержание программы отражено в разделах. Каж­дый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Каждому из направлений соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определенной последовательности и решаются на протяжении всех лет обучения.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

  • выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;

  • самостоятельное выполнение упражнений;

  • развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков через ознакомление с элементами спортивных и подвижных игр.

Знания о физической культуре

Правила поведения на уроках физической культуры (тех­ника безопасности). Форми­рование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.

Гимнастика

Теоретические сведения.Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, рит­ме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.

Практический материал

  • упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):основные положения и движения рук, ног, головы, туловища;

  • упражнения для расслабления мышц;

  • упражнения для мышц шеи;

  • упражнения для укрепления мышц спины и живота; упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; упражнения для мышц ног; упражнения на дыхание; упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев;

  • упражнения для формирования правильной осанки;

  • упражнения для укрепления мышц туловища.

  • упражнения с предметами: с гимнастическими палками, с малыми обручами, с малыми мячами, с большим мячом; с набивными мячами

  • упражнения на равновесие;

  • лазанье и перелезание;

  • переноска грузов и передача предметов;

  • прыжки.

Легкая атлетика

Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; озна­комление обучающихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление обучающихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, мета­ний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.

Практический материал.Ходьба. Прыжки. Метание.

Подвижные игры

Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).

Практический материал. Подвижные игры:

  • Коррекционные игры

  • Игры с прыжками;

  • Игры с лазанием;

  • Игры с метанием и ловлей мяча;

  • Игры с элементами общеразвивающих упражнений;


6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Раздел, тема

Темы

Основные виды деятельности

Основные направление воспитательной деятельности

Знания о физической культуре (13 ч.)

Техника безопасности на уроках физической культуры. Знакомство со спортивным инвентарем.

Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения).

Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища.

Упражнения для развития мышц.

Упражнения для расслабления мышц.

Упражнения на дыхание.

Упражнения с гимнастическими палками.

Упражнения с набивными мячами. Упражнения на равновесие.

Лазанье и перелезание. Переноска грузов и передача предметов.

Охрана здоровья. Режим труда и отдыха. Правило гигиены: «Спортивная одежда».

Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для мышц шеи.

Перенос груза по горизонтальной поверхности. Перенос груза при ходьбе с препятствиями.

Перенос груза при ходьбе с изменением темпа. Перенос груза при ходьбе с изменением направления.

Ознакомление с правилами поведения на уроках физической культуры (тех­ника безопасности). Изучение понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.

Физического воспитания

Гимнастика (5 ч.)

Упражнения с малыми обручами.

Переход из положения «лежа» в положение «сидя». Ходьба по гимнастической скамейке с выполнением упражнений для рук.

Ходьба по гимнастической скамейке с грузом в руках. Комплекс упражнений на развитие скорости. Бег с изменением темпа.

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у вертикальной плоскости. Комплекс упражнений с гимнастическим мячом Практические задания по итогам полугодия.

Ходьба по гимнастической скамейке с грузом в руках. Комплекс упражнений на развитие скорости. Бег с изменением темпа.

Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища. Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; упражнения для мышц ног. Упражнения на дыхание; упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками, с малыми обручами, с малыми мячами, с большим мячом; с набивными мячами. Упражнения на равновесие. Лазанье и перелезание.

Переноска грузов и передача предметов. Прыжки.

Физического воспитания

Легкая атлетика (5 ч.)

Ходьба с удержанием рук в одном положении. Ходьба с изменением положения рук. Практические задания по итогам полугодия.

Бег с изменением темпа. Подлезание под препятствие.

Ползание на животе. Подлезание под препятствия на животе.

Лазание по гимнастической скамейке. Перелезание через препятствия.

Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса.

Изучение понятий о ходьбе, беге, прыжках и метаниях, правила поведения на уроках легкой атлетики. Формирование понятия о начале ходьбы и бега; озна­комление обучающихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление обучающихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, мета­ний. Ходьба. Прыжки. Метание.

Физического воспитания

Подвижные игры (11 ч.)

Упражнения с малыми мячами.

Упражнения с большим мячом.

Ползание на четвереньках. Упражнения на формирования координации движений. Игра «Цапля».

Спортивно-оздоровительные игры. Катание мяча. Игра «Сбей кеглю».

Бег с изменением темпа и направления. Ведение мяча.

Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой.

Игра «Быстрые санки». Игра «Стоп, хоп, раз».

Игра «Болото». Игра-эстафета «Полоса препятствий».

Игра «Бросай-ка». Практические задания по итогам года.

Игра «Рыбаки и рыбки». Игра «Болото».

Игра «Пешеходный переход». Предупреждение травм при физических нагрузках.


Коррекционные игры. Игры с прыжками. Игры с лазанием. Игры с метанием и ловлей мяча. Игры с элементами общеразвивающих упражнений.

Физического воспитания

Всего: 34 часа


7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий.

  • спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца.

  • мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.

Список используемой литературы:

Ростомашвили Л.Н. Адаптивная физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие/ Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.






Календарно-тематический план по предмету « Адаптивная физкультура»

3 класс – 34 часа

№п/п

Дата

Тема урока


План

Факт

1 четверть – 9 недель (9 ч)

Знания о физической культуре

07.09.


Техника безопасности на уроках физической культуры. Знакомство со спортивным инвентарем.

14.09.


Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения).

10.09.


Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища.

21.09.


Упражнения для расслабления мышц.

28.10.


Упражнения для развития мышц.

12.10.


Упражнения на дыхание.

19.10.


Упражнения с набивными мячами. Упражнения на равновесие.

26.10.


Лазанье и перелезание. Переноска грузов и передача предметов.

26.10.


Охрана здоровья. Режим труда и отдыха. Правило гигиены: «Спортивная одежда».

2 четверть – 7 недель (7 ч)

09.11.


Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для мышц шеи.

16.11.


Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для мышц шеи.

23.11.


Перенос груза по горизонтальной поверхности. Перенос груза при ходьбе с препятствиями.

30.11.


Перенос груза при ходьбе с изменением темпа. Перенос груза при ходьбе с изменением направления.

Гимнастика

07.12.


Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения с малыми обручами.

14.12.


Переход из положения «лежа» в положение «сидя». Ходьба по гимнастической скамейке с выполнением упражнений для рук.

21.12.


Ходьба по гимнастической скамейке с грузом в руках. Комплекс упражнений на развитие скорости. Бег с изменением темпа.

3 четверть – 10 недель (10 ч)

11.01.


Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у вертикальной плоскости. Комплекс упражнений с гимнастическим мячом Практические задания по итогам полугодия.

18.01.


Ходьба по гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке с утяжелением.

Легкая атлетика

25.01.


Ходьба с удержанием рук в одном положении. Ходьба с изменением положения рук. Практические задания по итогам полугодия.

01.02.


Бег с изменением темпа. Подлезание под препятствие.

08.02.


Ползание на животе. Подлезание под препятствия на животе.

15.02.


Лазание по гимнастической скамейке. Перелезание через препятствия.

22.02.


Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса.

Подвижные игры

01.03.


Упражнения с малыми мячами.

15.03.


Упражнения с большим мячом.

15.03.


Ползание на четвереньках. Упражнения на формирования координации движений. Игра «Цапля».

4 четверть - 8 недель (8 ч)

05.04.


Спортивно-оздоровительные игры. Катание мяча. Игра «Сбей кеглю».

05.04.


Бег с изменением темпа и направления. Ведение мяча.

12.04.


Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой.

19.04.


Игра «Быстрые санки». Игра «Стоп, хоп, раз».

26.04.


Игра «Болото». Игра-эстафета «Полоса препятствий».

03.05.


Игра «Бросай-ка». Практические задания по итогам года.

10.05.


Игра «Рыбаки и рыбки». Игра «Болото».

17.05.


Игра «Пешеходный переход». Предупреждение травм при физических нагрузках.

Всего: 34 часов