СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

предоставляю Вам свою презинтацию по теме : Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области   Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ

Проект разработала Панкратова Юлия Ильинична

Проект разработала

Панкратова Юлия Ильинична

Актуальность работы ежегодно снижается уровень здоровья детей и подростков, появляется все больше детей, имеющих физические и умственные отклонения. Это связано как с неблагоприятными экологическими условиями в нашей стране, с генетическими отклонениями, так и с развитием современной медицины, позволяющей выхаживать детей с аномалиями развития.

Актуальность работы

ежегодно снижается уровень здоровья детей и подростков, появляется все больше детей, имеющих физические и умственные отклонения. Это связано как с неблагоприятными экологическими условиями в нашей стране, с генетическими отклонениями, так и с развитием современной медицины, позволяющей выхаживать детей с аномалиями развития.

Понятие АФК Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.  «Нет необучаемых детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть». Основным направлением адаптивной  физической культуры является формирование двигательной активности.  Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры

Понятие АФК

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

«Нет необучаемых детей,

нужно просто

уметь любить их такими,

какие они есть».

Основным направлением адаптивной  физической культуры является формирование двигательной активности.

Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры

Цели: • полноценная психофизиологическая и социальная реабилитация человека, имеющего врожденные или приобретенные нарушения физического или психического развития; • формирование у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям; • формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

Цели:

• полноценная психофизиологическая и социальная реабилитация человека, имеющего врожденные или приобретенные нарушения физического или психического развития;

• формирование у занимающихся осознанного

отношения к своим силам, твердой уверенности в

них, готовности к смелым и решительным действиям;

• формирование потребности в систематических

занятиях физическими упражнениями и в

осуществлении здорового образа жизни.

Задачи :  Общие задачи:  1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. 2. Обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков. 3. Развитие двигательных качеств. 4. Воспитание потребности и умений

Задачи :

Общие задачи:

1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению

сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

2. Обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и

навыков.

3. Развитие двигательных качеств.

4. Воспитание потребности и умений

Коррекционно-развивающие задачи: 1. Коррекция техники основных движений. 2. Коррекция и развитие координационных способностей (равновесия, ритмичности, точности движений, зрительно-моторной координации). 3. Коррекция и развитие физической подготовленности (силы, ловкости и т.д.). 4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций. 5. Профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, плоскостопия и пр. 6. Коррекция и развитие сенсорных систем (развитие слуховой памяти, дифференцировка тактильных ощущений). 7. Коррекция психически нарушений.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Коррекция техники основных движений.

2. Коррекция и развитие координационных способностей (равновесия, ритмичности, точности движений, зрительно-моторной координации).

3. Коррекция и развитие физической подготовленности (силы, ловкости и т.д.).

4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций.

5. Профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, плоскостопия и пр.

6. Коррекция и развитие сенсорных систем (развитие слуховой памяти, дифференцировка тактильных ощущений).

7. Коррекция психически нарушений.

Нормативно – правовую базу в области образования детей с ОВЗ в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:    международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);  федеральные (Конституция, законы, кодексы– семейный, гражданский и др.);  правительственные (постановления, указы, распоряжения);  ведомственные (Министерства образования);  региональные (правительственные и ведомственные).

Нормативно – правовую базу в области образования детей с ОВЗ в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

 международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

 федеральные (Конституция, законы, кодексы– семейный, гражданский и др.);

 правительственные (постановления, указы, распоряжения);

 ведомственные (Министерства образования);

 региональные (правительственные и ведомственные).

В связи с ратификацией Россией в 2012 году Конвенции ООН о правах инвалидов в 2013– 2014 годах принято свыше 15 законодательных актов о внесении изменений в более чем 30 Федеральных Законов, которые позволяют обеспечить реализацию прав инвалидов на беспрепятственный доступ к различным объектам и услугам, в том числе к образованию.

В связи с ратификацией Россией в 2012 году Конвенции ООН о правах инвалидов в 2013– 2014 годах принято свыше 15 законодательных актов о внесении изменений в более чем 30 Федеральных Законов, которые позволяют обеспечить реализацию прав инвалидов на беспрепятственный доступ к различным объектам и услугам, в том числе к образованию.

Статья 43 Конституции РФ   • провозглашает право каждого на образование. • Принцип равноправия. Государств гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования. • Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Статья 43 Конституции РФ

  • • провозглашает право каждого на образование.
  • • Принцип равноправия. Государств гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
  • • Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года   • статья 79  Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.  Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.  Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

статья 79

  •  Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  •  Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
  •  Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 ввел правовые понятия:    «инвалид», - ограничение жизнедеятельности, - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, - индивидуальный учебный план, - инклюзивное образование, - адаптированная образовательная программа, - специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 ввел правовые понятия:

  • «инвалид»,
  • - ограничение жизнедеятельности,
  • - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья,
  • - индивидуальный учебный план,
  • - инклюзивное образование,
  • - адаптированная образовательная программа,
  • - специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки физическом и (или) психическом развитии.

Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки физическом и (или) психическом развитии.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) подчеркнула необходимость обеспечения безбарьерной среды для детей с ОВЗ .   • Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы. • В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования. • Срок реализации государственной программы «Доступная среда» продлен до 2020 года.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) подчеркнула необходимость обеспечения безбарьерной среды для детей с ОВЗ .

  • • Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.
  • • В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования.
  • • Срок реализации государственной программы «Доступная среда» продлен до 2020 года.
Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р утверждена «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы», которой определило что, стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества каждого гражданина.

Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р утверждена «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы», которой определило что, стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества каждого гражданина.

Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.  Ставит задачи:   - законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду (права на инклюзивное образование); - обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях; - нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Ставит задачи:

  • - законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду (права на инклюзивное образование);
  • - обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
  • - нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.   - внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование; - пересмотр критериев установления инвалидности для детей; - создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий; - внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

  • - внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
  • - пересмотр критериев установления инвалидности для детей;
  • - создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;
  • - внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
Распоряжение от 16 июля 2016 года №1507-р. В рамках государственной программы  «Доступная среда» на 2011–2020 годы   Утверждён план реализации в субъектах Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016–2020 годы.

Распоряжение от 16 июля 2016 года №1507-р. В рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы

  • Утверждён план реализации в субъектах Федерации программ сопровождения
  • инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и
  • содействия в последующем трудоустройстве на 2016–2020 годы.
Постановление от 17 мая 2017 года №575    информация, которую образовательные организации обязаны размещать на официальном сайте, должна быть дополнена сведениями об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Постановление от 17 мая 2017 года №575

информация, которую образовательные организации обязаны размещать на официальном сайте, должна быть дополнена сведениями об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» В письме даны разъяснения, что формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе не должно превышать 3 – 4 человек.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

  • В письме даны разъяснения, что формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития.
  • При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе не должно превышать 3 – 4 человек.
Оздоровительные – коррекционные занятия АФК должны содействовать: Укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок. Правильному физическому развитию и закаливанию организма. Развитию физических качеств. Повышению физической и умственной работоспособности. Освоению основных двигательных умений и навыков. Ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием, постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок. Формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Формированию правильной осанки.

Оздоровительные – коррекционные занятия АФК должны содействовать:

  • Укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок.
  • Правильному физическому развитию и закаливанию организма.
  • Развитию физических качеств.
  • Повышению физической и умственной работоспособности.
  • Освоению основных двигательных умений и навыков.
  • Ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием, постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок.
  • Формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
  • Формированию правильной осанки.
Индивидуальный учебный план  учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Индивидуальный учебный план

учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Общие принципы и правила коррекционной работы - Индивидуальный подход к каждому ученику. - Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. - Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. - Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Общие принципы и правила коррекционной работы

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.

- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

- Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Инклюзивное образование    Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Понятие «ОВЗ» ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди , имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии .

Понятие «ОВЗ»

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди , имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии .

Средства АФК • Физические упражнения. • Естественно-средовые (природные) факторы. • Гигиенические факторы. Физические упражнения – основное специфическое средство. Физически упражнения: • укрепляют и развивают ОДА, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц; • улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ; • улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС; • улучшают функцию сенсорных систем.

Средства АФК

• Физические упражнения.

• Естественно-средовые (природные) факторы.

• Гигиенические факторы.

Физические упражнения – основное специфическое средство.

Физически упражнения:

• укрепляют и развивают ОДА, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;

• улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ;

• улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС;

• улучшают функцию сенсорных систем.

Классификации физических упражнений: 1. По целевой направленности: • ОРУ; • спортивные; • рекреационные; • лечебные; • профилактические; • коррекционные; • профессионально-подготовительные. 2. По преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: на развитие силы, гибкости .. 3. По преимущественному воздействию на определенные мышечные группы: на мышцы спины… 4. По координационной направленности: равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление.. 5. По биомеханической структуре движений: циклические, ациклические метания), смешанные (с.игры).

Классификации физических упражнений:

1. По целевой направленности:

• ОРУ;

• спортивные;

• рекреационные;

• лечебные;

• профилактические;

• коррекционные;

• профессионально-подготовительные.

2. По преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: на развитие силы, гибкости ..

3. По преимущественному воздействию на определенные мышечные группы: на мышцы спины…

4. По координационной направленности: равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление..

5. По биомеханической структуре движений: циклические, ациклические метания), смешанные (с.игры).

6. По интенсивности выполнения заданий: упражнения низкой интенсивности (ЧСС – до 100 уд.мин), умеренной (ЧСС до 120 уд.мин), тонизирующей (до 140 уд), тренирующей (до 160 уд.). 7. По видам спорта для разных нозологические групп: упражнения для слепых….. 8. По исходному положению. 9. По степени самостоятельности выполнения упражнений: самостоятельные, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением, с опорой на костыли, палку с помощью протезов. 10. По интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические, игротерапия.

6. По интенсивности выполнения заданий: упражнения низкой интенсивности (ЧСС – до 100 уд.мин), умеренной (ЧСС до 120 уд.мин), тонизирующей (до 140 уд), тренирующей (до 160 уд.).

7. По видам спорта для разных нозологические групп: упражнения для слепых…..

8. По исходному положению.

9. По степени самостоятельности выполнения упражнений: самостоятельные, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением, с опорой на костыли, палку с помощью протезов.

10. По интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические, игротерапия.

Методы АФК   • методы формирования знаний (наглядный, словесный); • методы обучения двигательным действиям (обучение по частям и в целом); • методы развития физических качеств и способностей (равномерный, игровой, повторных усилий..); • методы воспитания личности; • методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Методы АФК

• методы формирования знаний (наглядный, словесный);

• методы обучения двигательным действиям (обучение по частям и в целом);

• методы развития физических качеств и способностей (равномерный, игровой, повторных усилий..);

• методы воспитания личности;

• методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Формы организации АФК   • систематические (уроки, занятия, утренняя гимнастика); • эпизодические (загородная прогулка, рыбалка); • индивидуальные; • массовые (фестивали, праздники); • соревновательные; • игровые.

Формы организации АФК

• систематические (уроки, занятия, утренняя гимнастика);

• эпизодические (загородная прогулка, рыбалка);

• индивидуальные;

• массовые (фестивали, праздники);

• соревновательные;

• игровые.

Виды (компоненты) АФК:   • Адаптивное физическое воспитание. • Адаптивный спорт. • Адаптивная двигательная рекреация. • Адаптивная физическая реабилитация. • Экстремальные виды двигательной активности. • Креативные телесно-ориентированные практики.

Виды (компоненты) АФК:

• Адаптивное физическое воспитание.

• Адаптивный спорт.

• Адаптивная двигательная рекреация.

• Адаптивная физическая реабилитация.

• Экстремальные виды двигательной активности.

• Креативные телесно-ориентированные практики.

Специальные (коррекционные)  общеобразовательные учреждения I-VIII видов для обучающихся, воспитанников с  отклонениями в развитии   • I вид – для неслышащих (глухих); • II вид – для слабослышащих и позднооглохших; • III вид – для незрячих (слепых); • IV вид – для слабовидящих и позднооcлепших; • V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи; • VI вид –для детей с нарушениями ОДА; • VII вид – для детей с задержкой психического развития; • VIII вид – для умственно отсталых детей

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I-VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

• I вид – для неслышащих (глухих);

• II вид – для слабослышащих и позднооглохших;

• III вид – для незрячих (слепых);

• IV вид – для слабовидящих и позднооcлепших;

• V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

• VI вид –для детей с нарушениями ОДА;

• VII вид – для детей с задержкой психического развития;

• VIII вид – для умственно отсталых детей

 Общеобразовательные школы (дети с ОВЗ – инклюзивное  образование) – с 1 сентября 2017г. (Концепция)   • Классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) классы для детей с ЗПР при массовой школе • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторно-лесная школа, санаторная школа-интернат, санаторный детский дом) • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центры диагностики, консультирования, сопровождения, психолого-педагогический реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации и профориентации, лечебной педагогики и дифференцированного обучения) • Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением о отклонениями в развитии (специальная общеобразовательная школа, специальное профессиональное училище)

Общеобразовательные школы (дети с ОВЗ – инклюзивное образование) – с 1 сентября 2017г. (Концепция)

• Классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) классы для детей с ЗПР при массовой школе

• Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторно-лесная школа, санаторная школа-интернат, санаторный детский дом)

• Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центры диагностики, консультирования, сопровождения, психолого-педагогический реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации и профориентации, лечебной педагогики и дифференцированного обучения)

• Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением о отклонениями в развитии (специальная общеобразовательная школа, специальное профессиональное училище)

Адаптивная физическая реабилитация   Компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Адаптивная физическая реабилитация

Компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Цель адаптивной физической реабилитации формирование адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма;  в обучении их умения использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства.  Само реабилитация .

Цель адаптивной физической реабилитации

  • формирование адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма;
  • в обучении их умения использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства.
  • Само реабилитация .
 Виды адаптивной физической культуры, которые  имеют каждый  свое назначение:   - адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физического образования; - адаптивная двигательная рекреация - для оздоровительного досуга, активного отдыха, игр, общения; - адаптивный спорт - для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых качеств; - физическая реабилитация - для лечения, восстановления и компенсации потерянных возможностей.

Виды адаптивной физической культуры, которые  имеют каждый  свое назначение:

  • - адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физического образования;
  • - адаптивная двигательная рекреация - для оздоровительного досуга, активного отдыха, игр, общения;
  • - адаптивный спорт - для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых качеств;
  • - физическая реабилитация - для лечения, восстановления и компенсации потерянных возможностей.

Принципы

  • 1. Четкая дифференциация целей и задач АФК на основании анализа возможностей, обеспечивающих восстановление мышечной силы и координации движений, предупреждения и устранения контрактур, выработки самостоятельного передвижения, развитие способностей к манипулятивным действиям, приобретение навыков бытового самообслуживания, нормализацию обмена веществ, дыхания, установление контролируемых основ мочеиспускания и дефекации, приобретение новых профессиональных навыков.
  • 2. Интерактивное использование в комплексе АФК различных методик.
  • 3. Дифференциация методики по применению гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений прикладного характера.
  • 4. Гимнастические упражнения, включаемые в комплекс, должны определяться клиническим синдромом двигательных расстройств, типом нарушения мышечного тонуса и состояния координации. Целесообразно выполнять активные, пассивные и активно-пассивные упражнения с помощью методиста, из оптимальных исходных положений, с применением резиновых бинтов, тренажерных систем.
  • Особенно важны упражнения по восстановлению функций кистей, способности к манипулятивным действиям.

5. Четкая дифференциация применения различных видов массажа - классического сегментарного, точечного, их сочетание, вибро-, гидро- и самомассажа, электро - и вибростимуляции пораженных мышц.

6. Упражнения прикладного типа должны включать комплексную систему развития и обучения ходьбе как способу самостоятельного передвижения.    Наиболее эффективно последовательное применение упражнений:

- в постели с переменным расположением у угла постели;

- с применением укороченных костылей;

- с использованием подвесов и резиновых бинтов;

- ходьба между параллельными брусьями в зале и в бассейне;

- передвижение с помощью монорельса, костылей;

- ходьба по лестнице с перешагивания, с ношей, в темноте, падения и вставания.

7. Эффективным является включение в комплекс спортивных игр и соревнований. Индивидуальные и групповые занятия АФК проводятся в течение 10-30 мин. один-два раза в день в залах стационарных лечебных и санаторно-курортных учреждений, поликлиник, на спортивных площадках, в бассейнах и др.

Производственную гимнастику как самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях быта необходимо включать ежедневно в режим двигательной активности инвалидов. В течение дня целесообразно проводить 3-4 занятия продолжительностью 15-30 мин.

С целью повышения эффективности физических упражнений на функциональное развитие организма и уровень физической подготовленности рекомендуется использование в индивидуальных занятиях различных тренажерных систем, приспособлений и снарядов (гантели, эластичные, резиновые бинты, эспандеры, блочные системы и др.), что позволит облегчить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма .

Прогулки, ближний туризм - формы физического воспитания, не требующие длительной подготовки и использования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательным режим на всех этапах реабилитации. Продолжительность прогулок зависит от температуры окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использования этого вида самостоятельных занятий в домашних условиях. Ближний туризм может быть организован группой инвалидов, занимающихся в одной секции или объединении по территориальному принципу (специальные районы, дома для инвалидов, лечебные учреждения санаторного типа), а также самостоятельно проводится, как правило, в течение одного дня. Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов позволяет обеспечить сочетание активного восприятия окружающей среды с дозированной физической нагрузкой, способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению функционального состояния основных систем организма, повышению уровня физической подготовленности инвалидов.

Прогулки, ближний туризм - формы физического воспитания, не требующие длительной подготовки и использования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательным режим на всех этапах реабилитации. Продолжительность прогулок зависит от температуры окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использования этого вида самостоятельных занятий в домашних условиях. Ближний туризм может быть организован группой инвалидов, занимающихся в одной секции или объединении по территориальному принципу (специальные районы, дома для инвалидов, лечебные учреждения санаторного типа), а также самостоятельно проводится, как правило, в течение одного дня.

Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов позволяет обеспечить сочетание активного восприятия окружающей среды с дозированной физической нагрузкой, способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению функционального состояния основных систем организма, повышению уровня физической подготовленности инвалидов.

Вывод

  • На сегодняшний день адаптивная физическая культура (АФК) занимает особенное место в структуре реабилитационных и коррекционных мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья, потому что по специфики своего действия она оказывает влияние не только на физическое и психическое состояние человека, но и на расширение его социального опыта.
  • Меры применения физической реабилитации очень важны как для самого человека с ограниченными возможностями и его семьи, так и для общества в целом из-за того, что эффективная спортивно-оздоровительная работа непосредственно связана с экономической рентабельностью, повышением работоспособности, уменьшением заболеваний, активизацией общественной и профессиональной деятельности инвалидов.
  • Таким образом, адаптивная физическая культура открывает резервные возможности людей с ОВЗ и помогает им заниматься спортивной деятельностью, что является важным средством компенсации нарушений в области социальной адаптации и свою роль в обществе.

Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех занятиях у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. При занятиях нужно хорошо использовать звуковые и речевые сопровождения. Важное значение имеют слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь. Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе, в движении.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание