Адаптированная рабочая программа
внеурочной деятельности « Мой мир »
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является частью адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ и предназначена для организации внеурочной деятельности. Младших школьников направлена развитие и становление ребенка как личность.
Возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимся русским психологом Л.В.Выготским. Его идею поддержали Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукер, А.В.Занков, И.С.Якиманская и др. Согласно этой теории построение учебных предметов должно способствовать формированию у детей более активному уровню познавательной, эмоционально – волевой, личностной сферы.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся с ОВЗ. Школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание детей, которым сложно адаптироваться в новой обстановки, пойти в какое- то учебное заведения, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшее качества, это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает обучения, предполагающего формирование у детей умения мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать по признакам.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Предлагаемое пособие предназначено для работы с детьми с ОВЗ начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
сформировать учебную мотивацию, ориентированную на детей с ОВЗ;
развивать образное и логическое мышление;
развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
развивать творческие способности;
увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Тип образовательной программы:
Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня развития для детей ОВЗ, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников.
Программа имеет возрастную привязку:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником знаний в различных видах деятельности;
для 2-4-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
Особенности реализации программы.
Данная внеурочная деятельность для детей с ОВЗ организуется в форме занятия.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 40 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.
Курс внеурочной программы предполагает применение коллективных форм организации занятий, создание на занятиях совместную работу, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с простыми путями рассуждений, овладение элементарными навыками коммуникативного поведения и правилами с позиции индивидуальности.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать и объяснять;
формирование умений, связанных с правильным выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
формирование способностей, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простые закономерности в ситуации;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
принцип связи обучения с жизнью(позволяет обеспечить тесною связь внеурочной деятельности обучающегося с условиями жизни и деятельностью ребенка)
принцип коммуникативной активности учащихся.
принцип преемственности внеурочной работы с уроками (необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков)
принцип учета возрастных особенностей учащихся.
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
принцип сочетания различных форм деятельности.
Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество.
Формы внеурочной воспитательной деятельности:
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть психолог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений.
Система занятий по программе «Мой мир» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения и мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать свои выводы;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект:
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Планируемые результаты, освоения программы внеурочной деятельности
Возрастные особенности достижения результатов воспитания:
при организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети с ОВЗ особенно восприимчивы к новому и стремятся понять новую для них школьную жизнь. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 4 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения находить алгоритм решения использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении вопросов, высказывать собственное мнение.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития | Уровни результата воспитания | Показатели воспитанности и развития |
Зона актуального развития Ребенок приобретает учебные знания, способы и средства выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. | 1 уровень результата | Учебные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. |
Ребенок, во взаимодействии с педагогом, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: учиться высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата | Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления. |
Зона ближайшего развития Ребенок сможет применять изученные способы,аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. | 3 уровень результата | Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. |
Целью мониторинговых исследований является:
создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
рост активности обучающихся;
рост мотивации к познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии;
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество.
Формы внеурочной воспитательной деятельности:
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть психолог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений.
Система занятий по программе «Мой мир» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Тематическое планирование внеурочной
деятельности
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Мой мир»
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении поставленной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание курса « Мой мир»
1 класс (33 часа)
№ | Содержание ( разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Давайте познакомимся! | Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность | -игры на взаимодействия; - игры с геометрическими фигурами; -конструирование по образцу; -исследовательская работа ; -игра на умение группироваться по признаку. |
2 | Чувство единства и сплоченности. | Игровая деятельность Познавательная деятельность | - игра на развитие внимания; -упражнения на развитие логической связи; -упражнения на внимания и воображения; - просмотр видеоролика «Пальчиковый театр»(как развивать моторику рук); -практическая работа ( развитие познавательных процессов); -беседа |
3 | Умение действовать по инструкции. | Игровая деятельность Познавательная деятельность Художественное творчество | -работа по карточкам; -беседа; -упражнения на логику, восприятия, сопоставление и сравнение; -конкурс рисунков; -творческая работа (из пластилина, рисунки, вытынанка) -просмотр презентации («Наши способности») |
Тематический план
Цель: Развивать умение детей правильно рассуждать и излагать мысль.
Задачи: Сформировать умение выделять свойства предметов, разбивать множество предметов на подмножества, характеризующихся общим свойством;
Умение сравнивать между собой предметы, явления и действия;
Умение обобщать предметы, группировать, выделять части и целое.
№ | Перечень разделов и тем | Содержание и форма занятий | Кол-во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий |
I. | Давайте познакомимся! | Развиваем логическое мышление, учимся сравнивать, рассуждать, классифицировать. | 9 | | |
1. | Вводное занятие. | Знакомство. Игры, упражнения на взаимодействия | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Знаете ли вы себя? | Развивать умение сравнивать и описывать части тела. Правила гигиены при письме, как правильно держать осанку. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3-4. | Открываем волшебные двери добра | Игра-приключение | 2 | 1 | 1 |
5. | Рисунок на асфальте | Развитие воображения. Тема: « Я, рисую счастья» | 1 | + | 1 |
6. | Подвижные игры | Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости | 1 | + | 1 |
7. | Скороговорки | Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции. | 1 | + | 1 |
8. | Сказки | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9. | Объединение предметов по признакам. | Практическое задание: игра на умение группироваться по признаку. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II. | Чувство единства и сплоченности | Развития познавательных процессов. | 12 | | |
10. | А ну – ка собери. | Объединение предметов по классификации признаков. | 1 | + | 1 |
11. | Подбери картинки. Составь пары. | Развивать способности концентрировать внимания. Сравнивать предметные картинки между собой. | 1 | + | 1 |
12. | Лото | Игра на развитие внимания | 1 | + | 1 |
13. | Домино. | Объединение предметов по тематическому признаку. | 1 | + | 1 |
14. | Мини – тест | Изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны | 1 | 0,5 | 0,5 |
15. | Логические задачи. | Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: придумать задачу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16. | Пальчиковые игры | Развитие мелкой моторики.Просмотр видео- ролика « Пальчиковый театр» | 1 | + | 1 |
17. | Раскрась по образцу | Развитие внимания, воображения. Штриховка флажков, раскраска фигур. | 1 | + | 1 |
18. | Конструктор | Развитие внимания, мышления, воображения Конструктор « Лего» | 1 | + | 1 |
19. | Пазлы | Развитие мелкой моторики, внимания, мышления Работаем в группе. Тематика «Сказочные герои». Обсуждение. | 1 | + | 1 |
20. | Найди закономерности и продолжи ряд | Развивает логическое мышление, учить сравнивать, рассуждать, классифицировать. Практическая работа: раскрасить карандаши по закономерности в ряду, составить картинки в определенном порядки. | 1 | + | 1 |
21. | Назови одним словом. | Учить сравнивать, рассуждать, классифицировать. Объединение предметов по признаку и его название. Классификация по группам. | 1 | + | 1 |
III. | Умение действовать по инструкции. | Развития познавательных процессов. Формировать связную речь, расширить словарный запас. | 12 | | |
22. | Признаки предметов(цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.) | Развивать внимание, наблюдательность, память. Научить группировать предметы, по какому – либо признаку. Практическая работа: Сравнить кубики по размеру и раскрасить их требуемым образом. | 1 | + | 1 |
23. | Догадайся и дорисуй. | Развивать мышление, наблюдательность. Найти правило, по которому объединены предметы, нарисовать недостающий предмет. Подготовительная работа с матрицами Равена. | 1 | + | 1 |
24. | Что лишнее и почему? | Развивать мышление, связную речь, расширить словарный запас. Найти правило, по которому объединены предметы и найди лишний предмет. | 1 | + | 1 |
25. | Найди пару по картинкам. | Развивать восприятия, сопоставление и сравнение. Найди пару по картинкам: птицы, животные, овощи т.д. Найти связь между предметами. Проектная работа: придумать и нарисовать свою пару. | 1 | + | 1 |
26. | Что сначала, что потом? | Развивать восприятия, сопоставление и сравнение. Разложить карточки по порядку и объяснить, почему так. Творческая работа: самостоятельно составить свою схему. | 1 | + | 1 |
27. | Слышим звуки | Развивать умение слушать, различать, делать вывод Естественные источники звука. Стихотворение « Шум дождя» Практическая работа: « волшебный сундучок» ( отгадать что звучит) | 1 | + | 1 |
28. | Поиск по признакам. Раздели по группам. | По данному признаку, продолжить ряд. Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры. | 1 | + | 1 |
29. | В мире животных. | Развивать восприятия, сопоставление и сравнение. Земля, вода, воздух, какие животные живут на суше, в воде, в воздухе. | 1 | + | 1 |
30. | Так бывает или нет? | Игра на внимания. | 1 | 1 | + |
31. | Загадки. | Назвать предмет по его признакам. Исследовательская работа. (Виды загадок, тематика, назначения и т.д.) | 1 | 1 | + |
32. | Настольные игры. | Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах | 1 | + | 1 |
33. | Подведение итогов. Тест достижений. | Подвести итоги года. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тематическое планирование внеурочной
деятельности
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, геометрические фигуры;
находить и формулировать классификацию с помощью простейших моделей (предметные рисунки, картинки).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
находить ошибки в самостоятельной работе;
Содержание курса « Мой мир»
2 класс (34 часа)
№ | Содержание ( разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Сказкотерапия | Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность Познавательная деятельность Художественное творчество | - игры на сплоченность коллектива; - постановка сказки « Репка»; -упражнения на развитие речи; -творческая работа: составление загадок; -беседа; - творческий турнир . |
2 | Природа наш дом | Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Художественное творчество | -упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. -творческая работа; - конкурс (логические задачи); - слуховая зарядка; - выставка(рисунки по тематики); -беседа по теме; |
3 | Мир предметов и вещей. | Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Художественное творчество | - беседа(читаем произведения и обсуждаем в группе); -проектная работа в рисунках:«Моя семья»; -игры на развития внимания; -видеоурок |
Тематическое планирование
Цель: Развивать психические механизмы, которые лежат в основе интеллектуального потенциала.
Задачи: Способствовать развитию умственных действий ( анализ, сравнение, обобщение, классификация др).;
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
№ | Перечень разделов и тем | Содержание и форма занятий | Кол-во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий |
I. | Сказкотерапия | Формирование умения работать в группе. Способствование развитию внимания, творческого воображения, зрительной памяти, быстроту реакции, мышления. | 5 | | |
1. | Вводное занятие | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Игры на сплоченность коллектива. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Викторина по сказкам. | Каждое занятие начинается с разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено сказочным героям на тему; «Добро и зло» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Скороговорки | Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие правильной речи. Улучшение дикции. | 1 | + | 1 |
4. | Сказка. | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Постановка сказки « Репка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | В мире слов. | Показать и выразить, жестами определенное слово, подбери подходящее по смыслу слово. Творческая работа: составление загадок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II. | Природа наш дом | Развивать творческие и коммуникативные способности; речь, внимание, наблюдательность. Отличия | 9 | | |
6 | Растения. | Найди логическую связь и скажи, одним словом. Угадать название растения. Упражнения на развитие памяти. По признаку назвать растение. | 1 | 1 | + |
7. | Овощи. Фрукты. Ягоды. | Закончи рифму. Объедини слова в пары.По признакам назови овощи, фрукты, ягоды. Творческая работа: опиши овощи( цвет, размер т.д.) | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Настольные игры. | Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах | 1 | + | 1 |
9. | Логические задачи. | Упражнения на развитие мышления. Компьютерные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10. | Явления природы. | Ассоциативные цепочки. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания. Творческая работа: продолжи песенку. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11. | Животный мир. | Назови одним словом группу животных. Раздели по признаку. Кто, где живет? Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | Домашние животные. | Упражнения на развитие логического мышления по тематики домашние животные. Слуховая зарядка с движениями. Творческая работа: рисуем животных. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13. | Птицы. | Ассоциативная связь. Развитие образного мышления, творческих способностей. Творческая работа: лепка птиц. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14. | Урок творчества. | Проектная работа с природным материалом. Свободная тема. | 1 | + | 1 |
III. | Мир предметов и вещей. | Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения. | 9 | | |
15. | Человек и его поступки. | Читаем произведения и обсуждаем в группе. | 1 | + | 1 |
16. | Семья. | Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей. Проектная работа в рисунках:«Моя семья» | 1 | + | 1 |
17. | Предметы и их свойства. | Развитие речи. Подбери подходящие по смыслу слова. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами. | 1 | 1 | + |
18. | Предметное лото | Игра на развития внимания | 1 | + | 1 |
19. | Вещи вокруг нас. | Назови цепочкой слов. Предмет из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Аппликация из бумаги. | Развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей. | 1 | + | 1 |
21. | Подвижные игры | Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости | 1 | 0,5 | 0,5 |
22. | Транспорт. | Расширение словарного запаса. Развитие логического мышления. Копирование( виды транспорта) Профессии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23. | Родной край. | Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии. | 1 | 1 | + |
IV | Наши способности и умения | Развиваемвнимания, память, мышление. | 12 | | |
24. | Урок графического диктанта. | Рисунок по клеточкам. Внимательность и умение различать направления. Контроль счета. | 1 | + | 1 |
25. | Человек и его поступки. | Умение анализировать свои поступки и корректировать своё поведения Стихотворение В.Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | + | 1 |
26. | Разноцветный мир. | Знакомство с цветами: вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. творческая работа: волшебные кляксы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27. | Ориентировка во времени. | Уточнить представление о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно, употреблять эти слова. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28. | Форма. Направления. | Развитие пространственного мышления. Раздели квадрат на равные части разными способами. Собери по образцу фигуры. | 1 | + | 1 |
29. | Количество и счет. Величина. | Развитие логического мышления, формирование мыслительных операций. Считать в приделах 10 разными способами. Закрепить название геометрических фигур. Практическая работа: Соединить точки последовательно на картинки « Клоун» | 1 | 0,5 | 0,5 |
30. | Отовсюду обо всем. | Практическая работа: решение ситуационных задач. Анкетирование « Мои увлечения» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31. | Буквы. | Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус группой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32. | Незаконченные фигуры | Развитие воображения, логического мышления. Получить предметные изображения, придумав ему названия. | 1 | + | 1 |
33. | Логические задачи. | Решение логических задач. | 1 | + | 1 |
34. | Итоговое занятие. Тест достижений. | Подвести итоги занятий. Чему научились? Что умеем? Что понравилось? и.т.д. | 1 | 1 | + |
Тематическое планирование внеурочной деятельности
3 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание курса « Мой мир»
3 класс (34 часа)
№ | Содержание ( разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
1 | «Я, особенный» | Игровая деятельность Познавательная деятельность Художественное творчество | -интеллектуальные, подвижные игры; -практическая работа: собираем конструктор « Лего», кубики, пазлы; - творческая работа (шьём коврик из разноцветных пуговиц); -анкетирование « Мои увлечения» |
2 | Творческие способности | Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Художественное творчество | - олимпиада (отгадываем ребусы, головоломки); - конкурс (лепим из пластилина) - работы из природного материала; -беседа; |
3 | Найди закономерности | Игровая деятельность Познавательная деятельность Художественное творчество | - развивающие карточки - практическая работа; (составить свой числовой тест) - упражнения на развитие познавательных процессов; - сюжетно - ролевая игра; - беседа; презентация. |
Тематическое планирование.
Цель: Развивать абстрактное мышление
Задачи: Способствовать развитию методов мышления: индукции и дедукции, обобщении и конкретизации, анализа и синтеза, классификации и систематизации, абстрагирования, аналогии;
Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;
Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информацию.
№ | Перечень разделов и тем | Содержание и форма занятий | Кол-во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий |
I. | «Я, особенный» | Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои способности, которые делают нас особенными, не похожими на других | 12 | | |
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2-3. | Матрицы Равена | Развивать умение последовательного рассуждения. | 2 | + | 2 |
4. | Скороговорки | Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции. | 1 | + | 1 |
5. | Игры на листе бумаги | «Крестики-нолики», «Морской бой» | 1 | + | 1 |
6. | Подвижные игры | Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости | 1 | + | 1 |
7. | Конструктор | Развитие внимания, мышления, воображения. Практическая работа: собираем конструктор « Лего» | 1 | + | 1 |
8. | Игры с пуговицами | Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики Практическая работа: шьем коврик из разноцветных пуговиц. | 1 | + | 1 |
9. | Игры со спичками | Развитие внимания ,мышления, воображения, мелкой моторики Практическая работа: картина из спичек «Дом» | 1 | + | 1 |
10. | Лото | Игра на развития внимания | 1 | + | 1 |
11. | Домино | Объединение предметов по тематическому признаку. | 1 | + | 1 |
II. | Творческие способности | Познание и раскрытие своих потенциальных способностей | 9 | | |
12. | Поделки из крупы | Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики Практическая работа: декор ваз и бутылок. | 1 | + | 1 |
13. | Лепим из пластилина | Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики. Практическая работа: герои из мультфильмов. | 1 | + | 1 |
14. | Ребусы, головоломки | Развитие внимания, логического мышления, памяти. | 1 | + | 1 |
15. | Пальчиковые игры | Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика в форме игры. | 1 | + | 1 |
16. | Сказки | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17. | Стихи | Развитие памяти. Определить смысл стихотворения. Сочинить рифмы. Стихотворение в движении. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18. | Раскрась по образцу | Развитие внимания, воображения Раскраска кисточкой на водной основе. | 1 | + | 1 |
19. | Сказочные лабиринты | Игровая технология интеллектуально – творческого развития. | 1 | + | 1 |
20. | Цепочки. | Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. | 1 | 0,5 | 0,5 |
III. | Найди закономерности. | | 13 | | |
21. | Пазлы | Развитие мелкой моторики, внимания, мышления. Практическая работа: сложить пазлы в командах. Выявить победителя. | 1 | + | 1 |
22-23. | Анаграммы. | Развитие внимание, мышления Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму. | 2 | + | 2 |
24-25. | Числовые тесты | Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест. | 2 | + | 2 |
26-27. | Числовые ребусы. | Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус. | 2 | 1 | 1 |
28-29. | Настольные игры | Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах | 2 | + | 2 |
30. | Сюжетно – ролевая игра «Школа» | Карточки (учитель-ученик, директор» | 1 | + | 1 |
31-32. | Логические задачи | Решение логических задач, задачи на смекалку. | 2 | + | 2 |
33. | Выпуск стенгазеты. | Самостоятельная работа. | 1 | | 1 |
34. | Итоговое занятие. Тест достижений. | Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году? | 1 | 1 | + |
Тематическое планирование внеурочной
деятельности
4 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Содержание курса « Мой мир»
4 класс (34 часа)
№ | Содержание ( разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Сказкотерапия | Игровая деятельность Познавательная деятельность Художественное творчество | -коммуникативные игры; -интеллектуальные, подвижные игры; -творческая работа; -упражнения на коммуникабельность. |
2 | «Какой я умный» | Познавательная деятельность Художественное творчество | -тест способностей; -анкетирование « Мои способности» -упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. |
3 | « Мои фантазии» | Игровая деятельность Познавательная деятельность Художественное творчество Проблемно-ценностное общение | -упражнения на развитие речевого воображения; -компьютерная графика (копирование рисунка по образцу); -конкурс творческих работ; -методика«Рисунок»; методика««Скульптура»; -упражнения на развитие памяти; - упражнения" Словарные слова на карточках". |
| “Самые оригинальные” | Игровая деятельность Познавательная деятельность Художественное творчество | -тест « Несуществующие животное»; - логический конкурс; -беседа; - упражнения на развитие наглядно – действенного мышления; -презентация -игровая технология интеллектуально – творческого развития. |
Тематическое планирование.
Цель: Развивать когнитивные способности учащихся.
Задачи:Развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем творческого и поискового характера.
Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;
Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информации.
№ | Перечень разделов и тем | Содержание и форма занятий | Кол-во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий |
I. | Сказкотерапия | | | | |
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Коммуникативные игры. | 1 | 1 | + |
2. | Подвижные игры | Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости | 1 | + | 1 |
3. | Текст из сказки «Тараканище» « Айболит» | Речевое развитие связной и выразительной речи. Пересказ и рассказ по тексту. Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста. | 1 | + | 1 |
4. | Сказки и стихи | Развитие памяти. Определить смысл стихотворения. Сочинить рифмы, стихотворение | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны? | Упражнения на развитие восприятия. Проектная работа: составление своего рисунка. | 1 | + | 1 |
6. | Сказки | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II. | «Какой я умный» | Развитие познавательных способностей | 7 | | |
7. | Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет». | Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание. | 1 | + | 1 |
8-9. | Матрица Ландольта. | Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. | 2 | + | 2 |
10-11. | Двухцветные цифровые таблицы. | Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц. | 2 | + | 2 |
12. | Конструирование. | Распределения и переключения внимания. Развитие мелкой моторики рук. Практическая работа с конструктором « Лего» | 1 | + | 1 |
| Устный счет | Упражнения на развитие мышления. Анкета « Мои увлечения» | 1 | + | 1 |
III. | «Мои фантазии» | | 9 | | |
13. | Вербальный разговор. | Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе. | 1 | + | 1 |
14. | Методика «Рисунок» | Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Копирование рисунка по образцу. Компьютерная графика. | 1 | + | 1 |
15-16. | Методика «Скульптура» | Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. Просмотр мультфильма « Пластилиновая ворона» | 2 | + | 2 |
17. | Слуховая и зрительная память. | Упражнения на развитие памяти у учащихся. Буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д | 1 | + | 1 |
18. | Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры. | Упражнения на развитие памяти. Расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти. | 1 | + | 1 |
19. | Структурирование. Кодировка. Ассоциации. | Развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти. Практическая работа: упражнения" Словарные слова на карточках". | 1 | + | 1 |
20. | Списывание без пробелов | Развитие зрительной памяти, развитие внимания. Практическая работа: предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов | 1 | + | 1 |
21. | Стенография. Мнемонология. | Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр. | 1 | + | 1 |
IV | “Самые оригинальные” | Развитие творческих возможностей, некоторых социальных навыков детей, поддержании благоприятного внутригруппового климата, развитие своих возможностей и способностей. | 12 | | |
22. | Поделки из природногоматериала. | Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики Проектная работа: не существующие животное. | 1 | + | 1 |
24. | Пазлы | Развитие мелкой моторики, внимания, мышления. Практическая работа: сложить пазлы. Выявить победителя. | 1 | + | 1 |
25. | Кубики | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа на конкурсной основе: сборка кубиков. | 1 | + | 1 |
26. | Настольные игры | Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах | 1 | + | 1 |
27. | Сюжетно – ролевая игра «Школа» | Карточки (учитель-ученик, директор» | 1 | + | 1 |
28. | Матрицы Равена. | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | 1 | + | 1 |
29. | Лабиринты | Игровая технология интеллектуально – творческого развития. | 1 | + | 1 |
30. | Назови слова. | Игра для определения активного словарного запаса. | 1 | + | 1 |
31. | Понятия. | Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа в презентации: зашифруй предмет, с помощью понятий. | 1 | + | 1 |
32. | Подробное описание. | Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ. | 1 | + | 1 |
33. | Интеллектуальные игры. | Компьютерные игры. | 1 | + | 1 |
34. | Итоговое занятие Тест достижений. | Подведение итогов. | 1 | 1 | + |