Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области
Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ
Проект разработала
Панкратова Юлия Ильинична
Актуальность работы
ежегодно снижается уровень здоровья детей и подростков, появляется все больше детей, имеющих физические и умственные отклонения. Это связано как с неблагоприятными экологическими условиями в нашей стране, с генетическими отклонениями, так и с развитием современной медицины, позволяющей выхаживать детей с аномалиями развития.
Понятие АФК
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
«Нет необучаемых детей,
нужно просто
уметь любить их такими,
какие они есть».
Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности.
Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры
Цели:
• полноценная психофизиологическая и социальная реабилитация человека, имеющего врожденные или приобретенные нарушения физического или психического развития;
• формирование у занимающихся осознанного
отношения к своим силам, твердой уверенности в
них, готовности к смелым и решительным действиям;
• формирование потребности в систематических
занятиях физическими упражнениями и в
осуществлении здорового образа жизни.
Задачи :
Общие задачи:
1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению
сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
2. Обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и
навыков.
3. Развитие двигательных качеств.
4. Воспитание потребности и умений
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Коррекция техники основных движений.
2. Коррекция и развитие координационных способностей (равновесия, ритмичности, точности движений, зрительно-моторной координации).
3. Коррекция и развитие физической подготовленности (силы, ловкости и т.д.).
4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций.
5. Профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, плоскостопия и пр.
6. Коррекция и развитие сенсорных систем (развитие слуховой памяти, дифференцировка тактильных ощущений).
7. Коррекция психически нарушений.
Нормативно – правовую базу в области образования детей с ОВЗ в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
федеральные (Конституция, законы, кодексы– семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления, указы, распоряжения);
ведомственные (Министерства образования);
региональные (правительственные и ведомственные).
В связи с ратификацией Россией в 2012 году Конвенции ООН о правах инвалидов в 2013– 2014 годах принято свыше 15 законодательных актов о внесении изменений в более чем 30 Федеральных Законов, которые позволяют обеспечить реализацию прав инвалидов на беспрепятственный доступ к различным объектам и услугам, в том числе к образованию.
Статья 43 Конституции РФ
- • провозглашает право каждого на образование.
- • Принцип равноправия. Государств гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
- • Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
• статья 79
- Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
- Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
- Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 ввел правовые понятия:
- «инвалид»,
- - ограничение жизнедеятельности,
- - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья,
- - индивидуальный учебный план,
- - инклюзивное образование,
- - адаптированная образовательная программа,
- - специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки физическом и (или) психическом развитии.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) подчеркнула необходимость обеспечения безбарьерной среды для детей с ОВЗ .
- • Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.
- • В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования.
- • Срок реализации государственной программы «Доступная среда» продлен до 2020 года.
Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р утверждена «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы», которой определило что, стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества каждого гражданина.
Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Ставит задачи:
- - законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду (права на инклюзивное образование);
- - обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
- - нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
- - внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
- - пересмотр критериев установления инвалидности для детей;
- - создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;
- - внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
Распоряжение от 16 июля 2016 года №1507-р. В рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы
- Утверждён план реализации в субъектах Федерации программ сопровождения
- инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и
- содействия в последующем трудоустройстве на 2016–2020 годы.
Постановление от 17 мая 2017 года №575
информация, которую образовательные организации обязаны размещать на официальном сайте, должна быть дополнена сведениями об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
- В письме даны разъяснения, что формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития.
- При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе не должно превышать 3 – 4 человек.
Оздоровительные – коррекционные занятия АФК должны содействовать:
- Укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок.
- Правильному физическому развитию и закаливанию организма.
- Развитию физических качеств.
- Повышению физической и умственной работоспособности.
- Освоению основных двигательных умений и навыков.
- Ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием, постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок.
- Формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
- Формированию правильной осанки.
Индивидуальный учебный план
учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Общие принципы и правила коррекционной работы
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Инклюзивное образование
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Понятие «ОВЗ»
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди , имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии .
Средства АФК
• Физические упражнения.
• Естественно-средовые (природные) факторы.
• Гигиенические факторы.
Физические упражнения – основное специфическое средство.
Физически упражнения:
• укрепляют и развивают ОДА, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
• улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ;
• улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС;
• улучшают функцию сенсорных систем.
Классификации физических упражнений:
1. По целевой направленности:
• ОРУ;
• спортивные;
• рекреационные;
• лечебные;
• профилактические;
• коррекционные;
• профессионально-подготовительные.
2. По преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: на развитие силы, гибкости ..
3. По преимущественному воздействию на определенные мышечные группы: на мышцы спины…
4. По координационной направленности: равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление..
5. По биомеханической структуре движений: циклические, ациклические метания), смешанные (с.игры).
6. По интенсивности выполнения заданий: упражнения низкой интенсивности (ЧСС – до 100 уд.мин), умеренной (ЧСС до 120 уд.мин), тонизирующей (до 140 уд), тренирующей (до 160 уд.).
7. По видам спорта для разных нозологические групп: упражнения для слепых…..
8. По исходному положению.
9. По степени самостоятельности выполнения упражнений: самостоятельные, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением, с опорой на костыли, палку с помощью протезов.
10. По интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические, игротерапия.
Методы АФК
• методы формирования знаний (наглядный, словесный);
• методы обучения двигательным действиям (обучение по частям и в целом);
• методы развития физических качеств и способностей (равномерный, игровой, повторных усилий..);
• методы воспитания личности;
• методы взаимодействия педагога и занимающихся.
Формы организации АФК
• систематические (уроки, занятия, утренняя гимнастика);
• эпизодические (загородная прогулка, рыбалка);
• индивидуальные;
• массовые (фестивали, праздники);
• соревновательные;
• игровые.
Виды (компоненты) АФК:
• Адаптивное физическое воспитание.
• Адаптивный спорт.
• Адаптивная двигательная рекреация.
• Адаптивная физическая реабилитация.
• Экстремальные виды двигательной активности.
• Креативные телесно-ориентированные практики.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I-VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
• I вид – для неслышащих (глухих);
• II вид – для слабослышащих и позднооглохших;
• III вид – для незрячих (слепых);
• IV вид – для слабовидящих и позднооcлепших;
• V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
• VI вид –для детей с нарушениями ОДА;
• VII вид – для детей с задержкой психического развития;
• VIII вид – для умственно отсталых детей
Общеобразовательные школы (дети с ОВЗ – инклюзивное образование) – с 1 сентября 2017г. (Концепция)
• Классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) классы для детей с ЗПР при массовой школе
• Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторно-лесная школа, санаторная школа-интернат, санаторный детский дом)
• Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центры диагностики, консультирования, сопровождения, психолого-педагогический реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации и профориентации, лечебной педагогики и дифференцированного обучения)
• Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением о отклонениями в развитии (специальная общеобразовательная школа, специальное профессиональное училище)
Адаптивная физическая реабилитация
Компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).
Цель адаптивной физической реабилитации
- формирование адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма;
- в обучении их умения использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства.
- Само реабилитация .
Виды адаптивной физической культуры, которые имеют каждый свое назначение:
- - адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физического образования;
- - адаптивная двигательная рекреация - для оздоровительного досуга, активного отдыха, игр, общения;
- - адаптивный спорт - для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых качеств;
- - физическая реабилитация - для лечения, восстановления и компенсации потерянных возможностей.
Принципы
- 1. Четкая дифференциация целей и задач АФК на основании анализа возможностей, обеспечивающих восстановление мышечной силы и координации движений, предупреждения и устранения контрактур, выработки самостоятельного передвижения, развитие способностей к манипулятивным действиям, приобретение навыков бытового самообслуживания, нормализацию обмена веществ, дыхания, установление контролируемых основ мочеиспускания и дефекации, приобретение новых профессиональных навыков.
- 2. Интерактивное использование в комплексе АФК различных методик.
- 3. Дифференциация методики по применению гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений прикладного характера.
- 4. Гимнастические упражнения, включаемые в комплекс, должны определяться клиническим синдромом двигательных расстройств, типом нарушения мышечного тонуса и состояния координации. Целесообразно выполнять активные, пассивные и активно-пассивные упражнения с помощью методиста, из оптимальных исходных положений, с применением резиновых бинтов, тренажерных систем.
- Особенно важны упражнения по восстановлению функций кистей, способности к манипулятивным действиям.
5. Четкая дифференциация применения различных видов массажа - классического сегментарного, точечного, их сочетание, вибро-, гидро- и самомассажа, электро - и вибростимуляции пораженных мышц.
6. Упражнения прикладного типа должны включать комплексную систему развития и обучения ходьбе как способу самостоятельного передвижения. Наиболее эффективно последовательное применение упражнений:
- в постели с переменным расположением у угла постели;
- с применением укороченных костылей;
- с использованием подвесов и резиновых бинтов;
- ходьба между параллельными брусьями в зале и в бассейне;
- передвижение с помощью монорельса, костылей;
- ходьба по лестнице с перешагивания, с ношей, в темноте, падения и вставания.
7. Эффективным является включение в комплекс спортивных игр и соревнований. Индивидуальные и групповые занятия АФК проводятся в течение 10-30 мин. один-два раза в день в залах стационарных лечебных и санаторно-курортных учреждений, поликлиник, на спортивных площадках, в бассейнах и др.
Производственную гимнастику как самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях быта необходимо включать ежедневно в режим двигательной активности инвалидов. В течение дня целесообразно проводить 3-4 занятия продолжительностью 15-30 мин.
С целью повышения эффективности физических упражнений на функциональное развитие организма и уровень физической подготовленности рекомендуется использование в индивидуальных занятиях различных тренажерных систем, приспособлений и снарядов (гантели, эластичные, резиновые бинты, эспандеры, блочные системы и др.), что позволит облегчить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма .
Прогулки, ближний туризм - формы физического воспитания, не требующие длительной подготовки и использования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательным режим на всех этапах реабилитации. Продолжительность прогулок зависит от температуры окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использования этого вида самостоятельных занятий в домашних условиях. Ближний туризм может быть организован группой инвалидов, занимающихся в одной секции или объединении по территориальному принципу (специальные районы, дома для инвалидов, лечебные учреждения санаторного типа), а также самостоятельно проводится, как правило, в течение одного дня.
Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов позволяет обеспечить сочетание активного восприятия окружающей среды с дозированной физической нагрузкой, способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению функционального состояния основных систем организма, повышению уровня физической подготовленности инвалидов.
Вывод
- На сегодняшний день адаптивная физическая культура (АФК) занимает особенное место в структуре реабилитационных и коррекционных мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья, потому что по специфики своего действия она оказывает влияние не только на физическое и психическое состояние человека, но и на расширение его социального опыта.
- Меры применения физической реабилитации очень важны как для самого человека с ограниченными возможностями и его семьи, так и для общества в целом из-за того, что эффективная спортивно-оздоровительная работа непосредственно связана с экономической рентабельностью, повышением работоспособности, уменьшением заболеваний, активизацией общественной и профессиональной деятельности инвалидов.
- Таким образом, адаптивная физическая культура открывает резервные возможности людей с ОВЗ и помогает им заниматься спортивной деятельностью, что является важным средством компенсации нарушений в области социальной адаптации и свою роль в обществе.
Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех занятиях у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. При занятиях нужно хорошо использовать звуковые и речевые сопровождения. Важное значение имеют слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь. Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе, в движении.
Спасибо за внимание