Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Корнево»,
Багратионовского района, Калининградской области
238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326
e-mail: kornevoschool@yandex.ru
Рассмотрено на Методическом совете протокол №___ «___»_________2018г. | Согласовано на Зам. директора по УВР протокол №___ «__»__________2018г. | Утверждена Директор школы: _________В.А.Дворянов «___»_____________ 2018г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математика 5 класс»,
Класс: 5
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации: 2018-2019уч.г.
Количество часов по учебному плану:
всего – 210ч/год; 6ч/неделю
Планирование составлено на основе:
АООП МБОУ «СОШ п. Корнево» для обучающихся с ОУ (интеллектуальными отклонениями). Приказа МО РФ от 10.04.2002г., №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Учебник. М.Н.Перова и др.. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 год. Допущено Министерством образования и науки Российской федерации.
Рабочую программу составила: Панкратьева У.Ю.
учитель математики, I КК
2018г
Адаптированная рабочая программа по математике, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Математика является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
Дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
Воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость. Трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца.
Развивать речь обучающихся, обогащать ее математической терминологией.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Учащиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 10000, об основных единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
В настоящей программе предусмотрены рекомендации для обучающихся 5-9 классов с УО специальной (коррекционной) школы по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математических знаний и умений.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике. Который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Некоторые обучающиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако, они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать с доски с помощью учителя). Для состоятельного выполнения таким обучающимся следует давать посильное для них задание.
Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть созданы, чтобы облегчить освоение основного программного материала. Указание относительно упрощения даны в примерах.
Перевод обучающихся на обучение по сниженным уровням требований следует осуществлять только в том случае, если с ним проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических предметов.
Статус документа
Рабочая программа по математике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1 допущена Министерством образования Российской Федерации, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой, авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.
Структура документа
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
Общая характеристика предмета
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель преподавания математики во вспомогательной школе состоит в том, чтобы:
Математическое образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).
Общая характеристика учебного процесса
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится в 5 классе – 5 часов в неделю.
В 5-9 классах из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Методология преподавания математики
Методы обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.
Для развития познавательных интересов выполнять следующие условия:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.)
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к предмету по-разному: используя занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
Содержание тем учебного курса
5 класс (6 ч в неделю)
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км,1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км 1 000 м, 1 кг 1 000 г, 1 т 1000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение; 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины стоимости (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1 м — 45 см; 8 м 55 см ± З м 19 см; 8м 55 см ± 19 см; 4 м 55 см ± З м; 8 м ± 19 см; 8 м ± 4 м 45 см).
Римские цифры. Обозначение чисел I—ХII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. Знак умножения (.). деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40*2; 400 *2; 420 *2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24.2;243’2;48:4;488:4 и т. п).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи па нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметических задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1:2; 1: 5; 1: 10; 1 : 100.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения математики обучающиеся должны
5 класс
знать:
класс единиц, разряды в классе единиц;
десятичный состав чисел в пределах 1000;
единицы измерения длины, массы времени; их соотношения;
римские цифры;
дроби, их виды;
виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
уметь:
выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1 000.
выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей проверкой;
выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1 000;
умножать и делить на однозначное число;
получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
различать радиус и диаметр.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обязательно:
продолжать складывать и вычитать числа, а пределах 100 с переходом через десяток письменно;
овладеть табличным умножением и делением;
определять время по часам тремя способами;
самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1 000
(510 - 183; 503 — 138);
решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
чертить треугольник по трем данным сторонам.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;
- умножать и делить на однозначное число;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
Итоговая оценка знаний и умений обучающихся
1. За год знания и умения обучающихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладёние им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
Тематическое планирование по математике 5 класс 2018-2019гг.
По программе –210 часа, В неделю – 6 часов, Проверочных работ – 15.
Учебник «Математика 5», автор М.Н. Перова., Г.М. Капустина.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Разрядная таблица. | 1 |
2 | Порядок действий в примерах с 2-мя арифметическими действиями. | 1 |
3 | Решение примеров с табличным умножением и делением. | 1 |
4 | Решение простых арифметических задач на нахождение длины. | 1 |
5 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
6 | Решение примеров | 1 |
7 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 |
8 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 |
9 | Решение примеров | 1 |
10 | Устное сложение чисел с переходом через разряд. | 1 |
11 | Устное сложение чисел с переходом через разряд. | 1 |
12 | Решение составных арифметических задач на нахождение массы. | 1 |
13 | Решение примеров | 1 |
14 | Проверочная работа №1. (стр. 26) | 1 |
15 | Работа над ошибками | 1 |
16 | Линия, отрезок, луч. | 1 |
17 | Углы. | 1 |
18 | Прямоугольник. | 1 |
19 | Квадрат | 1 |
20 | Нумерация чисел в пределах 1000 | 1 |
21 | Чтение и запись чисел в пределах 1000. | 1 |
22 | Чтение и запись чисел в пределах 1000. | 1 |
23 | Разрядная таблица. | 1 |
24 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 |
25 | Решение примеров | 1 |
26 | Округление чисел до десятков. | 1 |
27 | Решение примеров | 1 |
28 | Округление чисел до сотен. | 1 |
29 | Решение примеров | 1 |
30 | Римская нумерация. | 1 |
31 | Меры измерения стоимости, длины и массы. | 1 |
32 | Меры измерения стоимости, массы | 1 |
33 | Сравнение чисел, полученных при измерении стоимости, длины и массы. | 1 |
34 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерениях длины. | 1 |
35 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерениях длины и стоимости. | 1 |
36 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | 1 |
37 | Решение примеров | 1 |
38 | Решение составных арифметических задач на нахождение массы. | 1 |
39 | Решение примеров | 1 |
40 | Проверка пройденного №2. (стр. 58) | 1 |
41 | Работа над ошибками | 1 |
42 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 1 |
43 | Порядок действий в примерах с двумя действиями. | 1 |
44 | Решение примеров | 1 |
45 | Решение составных арифметических задач на нахождение длины. | 1 |
46 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 1 |
47 | Проверка пройденного №3. (стр. 66) | 1 |
48 | Работа над ошибками | 1 |
49 | Решение составных арифметических задач на нахождение массы. | 1 |
50 | Порядок действий. | 1 |
51 | Сложение чисел без перехода через разряд. | 1 |
52 | Вычитание чисел без перехода через разряд. | 1 |
53 | Составление и решение задач по схеме. | 1 |
54 | Проверка пройденного №4. (стр. 72) | 1 |
55 | Работа над ошибками | 1 |
56 | Периметр многоугольника. | 1 |
57 | Периметр треугольника. | 1 |
58 | Треугольники. Различение треугольников по видам углов. | 1 |
59 | Различение треугольников по видам углов. | 1 |
60 | Различение треугольников по длинам сторон. | 1 |
61 | Проверка пройденного №5. (стр. 83) | 1 |
62 | Разностное сравнение чисел. | 1 |
63 | Решение задач | 1 |
64 | Кратное сравнение чисел. | 1 |
65 | Решение задач | 1 |
66 | Сложение многозначных чисел с переходом через разряд вида: 25+5;357+8 | 1 |
67 | Решение примеров | 1 |
68 | Сложение многозначных чисел с переходом через разряд вида: 156+324 | 1 |
69 | Решение примеров | 1 |
70 | Решение задач сложение многозначных чисел с переходом через разряд | 1 |
71 | Проверочная работа №6. (стр. 97) | 1 |
72 | Работа над ошибками | 1 |
73 | Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд (31 – 17;431 – 7) | 1 |
74 | Вычитание с переходом через разряд. | 1 |
75 | Нахождение разности многозначных чисел. | 1 |
76 | Решение примеров | 1 |
77 | Составление и решение задач по краткой записи | 1 |
78-79 | Вычитание чисел из круглых десятков, сотен и тысячи. | 1 |
79 | | 1 |
80 | Решение задач на разностное сравнение. | 1 |
81 | Проверка пройденного №7. (стр. 103) | 1 |
82 | Работа над ошибками | 1 |
83 | Порядок действий в примерах с 2-мя арифметическими действиями. | 1 |
84 | Решение примеров | 1 |
85 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 |
86 | Все действия с многозначными числами. | 1 |
87 | Решение примеров | 1 |
88 | Нахождение неизвестного числа. | 1 |
89 | Проверка пройденного №8. (стр. 109) | 1 |
90 | Работа над ошибками | 1 |
91 | Нахождение одной доли предмета, числа. | 1 |
92 | Нахождение нескольких долей предмета, числа. | 1 |
93 | Образование дробей. | 1 |
94 | Решение задач | 1 |
95 | Сравнение дробей | 1 |
96 | Решение примеров | 1 |
97 | Решение задач | 1 |
98 | Правильные и неправильные дроби. | 1 |
99 | Решение примеров | 1 |
100 | Проверка пройденного №9. (стр. 124). | 1 |
101 | Умножение чисел на 10,100 | 1 |
102 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 |
103 | Решение примеров | 1 |
104 | Преобразование чисел, полученных при измерении. | 1 |
105 | Замена крупных мер мелкими. | 1 |
106 | Замена крупных мер мелкими. | 1 |
107 | Решение примеров | 1 |
108 | Решение задач | 1 |
109 | Преобразование чисел, полученных при измерении. | 1 |
110 | Замена мелких мер крупными. | 1 |
111 | Проверка пройденного №10. (стр. 135) | 1 |
112 | Меры времени. Год. | 1 |
113 | Умножение круглых десятков на однозначное число. | 1 |
114 | Умножение круглых десятков на однозначное число. | 1 |
115 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 |
116 | Умножение круглых сотен на однозначное число. | 1 |
117 | Деление круглых сотен на однозначное число. | 1 |
118 | Решение примеров | 1 |
119 | Решение задач на нахождение стоимости. | 1 |
120 | Решение примеров | 1 |
121 | Порядок действий в примерах с 2-мя арифметическими действиями. | 1 |
122 | Решение примеров | 1 |
123 | Решение задач | 1 |
124 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
125 | Умножение двухзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 1 |
126 | Решение примеров | 1 |
127 | Деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 1 |
128 | Деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 1 |
129 | Решение примеров | 1 |
130 | Составление задач по таблице | 1 |
131 | Проверка пройденного №11. (стр. 146) | 1 |
132 | Решение примеров | 1 |
133 | Составление и решение задач по краткой записи | 1 |
134 | Сравнение чисел | 1 |
135 | Нахождение нескольких частей от числа | 1 |
136 | Решение примеров | 1 |
137 | Решение задач | 1 |
138 | Решение примеров по образцу | 1 |
139 | Решение примеров | 1 |
140 | Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз | 1 |
141 | Проверка пройденного №12 . (стр. 157) | 1 |
142 | Работа над ошибками | 1 |
143 | Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 1 |
144 | Деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 1 |
145 | Решение примеров | 1 |
146 | Деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 1 |
147 | Решение задач | 1 |
148 | Составление и решение задач по краткой записи | 1 |
149 | Составление и решение примеров | 1 |
150 | Проверка умножения и деления | 1 |
151 | Решение примеров | 1 |
152 | Составление и решение задач по краткой записи | 1 |
153 | Проверка пройденного №13. (стр. 164) | 1 |
154 | Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 1 |
155 | Решение примеров | 1 |
156 | Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 1 |
157 | Решение задач | 1 |
158 | Решение примеров | 1 |
159 | Составление и решение примеров | 1 |
160 | Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 1 |
161 | Решение примеров | 1 |
162 | Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 1 |
163 | Решение примеров | 1 |
164 | Решение задач | 1 |
165 | Составление и решение задач по краткой записи | 1 |
166 | Составление и решение примеров | 1 |
167 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерениях длины и стоимости. | 1 |
168 | Вычитание чисел, полученных при измерениях длины и стоимости. | 1 |
169 | Составление и решение примеров по таблице | 1 |
170 | Порядок действий в примерах с 2-мя арифметическими действиями. | 1 |
171 | Решение примеров | 1 |
172 | Проверка пройденного №14. (стр. 186) | 1 |
173 | Работа над ошибками | 1 |
174 | Построение треугольников | 1 |
175 | Решение задач | 1 |
176 | Круг, окружность. | 1 |
177 | Решение задач | 1 |
178 | Линии в круге. | 1 |
179 | Масштаб. | 1 |
180 | Решение задач | 1 |
181 | Проверка пройденного №15. (стр. 194) | 1 |
182 | Работа над ошибками | 1 |
183 | Разрядная таблица. | 1 |
184 | Составление и решение примеров | 1 |
185 | Решение задач | 1 |
186 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерениях длины и стоимости. | 1 |
187 | Вычитание чисел, полученных при измерениях длины и стоимости. | 1 |
188 | Составление и решение задач по краткой записи | 1 |
189 | Нахождение нескольких частей от числа | 1 |
190 | Составление примеров на разностное и кратное сравнение чисел. | 1 |
191 | Решение примеров | 1 |
192 | Составление примеров на кратное сравнение чисел. | 1 |
193 | Сравнение чисел | 1 |
194 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерениях длины и стоимости. | 1 |
195 | Вычитание чисел, полученных при измерениях длины и стоимости. | 1 |
196 | Решение задач | 1 |
197 | Нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого | 1 |
198 | Решение примеров | 1 |
199 | Составление и решение примеров по таблице | 1 |
200 | Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число | 1 |
201 | Деление двузначных чисел на однозначное число | 1 |
202 | Порядок действий в примерах с 2-мя арифметическими действиями. | 1 |
203 | Решение примеров | 1 |
204 | Правильные и неправильные дроби | 1 |
205 | Многоугольники. | 1 |
206 | Прямоугольник. | 1 |
207 | Квадрат. | 1 |
208 | Куб, брус, шар. | 1 |
209 | Итоговая проверка пройденного | 1 |
210 | Анализ работы. Закрепление пройденного материала. | 1 |
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
Оценка «5»ставится ученику, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве, д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «З» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.
Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,— это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса 25—35 мин, во II — IV классах 25—40 мин, в V — IХ классах 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей. небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач; не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые шибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-— 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
Оценка «1» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигура.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся:
М.Н.Перова и др.. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002 г.
Перова М. Н., Яковлева И. М.
Рабочая тетрадь по математике для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Литература для учителя:
О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. М.: Владос,2005 год.
Ф.Р Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год.
М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Владос, 2001год.
В.В.Воронкова. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года. М.: Владос, 2001 год. (Математика - авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.)
18