СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированнаяя рабочая программа по биологии 8 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированнаяя рабочая программа по биологии 8 кл»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1.-М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, и допущена Министерством образования Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

1. Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 г. № 21 "Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений".

3. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.-Сб. 1.-224 с., Сб. 2. – 304 с.,


Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ.    Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

- Овладение основными знаниями по биологии.

- Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

- Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.


Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.


      С учетом уровня обученности воспитанников основными задачами курса являются:

1) сообщение учащимся знаний о строении и жизни животных;

2) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных и людей), бережного отношения к природе;

3) первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома

или в школьном уголке природы.

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня. В 8 классе учащиеся знакомятся с разнообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают знания о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естествознание».

Рабочая программа 8 класса ориентирована на учебник Никишова А.И. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2017. В программе В. В. Воронковой нет распределения часов по темам, в рабочей программе часы распределены в учебно-тематическом плане в объеме 68 часов (2 часа в неделю).




Требования к уровню подготовки учащихся

 Учащихся должны знать:

• основные отличия животных от растений;

• признаки сходства и различия между изученными группами животных;

• общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

• места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

• основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными

животными (известными учащимся).

• названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

Учащиеся должны уметь:

• узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

• кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

• устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

• проводить несложный уход за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися

у детей дома;

•рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).


Содержание программы

ЖИВОТНЫЕ

(68 часов 2 ч в неделю)

Введение (2часа)

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные (10 часов)

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.

Черви. Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Круглые черви- паразиrы человека (глиста). Аскариды- возбудиrели глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые. Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд- полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные (54 часа)

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы (7часов)

Общие признаки рыб. Среда обитания -водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.

Земноводные (4часа)

Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Пресмыкающиеся (5часов)

Общие признаки пресмыкающихся (передвижение- ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы (11 часов)

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.

Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание

цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Млекопитающие (17часов)

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение млеко питающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.

Мышцы. Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.

Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи- всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие (10часов)

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее - на фермах летнее – на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Обобщающее занятие (1час) по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Резервное время (1час)

Учебно-методические средства обучения

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2017


Дополнительная литература для учителя

1. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.

2. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.

3. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.


Дополнительная литература для учащихся:

1. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 2007


Электронные издания:

1. Биология, 7 кл. Животные

2. Биология 6-11 кл.

3. БЭНП Биология

4. Тесты по биологии

5. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории

6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Животные. 7класс


Оборудование и приборы

Лупы, микроскопы лабораторные (световой); набор микропрепаратов по зоологии (1.Ротовой препарат комара 2.Конечность пчелы 3.Циклоп 4.Вольвокс 5.Эвглена 6.Инфузория-туфелька 7.Дождевой червь 8.Дафния 9.Гидра. Поперечный срез 10. Ресничный червь); раздаточный материал по скелету лягушки; раздаточный материал по скелету птиц; коллекции насекомых; пчела медоносная; представители отрядов насекомых; влажные препараты: 1.Внутреннее строение крысы 2.Глаз крупного млекопитающего 3.Животные- индикаторы степени загрязнённости водоёма 4.Пескожил 5.Внутренние органы рыбы 6.Внутреннее строение крысы 7.Внутренние органы млекопитающего 8.Органы дыхания млекопитающего10.Гадюка 11.Сосальщик печёночный 12.Внутреннее строение дождевого червя 13.Внутренние органы лягушки 14.Тритон с личинкой 15.Развитие лягушки 16.Развитие пресмыкающегося; раковины моллюсков; таблицы.




Адреса сайтов в Интернете

www.zooland.ru –сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий»

www.zoo.ru/moscow- сайт Московского зоопарка

http://edu.1c.ru

www.som.sio.ru

Мониторинг достижений обучающихся


Система специального обучения детей по адаптированной программе VIII вида не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Разработанных и общепринятых критериев оценки знаний учащихся с различной степенью умственной отсталости нет. Критерии оценки знаний учащихся по Биологии разработаны с учётом психофизического развития и возможностей учащихся с ОВЗ.

Для мониторинга динамики развития учащихся на уроках применяю следующие формы контроля:

  • Предварительный контроль – фронтальный опрос (беседа).

  • Текущий контроль – фронтальный опрос (беседа), самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

  • Периодический контроль – самостоятельная работа в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-дифференцированные (и-д) задания), компьютерное и-д тестирование.


Формы промежуточной аттестации:

1) собеседование по биологии, географии, истории, основам социальной жизни;



Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Проектная

работа

Самостоятел работа, ч.

1

Введение. Общие сведения о животном мире

2

2





2

Тема 1. Беспозвоночные животные

10

9


1



3

Тема 2. Позвоночные животные. Рыбы

7

7






4

Тема 3. Земноводные

4

4






5

Тема 4. Пресмыкающиеся

5

5




6

Тема 5. Птицы

11

11






7

Тема 6. Млекопитающие

17

17






8

Тема 7. Сельскохозяйственные млекопитающие

10

10





9

Обобщающее занятие

1

1






10

Резерв времени

1

1






11

Итого

68

67



1




Примечание: Резерв часов рабочей программы использован на повторение и итоговое обобщение





Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел, тема

Кол-во час

Дата по плану

Дата по факту

Дом. задание


Введение

2




1

Введение. Многообразие животного мира.

1



Стр.3-6

2

Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

1



Стр.6-8


Тема 1. Беспозвоночные животные

10




3

1. Общие признаки беспозвоночных животных. Черви. Дождевой червь.

1



Стр.11-15

4

2. Черви-паразиты. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

1



Стр.15-19

5

3. Насекомые. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. (д/з: отчёт по экскурсии)

1



С.20-21

6

4. Внешний вид насекомых.

1



С.21-23

7

5. Бабочка-капустница.

1



С.23-25

8

6. Яблонная плодожорка.

1


С.25-27

9

7. Майский жук.

1



С.27-29

10

8. Комнатная муха.

1



С.29-31

11

9. Пчела. Внешнее строение, образ жизни, питание.

1



С.31-35

12

10. Тутовый шелкопряд.

1



С.35-37

Тема 2. Позвоночные животные. Рыбы

7




13

1. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). Общие признаки рыб.

1



Стр.45-47

14

2. Внешнее строение рыб.

1



С.47-49

15

3. Питание, дыхание, кровообращение рыб.

1



С.54-56

16

4. Нервная система, органы чувств рыб

1



С.56-58

17

5. Размножение рыб.

1



С.59-61

18

6. Речные рыбы.

1



С.61-62

19

7. Морские рыбы.

1



Записи в тетради


Тема 3. Земноводные

4




20

1. Общие признаки земноводных. Место обитания, образ жизни и внешнее строение лягушки.

1



Стр.72-74

21

2. Внутреннее строение земноводных

1



С.75-77

22

3. Размножение лягушки.

1



С.77-79

23

4. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

1



С.80-81


Тема 4. Пресмыкающиеся

5



С.82-83

24.

1. Общие признаки пресмыкающихся.

1



С.83-84

25.

2. Внешнее строение пресмыкающихся.

1



С.85-86

26.

3. Внутреннее строение пресмыкающихся

1



С.87-89

27.

4. Размножение пресмыкающихся. (Записи в тетради)

1



С.87-89

28.

5. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

1



Записи в тетради


Тема 5. Птицы

11




29

1. Общая характеристика птиц.

1



С.94-97

30

2. Особенности внутреннего строения птиц.

1



С.97-101

31

3. Размножение и развитие птиц.

1



С.101-104

32

4. Птицы, кормящиеся в воздухе.

1



С.105-107

33

5. Птицы леса.

1



С.107-110

34

6. Хищные птицы.

1



С.110-113

35

7. Водоплавающие птицы

1



С.113-116

36

8. Птицы, обитающие возле жилья человека.

1



С.117-118

37

9. Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц.

1



Записи в тетради

38

10. Домашние птицы.

1



С.127-131

39

11. Птицеводство.

1



С.131-134


Тема 6. Млекопитающие

17




40

1. Общие признаки млекопитающих.

1



С.136-138

41

2. Внешнее строение млекопитающих

1



С.138-140

42

3. Скелет и нервная система млекопитающих

1



С.140-142

43

4. Внутренние органы млекопитающих

1



С.143-145

44

5. Грызуны.

1



С.146-148

45

6. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека.

1



С.149-150

46

7. Зайцеобразные.

1



С.151-153

47

8. Разведение домашних кроликов.

1



С.153-156

48

9. Хищные звери.

1



С.159-165

49

10. Пушные хищные звери.

1



С.165-168

50

11. Разведение норки на зверофермах.

1



С.168-170

51

12. Домашние хищники.

1

17.03

6.04

С.172-176

52

13. Ластоногие морские животные.

1

6.04

7.04

С.176-178

53

14. Китообразные.

1

7.04


С.178-180

54

15. Парнокопытные животные.

1

13.04


С.181-182

55

16. Непарнокопытные животные.

1

14.04


С.186-188

56

17. Приматы.

1



С.190-192


Тема 7. Сельскохозяйственные млекопитающие

10




57

1. Корова.

1



С.194-197

58

2.Современные животноводческие фермы. Выращивание телят

1



С.197-202

59

3. Овца.

1



С.202-205

60

4. Содержание овец. Выращивание ягнят.

1



С.205-207

61

5. Верблюд.

1



С.207-209

62

6. Северный олень.

1



С.209-211

63

7. Домашняя свинья.

1



С.211-212

64

8. Современные свиноводческие фермы. Выращивание поросят

1



С.213-216

65

9. Домашняя лошадь.

1



С.217-218

66

10. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

1



С.219-220

67

Обобщающее занятие

1



с.219-220

68

Заключительный урок по курсу «Животные»

1






Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР









































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей