МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОГУЧАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Адаптированная
рабочая программа
учебного предмета «Адаптивная физкультура»
на 2022 – 2023 учебный год
Учитель: Москаленко О.И..
Класс: 3 «В»
Богучар 2022 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….3
Общая характеристика учебного предмета…………………………………………….4
Описание места предмета в учебном плане……………………………………………4
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета……………….4
Содержание учебного предмета………………………………………………………...6
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………………………………………………………………...8
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности…………………………………………………………………………….11
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физкультура» для обучающейся 3 класса с ОВЗ (расстройством аутистического спектра, 8.4) разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ (расстройством аутистического спектра) от 19 декабря 2014 г. № 1599, в соответствии с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с ОВЗ (расстройством аутистического спектра, 8.4);
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования МКОУ «Богучарская СОШ № 1» для обучающихся с ОВЗ (расстройством аутистического спектра, 8.4) (с учетом рабочей программы воспитания). Обучение на дому.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с РАС. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуетсякомплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Целью изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с РАС в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
обогащение чувственного опыта;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Адаптированная физкультура» проводятся 1 раз в неделю. Методика преподавания адаптированной физкультуры основана на дифференцированном и индивидуальном подходе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т.п.
В процессе занятий используются коррекционные подвижные игры, упражнения на пространственную ориентировку, на сохранение равновесия, на развитие общей и мелкой моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Описание места предмета в учебном плане
Предмет является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с РАС (вариант 8.4) и изучается на всех этапах обучения. На его изучение отведено 34 часа, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости. Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.
Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.
5. Содержание учебного курса
Содержание программы отражено в разделах. Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Каждому из направлений соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определенной последовательности и решаются на протяжении всех лет обучения.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков через ознакомление с элементами спортивных и подвижных игр.
Знания о физической культуре
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения.Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал
упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):основные положения и движения рук, ног, головы, туловища;
упражнения для расслабления мышц;
упражнения для мышц шеи;
упражнения для укрепления мышц спины и живота; упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; упражнения для мышц ног; упражнения на дыхание; упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев;
упражнения для формирования правильной осанки;
упражнения для укрепления мышц туловища.
упражнения с предметами: с гимнастическими палками, с малыми обручами, с малыми мячами, с большим мячом; с набивными мячами
упражнения на равновесие;
лазанье и перелезание;
переноска грузов и передача предметов;
прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление обучающихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление обучающихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал.Ходьба. Прыжки. Метание.
Подвижные игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры
Игры с прыжками;
Игры с лазанием;
Игры с метанием и ловлей мяча;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений;
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Раздел, тема | Темы | Основные виды деятельности | Основные направление воспитательной деятельности |
Знания о физической культуре (13 ч.) | Техника безопасности на уроках физической культуры. Знакомство со спортивным инвентарем. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения). Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища. Упражнения для развития мышц. Упражнения для расслабления мышц. Упражнения на дыхание. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на равновесие. Лазанье и перелезание. Переноска грузов и передача предметов. Охрана здоровья. Режим труда и отдыха. Правило гигиены: «Спортивная одежда». Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для мышц шеи. Перенос груза по горизонтальной поверхности. Перенос груза при ходьбе с препятствиями. Перенос груза при ходьбе с изменением темпа. Перенос груза при ходьбе с изменением направления. | Ознакомление с правилами поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Изучение понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Понятия: физическая культура, физическое воспитание. | Физического воспитания |
Гимнастика (5 ч.) | Упражнения с малыми обручами. Переход из положения «лежа» в положение «сидя». Ходьба по гимнастической скамейке с выполнением упражнений для рук. Ходьба по гимнастической скамейке с грузом в руках. Комплекс упражнений на развитие скорости. Бег с изменением темпа. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у вертикальной плоскости. Комплекс упражнений с гимнастическим мячом Практические задания по итогам полугодия. Ходьба по гимнастической скамейке с грузом в руках. Комплекс упражнений на развитие скорости. Бег с изменением темпа. | Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища. Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; упражнения для мышц ног. Упражнения на дыхание; упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками, с малыми обручами, с малыми мячами, с большим мячом; с набивными мячами. Упражнения на равновесие. Лазанье и перелезание. Переноска грузов и передача предметов. Прыжки. | Физического воспитания |
Легкая атлетика (5 ч.) | Ходьба с удержанием рук в одном положении. Ходьба с изменением положения рук. Практические задания по итогам полугодия. Бег с изменением темпа. Подлезание под препятствие. Ползание на животе. Подлезание под препятствия на животе. Лазание по гимнастической скамейке. Перелезание через препятствия. Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. | Изучение понятий о ходьбе, беге, прыжках и метаниях, правила поведения на уроках легкой атлетики. Формирование понятия о начале ходьбы и бега; ознакомление обучающихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление обучающихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Ходьба. Прыжки. Метание. | Физического воспитания |
Подвижные игры (11 ч.) | Упражнения с малыми мячами. Упражнения с большим мячом. Ползание на четвереньках. Упражнения на формирования координации движений. Игра «Цапля». Спортивно-оздоровительные игры. Катание мяча. Игра «Сбей кеглю». Бег с изменением темпа и направления. Ведение мяча. Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой. Игра «Быстрые санки». Игра «Стоп, хоп, раз». Игра «Болото». Игра-эстафета «Полоса препятствий». Игра «Бросай-ка». Практические задания по итогам года. Игра «Рыбаки и рыбки». Игра «Болото». Игра «Пешеходный переход». Предупреждение травм при физических нагрузках. | Коррекционные игры. Игры с прыжками. Игры с лазанием. Игры с метанием и ловлей мяча. Игры с элементами общеразвивающих упражнений. | Физического воспитания |
Всего: 34 часа |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает:
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий.
спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца.
мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.
Список используемой литературы:
Ростомашвили Л.Н. Адаптивная физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие/ Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.
Календарно-тематический план по предмету « Адаптивная физкультура»
3 класс – 34 часа
№п/п | Дата | Тема урока |
План | Факт |
1 четверть – 9 недель (9 ч) |
Знания о физической культуре |
| 07.09. | | Техника безопасности на уроках физической культуры. Знакомство со спортивным инвентарем. |
| 14.09. | | Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения). |
| 10.09. | | Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища. |
| 21.09. | | Упражнения для расслабления мышц. |
| 28.10. | | Упражнения для развития мышц. |
| 12.10. | | Упражнения на дыхание. |
| 19.10. | | Упражнения с набивными мячами. Упражнения на равновесие. |
| 26.10. | | Лазанье и перелезание. Переноска грузов и передача предметов. |
| 26.10. | | Охрана здоровья. Режим труда и отдыха. Правило гигиены: «Спортивная одежда». |
2 четверть – 7 недель (7 ч) |
| 09.11. | | Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для мышц шеи. |
| 16.11. | | Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для мышц шеи. |
| 23.11. | | Перенос груза по горизонтальной поверхности. Перенос груза при ходьбе с препятствиями. |
| 30.11. | | Перенос груза при ходьбе с изменением темпа. Перенос груза при ходьбе с изменением направления. |
Гимнастика |
| 07.12. | | Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения с малыми обручами. |
| 14.12. | | Переход из положения «лежа» в положение «сидя». Ходьба по гимнастической скамейке с выполнением упражнений для рук. |
| 21.12. | | Ходьба по гимнастической скамейке с грузом в руках. Комплекс упражнений на развитие скорости. Бег с изменением темпа. |
3 четверть – 10 недель (10 ч) |
| 11.01. | | Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у вертикальной плоскости. Комплекс упражнений с гимнастическим мячом Практические задания по итогам полугодия. |
| 18.01. | | Ходьба по гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке с утяжелением. |
Легкая атлетика |
| 25.01. | | Ходьба с удержанием рук в одном положении. Ходьба с изменением положения рук. Практические задания по итогам полугодия. |
| 01.02. | | Бег с изменением темпа. Подлезание под препятствие. |
| 08.02. | | Ползание на животе. Подлезание под препятствия на животе. |
| 15.02. | | Лазание по гимнастической скамейке. Перелезание через препятствия. |
| 22.02. | | Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. |
Подвижные игры |
| 01.03. | | Упражнения с малыми мячами. |
| 15.03. | | Упражнения с большим мячом. |
| 15.03. | | Ползание на четвереньках. Упражнения на формирования координации движений. Игра «Цапля». |
4 четверть - 8 недель (8 ч) |
| 05.04. | | Спортивно-оздоровительные игры. Катание мяча. Игра «Сбей кеглю». |
| 05.04. | | Бег с изменением темпа и направления. Ведение мяча. |
| 12.04. | | Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой. |
| 19.04. | | Игра «Быстрые санки». Игра «Стоп, хоп, раз». |
| 26.04. | | Игра «Болото». Игра-эстафета «Полоса препятствий». |
| 03.05. | | Игра «Бросай-ка». Практические задания по итогам года. |
| 10.05. | | Игра «Рыбаки и рыбки». Игра «Болото». |
| 17.05. | | Игра «Пешеходный переход». Предупреждение травм при физических нагрузках. |
Всего: 34 часов |