СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ 5 КЛАССА

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ 5 КЛАССА»



Министерство Просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет Администрации Новичихинского района по образованию

Лобанихинский филиал МКОУ «Поломошенская СОШ»



 

«РАССМОТРЕНО»


На заседании МО

учителей гуманитарного цикла
Руководитель МО
______________ Кодякова Ю.C.
Протокол № 1 от
 «29» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»


Директор______/Фонакова Т.Н.
Приказ № 7

от «29» августа 2023 г.







Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

основы социальной жизни СОЦИАЛЬНО-БТЕНТИРО

ДЛЯ 5 КЛАССА












Составитель: Вопилова Кристина Николаевна















Лобаниха 2023


оценки ЗУН учащихся

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОСЖ составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.;

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;

- Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;

- Учебными планами Лобанихинского филиала МКОУ «Поломошенской СОШ» на 2023-2024 учебный год.

Цель программы «Основы социальной жизни» - формирование знаний, умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном социуме.

Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:

  • расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

  • формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

  • ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

  • практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

  • усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и использованием деловых бумаг);

  • развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.

  • Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих класса.

  • На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.

  • В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:

  • - объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);

  • - репродуктивные (работа по образцам);

  • - частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);

  • - предметно – практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);

  • - система специальных коррекционно – развивающих методов;

  • - методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

  • - методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);

  • - методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

  • Так же на уроках «Основы социальной жизни» используются следующие приёмы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио и видео материалы. Использование перечисленных приемов и средств обучения способствует наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показанию его практической значимости в глазах обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально – этические нормы поведения.

В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы социальной жизни» с такими предметами как: «Русский язык», «Чтение», «Математика», «География», «Технологии», «Естествознание». Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).

Место предмета в учебном плане

  • Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» разработана в соответствии с АООП (1 вариант) и учебным планом Лобанихинского филиала МКОУ «Поломошенская СОШ», в 5 классе рассчитана на 34 учебных недель (68 часов, по 2 часа в неделю).



Содержание учебного предмета

Содержание предмета, практические работы

по социально-бытовой

Введение

Вводное занятие. Кабинет основ социальной жизни и его оборудование. Название учебного курса; цель нового учебного предмета, его назначение; инструкции по технике безопасноости при нахождении в кабинете, правила обучающихся школы.

Практические работы:

- Беседа.


Личная гигиена и здоровье

Личная гигиена и её значение для человека. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни человека. Правила бережного отношения к зрению. Влияние курения, алкоголя на здоровье.

Практические работы:

- Мытьё рук, лица, шеи, ног, расчёсывание волос. Стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем.

- Чистка зубов, мытье ушей.

- Стирка носового платка, трусиков, носков.

- Установка настольной лампы на рабочем месте.


Одежда и обувь

Значение одежды, головных уборов и обуви для человека. Виды одежды. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

Практические работы:

- Сушка и чистка одежды и обуви.


Питание

Значение питания в жизни людей. Разнообразие продуктов в рационе питания человека. Место и оборудование для приготовления пищи. Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением. Сервировка стола.

Практические работы:

- Чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов.

- Нарезка хлеба, сырых и вареных овощей.

- Приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки на кефире, напитка из варенья.

- Заваривание чая.

- Мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.

- Сервировка стола с учетом различных меню.


Семья

Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся.

Практические работы:

- Составление родового древа (беседа с родителями).


Культура поведения

Значение осанки и формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам. Правила поведения за столом.

Практические работы:

- Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.

- Ролевая игра, ситуативные диалоги- при встрече, расставании.

- Ролевая игра «Чаепитие в классе».

- Ролевая игра «Запишите меня в библиотеку».

- Ролевая игра « Здравствуй, театр».


Жилище

Виды жилых помещений. Организация рабочего места школьника. Варианты квартир и подсобных помещений и виды отопления. Почтовый адрес дома, школы- интерната.

Практические работы:

- Организация рабочего места школьника.

- Вытирание пыли в классе.

- Подметания пола в классе.

- Заполнение почтового адреса на открытке, почтовом конверте.


Транспорт

Виды транспортных средств. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Практические работы:

- Коллективные поездки в транспорте. Составление маршрута от дома до школы. Рассчитать стоимость проезда от дома до школы и обратно. Определить сумму денег, необходимую им на проезд в течение недели, месяца.

- Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на дороге.


Торговля

Виды торговых предприятий и их значение для людей. Продуктовые магазины и их отделы. Специализированные продуктовые магазины. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Виды товаров, их хранение. Срок годности и стоимость товара.

Практические работы:

- Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимостью за определенное количество массы.

- Приобретение продукта (например, соли, булочки), проверка чека и сдачи.

- Определение срока годности (на примере молочных продуктов).

- Ролевая игра «В магазине».


Программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.

Программа «Основы социальной жизни» ориентирована на:

- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.

Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально-бытовые компетентности:

1. «Введение» - представление о предмете основ социальной жизни, назначение кабинета, правилах поведения в кабинете.

2. «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.

3. «Культура поведения» - знание основных навыков культурного поведения за столом, в процессе общения со старшими и сверстниками, а также в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.

4. «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральные машины).

5. «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование соответствующих электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).

6. «Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания человека; основных видов продуктов питания, правила и порядок приготовления пищи.

7. «Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание правил пользования общественным и междугородним транспортом.

8. «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха членов семьи.

9. «Торговля» - умение пользоваться основными видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров.

Планируемые образовательные результаты



  1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти при проведении экскурсий

2. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:

- развитие слухового восприятия через объяснение нового материала и регулярного повторения изученного

- развитие механической и слуховой памяти через беседы при изучении новой темы

3. Развитие импрессивной речи:

- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;

- развитие умения выполнять определенные задания к упражнениям в устной форме и при разборе домашнего задания;

4. Формирование экспрессивной речи:

- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;

- опора на контекст упражнений;

- подбор синонимов, антонимов;

- подбор родственных слов;

- обогащение словаря прилагательными;

- работа над предложением;

- развитие коммуникативной функции речи;

5. Коррекция мышления.

- совершенствовать навыки и умения делать выводы и умозаключения в конце урока

- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;

- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);

6. Коррекция познавательной деятельности:

- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:

- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;

- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;

- использование ИКТ;

- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, сказок и т.д.

7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся через выполнение практических работ

- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;

- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников в конце урока.


процесЛичностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами.

Личностные результаты

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

4. Овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

5. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

6. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

9. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

10. Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

12. Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Предметные результаты

- знание и соблюдение правил личной гигиены;

- соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;

- соблюдение правил поведения в общественных местах;

- соблюдение правил техники безопасности;

- соблюдение правил дорожного движения;

- знание видов и назначения одежды и обуви;

- знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;

- знание и соблюдение правил поведения в магазине;

- знание назначения посуды и столовых приборов;

- сервировка стола.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Планирование коррекционной работы

по предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе


Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе:

Минимальный уровень:

- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;

- приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;

- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;

- знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;

- первоначальные представления о статьях семейного бюджета;

- представления о различных видах средств связи;

- знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения.

Достаточный уровень:

- знание способов хранения переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;

- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;

- некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

- навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

- пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;

- знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;

- составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения;

- формирование ценности здорового образа жизни;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.


Базовые учебные действия

Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:

Личностные учебные действия

1. Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

2. Уметь осмысливать социальное окружение, своё место в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3. Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения как собственные, так и своих одноклассников;

4. Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в школе, дома;

5. Проявлять положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

6. Проявлять уважительное и бережное отношение к людям различных профессий и результатам их деятельности;

7. Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность;

8. Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель− класс);

2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

3. Обращаться за помощью и принимать помощь;

4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

6. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

7. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

1. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения;

2. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

3. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

5. Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

6. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

7. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность;

8. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, простейших причинно – следственных связей) на наглядном доступном вербальном материале;

3. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

4. Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные знания;

5. Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами окружающей действительности.















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Введение

1

0

0


2

Личная гигиена и здоровье

11

0

0


3

Одежда и обувь

6

0

0


4

Питание

14

0

0


5

Семья

2

0

0


6

Культура поведения

9

0

0


7

Жилище

10

0

0


8

Транспорт

7

0

0


9

Торговля

8

0

0


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68




, интернет услуга и т.д.

«Предприятия, организации, учреждения» - знание структур образовательных учреждений, местных промышленных предприятий, городской и сельской администрации.

«Природоведение», «Биология».


Охрана здоровья Средства связи
















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы



Всего


Контрольные работы


Практические работы



Введение 1ч


1

Вводное занятие.

1

0

0


https://resh.edu.ru/subject/9/



Личная гигиена и здоровье 11ч


2

Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека.

1

0

0




3

Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета.


1

0

0




4

Здоровье и красота прически.

1

0

0




5

Правила личной гигиены в течение дня.


1

0

0




6

Предметы и средства личной гигиены.

1

0

0




7

Уход за полостью рта и ушами.


1

0

0




8

Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа.

1

0

0




9

Содержание в чистоте и порядке личных вещей: полотенце, трусики, носки.

1

0

0




10

Гигиена зрения.

Значение зрения в жизни человека.

1

0

0




11

Правила бережного отношения к зрению при письме, чтении, просмотре телепередач.

1

0

0




12

Влияние курения, алкоголя на здоровье детского организма. Воспитание силы воли.

1

0

0




Одежда и обувь 6ч



1

0

0

13


Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека.

1

0

0




14

Виды одежды.

1

0

0




15


Головные уборы и их назначение.

1

0

0




16

Виды обуви.

1

0

0




17

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

1

0

0




18

Подготовка сезонной обуви и одежды к хранению.

1

0

0





Питание 14ч


1

0

0

19

Значение питания в жизни и деятельности людей.


1

0

0




20



Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

1

0

0




21



Влияние режима и питания на здоровье детей.


1

0

0




22

Место приготовления пищи и его оборудование.



1

0

0




23






Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки.






1

0

0




24



Приготовление бутербродов и канапе.

1

0

0




25


Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение.


1

0

0




26

Столовая посуда, приборы, назначения.


1

0

0




27


Чайная и кофейная посуда.

1

0

0




28

Правила заваривания чая.

1

0

0




29

Правила и приемы ухода за посудой.

1

0

0




30


Правила и приемы ухода за помещением, где готовят пищу.

1

0

0




31


Сервировка стола.

1

0

0




32


Сервировка стола к завтраку.

1

0

0




Семья 2ч



1

0

0

33






Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).

1

0

0




34

Состав семьи учащихся.

Взаимоотношения между членами семьи.

1

0

0




Культура поведения 9ч


1

0

0

35

Значение осанки.

1

0

0




36

Формы исправления осанки.

1

0

0




37

Формы обращения к старшим и сверстникам.

1

0

0




38

Правила поведения за столом.

1

0

0




39

Правила приёма пищи.


1

0

0




40


Поведение в музее.


1

0

0




41




Поведение в библиотеке.


1

0

0




42

Правила поведение в кино.


1

0

0




43

Поведение в театре.


1

0

0





Жилище 10ч


1

0

0

44

Виды жилых помещений в городе и селе.

1

0

0




45

Виды жилья: собственное, государственное.

1

0

0




46

Варианты квартир и подсобных помещений, жилье по конструкции- комнаты отдельные, смежные, по назначению: спальня, гостиная, кухня, ванная и другое.

1

0

0




47

Виды отопления в городе и селе.

1

0

0




48

Организация рабочего места школьника.

1

0

0




49

Правила вытирания пыли.


1

0

0




50

Правила подметания пола.


1

0

0




51

Инвентарь и приспособления для уборки.

1

0

0




52

Гигиенические требования к жилому помещению.

1

0

0




53

Почтовый адрес дома, школы - интерната.

1

0

0




Транспорт 7ч


1

0

0

54

Виды транспортных средств.


1

0

0




55

Маршруты и виды транспорта для проезда в школу-интернат.

1

0

0




56

Виды городского транспорта.


1

0

0




57

Поведение в транспорте.



1

0

0




58

Правила поведение на улице.

1

0

0




59

Правила дорожного движения.

1

0

0




60

Знаки дорожного движения.

1

0

0




Торговля 8 ч



1

0

0

61


Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности животных и людей.

1

0

0




62

Продуктовые магазины.

1

0

0




63

Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.

1

0

0




64

Продуктовые специализированные «Булочная», «Булочная- кондитерская», «Овощи- фрукты» и другие.

1

0

0




65

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживания).

1

0

0




66

Срок годности и стоимость товаров.


1

0

0




67

Виды и хранение товаров фасованных, в разлив и в развес.

1

0

0




68

Правила поведения в магазине.

1

0

0




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ


68

0













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Учебников нет.

Дидактические пособия для учащихся:

- раздаточные индивидуальные карточки;

- занимательный и развивающий материал по предмету;

- материал для коррекции психических процессов: речи, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия;

- занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды;

- перфокарты по трудным темам;

- предметные, сюжетные картины, рисунки и иллюстрации, презентации;

- таблицы, алгоритмы по основным темам;

- В.А. Зырянова, И.А. Хаминова «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5,6,7,8,9 класс - учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология».




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

- Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка в СКО (У) VIII вида М.: «ВЛАДОС» 2003 г.

- В.В.Гладкая «Социально-бытовая подготовка воспитанников С (К) ОУ VIII вида. М.: НЦЭНАС, 2006 г.

- В.В.Воронкова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в С(К)О школе VIIIвида. М.: ВЛАДОС, 2003 г.

- А.П.Анастасова «Жизнь без опасностей» часть 1-2, 3-4.ОБЖ. / М.: Просвещение, 1998 г.

- Г. Картушина «Домоводство» М.: Просвещение, 1970 г.

- «Человек» В.А. Постовская, М.: «Просвещение» 1986г.

- «Трудовое обучение» под редакцией П.Р.Атутова. М.: Просвещение, 1989 г.

- А.В.Коротеев «Первая помощь при несчастных случаях, травмах, внезапных заболеваниях» М.: Просвещение, 1987 г.

- «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, М.: «Просвещение» 1980г.

- «Социально-бытовая ориентировка» 5-9 кл. С.А.Львова, Волгоград: «Учитель» 2012г.

- С.П. Дерябина «Контрольно-измерительные материалы по Социально-Бытовой Ориентировки» 5-9 кл. Волгоград: «Учитель», 2013 г.

- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: методическое пособие /Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. Пособие / О.А. Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Планета, 2012г.

- Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

- Субчева В.П. Социально - бытовая ориентировка. Методическое пособие:5-9 классы.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г.

- Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка 5,6,7,8,9 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

- Л.А. Бабушкина «Социально - бытовая ориентировка» 5 класс. Волгоград: «Учитель», 2015 г.


​‌‌​


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ









Лист внесения изменений


Дата по журналу

уроков

Содержание темы

Основание, № приказа

Контроль


































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!