Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Поначёвская основная общеобразовательная школа №28
Рассмотрено на заседании Утверждено:
педагогического совета директор МКОУ Поначёвская ООШ №28
протокол № 5 ___________Т.Н.Прокопьева
от «30» 08. 2019 г. Приказ № 65 от «30» 08. 2019 г.
Адаптированная образовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью ( лёгкая степень)
по литературе
9 класс
Срок реализации 1 год
Разработал:
Третьякова Светлана Дмитриевна
Учитель русского языка и литературы
Первая квалификационная категория
с. Поначёво- 2019 г.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.13 года;
Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 классов для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.под ред. Э.В. Якубовской, Н.Г.Галунчиковой.. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Данная программа рассчитана на учащихся 6 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин).
В 9 классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю).
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 9 класса с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Цель:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
Образовательные задачи:
1.Создавать условия для оптимального уровня овладения учащимися учебной программы по русскому языку в соответствии с их способностями и возможностями.
2.Обеспечивать учащихся достаточным уровнем знаний через планомерное выполнение реализацию разделов учебной программы с учетом её линейно-концентрированной направленности и реализацию требований коррекционно-развивающего обучения.
3. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с проблемами через систематическое изучение их особенностей и расширение учебно-методической и учебно-дидактической базы предметного кабинета.
4. Формировать навыки грамотного письма, умения правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.Контролировать уровень усвоения учебной программы учащимися через текущую проверку знаний, проведение проверочных, контрольных и диагностических работ.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Создавать условия для развития коммуникативных способностей учащихся
с проблемами в развитии, формирования у них ключевых компетенций.
2.Работать над развитием коммуникативных функций речи через обогащение, активизацию словарного запаса воспитанников, развитие способности грамотно оформлять устную и письменную речь, способность запрашивать и самостоятельно выискивать нужную информацию, используя различные источники.
3.Работать над формированием познавательных способностей учеников через развитие психологических функций.
4.Развивать деятельностно-коммуникативные способности учащихся через организацию различных форм работы на уроке.
Воспитательные задачи:
Развивать интерес к изучению предмета через создание на уроках «ситуации успеха» для каждого воспитанника, вне зависимости от его способностей, осуществление различных форм поощрения использование занимательного материала.
2. Воспитывать чувство любви к родному языку, сознательного отношения к языку, как к средству общения, воспитание положительных качеств личности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе.
3.Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей в 6 классе и направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
4.Соблюдать здоровьесберегающие технологии через выполнение санитарно-гигиенических требований к предметному кабинету, учебному процессу, использование средств и приемов, направленных на исключение мышечного и зрительного переутомления.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Части речи. Словари. Схемы.
Виды деловых бумаг
Виды морфем и орфограмм.
Виды предложений.
Учащиеся должны уметь:
1. Принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия темы и основной мысли.
2. Составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану и опорным словам.
3. Использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективно составленного плана.
4. Составлять и писать небольшие сочинения повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, по опорным словам, предложенному плану, после предварительного анализа и языковой обработки.
6. По образцу оформлять все виды деловых бумаг.
Содержание программы
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание темы |
1 | Повторение | 9 | Предложение. Части речи и члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Сложное предложение |
.2 | Звуки и буквы. | 8 | Алфавит. Гласные и согласные буквы. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие и непроизносимые согласные. Ударение и безударные гласные. Разделительный Ь и Ъ . |
3 | Слово | 10 | Корень-обязательная часть слова. Разбор слов по составу, единообразное написание ударных и безударный гласных, звонких и глухих согласных. Правописание приставок. Сложные и сложносокращенные слова. |
4 | Имя существительное. | 10 | Грамматические признаки существительного. Правописание падежных окончаний существительных. Несклоняемые имена существительные. Существительные с шипящей на конце. |
5 | Имя прилагательное | 9 | Роль прилагательного в речи, его грамматические признаки. Согласование существительного с прилагательным. Правописание безударных окончаний прилагательных. |
6 | Личные местоимения. | 10 | Роль местоимения в речи. Склонение местоимений. Местоимения с предлогами. Правописание местоимений. |
7 | Глагол | 22 | Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Глаголы на –тся и –ться. «Не» с глаголами. Изменение глаголов прошедшего времени. Повелительная форма глагола. |
8 | Наречие | 7 | Понятие о наречии. Нарчия, обозначающие место, время и способ действия. Правописание наречий на –О и -А |
9 | Имя числительное | 10 | Понятие об имени числительном |
10 | Части речи. | 8 | Существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное. Значение в речи. |
11 | Предложение | 23 | Простое, распространенное с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и без союзов. Составление предложений, знак препинания. Прямая речь |
12 | Связная речь | 8 | Изложение, сочинение. Деловое письмо |
13 | Повторение за год | 8 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть 35 часов |
1 | Повторение. Простое предложение | 1 | 03.09. | |
2-3 | Предложение. Части речи и члены предложения | 2 | 4,5.09 | |
4 | Однородные члены предложения | 1 | 7.09 | |
5 | Обращение | 1 | 8.09 | |
6 | Сложное предложение | 1 | 9.09 | |
7 | Деловое письмо. «Письмо другу» | 1 | 10.09 | |
8-9 | Входная контрольная работа | 2 | 14,15.09 | |
10 | Алфавит. Гласные согласные. | 1 | 16.09 | |
11 | Твердые и мягкие согласные | 1 | 17.09 | |
12 | Звонкие и глухие, непроизносимые согласные | 1 | 21.09 | |
13-14 | Ударные и безударные гласные | 2 | 22,23.09 | |
15 | Деловое письмо. Объявление | 1 | 24.09 | |
16 | Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы» | 1 | 28.09 | |
17 | Самостоятельная работа по теме : «Звуки и буквы» | 1 | 29.09 | |
18 | Корень-обязательная часть слова | 1 | 30.09 | |
19-20 | Написание безударных гласных в корне | 2 | 1,5.10 | |
21 | Глухие и звонкие согласные в корне | 1 | 6.10 | |
22-23 | Правописание приставок. Разбор слова по составу. | 2 | 7,8.10 | |
24 | Сложные слова | 1 | 12.10 | |
25 | Сложносокращенные слова | 1 | 13.10 | |
26 | Деловое письмо . Расписка | 1 | 14.10 | |
27 | Самостоятельная работа по теме «Состав слова». | 1 | 15 .10 | |
28 | Имя существительное как часть речи. Значение предметности | 1 | 19.10 | |
29 | Грамматические признаки существительного | 1 | 20.10 | |
30 | Три склонения имени существительного | 1 | 21.10 | |
31 | Правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе | 1 | 22. 10 | |
32 | Существительные с шипящей на конце | 1 | 26. 10 | |
33 | Несклоняемые имена существительные | 1 | 27.10 | |
34-35 | Контрольная работа по теме «Имя существительное». Работа над ошибками | 2 | 28.29.10 | . |
2 четверть 27часов |
1 | Имя прилагательное, как часть речи, его грамматические признаки | 1 | 9.11 | |
2 | Согласование существительного с прилагательным | 1 | 10.11 | |
3-4 | Правописание безударных окончаний прилагательных | 2 | 11,12.11 | |
5 | Сочинение-описание | 1 | 16.11 | |
6 | Деловое письмо. Объяснительная | 1 | 17.11 | |
7-8 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками | 2 | 18, 19.11 | |
9 | Личные местоимения. Значение в речи. | 1 | 23.11 | |
10 | Лицо и число личных местоимений | 1 | 24.11 | |
11-12 | Склонение личных местоимений | 2 | 25,26.11 | |
13 | Личные местоимения с предлогами. | 1 | 1.12 | |
14-15 | Правописание местоимений. Разбор местоимений по схеме | 2 | 2,3.12 | |
16 | Сочинение по иллюстрации | 1 | 7.12 | |
17 | Деловое письмо. | 1 | 8.12 | |
18 | Самостоятельная работа по теме «Личные местоимения» | 1 | 9. 12 | |
19 | Глагол, как часть речи. Различие глаголов по значению | 1 | 10.12 | |
20-21 | Грамматические признаки глагола | 2 | 14,15.12 | |
22 | Правописание НЕ с глаголами | 1 | 16.12 | |
23 | Спряжение глаголов | 1 | 17.12 | |
24-25 | Окончание глаголов 1 и 2 спряжения | 2 | 21,22.12 | |
26-27 | Контрольная работа по теме «Спряжения глагола». Работа над ошибкамипо теме: «Спряжения глагола» | 2 | 23,24.12. | |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
З четверть 37 часов. |
1 | Признаки глагола (Повторение) | 1 | 11.01 | |
2 | Неопределенная форма глагола | 1 | 12.01 | |
3-4 | Спряжение глаголов.Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения | 2 | 13,14.01 | |
5-6 | Правописание глаголов с -тся и -ться | 2 | 18,19.01 | |
7-8 | Глаголы повелительной формы | 2 | 20,21.01 | |
9-10 | Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам | 2 | 25,26.01 | |
11 | Деловое письмо. Анкета | 1 | 27.01 | |
12-13 | Контрольная работа по теме «Глагол». Работа над ошибками по теме: «Глагол» | 2 | 28.01, 1.02 | |
14 | Понятие о наречии. | 1 | 2.02 | |
15-16 | Наречия, обозначающие место, время и способ действия | 2 | 3,4.02 | |
17-18 | Правописание наречий с О и А на конце | 2 | 8, 9.02. | |
19 | Сочетание наречий с глаголами | 1 | 10.02 | |
20 | Самостоятельная работа по теме «Наречие» | 1 | 11.02 | |
21 | Понятие числительном | 1 | 15.02 | |
22 | Числительные количественные и порядковые | 1 | 16.02 | |
23-25 | Правописание количественных и порядковых числительных | 3 | 17,18,22.02 | |
26 | Деловое письмо. Доверенность | 1 | 24.02 | |
27 | Правописание количественных и порядковых числительных(повторение) | 1 | 25.02 | |
28-29 | Контрольная работа по теме «Числительное». Работа над ошибками по теме «Числительное» | 2 | 29.02 1.03 | |
30 | Грамматические признаки частей речи | 1 | 2.03 | |
31-32 | Образование прилагательных, числительных, глаголов, существительных , наречий. | 2 | 3.9.03 | |
33-34 | Разбор частей речи по схемам | 2 | 10,14.03 | |
35-36 | Контрольная работа по теме «Части речи.» Работа над ошибками по теме «Части речи» | 2 | 15,16.03 | |
37 | Изложение | 1 | 17.03.15 | |
4 четверть 34часа |
1 | Простое предложение | 1 | 28.03 | |
2 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 29.03 | |
3-4 | Однородные члены предложения | 2 | 30,31.03 | |
5 | Сочинение по картине «Грачи прилетели» | 1 | 4.04 | |
6-8 | Обращение. Знаки препинания при обращении | 3 | 5,6, 7.04 | |
9-10 | Контрольная работа по теме «Простое предложение». Работа над ошибками | 2 | 11.12.04 | |
11-12 | Сложное предложение без союзов | 2 | 13,14.04 | |
13-14 | Сложное предложение с союзами | 2 | 18,19.04 | |
15-17 | Знаки препинания в простых и сложных предложениях | 3 | 20,21,25.04 | |
18 | Изложение по плану | 1 | 26.04 | |
19-21 | Сложные предложения со словами который, когда, чтобы | 3 | 27,28.04 3.05 | |
22-23 | Промежуточная аттестация Работа над ошибками . | 2 | 4,5.05 | |
24-26 | Гласные и согласные в корне слова | 3 | 10,11,12.05 | |
27 -29 | Правописание Ь и Ъ знаков | 3 | 16,17,18.05 | |
30-32 | Предложения с прямой речью | 3 | 19,23, 26.05 | |
33-34 | Сложные предложения. | 2 | 29.05 31. 05 | |
|
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1 по теме : «Предложение»
Жатва.
Солнце еще греет, а ночью уже прохладой веет. В лесу еще поет птичий хор, но голосов в нем поубавилось. Осень в лесу свои порядки заводит. Желтит она листья деревьев, румянит рябину. Жиль, что люди не видят этой красоты. Торопятся они на поля , где урожай поспел. Гудят комбайны, и течет зерно в грузовики.
А в старину машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали. Люди заботились, чтобы новый урожай был не хуже старого.
Тяжела уборочная страда, но звучат на полях песни.
Задания:
Торопятся они на поля, где урожай поспел – разобрать по членам предложения.
Порядки –звукобуквенный анализ
Контрольная работа №2 по теме : «Имя существительное»
Флейта и ветер
В парке музыкант играл на флейте. Чудесная мелодия была слышна птицам, деревьям и цветам. Даже ветер прилег под кустиком послушать пение флейты. Много было в этом звуке и радости, и грусти. Напевала флейта о солнце, о жаворонке, о ласковом свете любимых глаз.
Смолкла песня. Музыкант ушел, а флейту оставил. Ветер подлетел к флейте и подул в нее. Загудела флейта, как осенняя непогода. Ветер снова подул, но флейта только гудела.
Удивился ветер. Почему флейта не слушается, почему не играет?
Задания
Грамматический разбор существительных о солнце, глаз
Контрольная работа №3 по теме : «Имя прилагательное»
Кикимора
Все видели ворону. Все узнают ее по оперенью и крючковатым хищным когтям. По ленивому полету, по гордому виду - вроде важная птица. А на самом деле разбойница !
Одна ворона отличалась дерзкими проделками и я прозвал ее Кикиморой. Сядет она на дерево рядом с рыболовом и дежурит.
Однажды ловил я рыбу. Кончилась у меня наживка. Пошел подкопать червей. Подхожу опять к реке, а навстречу летит Кикимора черной головешкой. В длинном клюве блестит моя самая жирная рыба.
Задания.
Во втором предложении сделать грамматический разбор имен прилагательных
Контрольная работа №4 по теме : «Спряжения глагола»
Земля.
Человек появляется на свет на земле. Тут он растет, познает мир и жизнь. Так рождается чувство ответственности перед землей, которая дала ему все. И в землю человек уходит после смерти.
В легендах всех народов герой припадает к родной земле, чтобы набраться сил. Землей человек клянется, с горстью родной земли отправляется в дальние страны. За землю солдат умирает, но не отдает ее врагам.
Из любви к маленькому клочку земли рождается сыновнее чувство к Отчизне.
Задания
За землю солдат умирает, но не отдает ее врагам-грамматический разбор предложения.
Легендах - звукобуквенный анализ
Контрольная работа №6 по теме : «Числительное»
Герб Минусинска.
В 1822 году Минусинск стал городом и более 20 лет не имел своего герба. Лишь в ноябре 1854 года русскому императору Николаю I был предложен на рассмотрение герб Минусинска - щит, украшенный золотой городской короной и разделённый на две части. В верхней части находился герб Енисейской губернии, в состав которой входил Минусинский округ. На красном поле золотой лев с лопатой и серпом. В нижней части герба на лазоревом фоне изображён бегущий конь – символ простора и приволья Минусинских степей.
Задание:
Найти и подчеркнуть в тексте все числительные, определить их разряд.
Контрольная работа №7 по теме : «Части речи»
На лесной полянке.
Тихо и пусто на лесной полянке зимой. Кажется, зимой здесь никто не живёт. Но это только кажется.
Возле куста торчит старый трухлявый пень. Это настоящий теремок. Немало в нём зимних уютных квартир для разных лесных обитателей. Под корой спрятались мелкие букашки. В норе между корней улеглась проворная ящерица. На самом краю полянки под опавшими листьями и снегом спят лягушки. Неподалёку под кучей хвороста заснул ёжик. Иногда выскочит на полянку белый пушистый заяц. Изредка пролетит над поляной стайка синиц. Жизнь продолжается!
(80 слов)
Грамматическое задание:
1 Найти в тексте и подчеркнуть все наречия.
2Полянки-грамматический разбор
3На самом краю полянки под опавшими листьями и снегом спят лягушки.-разбор предложения.
Контрольная работа №9 по теме : «Простое предложение»
Д.М.Карбышев.
Выше всего в жизни Карбышев ставил верность Родине и долгу.
Великая Отечественная война застала генерала на границе. Ему предлагали вернуться в Москву, но он отвечал: «Я солдат и не могу бросить фронт». При переправе через Днепр его раненного взяли в плен. Фашисты хотели склонить Карбышева к сотрудничеству, предлагали деньги. Но Дмитрий Михайлович отвечал: «Я Родиной не торгую».
Три года в лагерях он боролся против врагов. История сохранила для нас последние слова героя: «Думайте о Родине, товарищи, и мужество вас не покинет».
Задания
Три года в лагерях боролся он против врагов-грамматический разбор предложения
Найти предложение с однородными членами
Сотрудничество - звукобуквенный анализ
Контрольная работа №10 итоговая по теме : «Части речи»
Кому что удивительно.
Таньку ничем не удивишь. Она всегда говорит: «Ничего удивительного».
Никто не мог перепрыгнуть через огромную лужу, а я перепрыгнул. Все удивились, кроме Таньки. Сначала я очень старался ее удивить. Чего я только не делал. Она не удивляется. Мама даже испугалась, думала, что мне нездоровится.
Однажды я сел на лавочку и стал читать книжку о водолазах. Так увлекся. Страниц семьдесят прочитал. Я даже не видел Таньку. Она говорит: «Удивительно ! Вот не подумала бы. Он читает!»
Задания
1 Выполнить звукобуквенный анализ –нездоровится
2 Грамматический разбор предложения- Однажды я сел на лавочку и стал читать книжку и водолазах.