Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»
города Рыльска Курской области.
Принято на заседании педагогического совета протокол №1 от «__» августа 2020г. | | Утверждено: приказ № от «__» августа2020г. Директор школы ___________(В.В. Милонов) |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Математика»
для Колодченко Владислава, обучающегося(щейся) 3 класса
уровень образования: начальное общее образование
Составитель:
Ермоленко Е.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020 год
Оглавление
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета, курса
-
Место учебного предмета в учебном плане
-
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
-
Содержание учебного предмета, курса
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
-
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по математике составлена для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 на основе:
1. Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конституции Российской Федерации (1993 года).
3. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;
5.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
6. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
7.Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
8.Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
9. Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
10. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).
11. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).
12. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
13. Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.
14. Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
15. Санитарно-эпидемиологического правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
16. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
17. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
18. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2018-2019 учебный год».
19. Письма Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
20. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
21. Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
22. Методических рекомендаций по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.
23.Проектов адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).
24. Устава МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова»
25. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1. МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова» на 2020-2021 учебный год.
26. Учебного плана для обучающихся, 3 класса в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова» на 2020-2021 учебный год.
26. Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов при осуществлении обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель учебного предмета «Математика»: - подготовка обучающихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи учебного предмета «Математика»:
- обеспечение необходимого уровня математического развития обучающихся;
-создание условий для общего умственного развития на основе овладения математическими знаниями, практическими действиями;
- развитие творческих возможностей обучающихся;
- формирование и развитие познавательных интересов;
- социальная адаптация и реабилитация.
Процесс обучения математике связан с:
-
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую последовательность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков (компетенций обучающихся).
Обучение математике в 3 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить демонстрационными пособиями и раздаточным материалом для каждого ученика.
Одним из важных приёмов обучения математике в 3 классе является сравнение. Усвоение этих приёмов возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём – материализация, т.е. умение конкретизировать отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Также используются методы обучения: демонстрация, наблюдение, упражнение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
На уроках математики в 3 классе учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а во 2-4 классах – количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке уделяется внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Обучающиеся с ОВЗ, которые постоянно отстают в усвоении знаний, нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи. Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода обучающихся в следующий класс.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа проверяется учителем, допущенные ошибки выявляются и исправляются, устанавливается причина этих ошибок, с учеником проводится работа над ошибками.
Домашние задания ежедневно проверяются учителем.
Виды и формы контроля:
-
повседневный контроль;
-
текущий контроль;
-
итоговый контроль.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике, учитель проводит контрольные работы.
Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
3. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Математика» входит в образовательную область «Математика» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Общее количество часов за 4 года обучения составляет 507 часов.
Рабочая программа по математике в 3 классе рассчитана на 136 часов в год в соответствии с учебным планом (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Продолжительность урока во 3 классе – 40 мин.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1 р. = 100 к.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
Многоугольник. Вершины, углы, стороны.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Предметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Примечания.
-
Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
-
Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
-
Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
-
Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление.
6.Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Повторение 1) Нумерация чисел в пределах 20 2) Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток 3) Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток | 36, из них 4 8 24 | 1 |
2 | Углы. Многоугольники | 6 | |
3 | Умножение и деление | 18 | 1 |
4 | Сотня | 24 | 1 |
5 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 24 | 1 |
6 | Числа, полученные при счете и при измерении | 4 | |
7 | Деление на равные части. Деление по содержанию | 6 | |
8 | Порядок арифметических действий | 12 | 1 |
9 | Повторение | 6 | |
Итого: | 136 | 5 |
Перечень контрольных работ:
-
Сложение чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток.
-
Умножение и деление.
-
Нумерация чисел в пределах 100.
-
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.
-
Итоговая контрольная работа.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности | Коррекционно-развивающая направленность |
1 | Повторение | 36 | Устная и письменная нумерация в пределах 20. Название, обозначение, десятичного состава чисел 11—Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Счет от заданного числа до заданного. | Называть числовой ряд 1—20. Получение, название, обозначение, сравнение чисел. |
2 | Углы. Многоугольники | 6 | Арифметические действия с целыми числами в пределах 20. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (), меньше ( | Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Число 0 как компонент сложения. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну). |
3 | Умножение и деление | 18 | Сравнение предметов по ширине, длине, высоте. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток). Обозначение: сут., нед., ч. Измерение времени по часам с точностьюдо 1 ч. | Ориентировке на плоскости и пространстве. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. |
4 | Сотня | 24 | Решение задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия. | Решение задач с числами, полученными при измерении одной мерой стоимости. |
5 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 24 | Сравнение отрезков.: прямоугольник, квадрат. Свойствауглов Угол. Элементыугла: вершина, стороны. Четырехугольники, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по данным вершинам. | Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника. |
6 | Числа, полученные при счете и при измерении | 4 | | |
7 | Деление на равные части. Деление по содержанию | 6 | | |
8 | Порядок арифметических действий | 12 | | |
9 | Повторение | 6 | | |
| Итого: | 136 час. |
8. Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Освоение учебного предмета «Математика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
-
набор геометрических фигур;
-
счётное панно;
-
счётные палочки;
-
пазлы;
-
трафареты;
-
магнитная доска;
-
касса цифр и знаков на магнитах;
-
числовой ряд чисел 1-20;
-
таблица состава чисел 1 десятка;
-
наборное полотно;
-
модель сутки;
-
числовой веер;
-
счёты;
-
демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, величине, размере, массе; о количественных, пространственных, временных представлениях.
Демонстрационные приборы и инструменты:
Технические средства обучения:
мультимедийные образовательные ресурсы по математике
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Научно-методическая литература:
1) Авторская программа по математике (авторы М. Н. Перова, В. В. Эк) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации.
2) Эк В.В. Математика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – 13-е изд.- М.: Просвещение, 2017.- 215с.
3) Алышева Т.В., Эк В.В. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. В 2 частях.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
4)Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб.для студ. дефект. фак. педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.