МАУ ДО "СШОР "Сибиряк"
Г. Нефтеюганск
Адаптивная физическая культура и спорт
Тема: «адаптивный спорт – возможность развития»
Жаркова Татьяна Вячеславовна
2025г.
Содержание
Содержание ……………………………………………………………………………2
Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. История возникновения адаптивного спорта…………...………………….4
Глава 2. Влияние занятий адаптивным спортом на лиц с ограниченными возможностями…………………………………………..…………………………….6
Заключение…………………………………………………………………………......9
Список литературы ………………………………………………………… ………10
|
ВВЕДЕНИЕ
Адаптивная физическая культура и спорт (сокр. АФКиС) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями. Адаптивный спорт - разновидность спорта, направленная на формирование у инвалидов (особенно у талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших спортивных результатов в его разливных видах в условиях состязаний с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.
Цель работы: формировании осознанного отношения лиц с ограниченными возможностями к занятиям физической культуры для уверенности в своих силах.
Задачи:
- Изучить историю возникновения и развития адаптивного спорта
- Выявить значение реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта
- Выяснить, как адаптивный спорт влияет на людей с ограниченными возможностями.
Практическая значимость: работая по Программам спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт глухих, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт слепых поможет сделать выводы, что можно использовать для дополнительной мотивации лиц с ограниченными возможностями для занятий адаптивным спортом.
ГЛАВА 1. История возникновения адаптивного спорта
К началу 2025 года в России состояли на учете 11,1 миллиона человек с инвалидностью, что составляет 7,6% от общей численности населения страны. По данным на начало 2025 года, число людей с инвалидностью на 1000 человек населения варьировалось от 35 в Ямало-Ненецком автономной округе до 171 в Чеченской Республике. Помимо Ямало-Ненецкого АО, число инвалидов в расчете на 1000 человек не достигает 50 еще в 7 регионах (в Ханты-Мансийском и Чукотском АО, Камчатском крае, Магаданской, Мурманской, Московской области и городе Севастополе). Крайне высокий уровень инвалидности населения наблюдается не только в Чеченской Республике, но и в некоторых других республиках Северного Кавказа (148 на 1000 человек в Ингушетии, 122 в Карачаево-Черкесии, 112 в Дагестане), Белгородской области (118), Республике Карелии (111), Курской, Рязанской, Тамбовской и Кировской областях (100-110 на 1000 человек).
В последние десятилетие особое внимание специалисты уделяют проблеме социальной и физической реабилитации инвалидов средствами физического воспитания с целью восстановления здоровья, привлечения их к общественно полезному труду. Трудно переоценить гуманистическое значение разнообразных спортивных соревнований для лиц с особыми потребностями. Они позволяют людям с ограниченными возможностями вернуться в общество, а в отдельных случаях избавиться от болезни с помощью спорта.
Адаптивный спорт начал развиваться еще почти 100 лет назад. В XVII-XIX веках было известно, что одним из важнейших факторов реабилитации лиц с ОВЗ является двигательная активность.
Первые попытки приобщить лиц с ОВЗ были предприняты в 1888г в Берлине, когда начал формироваться первый спортивный клуб среди лиц с нарушением слуха.
Традиционное развитие различных видов спорта среди лиц с ОВЗ, связано с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана. Во время Второй Мировой Войны, на базе Сток-Мондевильского Госпиталя в городе Эйлсбери благодаря ему, были проведены соревнования среди лиц с ОВЗ. Он первым на практике доказал, что спорт для таких людей не только создаёт условия для успешной жизнедеятельности, но и восстанавливает психическое равновесие. Таким образом, Адаптивный спорт позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков.
В 1956 году Людвиг Гуттман разработал хартию для спортсменов, которая в дальнейшем способствовала активному развитию Адаптивного спорта. В 1960 году была создана Международная рабочая группа, изучающая проблемы развития Адаптивного спорта. В том же году в Риме были проведены первые Международные соревнования среди лиц с ОВЗ, которые фактически можно считать первыми Паралимпийскими Играми.
В 1964 году была создана Международная организация среди инвалидов, куда добавились еще 16 стран. В тот же год в Токио во время состязаний по 7 видам спорта, была одновременно обнародована официальная эмблема Международного Паралимпийского Движения.
С 1976 года в состязаниях стали принимать участия спортсмены других групп повреждений, которые ранее не участвовали. С каждыми следующими играми число участников возрастало, расширялась география стран, и увеличивалось количество новых видов спорта.
С 1982 годом связано появление особого органа, который способствовал расширению Паралимпийских Игр, а через 10 лет, в 1992 году его официальное название носит МПК (Международный Паралимпийский Комитет).
ГЛАВА 2. Влияние занятий адаптивным спортом на лиц с ограниченными возможностями
На сегодняшний день актуальность проблемы изучения качества жизни людей с ограниченными возможностями связывается с устойчивым увеличением в социальной структуре общества числа людей с отклонениями в развитии, с инвалидностью. Ухудшение функционирования организма и потеря работоспособности являются факторами, ухудшающими моральное и материальное состояние людей, что способствует возрастанию пессимизма и пассивности, чувствам ущербности. Последствия являются значимыми не только для данных групп, но и для общества в целом.
Социальная реабилитация, основанная на использовании физической культуры и спорта, является одной из наиболее перспективных направлений поскольку регулярные занятия физической культурой, улучшают способность индивида к самостоятельной, полноценной жизнедеятельности и адаптации в обществе. Однако, для социального благополучия недостаточно повышение только физических качеств инвалида. Необходимо преодоление психологических и социальных барьеров, поиск ресурсов, которые бы повысили качество жизни людей с ограниченными возможностями.
Адаптивная физическая культура, это деятельность, направленная на отвлечение больного от своего заболевания путем восстановительной и соревновательной деятельности, которые помогают инвалиду жить полноценной жизнью.
При составлении программы занятий по адаптивной физической культуре требуется учитывать, индивидуальные психологические особенности в совокупности с патологическими отклонениями людей с ограниченными возможностями здоровья. Этому могут способствовать принципы адаптивной физической культуры, к которым относится принцип активности, принцип доступности, принцип систематичности, принцип наглядности и принцип коррекционно-развивающей направленности. Программные методики, построенные на основных принципах адаптивной физической культуры, повышают уровень физической подготовки инвалида, улучшают его трудовую и интеллектуальную деятельность, создают условия для раскрытия внутреннего потенциала.
Адаптивная физическая культура является многогранным видом реабилитации, который включает в себя несколько аспектов. На сегодняшний день, в научной литературе выделяют четыре основных вида адаптивной физической культуры:
1. Адаптивное физическое воспитание – это вид адаптивной физической культуры, направленный на формирование правильного и положительного отношения инвалида к занятию спортом. Главным средством адаптивного физического воспитания являются физические упражнения. Это основа коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма.
2. Двигательная рекреация – это компонент адаптивной физической культуры, направленный на удовлетворение потребностей инвалида в отдыхе, развлечениях, в общении и смене вида деятельности.
3. Адаптивная физическая реабилитация это включает систему мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, эмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов
4. Адаптивный спорт – это вид адаптивной физической культуры, который удовлетворяет потребности личности в самореализации. При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивной спорт является практически единственной возможностью удовлетворения высших потребностей человека, прежде всего потребности в самоактуализации, поскольку профессионально-трудовая, общественно-политическая и другие виды деятельности не всегда оказываются доступными. Адаптивный спорт направлен на достижение инвалидами высоких спортивных достижений на соревнованиях различного масштаба, развитие и совершенствование физических качеств, повышение самооценки инвалида и социального статуса в обществе за счѐт собственных спортивных достижений. Нацеленность на максимальный результат, личный рекорд является главным отличием адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физической культуры.
Основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных результатов в соответствии со своими физическими возможностями, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций.
Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, которые способствуют реализации физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена инвалида, удовлетворению эстетических, этических, духовных потребности, ценностей его физического самосовершенствования.
Адаптивный спорт на сегодняшний день развивается преимущественно в рамках трех крупнейших международных движений: паралимпийского, специального олимпийского и сурдлимпийского движения. Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения. Сурдлимпийский спорт – это спорт для людей с нарушениями слуха. Специальный спорт – для людей с интеллектуальными отклонениями. Адаптивный спорт формирует спортивную культуру инвалида, способствует развитию мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать следующие выводы. Адаптивная физическая культура заключает в себе достоинства, которые влияют на качество жизни инвалидов. Игровая форма и соревновательный характер физкультурной деятельности помогают решить важнейшую мировоззренческую проблему, как повышение самоутверждения человека с ограниченными возможностями в обществе. Занятия адаптивной физической культурой и спортом способствуют решению не только проблем со здоровьем, но и способствуют повышению самооценки и социальной вовлеченности инвалида. Преимуществом адаптивной физической культуры, как субъективного фактора, является повышение внутренней открытости инвалида в отношении развития собственной личности и своего физического состояния, что способствует повышению адаптационного потенциала и качества жизни в целом.
Список литературы
1.Аксенова О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев, С.П. Евсеева. – М.: Советский Спорт, 2007. – 295 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ.М.: Academia, 1999. – 640 с.
3. Бушенева И.С. Физическая культура и спорт как средство повышения уровня и качества жизни / И.С. Бушенева, И.В. Еремин, В.В. Савченко // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 8. – С. 107-111.
4. Ворожбитова А.Л. Адаптивная физическая культура и физическая реабилитация как виды физической культуры в интерпретации ученых и будущих специалистов / А.Л. Ворожбитова //Известия Сочинского государственного университета, 2013. – № 3 (26). – С. 117 -120.
5. Евсеев С. П., Попов В. И. Непрерывное физкультурное образование как средство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями //Адаптивная физическая культура. – 2000. – №. 1-2. – С. 8-10.
6. Литвинов А.А. Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП / А.А. Литвинов // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 7 (87). – С. 148-152.
7. Лубышева Л., Филимонова С. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта //Наука в олимпийском спорте. 2013. – №. 2. – С. 69-72.
8. Строгова Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов/ Н.А. Строгова //Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 169 -171.
Просмотр содержимого документа
«Адаптивный спорт – возможность развития»
МАУ ДО "СШОР "Сибиряк"
Г. Нефтеюганск
Адаптивная физическая культура и спорт
Тема: «адаптивный спорт – возможность развития»
Жаркова Татьяна Вячеславовна
2025г.
Содержание
Содержание ……………………………………………………………………………2 Введение ……………………………………………………………………………….3 Глава 1. История возникновения адаптивного спорта…………...………………….4 Глава 2. Влияние занятий адаптивным спортом на лиц с ограниченными возможностями…………………………………………..…………………………….6 Заключение…………………………………………………………………………......9 Список литературы ………………………………………………………… ………10 |
ВВЕДЕНИЕ
Адаптивная физическая культура и спорт (сокр. АФКиС) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями. Адаптивный спорт - разновидность спорта, направленная на формирование у инвалидов (особенно у талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших спортивных результатов в его разливных видах в условиях состязаний с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.
Цель работы: формировании осознанного отношения лиц с ограниченными возможностями к занятиям физической культуры для уверенности в своих силах.
Задачи:
Изучить историю возникновения и развития адаптивного спорта
Выявить значение реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта
Выяснить, как адаптивный спорт влияет на людей с ограниченными возможностями.
Практическая значимость: работая по Программам спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт глухих, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт слепых поможет сделать выводы, что можно использовать для дополнительной мотивации лиц с ограниченными возможностями для занятий адаптивным спортом.
ГЛАВА 1. История возникновения адаптивного спорта
К началу 2025 года в России состояли на учете 11,1 миллиона человек с инвалидностью, что составляет 7,6% от общей численности населения страны. По данным на начало 2025 года, число людей с инвалидностью на 1000 человек населения варьировалось от 35 в Ямало-Ненецком автономной округе до 171 в Чеченской Республике. Помимо Ямало-Ненецкого АО, число инвалидов в расчете на 1000 человек не достигает 50 еще в 7 регионах (в Ханты-Мансийском и Чукотском АО, Камчатском крае, Магаданской, Мурманской, Московской области и городе Севастополе). Крайне высокий уровень инвалидности населения наблюдается не только в Чеченской Республике, но и в некоторых других республиках Северного Кавказа (148 на 1000 человек в Ингушетии, 122 в Карачаево-Черкесии, 112 в Дагестане), Белгородской области (118), Республике Карелии (111), Курской, Рязанской, Тамбовской и Кировской областях (100-110 на 1000 человек).
В последние десятилетие особое внимание специалисты уделяют проблеме социальной и физической реабилитации инвалидов средствами физического воспитания с целью восстановления здоровья, привлечения их к общественно полезному труду. Трудно переоценить гуманистическое значение разнообразных спортивных соревнований для лиц с особыми потребностями. Они позволяют людям с ограниченными возможностями вернуться в общество, а в отдельных случаях избавиться от болезни с помощью спорта.
Адаптивный спорт начал развиваться еще почти 100 лет назад. В XVII-XIX веках было известно, что одним из важнейших факторов реабилитации лиц с ОВЗ является двигательная активность.
Первые попытки приобщить лиц с ОВЗ были предприняты в 1888г в Берлине, когда начал формироваться первый спортивный клуб среди лиц с нарушением слуха.
Традиционное развитие различных видов спорта среди лиц с ОВЗ, связано с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана. Во время Второй Мировой Войны, на базе Сток-Мондевильского Госпиталя в городе Эйлсбери благодаря ему, были проведены соревнования среди лиц с ОВЗ. Он первым на практике доказал, что спорт для таких людей не только создаёт условия для успешной жизнедеятельности, но и восстанавливает психическое равновесие. Таким образом, Адаптивный спорт позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков.
В 1956 году Людвиг Гуттман разработал хартию для спортсменов, которая в дальнейшем способствовала активному развитию Адаптивного спорта. В 1960 году была создана Международная рабочая группа, изучающая проблемы развития Адаптивного спорта. В том же году в Риме были проведены первые Международные соревнования среди лиц с ОВЗ, которые фактически можно считать первыми Паралимпийскими Играми.
В 1964 году была создана Международная организация среди инвалидов, куда добавились еще 16 стран. В тот же год в Токио во время состязаний по 7 видам спорта, была одновременно обнародована официальная эмблема Международного Паралимпийского Движения.
С 1976 года в состязаниях стали принимать участия спортсмены других групп повреждений, которые ранее не участвовали. С каждыми следующими играми число участников возрастало, расширялась география стран, и увеличивалось количество новых видов спорта.
С 1982 годом связано появление особого органа, который способствовал расширению Паралимпийских Игр, а через 10 лет, в 1992 году его официальное название носит МПК (Международный Паралимпийский Комитет).
ГЛАВА 2. Влияние занятий адаптивным спортом на лиц с ограниченными возможностями
На сегодняшний день актуальность проблемы изучения качества жизни людей с ограниченными возможностями связывается с устойчивым увеличением в социальной структуре общества числа людей с отклонениями в развитии, с инвалидностью. Ухудшение функционирования организма и потеря работоспособности являются факторами, ухудшающими моральное и материальное состояние людей, что способствует возрастанию пессимизма и пассивности, чувствам ущербности. Последствия являются значимыми не только для данных групп, но и для общества в целом.
Социальная реабилитация, основанная на использовании физической культуры и спорта, является одной из наиболее перспективных направлений поскольку регулярные занятия физической культурой, улучшают способность индивида к самостоятельной, полноценной жизнедеятельности и адаптации в обществе. Однако, для социального благополучия недостаточно повышение только физических качеств инвалида. Необходимо преодоление психологических и социальных барьеров, поиск ресурсов, которые бы повысили качество жизни людей с ограниченными возможностями.
Адаптивная физическая культура, это деятельность, направленная на отвлечение больного от своего заболевания путем восстановительной и соревновательной деятельности, которые помогают инвалиду жить полноценной жизнью.
При составлении программы занятий по адаптивной физической культуре требуется учитывать, индивидуальные психологические особенности в совокупности с патологическими отклонениями людей с ограниченными возможностями здоровья. Этому могут способствовать принципы адаптивной физической культуры, к которым относится принцип активности, принцип доступности, принцип систематичности, принцип наглядности и принцип коррекционно-развивающей направленности. Программные методики, построенные на основных принципах адаптивной физической культуры, повышают уровень физической подготовки инвалида, улучшают его трудовую и интеллектуальную деятельность, создают условия для раскрытия внутреннего потенциала.
Адаптивная физическая культура является многогранным видом реабилитации, который включает в себя несколько аспектов. На сегодняшний день, в научной литературе выделяют четыре основных вида адаптивной физической культуры:
1. Адаптивное физическое воспитание – это вид адаптивной физической культуры, направленный на формирование правильного и положительного отношения инвалида к занятию спортом. Главным средством адаптивного физического воспитания являются физические упражнения. Это основа коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма.
2. Двигательная рекреация – это компонент адаптивной физической культуры, направленный на удовлетворение потребностей инвалида в отдыхе, развлечениях, в общении и смене вида деятельности.
3. Адаптивная физическая реабилитация это включает систему мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, эмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов
4. Адаптивный спорт – это вид адаптивной физической культуры, который удовлетворяет потребности личности в самореализации. При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивной спорт является практически единственной возможностью удовлетворения высших потребностей человека, прежде всего потребности в самоактуализации, поскольку профессионально-трудовая, общественно-политическая и другие виды деятельности не всегда оказываются доступными. Адаптивный спорт направлен на достижение инвалидами высоких спортивных достижений на соревнованиях различного масштаба, развитие и совершенствование физических качеств, повышение самооценки инвалида и социального статуса в обществе за счѐт собственных спортивных достижений. Нацеленность на максимальный результат, личный рекорд является главным отличием адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физической культуры.
Основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных результатов в соответствии со своими физическими возможностями, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций.
Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, которые способствуют реализации физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена инвалида, удовлетворению эстетических, этических, духовных потребности, ценностей его физического самосовершенствования.
Адаптивный спорт на сегодняшний день развивается преимущественно в рамках трех крупнейших международных движений: паралимпийского, специального олимпийского и сурдлимпийского движения. Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения. Сурдлимпийский спорт – это спорт для людей с нарушениями слуха. Специальный спорт – для людей с интеллектуальными отклонениями. Адаптивный спорт формирует спортивную культуру инвалида, способствует развитию мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать следующие выводы. Адаптивная физическая культура заключает в себе достоинства, которые влияют на качество жизни инвалидов. Игровая форма и соревновательный характер физкультурной деятельности помогают решить важнейшую мировоззренческую проблему, как повышение самоутверждения человека с ограниченными возможностями в обществе. Занятия адаптивной физической культурой и спортом способствуют решению не только проблем со здоровьем, но и способствуют повышению самооценки и социальной вовлеченности инвалида. Преимуществом адаптивной физической культуры, как субъективного фактора, является повышение внутренней открытости инвалида в отношении развития собственной личности и своего физического состояния, что способствует повышению адаптационного потенциала и качества жизни в целом.
Список литературы
1.Аксенова О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев, С.П. Евсеева. – М.: Советский Спорт, 2007. – 295 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ.М.: Academia, 1999. – 640 с.
3. Бушенева И.С. Физическая культура и спорт как средство повышения уровня и качества жизни / И.С. Бушенева, И.В. Еремин, В.В. Савченко // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 8. – С. 107-111.
4. Ворожбитова А.Л. Адаптивная физическая культура и физическая реабилитация как виды физической культуры в интерпретации ученых и будущих специалистов / А.Л. Ворожбитова //Известия Сочинского государственного университета, 2013. – № 3 (26). – С. 117 -120.
5. Евсеев С. П., Попов В. И. Непрерывное физкультурное образование как средство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями //Адаптивная физическая культура. – 2000. – №. 1-2. – С. 8-10.
6. Литвинов А.А. Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП / А.А. Литвинов // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 7 (87). – С. 148-152.
7. Лубышева Л., Филимонова С. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта //Наука в олимпийском спорте. 2013. – №. 2. – С. 69-72.
8. Строгова Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов/ Н.А. Строгова //Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 169 -171.