МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов .____________ Протокол № от « » | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ Протокол № от « » | УТВЕРЖДЕНО Директор _______ Приказ № от « » |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2)
Предмет: математика
Начальное общее образование: 1 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Фурс Е.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра ГБОУ ЛРН «Беловодский лицей «Лидер», учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС ГБОУ ЛРН «Беловодский лицей «Лидер» (Вариант 8.2.) и календарным учебным графиком ГБОУ ЛРН «Беловодский лицей «Лидер», с использованием Комплекта примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам, адресованного обучающимся с расстройствами аутистического спектра. Программа направлена на достижение планируемых результатов и реализацию программы формирования УУД.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС (вариант 8.2)
Развитие связей аутичного ребенка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми. Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребенка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребенка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлеченных областях знания - выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребенку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.
Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период начального школьного
обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:
в значительной части случаев (особенно в случаях, если ребенок не проходил подготовку к школе в группе детей в период дошкольного детства) в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе; посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением; по мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
в начале обучения, при выявленной необходимости (в особенности, если такая работа не велась до школы), наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников; - в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учет специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке
средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене (он лучше чувствует себя в контактах со взрослыми, чем со сверстниками, и в структурированной ситуации урока лучше, чем, в более свободной на перемене. Контакты со сверстниками сложнее для него, чем контакты с более старшими или младшими детьми), в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
для социального развития ребенка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Общая характеристика учебного предмета математика
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Коррекционная направленность уроков математики
Изучение учебного материала по математике имеет большое значение в общей системе коррекционно-развивающей работы. В ходе обучения математике совершенствуются возможности произвольной концентрации внимания, расширяется объем оперативной памяти, формируются элементы логического мышления, улучшаются навыки установления причинно- следственных связей и разнообразных отношений между величинами. Развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков оперативной и долговременной памяти. Требования пояснять ход своих рассуждений способствуют формированию умений математического доказательства. Усвоение приемов решения задач является универсальным методом развития мышления. Выделение обобщенных способов решений примеров и задач определенного типа ведет к появлению возможностей рефлексии. Математика как учебный предмет максимально насыщена знаково-символическими средствами, активизирующими отвлеченное мышление.
При усвоении программного материала по учебному предмету «Математика» обучающиеся овладевают определенными способами деятельности: учатся ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, контролировать правильность выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку, что способствует совершенствованию произвольной регуляции деятельности. Содержание материала первого класса позволяет ввести в курс большое количество заданий «предметного» характера, предполагающих использование практических действий для их решения. Педагогу рекомендуется соблюдать принцип пошаговости при объяснении нового материала, которое обеспечивается уже указанной выше этапностью формирования действий, большим объемом наглядности, активизацией разных каналов восприятия (слухового,
зрительного, тактильно-кинестетического).
Происходит постепенное усложнение заданий. Первые решаются в наглядно- практическом плане, далее предлагаются задания, решаемые с помощью действий образного мышления.
При обучении детей с РАС важно взаимодействие специалистов. Осуществление взаимосвязи учителя с психологом позволит учитывать рекомендации последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию учебных действий, а также произвольной регуляции деятельности.
Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей является необходимым условием для достижения планируемых результатов образования и формирования сферы жизненной компетенции.
Содержание программы по математике предусматривает интенсивную целенаправленную работу над усвоением учащимися специальных математических понятий и речевых формулировок условий задачи, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, симультанных и сукцесивных процессов, что отражает специфику обучения математике детей с РАС.
Особенности реализации
Образовательный процесс по математике организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок - презентация - место для предъявления учащимися результатов самостоятельной
работы;
урок-диагностика - место для проведения проверочной или диагностической работы;
урок-проектирование - место для решения проектных задач;
учебное занятие (практики) - место для индивидуальной работы учащихся над имеющимися затруднениями;
групповая консультация - место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу.
самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
-задания по коррекции знаний и умение после проведенных диагностических и проверочных работ;
-задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих навыков на трех уровнях (фронтальном, рефлексивном, ресурсном);
-творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (задания выбираются и выполняются по желанию).
Место предмета «Математика» в учебном плане
Согласно учебному плану ГБОУ ЛРН «Беловодский лицей «Лидер» предмет
«Математика» представлен в предметной области «Математика и информатика» обязательной части учебного плана.
В соответствии с годовым календарным графиком в 1 классе - 33 учебные недели.
На изучение предмета «Математика» отводится в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю).
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс
Математика. 1 класс, 1 доп. класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова - М.: Просвещение
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
1 класс
Личностные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету
«Математика» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
формировании развитие навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах);
развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников).
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладением арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций)
Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету
«Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т.п);
сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше - меньше, длиннее - короче и т.п.);
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом);
различать способы и результат действия (складываем или вычитаем);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по следующим направлениям:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющиеся:
умение слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
умение отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющейся:
в понимании роли математических знаний в быту и профессии
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющиеся
в стремлении научиться правильно считать, решать задачи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в ПрАООП как:
формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Основное содержание учебного предмета «Математика»
Изучение предмета «Математика» в 1 классе включает следующие разделы:
Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин (см).
Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Алгоритмы письменного сложения.
Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на...». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, рисунок).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (см).
Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом); фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, геометрических фигур по правилу. Чтение и заполнение таблицы. Создание простейшей информационной модели (схема).
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Математика» 1 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Количественный счёт. Один, два, три… | 1 | | | |
2 | Порядковый счёт. Первый, второй, третий… | 1 | | | |
3 | Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу; установление пространственных отношений. Вверху. Внизу. Слева. Справа | 1 | | | |
4 | Сравнение по количеству: столько же, сколько. Столько же. Больше. Меньше | 1 | | | |
5 | Сравнение по количеству: больше, меньше. Столько же. Больше. Меньше | 1 | | | |
6 | Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер, запись) | 1 | | | |
7 | Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: установление пространственных отношений. Вверху. Внизу, слева. Справа. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
8 | Различение, чтение чисел. Число и цифра 1 | 1 | | | |
9 | Число и количество. Число и цифра 2 | 1 | | | |
10 | Сравнение чисел, упорядочение чисел. Число и цифра 3 | 1 | | | |
11 | Увеличение числа на одну или несколько единиц. Знаки действий | 1 | | | |
12 | Уменьшение числа на одну или несколько единиц. Знаки действий | 1 | | | |
13 | Многоугольники: различение, сравнение, изображение от руки на листе в клетку. Число и цифра 4 | 1 | | | |
14 | Длина. Сравнение по длине: длиннее, короче, одинаковые по длине | 1 | | | |
15 | Состав числа. Запись чисел в заданном порядке. Число и цифра 5 | 1 | | | |
16 | Конструирование целого из частей (чисел, геометрических фигур) | 1 | | | |
17 | Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных) | 1 | | | |
18 | Распознавание геометрических фигур: точка, отрезок и др. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч | 1 | | | |
19 | Изображение геометрических фигур с помощью линейки на листе в клетку | 1 | | | |
20 | Сбор данных об объекте по образцу; выбор объекта по описанию | 1 | | | |
21 | Запись результата сравнения: больше, меньше, столько же (равно). Знаки сравнения | 1 | | | |
22 | Сравнение без измерения: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче | 1 | | | |
23 | Сравнение геометрических фигур: общее, различное. Многоугольник. Круг | 1 | | | |
24 | Расположение, описание расположения геометрических фигур на плоскости. Число и цифра 6 | 1 | | | |
25 | Увеличение, уменьшение числа на одну или несколько единиц. Числа 6 и 7. Цифра 7 | 1 | | | |
26 | Число как результат счета. Состав числа. Числа 8 и 9. Цифра 8 | 1 | | | |
27 | Число как результат измерения. Чиисла 8 и 9. Цифра 9 | 1 | | | |
28 | Число и цифра 0 | 1 | | | |
29 | Число 10 | 1 | | | |
30 | Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда | 1 | | | |
31 | Обобщение. Состав чисел в пределах 10 | 1 | | | |
32 | Единицы длины: сантиметр. Сантиметр | 1 | | | |
33 | Измерение длины отрезка. Сантиметр | 1 | | | |
34 | Чтение рисунка, схемы с 1—2 числовыми данными (значениями данных величин) | 1 | | | |
35 | Измерение длины с помощью линейки. Сантиметр | 1 | | | |
36 | Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов | 1 | | | |
37 | Числа от 1 до 10. Повторение | 1 | | | |
38 | Действие сложения. Компоненты действия, запись равенства. Вычисления вида □ + 1, □ - 1 | 1 | | | |
39 | Сложение в пределах 10. Применение в практических ситуациях. Вычисления вида □ + 1, □ - 1 | 1 | | | |
40 | Запись результата увеличения на несколько единиц. □ + 1 + 1, □ - 1 - 1 | 1 | | | |
41 | Дополнение до 10. Запись действия | 1 | | | |
42 | Текстовая задача: структурные элементы. Дополнение текста до задачи. Задача | 1 | | | |
43 | Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Задача | 1 | | | |
44 | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Модели задач: краткая запись, рисунок, схема | 1 | | | |
45 | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на увеличение числа на несколько единиц | 1 | | | |
46 | Составление задачи по краткой записи, рисунку, схеме | 1 | | | |
47 | Изображение геометрических фигур с помощью линейки на листе в клетку. Изображение ломаной | 1 | | | |
48 | Таблица сложения чисел (в пределах 10) | 1 | | | |
49 | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на нахождение суммы | 1 | | | |
50 | Текстовая сюжетная задача в одно действие. Выбор и объяснение верного решения задачи | 1 | | | |
51 | Обобщение по теме «Решение текстовых задач» | 1 | | | |
52 | Сравнение длин отрезков | 1 | | | |
53 | Сравнение по длине, проверка результата сравнения измерением | 1 | | | |
54 | Группировка объектов по заданному признаку | 1 | | | |
55 | Свойства группы объектов, группировка по самостоятельно установленному свойству | 1 | | | |
56 | Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Внутри. Вне. Между. Перед? За? Между? | 1 | | | |
57 | Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, четырехугольника. Распознавание треугольников на чертеже | 1 | | | |
58 | Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, четырёхугольника. Распределение фигур на группы. Отрезок Ломаная. Треугольник | 1 | | | |
59 | Построение отрезка заданной длины | 1 | | | |
60 | Многоугольники: различение, сравнение, изображение от руки на листе в клетку. Прямоугольник. Квадрат | 1 | | | |
61 | Обобщение по теме «Пространственные отношения и геометрические фигуры» | 1 | | | |
62 | Сравнение двух объектов (чисел, величин, геометрических фигур, задач) | 1 | | | |
63 | Действие вычитания. Компоненты действия, запись равенства | 1 | | | |
64 | Вычитание в пределах 10. Применение в практических ситуациях. Вычитание вида 6 - □, 7 - □ | 1 | | | |
65 | Сложение и вычитание в пределах 10 | 1 | | | |
66 | Запись результата вычитания нескольких единиц. Вычитание вида 8 - □, 9 - □ | 1 | | | |
67 | Выбор и запись арифметического действия в практической ситуации | 1 | | | |
68 | Устное сложение и вычитание в пределах 10. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
69 | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц | 1 | | | |
70 | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на разностное сравнение | 1 | | | |
71 | Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Литр | 1 | | | |
72 | Перестановка слагаемых при сложении чисел | 1 | | | |
73 | Переместительное свойство сложения и его применение для вычислений | 1 | | | |
74 | Извлечение данного из строки, столбца таблицы | 1 | | | |
75 | Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями | 1 | | | |
76 | Обобщение. Сложение и вычитание в пределах 10. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
77 | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | 1 | | | |
78 | Геометрические фигуры: квадрат. Прямоугольник. Квадрат | 1 | | | |
79 | Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат | 1 | | | |
80 | Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос | 1 | | | |
81 | Комментирование хода увеличения, уменьшения числа до заданного; запись действия | 1 | | | |
82 | Компоненты действия сложения. Нахождение неизвестного компонента | 1 | | | |
83 | Решение задач на увеличение, уменьшение длины | 1 | | | |
84 | Увеличение, уменьшение длины отрезка. Построение, запись действия | 1 | | | |
85 | Построение квадрата | 1 | | | |
86 | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | | | |
87 | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого | 1 | | | |
88 | Вычитание как действие, обратное сложению | 1 | | | |
89 | Сравнение без измерения: старше — моложе, тяжелее — легче. Килограмм | 1 | | | |
90 | Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с измерением длины | 1 | | | |
91 | Внесение одного-двух данных в таблицу | 1 | | | |
92 | Компоненты действия вычитания. Нахождение неизвестного компонента | 1 | | | |
93 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. Повторение. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
94 | Задачи на нахождение суммы и остатка. Повторение, что узнали. Чему научились | 1 | | | |
95 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Повторение. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
96 | Числа от 11 до 20. Десятичный принцип записи чисел. Нумерация | 1 | | | |
97 | Порядок следования чисел от 11 до 20. Сравнение и упорядочение чисел | 1 | | | |
98 | Однозначные и двузначные числа | 1 | | | |
99 | Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. Дециметр | 1 | | | |
100 | Измерение длины отрезка в разных единицах (сантиметры, дециметры) | 1 | | | |
101 | Сложение в пределах 20 без перехода через десяток. Вычисления вида 10 + 7. 17 - 7. 17 - 10 | 1 | | | |
102 | Вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Вычисления вида 10 + 7. 17 - 7. 17 - 10 | 1 | | | |
103 | Десяток. Счёт десятками | 1 | | | |
104 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
105 | Составление и чтение числового выражения, содержащего 1-2 действия | 1 | | | |
106 | Обобщение. Числа от 1 до 20: различение, чтение, запись. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
107 | Сложение и вычитание с числом 0 | 1 | | | |
108 | Задачи на разностное сравнение. Повторение | 1 | | | |
109 | Переход через десяток при сложении. Представление на модели и запись действия. Табличное сложение | 1 | | | |
110 | Переход через десяток при вычитании. Представление на модели и запись действия | 1 | | | |
111 | Сложение в пределах 15. Сложение вида □ + 2, □ + 3. Сложение вида □ + 4. Сложение вида □ + 5. Сложение вида □ + 6 | 1 | | | |
112 | Вычитание в пределах 15. Табличное вычитание. Вычитание вида 11 - □. Вычитание вида 12 - □. Вычитание вида 13 - □. Вычитание вида 14 - □. Вычитание вида 15 - □ | 1 | | | |
113 | Сложение и вычитание в пределах 15. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
114 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
115 | Таблица сложения. Применение таблицы для сложения и вычитания чисел в пределах 20 | 1 | | | |
116 | Сложение в пределах 20. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
117 | Вычитание в пределах 20. Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
118 | Сложение и вычитание в пределах 20 с комментированием хода выполнения действия | 1 | | | |
119 | Счёт по 2, по 3, по 5. Сложение одинаковых слагаемых | 1 | | | |
120 | Обобщение. Состав чисел в пределах 20. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
121 | Обобщение. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
122 | Обобщение. Комментирование сложения и вычитания с переходом через десяток. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
123 | Обобщение по теме «Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание». Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
124 | Числа от 11 до 20. Повторение. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
125 | Единица длины: сантиметр, дециметр. Повторение. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
126 | Числа от 1 до 20. Сложение с переходом через десяток. Повторение. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
127 | Числа от 1 до 20. Вычитание с переходом через десяток. Повторение. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
128 | Числа от 1 до 20. Повторение. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
129 | Нахождение неизвестного компонента: действия сложения, вычитания. Повторение. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
130 | Измерение длины отрезка. Повторение. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
131 | Сравнение, группировка, закономерности, высказывания. Повторение. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
132 | Таблицы. Повторение. Что узнали. Чему научились в 1 классе | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 132 | 0 | 0 | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика» в 1 классе
По итогам обучения в первом классе можно определенным образом оценить успешность их
достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.
В конце первого класса обучающийся:
знает все цифры
умеет сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: Сколько? Который?
знает названия и обозначения действий сложения и вычитания;
таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
читает и записывает арифметические действия;
решает простые задачи с помощью сложения и вычитания;
измеряет с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах; строить отрезок заданной длины;
распознает простейшие геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, отрезок.
Называть и обозначать действия сложения и вычитания, владением таблицой сложения чисел в пределах 20 и соответствующих случаев вычитания.
Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20.
Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20.
Записывать и сравнивать числа в пределах 20.
Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок).
Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
Строить отрезок заданной длины;
Вычислять длину ломаной.
Материально-техническое обеспечение
Классная доска
Магнитная доска
Персональный компьютер с принтером
Счетный материал
Тематические схемы и таблицы
Наборы фруктов и овощей
Проектор
Магнитные цифры
Геометрические фигуры
40