МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов .____________ Протокол № от « » | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ Протокол № от « » | УТВЕРЖДЕНО Директор _______ Приказ № от « » |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2)
Предмет: музыка
Начальное общее образование: 1 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Фурс Е.А.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Он способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, коррекции эмоционального неблагополучия, социализации обучающихся с РАС.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; основных положений художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» / Музыка. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. C. Шмагина; с использованием УМК «Школа России», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).
Общей целью изучения предмета «Музыка» является формирование общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к искусству, формирование способности символического (звукового, двигательного) опосредствования своих эмоциональных состояний.
При создании программы учитывались потребности современного российского общества, возрастные и психофизиологические особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Глобальная цель музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию.
Задачи музыкального образования младших школьников с РАС:
воспитание интереса, эмоционального отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
понимания истории, традиций, музыкальной культуры разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящегонакопление багажа первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового или индивидуального исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику с РАС.
Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Кроме основных задач, на уроке музыки реализуются специальные цели, связанные с особенностями детей с расстройствами аутистического спектра, так для большинства из них характерна моторная недостаточность. Учитывая эти особенности, перед учителем встают специфические задачи:
учить детей владеть основными движениями;
учить управлять мышечным тонусом;
учить владеть темпом и устойчивостью при выполнении движений;
координировать связь движений с изменением музыки;
учить отражать движениями характер, динамику, ритм произведений.
В связи с особенностями речевого развития детей, в программу включены упражнения, способствующие коррекции речи. Дети с РАС зачастую имеют трудности звукопроизношения, у них отсутствует слуховое внимание, координация между слухом и голосом, поэтому, обучая их пению, следует учитывать эти специфические особенности. При пении предпочтение следует отдавать песням, текст которых не содержит неправильно произносимых учащимися звуков. Все певческие навыки вырабатываются постепенно.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности:
хоровое и ансамблевое пение;
игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия; уроки-игры; уроки-концерты.
Использование ИКТ на уроках позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность; триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя; «тождество и контраст»; опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра, которая позволяет с учетом особенностей конкретного ребенка выстроить образовательный процесс.
Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры, усложняющиеся по мере их усвоения, позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой. Урок музыки как урок искусства - основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка»
Музыка в начальных классах является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок - экскурсия, уроки-концерты.
1 класс Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Приведенная рабочая программа составлена на 33 часа (по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях). При определении продолжительности занятий в 1 классе используется
«ступенчатый» режим: в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Музыка» может корректироваться в рамках предметной области «Искусство» с учётом психофизических особенностей обучающихся.
Основное содержание с учебного предмета «Музыка»
Музыка в жизни человека
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Опера, балет.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки. Народная и профессиональная музыка.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Музыка является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционального восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
чувство гордости за свою Родину на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразит природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально
- ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
умение пользоваться речью для решения коммуникативных задач, умение использовать альтернативные средства коммуникации;
умение обращаться за помощью, в том числе, с использованием альтернативных средств коммуникации;
готовность и способность вести диалог с другими (с опорой на помощь, подсказку);
умение взаимодействовать с другими людьми, понимание и учет их мнений, знаний и интересов;
умение самостоятельно получать знания, информацию, используя современные технологии;
наличие осознанного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально - эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.);
умение самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение действовать по заданному алгоритму или образцу;
умение оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами;
умение адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
умение выделять и объяснять причинно-следственные связи;
умение активно использовать знаково-символические средства для представления информации, для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;
формирование общего представления и музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Край, в котором ты живёшь | 1 | | | |
2 | Русский фольклор | 1 | | | |
3 | Русские народные музыкальные инструменты | 1 | | | |
4 | Сказки, мифы и легенды | 1 | | | |
5 | Фольклор народов России | 1 | | | |
6 | Народные праздники | 1 | | | |
7 | Композиторы – детям | 1 | | | |
8 | Оркестр | 1 | | | |
9 | Музыкальные инструменты. Флейта | 1 | | | |
10 | Вокальная музыка | 1 | | | |
11 | Инструментальная музыка | 1 | | | |
12 | Русские композиторы-классики | 1 | | | |
13 | Европейские композиторы-классики | 1 | | | |
14 | Музыкальные пейзажи | 1 | | | |
15 | Музыкальные портреты | 1 | | | |
16 | Танцы, игры и веселье | 1 | | | |
17 | Какой же праздник без музыки? | 1 | | | |
18 | Певец своего народа | 1 | | | |
19 | Музыка стран ближнего зарубежья | 1 | | | |
20 | Музыка стран ближнего зарубежья | 1 | | | |
21 | Музыка стран дальнего зарубежья | 1 | | | |
22 | Музыка стран дальнего зарубежья | 1 | | | |
23 | Звучание храма | 1 | | | |
24 | Религиозные праздники | 1 | | | |
25 | [[Музыкальная сказка на сцене, на экране] | 1 | | | |
26 | Театр оперы и балета | 1 | | | |
27 | Балет. Хореография – искусство танца | 1 | | | |
28 | Опера. Главные герои и номера оперного спектакля | 1 | | | |
29 | Современные обработки классики | 1 | | | |
30 | Современные обработки классики | 1 | | | |
31 | Электронные музыкальные инструменты | 1 | | | |
32 | Весь мир звучит | 1 | | | |
33 | Песня | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 0 | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
С учетом особых образовательных потребностей детей с РАС в 1 классе предметные результаты конкретизируются следующим образом:
адекватно ведет себя на уроках;
проявляется позитивное отношение к прослушиванию музыкальных произведений, танцу, пению;
появляется возможность чувствовать настроение, выражаемое музыкальным произведением (по словесному отчету);
отличает песню, танец, марш;
знает названия некоторых музыкальных инструментов;
различает некоторые звучания (голоса, музыкальные инструменты и пр.).
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;
формирование общего представления и музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Материально – техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
Колонки
Демонстрационный экран
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Учебно-практическое оборудование
музыкальные инструменты (в соответствии с возможностями образовательной организации);
технические средства обучения (CD/DVD - прогрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон; мультимедиапроектор (или интерактивная доска);
фонотека с разнообразными записями звуков природы, музыки;
видеотека с записями выступлений различных исполнителей;
слайды с необходимым визуальным сопровождением;
аксессуары для обозначения ролей, исполняемых обучающимися