Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ново-Кинерская школа-интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор
_______/Г.М.Ибрагимова/ ________/И.И.Мухаммадиева/ ___________/Л.Х.Валиев/
Протокол № 1 28 августа 2017 г. Приказ №180 от
25 августа 2017 г. 29 августа 2017 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Школа общения»
для детей с тяжёлыми множественными
нарушениями развития (ТМНР) (7-8 лет)
воспитателя 1 квалификационной категории
Утягановой Флюзы Рафаиловны
на 2017-2018 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
28 августа 2017 г.
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребёнка в социальную среду, усвоения социального опыта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Актуальностью данной программы является то, что в результате ее реализации у обучающихся формируются те ценностные установки духовно – нравственного развития и воспитания, которые предусмотрены в адаптированной основной общеобразовательной программе учреждения и в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
· формирование отношения к семье как к основе российского общества;
· формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
· Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Программа "Школа общения" реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в начальных классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.
Смыслообразующие идеи программы:
наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
-умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
-умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
-осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
-углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро.
Бойся обидеть человека.
Люби и прощай людей.
Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Сюжетно-ролевые игры;
Наблюдение учащихся за изменениями в природе;
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Развивающие игры
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи, регулярная фиксация школьника своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что...». Этот документ, возникающий как реакция на определённые негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть трудности.
Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем,
Ожидаемые результаты:
1.Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Содержание программы:
1.Воспитания умения жить вместе: Учимся жить вместе. Расскажу о себе. Моё поведение. Моё настроение. Школьный этикет. Зачем быть вежливым. Сказка о вежливости. Добро и зло в сказках. Твои поступки и твои родители. Обязанности ученика в школе и дома. Праздник «Новый год». Просмотр мультфильма «Хрюк на елке». Сказка о нашей жизни. Учимся жить вместе (ролевая игра). Праздник 23 февраля. Праздник 8 марта. Правила дружбы, слова приветствия.
2.Воспитание самостоятельности: Как я выгляжу. Кто я. Ты и твоё здоровье. Изготовление праздничной открытки к Новому году. Коллективное изготовление праздничных флажков, цветов.
3.Подвижные игры: Зимние забавы. Разговор о жадности. Подвижная игра «Найди свой домик». Подвижная игра «Мыши и кот». Подвижная игра «Солнышко и дождик». Подвижная игра «Поезд». Подвижная игра «Птички в гнездышках». Подвижная игра «Лохматый пес». Игра «Ниточка и иголочка».
4.Экскурсии: «Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке.
Экскурсия на природу.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения |
план | факт |
1 | Учимся жить вместе. | 06.09.17 | |
2. | Кто я? | 13.09.17 | |
3. | Как я выгляжу. | 20.09.17 | |
4. | Расскажу о себе. | 27.09.17 | |
5. | Моё поведение. | 04.10.17 | |
6. | Моё настроение. | 11.10.17 | |
7. | Школьный этикет. Сюжетно- ролевая игра «Я на уроке». | 18.10.17 | |
8. | Зачем быть вежливым? | 25.10.17 | |
9. | Сказка о вежливости. | 08.11.17 | |
10. | Добро и зло в сказках. | 15.11.17 | |
11. | Твои поступки и твои родители. | 22.11.17 | |
12. | Обязанности ученика в школе и дома. | 29.11.17 | |
13. | Ты и твоё здоровье. | 06.12.17 | |
14. | Зимние забавы. Игры, лепка снежной бабы, катание снежков. | 13.12.17 | |
15. | Изготовление праздничной открытки к Новому году. | 20.12.17 | |
16. | Праздник Новый год. | 10.01.17 | |
17. | Просмотр мультфильма «Хрюк на ёлке». | 17.01.18 | |
18. | Сказка о нашей жизни. | 24.01.18 | |
19. | «Учимся жить вместе»- ролевая игра. | 31.01.18 | |
20. | Разговор о жадности. Сюжетно- ролевые игры. | 07.02.18 | |
21. | Праздник 23февраля. | 14.02.18 | |
22. | Коллективный труд. Наведём порядок в группе. | 21.02.18 | |
23. | Праздник 8 марта. | 28.02.18 | |
24. | Подвижная игра «Солнышко и дождик». | 07.03.18 | |
25. | Подвижная игра «Найди свой домик». | 14.03.18 | |
26. | Подвижная игра «Мыши кот». | 21.03.18 | |
27. | Подвижная игра «Поезд». | 04.04.18 | |
28. | Подвижная игра «Птички в гнёздышках». | 11.04.18 | |
29. | Подвижная игра «Лохматый пёс». | 18.04.18 | |
30. | Коллективное изготовление праздничных флажков, цветов. | 25.04.18 | |
31. | Игра «Ниточка и иголочка». | 02.05.18 | |
32. | Правила дружбы, слова приветствия. | 16.05.18 | |
33. | «Мы юные садоводы»- работа на пришкольном участке. Экскурсия на природу. | 23.05.18 | |
7