Адаптивная физкультура
Основа рабочей программы:
Индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» составлена на основе:
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения (АООП НОО);
Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, Санкт-Петербург, 2011;
Санитарно-гигиенических требований СанПина 22.4.2.1178-02;
Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 861 «Об учреждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6).
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает разделы: «Коррекционные подвижные игры», «Физическая подготовка», «Туризм».
Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения. Программный материал раздела «Туризм» предусматривает овладение различными туристическими навыками.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения.
Темы уроков по предмету «Адаптивная физкультура» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Музыка и движение», «Математические представления», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Адаптивная физкультура» направлено на достижение следующих задач в 2017-2018 учебном году:
укреплять и сохранять здоровье;
профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний;
учить взаимодействовать с мячом: взять его, бросить, поймать катящийся мяч;
развивать эмоциональную отзывчивость на занятия адаптивной физической культурой;
развивать двигательную активную лопаток, кистей рук, пальцев рук;
развивать координацию движений рук.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1,2 | Диагностика. | 2 | | |
3 | Сжимаем-разжимаем кулачок. | 1 | Комбинированный | Работа с пальцами рук. Ученик сжимает и разжимает кулачок с помощью учителя, пробует сжать-разжать кулачок самостоятельно. Слушание потешек, детских песенок. Пальчиковая гимнастика. Прокатываем по рукам массажные мячики. |
4 | Комплекс упражнений для кисти и пальцев рук. | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек, выполнение действий под музыку. Пальчиковая гимнастика. Ученик при помощи учителя совершает вращательные движения кисти. Прокатываем по рукам массажные мячики. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
5 | Упражнения на координацию движений рук. | 1 | Комбинированный | Определение правой и левой руки, правой и левой части тела, правой и левой стороны. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам поднимать поочередно правую и левую руку. Выполнение действия по словесной инструкции. Слушание детских песенок. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
6 | Комплекс упражнений для кисти и пальцев рук. | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек, выполнение действий под музыку. Пальчиковая гимнастика. Ученик при помощи учителя совершает вращательные движения кисти. Прокатываем по рукам массажные мячики. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
7 | Упражнения на координацию движений рук. | 1 | Комбинированный | Определение правой и левой руки, правой и левой части тела, правой и левой стороны. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам поднимать поочередно правую и левую руку. Выполнение действия по словесной инструкции. Слушание детских песенок. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Катание мяча двумя руками от себя к педагогу, от педагога к ученику. | 1 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук мяч. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам прокатить мяч по столу вперед-назад. Прокатываем по рукам массажные мячики. Слушание детских песенок. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
2 | Пальчиковая гимнастика. | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек, выполнение действий под музыку. Прокатываем по рукам массажные мячики. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
3 | Катание мяча двумя руками от себя к педагогу, от педагога к ученику. | 1 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук мяч. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам прокатить мяч по столу вперед-назад. Прокатываем по рукам массажные мячики. Слушание детских песенок. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
4 | Захват мяча в ладони. | 1 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук мяч. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам захватить мяч двумя руками и поднять руки с мячом на уровне груди. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
5 | Упражнения для кисти и пальцев рук. | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек, выполнение действий под музыку. Прокатываем по рукам массажные мячики. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
6 | Захват мяча в ладони. | 1 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук мяч. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам захватить мяч двумя руками и поднять руки с мячом на уровне груди. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
7 | Упражнения для кисти и пальцев рук. | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек, выполнение действий под музыку. Прокатываем по рукам массажные мячики. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Бросание мяча. | 1 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук мяч. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам бросить мяч двумя руками. Слушание детских песен. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
2 | Упражнения на увеличение подвижности в лопатках. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя поднимает и опускает прямые руки. Пальчиковая гимнастика. Прокатываем по рукам массажные мячики. Слушание детских песенок. |
3 | Упражнения на сгибание-разгибание руки в локтевом суставе. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя поднимает сгибает и разгибает в локтевом суставе. Пальчиковая гимнастика. Прокатываем по рукам массажные мячики. Слушание детских песенок. |
4 | Бросание мяча. | 1 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук мяч. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам бросить мяч двумя руками. Слушание детских песен. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
5 | Упражнения на увеличение подвижности в лопатках. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя поднимает и опускает прямые руки. Пальчиковая гимнастика. Прокатываем по рукам массажные мячики. Слушание детских песенок. |
6 | Упражнения на сгибание-разгибание руки в локтевом суставе. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя поднимает сгибает и разгибает в локтевом суставе. Пальчиковая гимнастика. Прокатываем по рукам массажные мячики. Слушание детских песенок. |
7,8 | Комплекс упражнений для кисти и пальцев рук. | 2 | Комбинированный | Прослушивание потешек, выполнение действий под музыку. Пальчиковая гимнастика. Ученик при помощи учителя совершает вращательные движения кисти. Прокатываем по рукам массажные мячики. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
9,10 | Резервный урок. | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Ловля мяча. | 1 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук мяч. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам поймать катящийся по столу мяч. Слушание детских песен. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
2 | Упражнения на увеличение подвижности в лопатках. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя поднимает и опускает прямые руки. Пальчиковая гимнастика. Прокатываем по рукам массажные мячики. Слушание детских песенок. |
3 | Катание мяча одной рукой вправо-влево. | 1 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук мяч. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам прокатить мяч одной рукой вправо-влево. Слушание детских песен. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
4 | Упражнения на сгибание-разгибание руки в локтевом суставе. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя поднимает сгибает и разгибает в локтевом суставе. Пальчиковая гимнастика. Прокатываем по рукам массажные мячики. Слушание детских песенок. |
5 | Катание мяча одной рукой вправо-влево. | 1 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук мяч. Ученик сначала с помощью учителя, а потом пробует сам прокатить мяч одной рукой вправо-влево. Слушание детских песен. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
6 | Игры с мячом. | 1 | Обобщающий | Ученик совместно с учителем пробует играть в мяч – бросать, ловить, катать. Слушание детских песен. Выполнение общеукрепляющих физических упражнений. |
7,8 | Резервный урок. | 1 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.